Автор: Колотовкин Даниил Александрович
Должность: Студент 3 курса Института нефти и газа
Учебное заведение: Астраханский Государственный Технический Университет
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: Научная статья
Тема: Культура речи и деловое общение
Раздел: высшее образование
Колотовкин Даниил Александрович
Студент 3 курса Института нефти и газа
Астраханского Государственного Технического Университета
г. Астрахани
Культура речи и деловое общение
Язык- сложная знаковая система, предназначенная для передачи мыслей,
идей,
чувств
и
т.д.
Язык
регулирует
межличностное
и социальное
взаимодействие,
координирует
практическую
деятельность,
участвует
в формировании мировоззрения и национального образа мира, обеспечивает
накопление и хранение информации.
Язык
как
система
знаков
представляет
собой
сложное
единство
взаимосвязанных и взаимодействующих единиц, которые функционируют
только в целом. Для удобства изучения выделяют разделы языкознания:
фонемы
изучает
фонетика,
морфемы —
морфемика,
предложения —
синтаксис
Главное назначение языка — служить универсальным средством общения,
поэтому
основная
функция
языка —
коммуникативная.
Кроме
этого,
с помощью языка человек познаёт окружающий мир и себя в нем, при
участии языка формируется мышление как отдельного человека.
К отличительным особенностям речи относятся также ее преднамеренность
и целеориентированность, линейность.
Кроме того, речь не ограничивается только языковыми средствами, она
создается в том числе с помощью невербальных, несловесных средств —
интонации, жестов, мимики и т. Д
Функциональные стили русского языка
1.
Научный стиль речи
2.
Официально- деловой стиль
3.
Публицистический стиль
4.
Художественный стиль
5.
Разговорный стиль
Научный стиль речи
Сфера использования научного стиля — наука и образование. В научной
речи преследуются цели
наиболее точного,
логичного,
однозначного
выражения
мысли.
Аргументированные
умозаключения
следуют
в выверенной последовательности. Научный текст создается как цепочка
«шагов», отражающая логику авторского рассуждения.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой
стиль
обслуживает
сферу
официально-деловых
отношений, возникающих между государственными органами, различными
организациями
или
внутри
них,
организациями
и частными
лицами
в процессе их служебной, хозяйственно-производственной и юридической
деятельности.
Публицистический стиль
Публицистический
стиль —
это
стиль
общественно
политической
литературы, средств массовой информации, ораторской речи. Тематика
текстов
публицистического
стиля,
адресованных массовой аудитории,
разнообразна и разнопланова. Основной разновидностью публицистического
стиля
традиционно
считается
газетнопублицистический
подстиль,
включающий такие жанры, как статья, интервью, очерк, репортаж и т. д.
Также среди публицистических подстилей можно назвать рекламный
и ораторский
Художественный стиль
Художественный стиль (стиль художественной литературы) занимает особое
положение в системе стилей, так как его статус вызывает споры среди
лингвистов.
Часть
ученых
полагает,
что
выделять
отдельный
художественный стиль не следует, так как в художественной литературе
смешиваются
языковые
черты
остальных
стилей.
В рамках
другого
подхода —
общепринятого —
художественный
стиль
выделяется
как
самостоятельный: отмечается наличие особой сферы его употребления —
художественной
литературы —
и особой
функции —
эстетической.
Основные
под-
стили
и примеры
жанров
художественного
стиля:
прозаический (роман, повесть, рассказ и т. д.), драматургический (драма,
комедия и т. д.), поэтический (поэма, стихотворение и т. д.).
Разговорный стиль
Разговорный стиль употребляется в условиях непринужденного общения,
в сфере неофициальных отношений. Темы разговорной речи разнообразны
и определяются потребностями коммуникантов. Преобладающая форма
бытования разговорной речи — устная (беседа, разговор и
т. д.), но
некоторые жанры реализуются и на письме (частные письма, общение
в интернет-форумах и т. д.). В системе функциональных стилей разговорная
речь противопоставляется книжным стилям. Разговорная речь спонтанна,
всегда конкретно адресована, рождается «здесь и сейчас», и в отличие
от речи других стилей, диалогична, то есть может прерываться или менять
направление
в зависимости
от контекста.
Широко
используются
невербальные (неречевые) средства — жесты, мимика, позы, интонация.
Деловая риторика
Деловая риторика — это область культуры речи, включающая в себя науку,
искусство
и практику
убедительной
и эффективной
публичной
коммуникации в различных жанрах профессионального общения. Основные
задачи риторики таковы: сделать речь целесообразной (результативной)
и оказать влияние на аудиторию. При этом оратор (говорящий) не должен
«побеждать» слушателей, а сотрудничать с ними. Ведь любое общение, в том
числе и деловое, — это не путь одного человека к другому, а движение
навстречу друг другу. Поэтому важный закон современной риторики —
закон ориентации речи на адресата, основанный на принципах гармонизации
процесса общения
Риторика синтезирует в себе несколько видов человеческой деятельности.
В ее основе находится теоретическая база — результат изучения и описания
механизмов речевого производства. Однако тщательного ознакомления
с риторической теорией недостаточно: обязательно нужны опыт создания
текстов и практика выступлений.
Кроме того, в каждый текст, в каждое выступление автор вкладывает свою
индивидуальность, личный опыт, поэтому риторический продукт — это еще
и акт искусства. При этом риторика прагматична и дает своему адресату
определенный
алгоритм,
облегчающий
создание
текста
и процесс
выступления
Список литературы
1)
Введенская Л.А. Деловая риторика: учебное пособие / Л.А. Введенская.
— М., 2012.
2)
Родина И. В. Русское письмо на основе грамматики : учебное пособие /
И. В. Родина. — Екатеринбург, 2011
3)
Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин. —
М., 2012.
4)
Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / под
ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. — СПб., 2012