Напоминание

"Чудо Сибири- тайга и лес, полны тайн и чудес"


Автор: Черноусова Ирина Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГОКУ СКШ №6
Населённый пункт: Г. Нижнеудинск Иркутской области
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Чудо Сибири- тайга и лес, полны тайн и чудес"
Дата публикации: 15.09.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитательское занятие «Чудо Сибири-тайга и лес, полны тайн и

чудес», проведено воспитателем Черноусовой Ириной Юрьевной, в 5

классе СКШИ №6 г.Нижнеудинска Иркутской области

.

Цель: Обобщение знаний о растительном и животном мире Сибири.

Задачи:

Познакомить с птицей кедровкой, цветком башмачком крупноцветным.

Закрепление знаний о хвойных и лиственных деревьях.

Обобщение знаний о цветах и ягодах, произрастающих в лесах Сибири

Подвести к умению сделать вывод о взаимосвязи всего живого.

Коррекция мышления на основе умения классифицировать, отгадывать загадки.

Воспитание интереса, любви к растительному и животному миру родной природы

Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, предлагаю прослушать загадки:

1.Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий.

Коль такого довелось встретить,

Знайте- это…(лось)

2.Елка я, как наряжусь,

А в лесу я …(ель) зовусь.

3.Зверек юркий и когтистый,

Мех – самый ценный, серебристый.(соболь)

А теперь вспомните отгадки, расположите их последовательно: первую вверх, вторую

посредине, третью- внизу…Теперь прочитайте в каждом слове начальные буквы .Кто

затрудняется, дать лист бумаги и ручку .Назовите получившееся слово. ЛЕС. Проверить у

доски для тех, кто не смог выполнить задание. И так ,у нас получилось слово лес, это и

будет темой нашего занятия.

Сейчас я предлагаю вам прочитать следующую зашифрованную фразу : « сел- ешан

овтстагоб».Фраза написана на доске. Прочитав ее наоборот, дети читают: « Лес- наше

богатство»

Согласны ли вы с этим утверждением? Ответы детей. Помочь сделать вывод, если есть

затруднения.

А теперь продолжите фразу : «Лес- это…»Высказывания детей. Да лес-это наш зеленый

друг ,это легкие города, планеты в целом, это чистый воздух .Лес- это здоровье ,познание

прекрасного, это красота.

Как называют непроходимый, густой лес с богатым растительным и животным миром?

(тайга).Сегодня наше занятие посвящено лесу, но , знайте, что Сибирь особо славится

тайгой.

Любите вы сказки слушать да фантазировать? Я предлагаю вам сказку послушать и

помочь мне в ее составлении. Сказка будет называться «Волшебная картина природы.»На

планшете и фигурках животных, растений подклеена с обратной стороны фланель.

Составляем «картину леса» на большом фланелеграфе, закрепленном на доске.

Как-то раз один художник решил нарисовать лес. « Лес- это деревья»- подумал он и стал

рисовать деревья .Какие деревья растут в нашей лесной зоне? Хвойные? Лиственные?

(Береза, - тополь, осина),- это лиственные. Пихта, сосна, ель, кедр, лиственница- это…

хвойные. Дети располагают картинки на фланелеграфе. Очень хорошие получились

деревья! А в углу художник нарисовал маленького человечка с большой бородой-

старичка- лесовичка., потому что какой лес без его хранителя? Повесил художник картину

на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда вернулся- уви дел вместо зеленых

красавиц сухие стволы. Представьте себе такую картину.

«Что случилось? Почему засох мой лес?»-спросил художник.

«Так это не лес, это одни деревья»- сказал Лесовичок. «Разве может быть лес без…

кустов, травы, цветов, ягод?»

Какие травы, кустарники, цветы, ягоды Сибири вам известны? Некоторые из

перечисленных помещаем на фланелеграф. Показ картины «цветок

башмачок».Рассмотреть его, сказать ,что это растение занесено в Красную книгу.

Посмотрите ребята, какая картина получается! Ведь любое растение -земли украшение!

Художник очень обрадовался! «Теперь у меня получился лес!»Прошло немного времени,

а лес опять стал чахнуть…

-Ты забыл нарисовать грибы!

-Но я бывал в лесу часто, но грибы находил не всегда!

-Это ничего не значит! Грибы должны быть обязательно! Без них не будет леса!

Художник нарисовал грибы. Какие вам известны грибы? Нужны ли лесу ядовитые грибы?

(Нужны, т.к.некоторые животные лечатся ими ).Некоторые грибы помещаем на картину.

Но картина продолжала чахнуть…» Это потому что в твоем лесу нет насекомых!»- изрек

Лесовичок.

Художник согласился, взял кисти, нарисовал насекомых. Каких насекомых вы знаете?

(бабочки, стрекозы, божьи коровки, жуки, кузнечики, муравьи…) Помещаем некоторых

на фланелеграф.

«Да, теперь все в полном порядке»- сказал художник и уехал куда-то по своим делам.,а

когда вернулся, не поверил своим глазам- вместо пышного цветения, ковра трав и цветов

на картине была лишь обнаженная земля…И деревья стояли голые …

Художник подошел к картине и отшатнулся – все на картине: деревья, стволы, ветви – все

было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц . И Лесовичок сидел грустный.

«Это ты виноват»- сказал художник.»Ведь ты велел нарисовать насекомых, а они съели

весь лес!»

«Конечно!»- сказал Лесовичок . «Они даже меня чуть не съели… Что же делать? Неужели

я никогда не нарисую настоящего леса?»

« Никогда…если ты не нарисуешь…Кто регулирует численность насекомых? Кто ими

питается? Ответы детей .Конечно, это птицы! Представьте, что было бы, если бы их

вообще не было?

Каких птиц вы знаете? Показать рисунок кедровки .Дать сведения о ней .А еще..дятлы,

сороки, вороны..

Художник нарисовал птиц. «Как мне нравится этот лес»- сказал он. «Я не хочу, чтобы он

погиб…»Что еще забыл нарисовать художник? Конечно…(зверей)Каких зверей поместим

на картину? Предлагаю картинки с изображением животных Арктики, жарких стран. В

какой климатической зоне они живут? Смогут ли они жить в наших условиях? Почему

нет?

Когда «картина леса» составлена, говорю:»Художник посмотрел на свою картину и сказал

«Вот теперь это лес! Ведь в нем есть все, что нужно для жизни: деревья и травы, цветы,

ягоды, грибы, птицы и животные .Это живой лес!»

-Давайте придумаем название картине .Художник выключил свет в комнате и услышал

много шорохов…звуков…Его лес начал жить! Ведь действительно ,» русский лес полон

тайн и чудес!»Только Лесовичка нигде не было видно… А может, он притаился где-

нибудь или куда-то ушел по своим лесным делам…Давайте и мы посмотрим на чудесную

картину нашего леса, закроем глаза ( негромкая «музыка леса»),вдохнем аромат лесного

воздуха, и послушаем звуки леса…Какие звуки вы узнали?

Сегодня, ребята, первый день весны! Все живое радо приходу тепла! Давайте и мы с вами

порадуемся за нашу природу, ее обитателей и покажем, как пробуждается природа! Показ

«Живых картинок природы». Детям раздаем листочки с цифрой, читаю текст, поднимаю

карточку с написанной цифрой, дети выходят, выполняют свои действия.

1.Деревья шумят, радуясь солнцу, тянут свои веточки к живительному теплу.

2.Низенькие кустарнички тоже с радостью смотрят на своих старших сестер. Скоро на

всех деревьях распустятся первые нежные, клейкие листочки, которые волшебным

образом преобразят весь лес!

3.Совсем скоро начнут виться пчелки- они будут собирать нектар с первых цветущих

деревьев, цветов.

На земле- свои преображения. От тепла просыпаются насекомые- выползают погреться

лягушки (5), юркие ящерицы(6).,а уж потом –яркие (7) красавицы-бабочки, нежно

перелетая со цветка на цветок будут дарить нам радость!

8.Совсем скоро первые цветы проклюнут свои любопытные головки , и, конечно, самый

первый из них- подснежник .

Птицы тоже рады приходу весны!

9.Радостно трещит сорока, разнося по лесу лесные новости.

10.Тук, тук…-раздается стук дятла .У него- очень важная и нужная для леса работа!

11.Посмотрите на кукушку..Она уже ищет чье-то гнездо, чтобы подложить туда свое

огромное яйцо, скоро можно будет услышать ее песенку «ку-ку, ку-ку»

12.У животных –свои заботы, свои радости. Просыпается медведь, ища корм, он ,

изголодавшийся, разрывает луковицы растений, ищет прошлогодние ягоды.

13.Поют свою весеннюю песню глухари .Они токуют.

14.Важно разгуливает по полям грач в поисках червячков, жучков.

15.Лоси в весенний период начинают метить свою территорию, говоря тем самым:»Это

мой дом»

16. Весело скачет шустрый зайчишка! Рад, что перезимовал долгую, трудную зиму!

17.Рыжая лисица думает о своем потомстве- где сделать удобную нору, чтобы лисяткам

было хорошо, безопасно.

18.А человек(исполняет воспитатель) –вышел на полянку, посмотрел кругом на эту

красоту, вдохнул полной грудью все лесные запахи и сказал :

«Изо всех лесных чудес

Мне милее русский лес!

Он веселый, молодой,

Он задумчивый, седой,

Хоть в какое время года,

Хоть какою будь природа!»

Скажите, чтобы сохранить красоту леса, чтобы он всегда был голосист, радовал всех нас,

что надо делать всем нам ?Ответы детей. Да, все мы должны соблюдать правила при

общении с природой .Приготовлены карточки со словами. Прочитают дети. Нужно

разложить в 2 столбика. По какому принципу?

Правильно, в 1 столбик- что нужно делать в лесу, во 2- чего категорически нельзя.

Слушать, кричать, ломать, садить, запоминать, рвать, наблюдать, фотографировать,

пинать, вдыхать.

Мы с вами живем в богатом крае, …в Сибири. Чтобы сохранить это чудо- лес, тайгу,

вообще, природу, мы должны любить, беречь, понимать ее .Читаю:

«Я люблю свою Сибирь,

Где вокруг простор и ширь,

Где тайга стоит стеной,

Снег лежит сплошной волной,

Гряды гор и рек прозрачных,

А в лесу- зверья полно:

Соболь, белка и куница,

И лисица, и олень.

Летом- белые ромашки

Распускают свои шляпки.

Солнце яркое над нами

Освещает лес густой.

Это все- моя Сибирь.

Моя Родина .Мой мир!

О чем у нас сегодня шел разговор? Что нового вы узнали? Определить, что дети знают

хорошо о природе родного края, над чем предстоит поработать. Занятие закончено.



В раздел образования