Напоминание

"Обучение игровым действиям и навыкам общения детей раннего возраста в сюжетно-отобразительной игре"


Автор: Кирова Лариса Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Чернушка, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение игровым действиям и навыкам общения детей раннего возраста в сюжетно-отобразительной игре"
Дата публикации: 20.09.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Обучение игровым действиям и навыкам общения детей

раннего возраста в сюжетно-отобразительной игре».

Игры являются источником формирования социального сознания ребенка и

возможности развития познавательной деятельности.

Сюжетно-отобразительтная игра начинает зарождаться в возрасте 2-3 лет. Игровая

форма обучения – ведущая на ступени раннего развития, связанная с предметной

деятельностью, основным содержанием которой является знакомство с назначением

предметов, их свойствами, и их использованием.

Как известно, дети в силу своего возраста не владеют навыками ведения игры, но

способны в своих действиях имитировать в условной форме использование предмета по

назначению. Поэтому, сюжетно-отобразительной игре детей необходимо учить через

развитие игровых действий, и навыков общения.

Для того, чтобы эта работа была систематичной, последовательной, выстроенной по

принципу «от простого к сложному», мною была создана «Картотека обучающих

ситуаций по формированию игровых умений», состоящая из 19 игровых ситуаций,

распланированных на весь учебный год (с октября по май). При ее составлении я

руководствовалась учебно-методическим комплектом к программе «Радуга», учитывая

рекомендации по направлениям:

«Кормление».

«Поездка на машине (или другом транспорте)».

«Гости».

Кроме того, брала во внимание предлагаемый примерный план проведения игр-

ситуаций:

1.

Включение детей в игру. («Кто хочет играть со мной? Я приглашаю Сашеньку,

Олю». И т. п.)

2.

Постановка двух игровых целей. («Сейчас я буду печь для вас булочки», «Испеку

булочки — буду вас кормить».)

3.

Реализация первой игровой цели и одновременно ознакомление детей с условными

способами выполнения игровых действий (печет булочки, комментирует свои действия).

4.

Реализация второй игровой цели (кормит детей булочками).

5.

Переключение детей на другую, легкую и знакомую им всем игровую цель. («А

кто из вас хотел бы попробовать испечь булочки для игрушек?»)

6.Возвращение к основной игровой цели, повторная постановка и реализация ее

(повторяет процедуру кормления). Этот прием способствует запоминанию детьми игро-

вых целей и переносу в самостоятельные игры.

7. Переключение детей на самостоятельную игру. («Булочек еще много осталось.

Спросите у наших игрушек, может быть, они тоже хотят булочек».)

Я отметила для себя, что дети охотно включаются в игровую деятельность через

так называемые ПРОБЛЕМЫ ИГРУШЕК: кукле неудобно спать без подушки, у грузовика

сломалось колесо, в гости пришла елочка, и т.п. Внесение новой игрушки в группу,

знакомство с ней, или озвучивание проблемы, затем переход к решению проблемы

помогало мне получить желаемый результат намного быстрее.

Для уточнения проблемы, предлагала детям вопросы и задачи, которые необходимо

было освоить детям по ходу той или иной ситуации, поскольку кроме задач по игровым

действиям, мне нужно было решить задачи по развитию речи, т.к ставилась задача по

развитию навыков общения (уточнить представление о частях машины,

расширить

кругозор детей понятиями украшение елки, хоровод вокруг елки, переходить к активной

замене хорошо освоенных действий словом (самолеты полетели, прилетели)

;

обучать

ролевому диалогу: разговаривать с игрушками как с партнерами по игре, переходить к

активной замене хорошо освоенных действий словом («Кукла оделась»), уточнить

представления о видах и частях одежды (рукава, воротник, и т.п.)

.

Данные игровые

ситуации очень хорошо помогли отработать особенности ситуативного общения,

присущего раннему возрасту.

Так же учитывались особенности игр - для мальчиков (Грузовик грустит,

Самолеты), и для девочек (Кукле неудобно спать без подушки, Кукла не хочет быть

лохматой, и т.п.). данные игры позволили научить детей правильно раскладывать игрушки

по своим местам, поскольку дети обучались находить соответствующее место для данной

игрушки в группе (машинка и поезд – транспорт, значит на одной полке, постельные

принадлежности – на кроватке, куклы – в кукольном уголке).

Данные игровые ситуации отображены в режимных моментах, в календарно-

тематических планах, (в тем.карте) еженедельно, во вторую половину дня у нас включены

в совместную деятельность с детьми.

Как показывают результаты педагогического наблюдения на начало года, дети

испытывают трудности в организации игры и применении игрового оборудования. В ходе

использования дидактических игр, картотек, отмечается значительная динамика по

формированию игровых навыков. В конце учебного года большинство детей уже

самостоятельно могут развернуть игровыеотобразительные ситуации,применяя знания о

предметах и явленияхокружающего мира, отношений людей, помогая развивать речь и

формировать

навыки общения, полученные на основе знакомых,

обыгранных и

закрепленных ранее моментов.

Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей

способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в

современном обществе.



В раздел образования