Напоминание

«Эстетическое воспитание и развитие детей через изучение русской народной росписи»


Автор: Александра Олеговна Ячникова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №6" г. Брянска
Населённый пункт: Белые Берега
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Эстетическое воспитание и развитие детей через изучение русской народной росписи»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №6» г. Брянска

ДОКЛАД

на тему: «Эстетическое воспитание и развитие детей через

изучение русской народной росписи»

в рамках «Недели русской культуры»

«Роль народной культуры в развитии творческого потенциала

учащихся ДШИ»

Преподаватель: Ячникова А.О

Дата проведения: 26.01.2021

Белые Берега

2021

Народная роспись является яркой частью народного декоративно-

прикладного искусства. Но, несмотря на это, ее можно рассматривать как

самостоятельное средство эстетического развития личности ребенка. Она

относится к одним из самых древних живописных промыслов нашей страны,

это наследие народа, накопленное в течение многих столетий. Ее применение

разнообразно. Мастера расписывали стены, мебель, сундуки, двери, печи,

деревянную посуду, кухонную утварь. Каждый предмет в крестьянском

хозяйстве украшался традиционной росписью. Почти в каждом регионе

нашей необъятной страны существует своя уникальная роспись, которая

несет в себе определенную мысль творца, имеет свои характерные черты,

значение, и в каждой можно выделить определенную эстетическую ценность,

которую необходимо показать, к которой нужно приобщить подрастающее

поколение. Прежде чем описывать процесс приобщения детей к

эстетическим ценностям посредствам народных росписей, необходимо

обозначить, что представляют собой эстетические ценности. Всесторонне и

глубоко исследовал эстетические ценности Л. Н. Столович. Под

эстетическими ценностями он понимает универсальное эстетическое

отношение, существующее онтологически, независимо от воспринимающего

объекта. «Бесконечно многообразие явлений, предметов, обладающих

эстетической ценностью, но едина их природа и критерии». В

энциклопедическом словаре по педагогике эстетические ценности

рассматриваются как термин, служащий для обозначения объекта

эстетического отношения в его положительном значении. Особый класс

ценностей, существующих наряду с другими, объединяющей для которых

является общая цель: все виды ценностей – добро, польза, красота,

справедливость – характеризуют значимость объекта для человека.

Эстетические ценности – это признанные в обществе эталоны красоты и

гармонии, удовлетворяющие эстетические потребности и интересы людей,

способствующие выбору идеала красоты. Наряду с описательно-

анализирующей функцией народных росписей мы выделяем эмотивно-

побуждающую функцию, которая заключается в том, что ознакомление с

народными росписями вызывает у детей эстетическое наслаждение и

побуждает их к творческой деятельности по созданию своих композиций с

использованием элементов росписей, что в свою очередь осуществляется

посредством следующих методов:

– рассказ, беседа о художественном наследии русского народа и

традиционных изделиях народных мастеров, важным средством усвоения

ценностей служат оценочные суждения педагога;

– рассматривание изделий народного декоративно-прикладного

искусства, их сравнение или сопоставление способствуют формированию

эстетической восприимчивости окружающей действительности и

произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них эстетических

чувств, интересов, потребностей, отношений;

– демонстрация образцов народного декоративно-прикладного

искусства с целью ознакомления детей с народным орнаментом,

колористическими решениями народных узоров, характерными сочетаниями

элементов, особенностями построения композиции;

– показ способа действия, образцов для обследования, тренировочные

упражнения с целью освоения элементарных средств художественной

выразительности с целью приобщения детей к эстетической и

художественной деятельности, развитие у них умений и навыков

художественного воспроизведения окружающих форм;

– проведение экскурсий на выставки декоративно-прикладного

искусства, музеи, мастерские;

– исследовательский метод включает эмоционально-ритмические и

импровизационные приемы, которые заключаются в том, что педагог

организует творческую деятельность, осознание детьми своих переживаний

или ценности объекта изучения.

Процесс приобщения к эстетическим ценностям детей представляет

собой целенаправленное воздействие на личность ребенка средствами

искусства, которое способствует формированию у воспитуемых эстетических

чувств и вкуса, интереса, умения видеть красоту, ценить искусство,

наслаждаться им. Эстетическое воспитание, несомненно, положительно

влияет на ребенка, на его нравственность, возвышает чувства, украшает

жизнь. В процессе формирования у детей эстетического отношения к

искусству главное – эмоционально-образное восприятие образцов народного

декоративно-прикладного искусства, выразительных средств, формирование

интересов, предпочтений. В то же время важно учитывать и процесс

овладения детьми изобразительными умениями, навыками, способность

самостоятельно их использовать. Процесс приобщения личности ребенка к

эстетическим ценностям проходит поэтапно: эстетическое восприятие,

чувство, переживание, творческая деятельность. Эстетическое восприятие –

это вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и

целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности,

которое сопровождается эстетическим переживанием. Эстетическое

восприятие проявляется в способности детей находить и видеть в

произведениях народного декоративно-прикладного искусства и именно

народной росписи качества, свойства и эстетическую ценность. Эстетическое

чувство будет выражаться в эмоциональном переживании ребенка, связанном

с оценочным отношением к эстетическому предмету. Структура

эмоционального переживания включает в себя: восприятие, ощущения,

образное осмысление чувств и эмоций, возникающих под влиянием

восприятия, интерес к переживаемым чувствам, принятие и поддержка

эмоциональных проявлений детей являются инструментами воздействия на

развивающуюся психику. Эмоциональное переживание – это импульс к

последующей мыслительной деятельности, сопровождает ее и определяет

отношение ребенка к формируемому представлению об эстетической

ценности. Эстетическое отношение к предмету содержит ряд познавательных

моментов, а именно: умение соотносить форму и содержание,

художественный образ и изобразительный предмет. Эти умения являются

характеристикой эстетического отношения и возникают на определенном

этапе развития ребенка. Возникновение эстетического отношения у ребенка

связано не только с его определенными интеллектуальными возможностями,

но и с наличием соответствующей мотивации и специфической активности,

близкой по характеру к игровой и практической деятельности. Такую форму

активности считают первой ступенью в развитии эстетического восприятия

ребенка. В основе процесса усвоения эстетических ценностей лежит

направленность личности на восприятие и осмысление эстетически ценного в

предметах и явлениях, активизацию эстетической деятельности. Постепенно

благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на

различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие

художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать

первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. У них

формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве и

различным видам художественной и игровой деятельности. Развитие

эмоционального отношения детей к декоративно-прикладному искусству

является основным фактором развития у них эстетического ценностного

отношения. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему

замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное

детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах

раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Например,

орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и

посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в

лесу, в поле, на дачном участке. Рассматривая изделия, украшенные

мезенской, хохломской, городецкой и полховско-майданской росписями,

дети испытывают чувство радости, удовольствии от ярких жизнерадостных

цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к

народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим

научиться создавать прекрасное. В народном искусстве обобщены

представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа,

которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство

ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа,

приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и

повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и

интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения

эмоционально-положительного отношения детей к нему. Резюмируя

вышесказанное, следует отметить, что: народные росписи являются

средством приобщения к эстетическим ценностям, поскольку они являются

простыми для детского восприятия и для воспроизведения детьми в

изобразительной деятельности. К эстетическим ценностям народных

росписей мы относим: доступность для детского понимания (изображение

растений, животных, людей), привлекательность и яркость рисунков

(сочетание цветов, колорит), плавность линий, ритм (чередование,

повторение элементов), композиция (гармоничное изображение элементов

росписи). Процесс приобщения к эстетическим ценностям носит поэтапный

характер: эстетическое восприятие, эстетическое чувство, переживание,

творческая деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Столович Л. Н. Предмет эстетики. М.: Гос. издательство

«Искусство», 1961.

2. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Издательство

«Большая Российская энциклопедия», 2003.

3. Лифинцева Н. И., Бычихина О. А. Развитие у ребенка эстетического

восприятия // Искусство и образование. 2006.



В раздел образования