"Особенности исполнительской деятельности концертмейстера в работе с концертирующими домристами"
Автор: Тюркина Инна Дмитриевна Должность: концертмейстер Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №47 им. М.Ф. Мацулевич" Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: "Особенности исполнительской деятельности концертмейстера в работе с концертирующими домристами" Раздел: дополнительное образование
Особенности исполнительской деятельности концертмейстера в работе с
концертирующими домристами
Тюркина И.Д., концертмейстер
Концертмейстеру по роду своей деятельности приходится работать с
разными
солистами
и
коллективами.
Специфика
работы
с
различными
исполнителями разнообразна. Но всегда и везде важнейшей остаётся одна
задача – это баланс звучания. Это зависит от многих факторов: от специфики
тембра солирующего инструмента (или голоса), акустики помещения, самого
инструмента
(фортепиано
или
рояля),
на
котором
приходится
аккомпанировать, и, конечно же, от мастерства концертмейстера, его умения
слышать солиста, постоянно контролируя звуковой баланс.
Домра интересна своими звуковыми возможностями. Огромное разнообразие
специфических
штрихов
домриста,
технические
возможности
его
инструмента, богатство его тембра, разнообразие концертного репертуара для
домры
–
всё
это
даёт
большое
поле
деятельности
для
музыкантов-
исполнителей.
Из
истории
возникновения
домры
мы
знаем,
что
домра
–
это
инструмент
скоморохов
на
Руси.
Уничтоженная
при
царе
«тишайшем»
Алексее Михайловиче за свою сатанинскую сущность и возрождённая по
рисункам, эскизам и чертежам уже в XIX веке нашим великим мастером
Андреевым, она стала основой оркестров и ансамблей русских народных
инструментов, его главной солисткой. Домра по праву является солирующим
концертным инструментом. На концертной эстраде домра всегда звучит с
фортепиано.
Его
поддержка
является
гармонической
опорой,
фактурно
обогащая звучание этого солирующего инструмента.
Сочетание высокой техничности инструмента и певучести его тембра
даёт возможность домристу иметь обширный и разнообразный концертный
репертуар. В его репертуаре сейчас можно услышать и классику, и народные
обработки, и джазовую, и современную популярную музыку.
Современный
слушатель
избирателен,
ему
очень
трудно
сегодня
воспринимать живую музыку, особенно классику. Поэтому в концертном
репертуаре домристов всё чаще появляются обработки современных мелодий
из
кинофильмов,
яркие
зажигательные
концертные
пьесы
танцевального
характера.
Конечно,
замечательно
звучит
кантилена
на
домре.
Концертмейстеру
приходится
приспосабливаться
к
современному
ритму
жизни.
В
репертуаре
концертирующего
домриста
и
его
концертмейстера
постоянно должны присутствовать разнообразные по стилям, характеру и
степени
сложности
произведения:
как
определённые
конкурсные
произведения, так и концертные пьесы, различные по содержанию. Здесь
должны
быть
наряду
с
классическими
произведениями
и
народными
обработками
популярные
мелодии
из
кинофильмов,
мультфильмов,
некоторые образцы джазовой музыки, яркие, эффектные концертные пьесы,
имеющие успех и понимание у современного слушателя.
Важнейшим
факторам
успешных
выступлений
концертирующих
музыкантов
(солиста
и
концертмейстера)
является
умение
слышать
друг
друга.
Концертмейстер
должен
постоянно
слышать
солиста,
постоянно
помнить о том, что солист на сцене – главный, концертмейстер является его
поддержкой.
Встречаются
моменты
в
произведениях,
где
концертмейстер
ведёт тему, либо остаётся один во вступлениях и проигрышах, либо тема
передаётся от солиста к концертмейстеру. В этих случаях концертмейстеру
нужно выходить на первый план.
Всегда нужно помнить, что два музыканта – солист и концертмейстер –
исполняют
одно
произведение.
Характер
музыки,
темп,
динамика,
фразировка, длительности нот и пауз, штрихи, развитие, агогика – всё это оба
музыканта делают вместе, интерпретируют идентично, исходя из образа и
стиля исполняемого произведения, передают вместе его единое настроение.
Для музыкантов не секрет, что психологически легче чувствовать себя на
сцене в большом коллективе: оркестре, ансамбле. В малом составе ансамбля
сложнее:
ощущение
поддержки
есть,
но
ответственности
уже
больше.
Соответственно, психологически
самым трудным выступлением является
сольное: фортепиано, баян, гитара, - те инструменты, которые звучат без
концертмейстера. У других солистов есть поддержка в лице концертмейстера,
поэтому им психологически легче на сцене.
Два музыканта на сцене (солист и концертмейстер) постоянно должны
слышать и чувствовать друг друга. Общеизвестно для музыкантов, что на
концертных
выступлениях
возможны
моменты
сценических
потерь.
Важнейшим условием при таких обстоятельствах является то, что ни в коем
случае
нельзя
останавливаться,
прерывать
общую
музыкальную
ткань
произведения. И неважно с чьей стороны – солиста или концертмейстера –
произошли потери (сбои в тексте, остановки и т.п.). И тот и другой музыкант
обязан продолжать исполнение произведения в темпе и характере, не подавая
вида на ошибку. Музыкант, с чьей стороны произошли эти потери, должен
быстро сориентироваться в ситуации. Подхватив исполнение в контексте
произведения, уловив музыку на слух, он должен быстро сориентироваться в
нотном тексте. Важно, чтобы ошибка одного музыканта не навредила общему
музыкальному развитию произведения, была практически незаметной.
Не секрет, что музыкант на сцене – будь это солист, концертмейстер,
ансамблист,
оркестрант
–
он
всегда
артист.
Музыкантам
необходимо
постоянно
помнить
и
заботиться
о
своём
сценическом
имидже.
Лицо
исполнителя, его мимика и даже жесты должны выражать образ исполняемой
музыки. Залог успеха концертирующего музыканта – улыбка на лице, его
умение общаться со своим слушателем. А слушателю важно получать со
сцены
энергетический
посыл.
Слушатель
должен
не
только
слышать
исполнение музыкального произведения, но и видеть отношение музыканта-
исполнителя к исполняемой музыке.
Также есть моменты общения между двумя исполнителями на сцене –
солистом
и
концертмейстером.
Такие
моменты
могут
быть
специально
2
спланированы, отрепетированы заранее и обыграны. Исходя из контекста
произведения, солист и концертмейстер могут где-то посмотреть друг на
друга, повернуться друг к другу, улыбнуться. Такие моменты также являются
залогом успешных выступлений концертирующих музыкантов.
В не шний
в ид
конце рт ирующих
музы ка нтов
(с олис т а
и
концертмейстера) также имеет значение. Он должен быть выдержан в единой
цветовой
гамме.
Ансамбль
на
сцене
должен
проявляться
во
всём:
в
исполнительстве, сценическом поведении и в одежде.
Работа
концертирующих
музыкантов
всегда
интересна,
в
ней
есть
большое поле для творчества: это подбор репертуара, понятного слушателю и
одновременно
несущего
определённую
эстетическую
ценность,
это
нахождение своего слушателя, подбор сценического имиджа и даже подбор
костюмов.
А
самой
большой
наградой
для
музыкантов
-
исполнителей
является успех у слушателя. Чтобы стать успешным исполнителем, нужно не
забывать
обо
всех
вышеперечисленных
факторах,
постоянно
над
ними
работать,
оттачивать
своё
исполнительское
мастерство.
И
самое
главное
помнить о том, что всё, что исполнитель несёт со сцены слушателю – он
должен делать это с любовью к музыке и к своему слушателю, делать это от
души, порой, отдавая всего себя.
3