Методические рекомендации к сборнику Г.Балаева "Современные фортепианные ансамбли"
Автор: Тюркина Инна Дмитриевна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №47 им. М.Ф. Мацулевич" Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Методические рекомендации к сборнику Г.Балаева "Современные фортепианные ансамбли" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №47 имени М. Ф. Мацулевич»
Методические рекомендации к
сборнику Г. Балаева «Современные
фортепианные ансамбли»
Авторы-составители:
Тюркина И. Д., Кленина М. А.
Новокузнецк, 2015
Рекомендации
адресованы
в
помощь
преподавателям,
учащимся
музыкальных
классов,
учащимся
ДШИ
и
ДМШ,
любителям
музыки,
профессионалам-музыкантам. В рекомендациях дана краткая характеристика
ансамблей Г. Балаева и указаны трудности, которые могут возникнуть при
работе над ансамблями.
Цель: исполнительский анализ фортепианных ансамблей Г. Балаева.
Задачи:
1.
Познакомить слушателей с творчеством Г. Балаева;
2.
Дать
общую
музыкальную
характеристику
фортепианным
ансамблям Г. Балаева;
3.
Сделать
исполнительский
анализ
ансамблей
по
каждому
произведению.
Произведения
Г.
Балаева
отличаются
своей
жизнерадостностью,
мелодизмом, лирикой. Богатство гармоний передаёт разнообразие красок в
музыке,
как
цветовая
палитра
в
живописи,
богатство
ритмов
передаёт
национальный колорит музыки. Его музыка пестрит разнообразием тембров
и жанров. Музыкальные пьесы альбома фортепианных ансамблей имеют свои
названия, которые композитор очень точно и ярко воплощает в музыке. Но
самое главное, что проходит красной нитью через всё его творчество – это
огромная любовь к жизни. Чувство прекрасного не покидает слушателя ни на
миг в каждом его произведении.
Сборник фортепианных ансамблей Г. Балаева состоит из девяти пьес:
автором семи из них он является сам, одна аранжировка и одно переложение.
Пять пьес (четыре собственных и переложение «Шутки» И.С. Баха) написаны
для четырёхручного исполнения на одном фортепиано, четыре произведения
– для двух фортепиано. Все произведения разные по форме, содержанию,
характеру и степени сложности их исполнения. Сборник адресован учащимся
средних и старших классов ДМШ и ДШИ, но, на наш взгляд, он будет
интересен
и
профессиональным
музыкантам.
Некоторые
произведения
можно
использовать
в
качестве
концертного
репертуара
педагогических
фортепианных
ансамблей.
В
любом
случае,
все
пьесы
этого
сборника
являются прекрасными концертными номерами, интересными и понятными
для слушателя.
Основная исполнительская сложность в фортепианных ансамблях Г.
Балаева состоит в широкой аккордовой многозвучной фактуре, проведении
тем в октавном, аккордовом изложении. Конечно, гармонически это звучит
очень красочно, но на практике с целью облегчения исполнения, возможно
сокращение и упрощение аккордовой фактуры.
Некоторые произведения насыщены элементами джазовой гармонии, во
многих хочется импровизировать, что можно и нужно делать. Большая роль в
исполнении фортепианных ансамблей Г. Балаева отведена педали. Где-то она
глубокая, подчёркивающая красоту, глубину и разнообразие гармонических
красок,
где-то
очень
аккуратная,
«сухая»,
лишь
обозначающая
чёткость
предельно точного ритма.
2
На практике фортепианные ансамбли Г. Балаева можно использовать в
работе с широким кругом учащихся – как по программе любительского
музицирования, так и профессионального обучения. С удовольствием играют
их обучающиеся по предмету общее фортепиано со своими преподавателями,
тем самым расширяя свой музыкальный кругозор. Пьесы для исполнения в
четыре руки на одном фортепиано – это миниатюры, написанные в форме
периода: «На горной тропе», «Вечерний город», «На карнавале». «Звёздная
россыпь» написана в трёхчастной форме.
1.
«На горной тропе»
Небольшая,
несложная
пьеса,
основанная
на
кавказских
ритмах
и
мотивах.
С л ож н о с т ь II
партии
заключается
в
хорошем
ощущении
синкопированного аккомпанемента с «кавказским национальным акцентом».
В I партии в изложении мелодии некоторые аккордовые моменты можно
упро стить.
Главно е
–
это
общее
ощущение
н а ц и о н а л ь н о го
синкопированного ритма, общность динамического развития, акцентировки
и дыхания. Эта пьеса по музыке светлая и жизнерадостная. Национальный
синкопированный аккомпанемент подчёркивает танцевальность этой пьесы.
Степень сложности пьесы- 4-5 класс ДМШ и ДШИ.
2.
«Вечерний город»
Небольшая пьеса-зарисовка. Сложность в исполнении представляет
собой аккордовое изложение мелодии. Возможно сокращение аккордовой
фактуры при исполнении, но так, чтобы красота и терпкость гармоний
пострадала от этого наименьшим образом. Несложный ритмизированный
аккомпанемент подчёркивает дыхание изображаемого вечернего города. В
целом можно динамически интересно выстроить пьесу, используя моменты
контрастной
динамики
в
репризе.
Кульминацию
при
повторе
можно
исполнить арпеджиато, что придаст ей большую значимость.
Педаль в этой пьесе имеет большую важность. Ансамблисту II партии
важно
следить
и
соединять legato
мелодию,
изложенную
в
аккордовой
фактуре, которую исполняет ансамблист I партии.
Степень сложности с упрощением фактуры в I партии- 5-6 класс.
3.
«На карнавале»
Яркая миниатюра, стремительная зарисовка в ритме зажигательной
тарантеллы. Ритмическая точность и «сухость» аккомпанемента очень важна
здесь
при
исполнении. I
партия
в
пьесе
достаточно
техничная,
при
её
исполнении нужна хорошая беглость и цепкость пальцев. В целом, в пьесе
есть
моменты
национальной
стилистической
акцентировки,
большое
динамическое разнообразие; точность длительностей нот и пауз имеют здесь
значимую роль. Педаль здесь очень точная, короткая, ритмическая, «сухая».
Никак нельзя «запедалить» эту пьесу!
Степень сложности-5-6 класс.
4.
«Звёздная россыпь»
3
Пьеса
написана
в
трёхчастной
форме.
В
крайних
частях
пьесы
передаётся
вся
красота
ночного
звёздного
неба.
Это
достигается
привлечением
крайних
регистров
фортепиано:
«журчание»
верхнего
регистра
в
теме
изображает
свечение
звёзд,
рокочущее tremolo
в
аккомпанементе изображает глубину ночного неба. Замечательный мелодизм
этой пьесы передаётся движением шестнадцатых нот, а при повторе темы -
двойных шестнадцатых нот. Здесь часто используется приём регистровых
перекличек: тема передаётся из руки в руку каноном в I партии.
Абсолютным контрастом к крайним частям идёт средний раздел – это
отступление
от
основной
темы,
просветление
и
задумчивость,
изображающаяся
в
новой
теме,
проходящей
в
сложном
аккордовом
изложении джазовых гармоний. Они достаточно сложны для исполнения, но
именно эти аккорды передают всю красоту и смысл среднего раздела пьесы.
Педаль здесь имеет важное гармоническое значение, подчёркивая колорит
произведения.
Уровень сложности – 6-7 класс и выше.
Если
четыре
предыдущие
пьесы-миниатюры
очень
точно
и
определённо давали название музыке, то в следующих произведениях, более
сложных и развёрнутых по форме, слушателю предоставляется возможность
рисовать
свою
картину.
Каждый
может
представлять
своё,
то,
что
он
услышал в музыке.
5.
«Ноктюрн»
Это произведение является кульминационным в альбоме, его самой
яркой точкой, самым сложным по исполнению произведением. Ноктюрн, как
мы знаем, - это в переводе с французского «ночная музыка». Широкая
фактура, разнообразие темброво-динамических красок, красота гармоний,
яркость и масштабность выстроенной кульминации произведения – всё это
делает произведение мощным, полным и незабываемым.
Это произведение может стать украшением концертных репертуаров
многих педагогических фортепианных ансамблей.
6.
«Скерцо»
Трёхчастная, трёхдольная пьеса. Скерцо - в переводе это «шутка».
Сложность
исполнения I
партии
представляет
собой
хорошую
беглость
пальцев в крайних частях. Аккордовая фактура в изложении мелодии второй
части
в
этой
пьесе
не
представляет
собой
технической
трудности
исполнения, она достаточно удобна. Аккомпанемент в этой пьесе очень
«сухой», что подчёркивается соответствующей короткой педализацией.
Уровень сложности произведения – 6-7 класс и выше.
7.
«Элегическая пьеса»
Трёхчастная пьеса в национальном кавказском ритме, подобном ритму
первой пьесе альбома («На горной тропе»). Элементами джазовых гармоний
пьеса
начинается
и
заканчивается.
В
мелодии
возможны
моменты
упрощения фактуры, импровизации с учётом национального кавказского
колорита
музыки.
В
этом
произведении
музыка
полётная,
лиричная,
4
танцевальная.
Но
здесь
представлена
не
только
беззаботная
картинка-
идиллия, как в первой пьесе цикла. В средний раздел «Элегической пьесы»
прокрадываются нотки грусти, навевающие ностальгическое настроение.
Эта
пьеса
может
стать
замечательным
концертным
номером
для
педагогических фортепианных ансамблей.
8.
«С Днём Рождения»
Известная миниатюра изложена в аккордовой фактуре, исполняется на
двух фортепиано. За счёт мощных гармоний звучит интересно, по-новому.
Можно
упрощать
фактуру
при
исполнении
этой
пьесы,
можно
импровизировать
в
басу.
С
учащимся
можно
проходить
эту
пьесу
в
различных вариантах:
1.
Учащийся
играет
основную
тему,
педагог
при
этом
неоднократно и разнообразно импровизирует с линией баса;
2.
Можно разучить с учащимся простейшую линию баса, а педагог
будут исполнять тему в сложной аккордовой интерпретации.
В любом варианте такая работа – это слуховое обогащение учащегося.
Эту пьесу можно использовать как в рабочем моменте, так и в концертном
варианте.
Для широкого круга учащихся.
9.
И.С . Бах «Шутка»
Известное
переложение
номера
из
оркестровой
сюиты
Баха
для
исполнения на фортепиано в четыре руки. Комментарии здесь излишни,
кроме того, что написал великий Бах и замечательно, удобно и целостно
переложил для фортепианного ансамбля Г. Балаев.
Произведение является программным в репертуаре 4-5 класса ДМШ и
ДШИ.
5
Список использованной литературы
1. Балаев Г. Современные фортепианные ансамбли [Ноты]. – Изд.: ФЕНИКС,
ТОРГОВЫЙ ДОМ, 2009. – 48с.
6