Напоминание

"Методические системы вокально-хорового обучения прошлого и настоящего"


Автор: Воронина Екатерина Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа им. С. В. Рахманинова"
Населённый пункт: города Новочеркасска
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методические системы вокально-хорового обучения прошлого и настоящего"
Дата публикации: 11.09.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО "Детская музыкальная школа им. С. В. Рахманинова"

г. Новочеркасска

Доклад

на тему «Методические системы вокально – хорового обучения

прошлого и настоящего»

Преподаватель: Воронина Екатерина

Владимировна

Новочеркасск, 2021 г. .

Методические системы вокально – хорового обучения

прошлого и настоящего.

В России вокальное воспитание издавна строилось на методе, характерном

для чтения псалмов –нараспев, в среднем , разговорном регистре голоса.

Опираясь на народно – певческие традиции, И.И. Глинка и А.Е. Варламов

разработали собственные вокально – методические приёмы, которые, как

отмечают исследователи, отличались от традиционных методов обучения

зарубежной (в частности, итальянской) вокальной школой. Многие из

приёмов вокального обучения, предложенных Глинкой и Варламовым, легли

в основу создания Русской школы пения, послужив методической системой,

которая впоследствии стала использоваться не только в сольной певческой

практике, но и в хоровой.

Методические пособия М.И. Глинки появились в первой половине 19

века: «7 этюдов для контральто» (1829г), «Этюды для сопрано» (1833г),

«Упражнения для уравнения и совершенствования гибкости голоса и

методические к ним пояснения» (1836г).

Метод Глинки предписывал усовершенствовать вначале «натуральные

тоны,

без

всякого

усилия

берущиеся»,

то

есть

примарные

звуки,

расположенные

в

диапазоне

октавы

или

менее

октавы.

Только

«усовершенствовав эти натуральные тоны», пишет Глинка, «мало – помалу

потом можно обработать и довести до возможного совершенства остальные

звуки». Иначе говоря, расширение диапазона голоса происходит при условии

присоединения к примарным тонам звуков смежных регистров, «берущихся с

усилием». Все упражнения, этой методики, выстроены по принципу развития

от центральных тонов голоса, на которых держится спокойная речь человека,

к тонам, окружающим центр голоса.

В 1840 г. была издана«Полная школа пения» А.Е. Варламова. Как и

Глинка, Варламов предлагал «начинать пение в продолжение получаса

средних звуков, которые не требуют никакого усилия». Особое внимание он

обращал на необходимость выравнивания регистров голоса.

Так, Варламов советовал дискантам (сопрано) при переходе к соединению

грудного и среднего регистров смягчать последний грудной звук и усиливать

первый звук среднего регистра, чтобы установить между ними равенство.

При соединении среднего регистра с головным – наоборот, усиливать

последний звук «среднего голоса» и смягчать «голос головной».

Другая значительная публикация середины 19 в. Связана с именем

русского хорового дирижёра, педагога

Г.Я. Ломакина

и называется

«Краткая метода пения».

В «Краткой методе» - два раздела. Первый посвящен музыкально –

теоретическим

вопросам,

второй

содержит

нотные

примеры,

иллюстрирующие основные понятия.

Как и большинство публикаций того времени, «Краткая метода пения»

Ломакина в качестве нотных примеров использовала вокализы, упражнения в

сольфеджировании, русские народные песни, каноны, небольшие авторские

сочинения и духовные песнопения – псалмы, тропари и прочее.

Книга «Руководство для обучения пению А.И. Рожнова, регента, учителя

пения» в придворной певческой капелле посвящена выработке певческих

навыков. Автор пособия рекомендовал с первых же занятий уделять большое

внимание приёмам филирования звука: «Вдыхать воздух следует быстро, а

выдыхать медленно, соображаясь с тем, сколько требует тянуть звук».

Вокальное обучение Рожнов связывал с изучением нотной грамоты,

развитием слуха посредствам пения гамм, интервалов, которые сначала

советовал представлять умозрительно, а затем пропевать.

Активные разработки методов начального обучения пению велись не только

в культурных центрах России, но и во многих её регионах. В частности в

1888г в Тифлисе вышла книга учителя пения, регента О.В. Вольшевского

«Общедоступное руководство к изучению пения в 2-х частях», в которой

собраны воедино сведения музыкально – теоретического плана, так и

собственно вокально – хорового. В «Руководстве» особое внимание

уделялось выработке естественного звучанияголоса в различных регистрах.

Вольшевский советовал начинать с грудного регистра, переходя только

впоследствии к фальцетному и головному. Так же в «Руководстве» были

предложены рекомендации по выработке певческого дыхания, правильной

певческой установке, ансамблированию.

Педагог, деятель народного образования С.И. Миропольский полагал,

что пение не только должно, но и объективно может стать всеобщим в

музыкальном образовании. Предлагая ввести в обучение одиночное и

хоровое пение, Миропольский особо выделял хоровое, которое, по его

словам,является навыком к дружному, совокупному действию. Методика

обучения пению Миропольского предполагала, что самый подходящий для

этого возраст -8-9 лет

Большой популярностью в 20в. пользовались методические сборники

учителя пения и регента А.Н. Карасёва и были направлены на обеспечение

музыкально – певческого образования во многих учебных заведениях России.

Одно из них «Начальные уроки пения» ставило перед собой задачи: научить

учащихся петь начальные молитвы и соответствующие тропари и песнопения

«с голоса», но предпочтительно по нотам или другим знакам, в один голос,

затем в 2 голоса: организовать однородный церковный хор из учащихся

мальчиков или девочек, или тех и других вместе, организовать смешанный

хор.

Отдельного

внимания

заслуживает

методика

вокальной

работы

Д.И.Зорина, московского учителя и регента, описанная им в книге «О методе

хорового пения и его принципе». Большое значение методист придавал

тональному чувству и предлагал все упражнения строить на ощущении

тоники. Кроме того, Зорин рекомендовал специальные упражнения на

выработку

«инстинктивного

умения»

брать

дыхание,

предлагал

предварительный анализ и разбор упражнения: советовал начинать петь

упражнения вполголоса, в медленном темпе, а затем постепенно его

ускорять.

Опыт работы известного педагога, хорового деятеля А.В. Никольского

отражен в ряде его методических трудов. Это «Энциклопедия школьного

пения», «Голос и слух хорового певца», «Тембризация хора» и другие. В

книге «План практических занятий по пению в школе и хоре» Никольский

описывает принципы вокальной организации хора, комплектование хоровых

партий, развитие диапазона голосов, даёт советы, как научить искусству

пения нот с листа, как работать над разучиванием хоровых произведений по

партиям и на общей спевке.

Книга П.Г. Чеснокова «Хор и управление им» (1940г)вобрала в себя

рассмотрение множества проблем и явилась своеобразной энциклопедией

хоровой работы.В книге 2 раздела. Первый раздел касается

вопросов

хороведения,

второй-

методов

практического

управления

хором

хороуправление.Новый взгляд на проблематику хоровой работы выразился

характерном определения понятия хора: хор aacappella.А так же четким

разграничением элементов хоровой звучности на ансамбль, строй, нюансы.

В системе школьного хорового обучения широко применяется методика по

освоению

музыкальной

грамотности,

созданная

хоровым

дирижером,

композитором Г.А. Струве. Эта методика носит название «Хоровое

сольфеджио». «Хоровое сольфеджио» состоит

из игровых наглядных

упражнений,

имеющих

простую,

доступную

для

ребёнка

форму,

с

соблюдением основного педагогического принципа – от конкретного к

абстрактному.

В упражнениях «Хорового сольфеджио» объединены 3

важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Систематические

упражнения с

ручными знаками, так называемое - пение по руке ,

интенсивно развивают координацию голоса и слуха, и как утверждает автор,

закладывают основы ладового слуха.

Наряду с уже сложившимися мнениями стали появляться новые методики

вокального

воспитания

детей,

основанные

преимущественно

на

использовании грудного звучания голоса. Сторонником таких взглядов

выступил Д.Е.Огороднов и его последователи.

Своей главной задачей данная методика ставит бережное воспитание голоса,

обогащение его естественного тембра и, на этой основе, комплексное

развитие всех музыкальных способностей. По мнению Д.Е.Огороднова,

современная методика музыкального воспитания должна быть комплексной,

чтобы развивать все задатки творческих способностей учащихся, в том числе

их

музыкальные

способности,

интеллектуальную

и

эмоциональную

активность.



В раздел образования