Напоминание

Причины плохой успеваемости учащихся начальной школы


Автор: Зернова Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБУЗ "Детский санаторий г. Грайворон"
Населённый пункт: город Грайворон, Белгородская обл.
Наименование материала: Детский инфантилизм, как одна из причин плохой успеваемости
Тема: Причины плохой успеваемости учащихся начальной школы
Дата публикации: 09.09.2021
Раздел: начальное образование





Назад




Детский инфантилизм, как одна из причин плохой успеваемости

Л.В.Зернова

ОГБУЗ «Областной детский санаторий г.Грайворон»

Главной целью образования является интеллектуальное, нравственное,

творческое, и физическое развитие личности обучающегося, а также

формирование знаний, умений и навыков.

У некоторых детей вышеуказанный процесс вызывает затруднения, не

смотря на то, что они не страдают умственной отсталостью или какими-либо

психическими расстройствами, которые бы требовали специальных методов

обучения. К сожалению не все родители и педагоги знают, в чем причина

школьной неуспеваемости ребенка и как помочь ему преодолеть трудности,

для усвоения школьной программы.

Одной из причин плохой успеваемости может стать незрелость волевого

поведения и личности ребенка - так называемый психологический

инфантилизм.

Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – это незрелость в развитии,

сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих

предшествующим возрастным этапам.

При психологическом инфантилизме ребенок имеет здоровую, без

отставаний, психику. Он вполне соответствует своему развитию по возрасту,

но по ряду причин выбирает в поведении роль ребенка.

Учатся

инфантильные дети чаще всего плохо, но не из-за отсутствия способностей.

Основная трудность, с которой сталкивается учитель или воспитатель, - это

неумение инфантильного ребенка включиться в общую работу: он даже не

пытается ее выполнять, невпопад задает вопросы, не имеющие отношения к

делу. Он старается ровно сидеть, как можно выше поднимает руку, радостно

вскакивает, когда его спрашивают. Но непосредственные желания через

довольно короткое время пересиливают, и ребенок перебивает учителя,

разговаривает с соседом, ходит по классу. Такие дети отличаются

неусидчивостью, расторможенностью, неумением вести себя на уроке.

Почему это происходит? По мнению психологов, инфантильность не

врожденное качество, а приобретенное через воспитание. Так что же такое

делают родители, что ребенок вырастает инфантильным?

Первое - это гиперопека - одна из распространенных ошибок в воспитании,

когда родители руководят каждым шагом ребенка. Ребенку все прощают,

стараются облегчить ему жизненный путь. Но ведь за пределами родного

дома судьба не будет так бережно к нему относиться. В период с 8 до 12 лет

ребенок уже может брать на себя ответственность за свои поступки. Но для

того, чтобы ребенок начал совершать самостоятельные поступки, ему

необходимо доверять. Вот именно здесь и кроется основное «зло», которое и

приводит к инфантильности.

Второе - постоянная критика. Взрослые делают это «из лучших побуждений,

чтобы не вырос эгоистом». Однако ребенок, нещадно критикуемый

значимыми взрослыми, живет с уверенностью, что у него ничего не

получится, даже не стоит пытаться. А если что-то хорошее в его жизни и

происходит, то это или случайность, или заслуга других людей. Страх

неуспеха у такого человека во сто крат сильнее радости предвкушения удачи.

Боясь ошибиться, он всю жизнь будет искать, кто бы что за него сделал,

несмотря на свои знания и умения.

Третье -предложение ребенку готовых решений

Что же делать с таким ребенком и как помочь ему адаптироваться к школе?

Нередко такие дети процесс обучения начинают воспринимать, как указания

взрослого, или неприятную обязанность. Желательно помочь учащемуся

найти радость, получать удовольствие от самого процесса приобретения

знаний. Необходимо чтобы ребенок понял, как хорошо самому знать и

уметь. В противном случае данный процесс будет являться для него скучным

и неприятным делом. Ему следует давать дополнительные интересные

задания, связанные с красочным наглядным материалом. Предлагать самому

сделать несложные наглядные пособия, которые помогут закрепить материал

и ему и товарищам. Важно использовать его творческие возможности и

инициативу, чтобы вызвать интерес к процессу обучения. Такому ребенку

необходимо объяснить, что может произойти, если люди будут делать только

то, что им нравиться. Можно показать это на примерах, лучше, если они

будут смешными. Постараться так объяснить, чтобы напрашивался

самостоятельный вывод. Что же необходимо сделать, чтобы избежать

неприятной ситуации. Очень важно для такого ребенка получить одобрение

за хорошо выполненную работу. Обозначить, что удалось ему сделать и

пожурить за плохое.

Поощряйте участие в общественной деятельности.

Особенно если она связана с заботой.

Учитывая, что инфантильный ребенок

стремится к детям младше себя, следует побуждать его к общению со

сверстниками, учить сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать

конфликты.

Помочь такому ребенку можно только в сочетании усилий педагога и

родителей. Правильное и разумное отношение в семье и школе к проблемам

ребенка, знание причин, снижающих успеваемость у интеллектуально

полноценного ученика, своевременная помощь дают возможность повысить

успеваемость, облегчить его адаптацию в школьном коллективе и пробудить

уверенность в собственных силах.

Литература:

1.Ваш ребенок идет в школу. Тревоги и страхи детей и родителей.

Анисимова Т.Б. ;Изд-во: Ростов н/Д: Феникс,2005г,,ISBN.

2.Зинченко С.Н. Почему детям бывает трудно учиться-К.:Рад.шк.,1990.



В раздел образования