Автор: Трапезникова Дарья Антоновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия "Лаборатория Салахова"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: План-конспект урока по литературному чтению
Тема: Ю.Н. Кушак «Почтовая история».
Раздел: начальное образование
План-конспект урока литературного чтения, 3 класс.
Тема: Ю.Н. Кушак «Почтовая история». Раздел «Необычные уроки письма»
Автор: Трапезникова Дарья Антоновна.
Тип урока: решение частной задачи на освоение жанра «послание».
Известное: определение жанра, структура жанра
Замысел урока: создать модель жанра и применить ее в творческой работе по написанию ответного послания.
Учебные действия учащихся: решение частной задачи, моделирование
Предметные умения:- анализировать текст;
- определять настроение;
- создавать собственный текст в жанре письма по модели.
УУД: - формировать умение осознанного, грамотного, выразительного чтения произведения;
- формировать умение работать со справочной литературой;
- обобщить знания об истории появления писем;
- формировать действия контроля и оценки;
- развивать умение работать в группе (в паре).
Тезаурус урока:
Жанр «послание» - произведение, написанное в форме письма-обращения к реальному или условному адресату.
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н.
Адресат – лицо, к-рому адресовано письмо
Адресант – тот, кто адресует кому-н. почтовое отправление
Модель письма: 1) Обращение к адресату
2) Причина
3) Информация
4) Просьба или пожелание
5) Заключение-прощание.
1
Этап
Де учителя
Де детей
1 создание
ситуации
успеха
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на
уроке?
С
каким
жанром
мы
познакомились
на
уроках
литературы?
Какова задача данного жанра?
Молодцы! У вас есть опыт в сочинении посланий.
Жанр «послание» - произведение, написанное в
форме
письма-обращения
к
реальному
или
условному адресату.
Общаться на расстоянии.
.2.
Постановка
и решение
учебной
задачи
–
По
названию
произведения
«Почтовая
история»
предположите: о чём или о ком оно?
– Совпало ли ваше предположение?
Анализ стихотворения.
Читаю начало стихотворения Ю.Н.Кушака “Почтовая
история”.
Вам понравилось стихотворение?
К какому жанру можно отнести данное стихотворение?
Почему?
О чем это письмо?
С каким настроением написано письмо?
Кто его написал?
Вам жалко белых медведей? Почему?
Как бурые медведи относятся к своим белым сородичам?
Какова основная мысль текста?
Дети формулируют свои предположения.
Слушают без опоры на текст.
Нахождение
и
выделение
в
тексте
частей,
соответствующих модели письма.
Оно сначала грустное, а потом, узнав причину
грусти, становится смешно.
Дружелюбное отношение бурых медведей к
белым медведям, забота о них, жалость и
сострадание к своим сородичам.
В жизни людей и зверей важной является
дружеская поддержка
2
3
Творческая
работа
Как вы думаете, какой ответ могут написать белые
медведи своим бурым родственникам?
Хотите попробовать?
Каковы критерии написания и оценки ответного письма?
Как будете работать?
Сколько времени вам для этого потребуется?
Прочтение писем. Взаимооценка
Создание критериев оценки письма:
1)
Грамотность в изложении мыслей;
2)
Соответствие модели письма;
3)
Достоверность информации;
4)
Отношение
адресанта
к
написанному
письму (должны быть выражены чувства).
4 Итог
Что вам понравилось сегодня на уроке?
За что вы можете похвалить себя или своего товарища?
Как вы думаете, какое ДЗ я хочу вам предложить?
ДЗ: Прочитайте ответное письмо Юрия Наймовича и
напишите критический отзыв, чей ответ вам понравился
больше (ваш или автора) и почему?
Спасибо за работу!
3