"Практические основы формирования патриотического воспитания средствами хореографической постановки"
Автор: Иванова Ольга Викторовна Должность: педагог дополнительного образования - хореограф Учебное заведение: МБУДО "Дворец творчества детей и молодёжи" Населённый пункт: г. Ангарск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Практические основы формирования патриотического воспитания средствами хореографической постановки" Раздел: дополнительное образование
«Практические основы формирования патриотического воспитания
средствами хореографической постановки»
В
творческой
деятельности
заложены
огромные
возможности
воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в
коллективе:
художественный
педагогический
уровень
репертуара,
планомерные
и
систематические
учебные
занятия,
взаимоотношения
с
педагогом,
окружающим
миром.
Посещения
спектаклей,
концертов,
художественных выставок, специальные беседы, лекции на этические темы
формируют
маленького
человека,
развивают
в
нем
чувство
прекрасного.
Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм,
методов и средств. Преподаватель использует для этого либо специально
организованное внеурочное время, либо непосредственно учебные занятия.
Формы
можно
условно
разделить
на
основные,
дополнительные
и
формы художественно-эстетического самообразования. К основным формам
относятся:
просмотр
балетных
спектаклей,
прослушивание
музыки,
знакомство
с
творчеством
мастеров
хореографии.
Такой
работой
можно
охватить
весь
коллектив
во
время
занятий,
репетиций.
Дополнительные
формы включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей,
фильмов, дискотек, но их проведение организуется в свободное и удобное для
детей
время.
К
формам
художественно-эстетического
самообразования
относятся:
самостоятельное
изучение
вопросов
теории
музыки,
балета,
чтение
книг
по
хореографии
и
другим
видам
искусства
с
определенной
целевой установкой на расширение своих знаний в области хореографии.
Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные.
Словесные
методы
основываются
на
объяснении,
беседе,
рассказе.
Практические
-
на
обучении
навыкам
хореографии.
Важным
методом
воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство
педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей,
вызывает
стремление
ему
подражать.
Поэтому
преподаватель
должен
обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет
решающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах. Они
воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают
не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки.
Дети
подражают
своему
педагогу
в
манере
и
характере
исполнения
движений,
порой
копируют
и
постановку
рук,
корпуса,
головы.
По
исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль
работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть
предельно
внимательным,
чтобы
исключить
те
недочеты,
которые
проявляются в исполнительстве.
Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с
учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной
отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение
и
вдохновение
-
источник
интеллектуального
роста
лично сти.
Интеллектуальное
чувство,
которое
испытывает
ребенок
в
процессе
овладения знаниями - это та ниточка, на которой держится желание учиться.
Если
обучение
сопровождается
яркими
и
волнующими
впечатлениями,
познание
становится
очень
крепким
и
необходимым.
Занятия
становятся
интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве.
Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески
его развивать и укреплять.
В
целях
повышения
эффективности
воспитательной
работы
важно
использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям
сообщается
«готовая»
информация
обучения,
проблемная
методика
предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В
процессе
занятий,
возможно
предложить
детям
дополнить
танцевальную
комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение,
которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и
смело,
при
поддержке
преподавателя,
активно
включаются
в
творческую
работу.
Важно,
чтобы
ребенок
смог
применить
свои
знания,
желания
в
осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу
детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают
своим педагогам в работе с младшими детьми..
Каждый педагог, в зависимости от степени владения теми или иными
методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на
детей. Чаще всего это метод убеждения. Этот метод используется не от
случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и
тогда
он
станет
действенным.
Метод
убеждения
требует
от
педагога
огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Дети порой не
сразу
понимают
педагога.
Это
бывает
от
неумения
ребенка
слушать
и
слышать,
что
от
него
требуется.
Это
качество
характера
воспитывается
постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому педагогу надо проявить
максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании
этого метода.
Для повышения нравственного потенциала личности ребенка, развития
его
активности,
важно
постоянно
обновлять
и
обогащать
используемые
формы
и
методы.
Воспитательную
функцию
берут
на
себя
и
органы
самоуправления - лидеры в группе, старосты. Наличие у детей в коллективе
единой,
нравственно-привлекательной
цели
сплачивает
коллектив,
настраивает на единый творческий ритм, ставит во главу общий, реально
выполнимый интерес.
Каждое
занятие,
каждый
шаг
в
овладении
детей
исполнительским
мастерством
рассматривается
как
поступательное
звено
в
единой
цепи
воспитания.
Это
облегчает
труд
педагога
в
классе,
делает
его
содержательным,
осмысленным
и
радостным.
В.Л.
Сухомлинский
писал:
«Влиять
на
коллектив
воспитанников
-
значит
воодушевлять
его
стремлениями,
желаниями.
Коллективное
стремление
-
благороднейшее
идейное, моральное единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-
то
высокому
и
благородному,
возникает
та
великая,
непобедимая
сила
воспитательного
влияния
коллектива
на
личность,
о
которой
мечтает
вдумчивый воспитатель».
К одному из основных факторов, обеспечивающих активность детей на
занятиях,
относятся
строгие
морально-этические
нормы,
которые
имеют
большое воспитательное воздействие. Открытые отношения между детьми,
педагогом и учениками, наличие здорового мнения в коллективе и активного
творческого
процесса
побуждает
детей
соотносить
интересы
личные
с
групповыми, коллективными. У них воспитывается чувство ответственности
за
других,
дисциплинированность,
если
у
каждого
есть
определенная
обязанность и они знают, что ее никто не выполнит. Это приносит детям
большое удовлетворение и, естественно, их активная позиция в коллективе
становится выразительнее.
Воспитательный
процесс
и
активность
детей
обогащаются
присутствием традиций в коллективе - посвящения в танцоры , празднования
дней
рождений,
проведения
выходных
дней,
оформления
стенгазет,
проведения вечеров 8 марта и 23 февраля, новогодних утренников и вечеров,
выпускного
вечера
старших
учеников
в
форме
капустника,
проведения
торжественных концертов в честь коллектива, торжественного перехода из
младшей
группы
в
старшую,
передачи
лучших
номеров
программы
следующему
поколению.
Эти
традиции
делают
перспективной
жизнь
коллектива, помогают сплотить детей. У каждого ребенка появляется чувство
причастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими.
Организация,
развитие
и
осуществление
традиций
-
дело
педагога-
руководителя, всех детей и актива в коллективе. Если они поддерживаются и
передаются
из
поколения
в
поколение,
проводятся
систематически
-
это
позволяет
оценить
социальную
значимость
деятельности
коллектива,
важность той роли, которую он играет в городе, районе или области.
В работе над постановкой «Считалочка» использовались все методы и
приёмы перечисленные выше. Но находкой этого номера стала работа с
платком. В начале танца это простая тряпичная куколка, которую дети делают
сами прямо в номере, затем это теплый, укутывающий платок на голове,
который согревает, уберегает. А в конце номера платок это символ свободы,
предмет через который дети хотят передать весточку
или получить её с
фронта
от
отца,
брата….
В
процессе
постановки
дети
познакомились
с
созданием тряпичной куклы разными способами.
Дети посещали «Музей Победы» в городе Ангарске и прослушали
лекцию «Молодогвардейцы» и «Защитники блокадного Ленинграда». Лекция
произвела
на
детей
неизгладимое
впечатление.
Подростковая
группа
активно участвовала в подготовке и проведении
городского празднования
«Дня Победы». Дети прониклись чувством сопереживания, горести, счастья
Победы и им удалось очень эмоционально передать идею праздника.
Дети
посещали
специализированный
кинотеатр,
который
был
организован при Дворце творчества детей и молодёжи. Специально был
подобран репертуар: это были мультфильмы на военную тематику. Дети были
очень удивлены, что есть такие мультфильмы. Выходя из зрительного зала,
дети
не
могли
сдержать
слёз
и
говорили,
что
обязательно
дома
всем
расскажут, сто есть такие мультфильмы.
В нашем ансамбле уже есть постановки на военную тему: «Бухенвальд
кий
набат»
и
«Письма».
Мы
посетили
занятия
группы
«Симпатия»
и
послушали
рассказ взрослых воспитанниц, про постановочный процесс
данных номеров. Показали настоящие письма с войны, которые старшие дети
сами нашли и скопировали.
Получив
довольно
высокую
оценку
за
работу,
дети
активно
стали
использовать
этот
номер
для
выступления
на
площадках
своих
школ.
Полученный танцевальный и моральный опыт положительно повлиял на
сплочение коллектива и на развитие патриотических качеств подростков. Мы
установили,
что
в
качестве
критериев
эффективности
патриотического
воспитания школьников средствами хореографии являются;
- ценностных нравственно-духовных ориентаций;
-эмоциональная развитость;
- художественно-образное восприятие танцевального движения;
- устойчивость нравственных принципов;
Это позволило нам сформулировать чёткие задачи, которые в свою
очередь позволили добиться конечной цели – постановки хореографического
номера для детей подросткового возраста «Считалочка».
Позитивный и практический результат нашей работы даёт нам право
предполагать, что активное изучение данной темы: патриотического
воспитания средствами хореографии будет интересен коллегам –
хореографам, педагогам – организаторам системы дополнительного
образования детей.