Напоминание

Классный час, посвященный 85-летию со дня рождения М.Л. Таривердиева


Автор: Семенченко Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ п. Гигант
Населённый пункт: п. Гигант, Сальский район, Ростовская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Классный час, посвященный 85-летию со дня рождения М.Л. Таривердиева
Раздел: дополнительное образование





Назад





Классный час
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств п. Гигант»
Посвященный 85-лететию со дня рождения

Микаэла Леоновича Таривердиева

Выполнил преподаватель

МБУ ДО ДШИ п. Гигант:

Семенченко Елена Александровна


Я просто живу…..

85 лет со дня рождения Микаэла

Леоновича

Таривердиева

"Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни —

потратить жизнь на дело, которое переживет нас".

Уильям Джеймс.


Заслуженный деятель

искусств России,

Лауреат

Государственной

премии СССР,

Народный артист

России, Лауреат

премии «Ника» за

лучшую музыку к

фильму года

(1991,1994,1997).

Микаэл Таривердиев - советский и российский

композитор

.


Его дед по материнской линии, Гришо Акопов, был землевладельцем,

занимался

торговлей,

владел

большими

фруктовыми

садами

на

берегу Куры и большим трехэтажным домом в районе Дидубе. Сато,

мать Микаэла Таривердиева, была одной из шестерых его дочерей, а

Леон Таривердиев был родом из Карабаха.

Микаэл Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тбилиси.


В

своей

книге

«Я

п р о с т о

ж и в у »

Микаэл

Леонов ич

написал: «Всему, что

б ы л о

в о

м н е

хорошего, я научился

у моей матери. А все

плохое



это

то,

чему я не смог у нее

научиться».


Когда

Микаэлу

было

шесть

лет,

родители

о т д а л и

е г о

в

музыкальную школу при

Тбилисской

консерватории.

К

восьми

он

уже

был

автором

нескольких

фортепианных пьес, а к

д е с я т и

-

ц е л о й

симфонии.


Тбилисское

музыкальное училище

Таривердиев закончил

за год, поступил в

Ереванскую

консерваторию, но

через полтора года

уехал в Москву, чтобы

поступить в

институт имени

Гнесиных.


Выдержав конкурс в 7 человек на место, Таривердиев

единственный с оценкой «5+» поступил в класс Арама

Хачатуряна,

и

стал

его

любимым

студентом.

В

институте

наметились

интересы

Таривердиева-

композитора:

камерная

вокальная

музыка,

опера

и

киномузыка.


В институте имени

Гнесиных

Таривердиев написал

свои первые

вокальные циклы.

Так же состоялся

его дебют как

композитора в

Большом зале

Московской

консерватории

.


В середине шестидесятых, после удачного и яркого

опыта работы в кинематографе и появления большей

части академических вокальных циклов, Таривердиев

провозгласил в своем творчестве «третье

направление», суть которого - поиск возможностей

донести поэзию просто, без поставленного голоса,

обращаясь к микрофону тихим, но слышным и

естественным голосом.


Микаэл Таривердиев повлиял на стиль Елены

Камбуровой, подготовив с ней первые концертные

программы, создал вокальный дуэт Галины

Бесединой и Сергея Тараненко, вокальное трио

«Меридиан».


Таривердиев быстро стал авторитетом в

кино. В начале 1960-х годов его пригласили

преподавать во ВГИК.


«Семнадцать мгновений весны»



Огромную

популярность принес

Таривердиеву фильм

«Семнадцать

мгновений весны». Но

работать с Татьяной

Лиозновой

Таривердиеву было

непросто. Но когда

прочел сценарий,

понял, что здесь есть

большие

возможности для

музыки. И стал

искать ключ к

решению…


«Я, как всегда, когда пишу музыку к фильму, стараюсь

поставить себя на место героя.. И я стал думать о том,

что испытывает человек во время этой страшной войны,

когда был заброшен в Германию за много лет до нее. Мне

казалось, что он должен чувствовать тоску по дому. А

что такое тоска по дому? Может быть, все-таки тоску

по небу, своему небу?..»



Сцена встречи с женой по кинематографическим меркам

бесконечно большая. Она идет около восьми минут, без

единого

слова,

без

всякого

движения,

только

наезды

камеры. По всем киношным стандартам, это должно

быть

бесконечно

скучно,

это

просто

невозможно.

Но

этот эпизод получился одним из самых сильных.


Звание народного

артиста Таривердиев

получил в 1986 году.

Знаменит он был уже с

тридцати лет. А своё

первое звание,

заслуженного деятеля

искусств, получил в

пятьдесят.


«Ирония судьбы, или С легким паром!»



Спустя 10 лет после съемок «Иронии судьбы»

благодаря Таривердиеву, Рязанов придумал

сюжет фильма «Вокзал для двоих». Немногие

знали, что пианист, роль которого сыграл

Басилашвили, был списан с композитора

Таривердиева.


Вера Таривердиева –

вторая жена

композитора. 13 лет

они были вместе. Но

так и не переступили

обращения на «Вы».

Чтобы на людях не

показывать

захлестывающую

нежность друг к

другу.


Сын Таривердиева

Карен, родившийся в

1960 году, майор,

отслуживший в

Афганистане.

Таривердиев

представлял кому-то

сына: «Мой Карен!»- в

голосе его звучала

гордость.


Он очень любил

водные виды

спорта, одним из

первых в Союзе

увлекся

виндсерфингом.


Он страстно обожал технику, всякие игрушки,

которые позволяют наилучшим образом

воплотить замысел: фотоаппараты, камеры,

магнитофоны и магнитофончики и вот, наконец,

собственная музыкальная студия.


В последние годы Микаэл Таривердиев много работал в

области инструментальной музыки. Им написаны три

концерта

для

органа

(«Кассандра»,

«Полифоническая

тетрадь»), «Десять хоральных прелюдий», симфония для

органа

«Чернобыль»,

в

которой

нашли

отражение

впечатления от поездки в Чернобыль вскоре после аварии.


В конце жизни Таривердиев сильно болел.

Однажды ночью его супруга услышала, как он сел

за рояль. На ее удивленный взгляд он ответил:

«Прощаюсь со своим роялем».

31 мая 1990 года в Лондонском королевском

госпитале ему сделали операцию на сердце.


В последнем интервью,

которое Микаэл

Таривердиев дал в Сочи

весной 1996 года, отвечая

на вопрос «Почему Вы не

уехали из этой страны?»,

- он полушутя,

полусерьезно ответил: «Я

люблю свой диван».

25 июля 1996 года Таривердиев умер

в сочинском санатории «Актер».


Всего композитор написал

музыку к 132 фильмам.

«Мне всегда в кино было

чрезвычайно интересно. ..

Кино и телефильмы давали

выход на несравненно

большее число зрителей.

Вообще я убежден, что

если бы Моцарт жил

сегодня, то он непременно

писал бы музыку к кино».


Микаэл Таривердиев

похоронен на Армянском

кладбище Москвы.

В 1997 году вышла книга

композитора «Я просто

живу». В музыке

Таривердиев создал свой

лучший автопортрет. Не

случайно на вопросы о его

личной жизни он часто

отвечал: «А я и есть моя

музыка!».


В раздел образования