Напоминание

"Практические основы формирования патриотического воспитания средствами хореографической постановки"


Автор: Иванова Ольга Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования - хореограф
Учебное заведение: МБУДО "Дворец творчества детей и молодёжи"
Населённый пункт: г. Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Практические основы формирования патриотического воспитания средствами хореографической постановки"
Раздел: дополнительное образование





Назад





«Практические основы формирования патриотического воспитания

средствами хореографической постановки»
В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром. Посещения спектаклей, концертов, художественных выставок, специальные беседы, лекции на этические темы формируют маленького человека, развивают в нем чувство прекрасного. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов и средств. Преподаватель использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно учебные занятия. Формы можно условно разделить на основные, дополнительные и формы художественно-эстетического самообразования. К основным формам относятся: просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Такой работой можно охватить весь коллектив во время занятий, репетиций. Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей, фильмов, дискотек, но их проведение организуется в свободное и удобное для детей время. К формам художественно-эстетического самообразования относятся: самостоятельное изучение вопросов теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определенной целевой установкой на расширение своих знаний в области хореографии. Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные. Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет
решающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве. Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста лично сти. Интеллектуальное чувство, которое испытывает ребенок в процессе овладения знаниями - это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять. В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий, возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу
детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми.. Каждый педагог, в зависимости от степени владения теми или иными методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на детей. Чаще всего это метод убеждения. Этот метод используется не от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод убеждения требует от педагога огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Дети порой не сразу понимают педагога. Это бывает от неумения ребенка слушать и слышать, что от него требуется. Это качество характера воспитывается постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому педагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании этого метода. Для повышения нравственного потенциала личности ребенка, развития его активности, важно постоянно обновлять и обогащать используемые формы и методы. Воспитательную функцию берут на себя и органы самоуправления - лидеры в группе, старосты. Наличие у детей в коллективе единой, нравственно-привлекательной цели сплачивает коллектив, настраивает на единый творческий ритм, ставит во главу общий, реально выполнимый интерес. Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога в классе, делает его содержательным, осмысленным и радостным. В.Л. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников - значит воодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление - благороднейшее идейное, моральное единство. Там, где есть коллективное стремление к чему- то высокому и благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает вдумчивый воспитатель».
К одному из основных факторов, обеспечивающих активность детей на занятиях, относятся строгие морально-этические нормы, которые имеют большое воспитательное воздействие. Открытые отношения между детьми, педагогом и учениками, наличие здорового мнения в коллективе и активного творческого процесса побуждает детей соотносить интересы личные с групповыми, коллективными. У них воспитывается чувство ответственности за других, дисциплинированность, если у каждого есть определенная обязанность и они знают, что ее никто не выполнит. Это приносит детям большое удовлетворение и, естественно, их активная позиция в коллективе становится выразительнее. Воспитательный процесс и активность детей обогащаются присутствием традиций в коллективе - посвящения в танцоры , празднования дней рождений, проведения выходных дней, оформления стенгазет, проведения вечеров 8 марта и 23 февраля, новогодних утренников и вечеров, выпускного вечера старших учеников в форме капустника, проведения торжественных концертов в честь коллектива, торжественного перехода из младшей группы в старшую, передачи лучших номеров программы следующему поколению. Эти традиции делают перспективной жизнь коллектива, помогают сплотить детей. У каждого ребенка появляется чувство причастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими. Организация, развитие и осуществление традиций - дело педагога- руководителя, всех детей и актива в коллективе. Если они поддерживаются и передаются из поколения в поколение, проводятся систематически - это позволяет оценить социальную значимость деятельности коллектива, важность той роли, которую он играет в городе, районе или области. В работе над постановкой «Считалочка» использовались все методы и приёмы перечисленные выше. Но находкой этого номера стала работа с платком. В начале танца это простая тряпичная куколка, которую дети делают сами прямо в номере, затем это теплый, укутывающий платок на голове, который согревает, уберегает. А в конце номера платок это символ свободы,
предмет через который дети хотят передать весточку или получить её с фронта от отца, брата…. В процессе постановки дети познакомились с созданием тряпичной куклы разными способами. Дети посещали «Музей Победы» в городе Ангарске и прослушали лекцию «Молодогвардейцы» и «Защитники блокадного Ленинграда». Лекция произвела на детей неизгладимое впечатление. Подростковая группа активно участвовала в подготовке и проведении городского празднования «Дня Победы». Дети прониклись чувством сопереживания, горести, счастья Победы и им удалось очень эмоционально передать идею праздника. Дети посещали специализированный кинотеатр, который был организован при Дворце творчества детей и молодёжи. Специально был подобран репертуар: это были мультфильмы на военную тематику. Дети были очень удивлены, что есть такие мультфильмы. Выходя из зрительного зала, дети не могли сдержать слёз и говорили, что обязательно дома всем расскажут, сто есть такие мультфильмы. В нашем ансамбле уже есть постановки на военную тему: «Бухенвальд кий набат» и «Письма». Мы посетили занятия группы «Симпатия» и послушали рассказ взрослых воспитанниц, про постановочный процесс данных номеров. Показали настоящие письма с войны, которые старшие дети сами нашли и скопировали. Получив довольно высокую оценку за работу, дети активно стали использовать этот номер для выступления на площадках своих школ. Полученный танцевальный и моральный опыт положительно повлиял на сплочение коллектива и на развитие патриотических качеств подростков. Мы установили, что в качестве критериев эффективности патриотического воспитания школьников средствами хореографии являются; - ценностных нравственно-духовных ориентаций; -эмоциональная развитость; - художественно-образное восприятие танцевального движения; - устойчивость нравственных принципов;
Это позволило нам сформулировать чёткие задачи, которые в свою очередь позволили добиться конечной цели – постановки хореографического номера для детей подросткового возраста «Считалочка». Позитивный и практический результат нашей работы даёт нам право предполагать, что активное изучение данной темы: патриотического воспитания средствами хореографии будет интересен коллегам – хореографам, педагогам – организаторам системы дополнительного образования детей.


В раздел образования