Автор: Фархутдинова Расима Тазетдиновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ№23" Населённый пункт: г.Набережные Челны .Р.Т. Наименование материала: Методическая разработка Тема: КТП по литературе в 11классе Раздел: среднее образование
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса литературы для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта
среднего (полного) образования (2012г), Примерной программы по литературе для среднего (полного) образования и программы курса литературы
для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений автора В.Я.Коровина (2010 года)
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 7 часов отводится на внеклассное чтение и 7 часов на развитие речи.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста,
понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления,
эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-
литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности
с
использованием
теоретико-литературных
знаний;
написания
сочинений
различных
типов;
поиска,
систематизации
и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-
литературных понятий:
-
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
-
Выразительное чтение.
-
Различные виды пересказа.
-
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
-
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
-
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
-
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
-
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
-
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Все содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу
построения курса на историко-литературной основе.Обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления
изучения
творчества
писателя,
важнейшие
аспекты
анализа
конкретного
произведения
(раскрывается
идейно-художественная
доминанта
произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы,
опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы
эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой
художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и
литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными
критериями
отбора
художественных
произведений
для
изучения
в
школе
являются
их
высокая
художественная
ценность,
гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также
культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (В.А.Чалмаев, С.А.Зинин.
Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2010. – в двух частях) и методическое пособие для учителя
(Н.В.Егорова, Поурочные разработки по русской литературе 20 века – М.: ВАКО, 2010)
Содержание программы
по литературе в 11 классе (102 часа)
Введение. (2ч)
Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы. Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - ХХ веков.
Иван Алексеевич Бунин (5ч)
Жизнь и творчество (обзор). Тонкий лиризм стихотворений Бунина«Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».
Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник». Поэтика рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско». Психологизм и особенности бунинской прозы на примере
рассказа «Антоновские яблоки».
Александр Иванович Куприн (2ч)
Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».
Максим Горький (6ч)
Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Три правды в пьесе
«На дне». Смысл названия пьесы. Система образов. Проблема счастья.
Зарубежная литература первой половины 20 века (4ч)
Обзор зарубежной литературы первой половины XX века. Б.Шоу. Жизнь и творчество. Чеховские традиции в творчестве. Своеобразие конфликта в пьесе «Пигмалион».
Г.Аполлинер. Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Мост Мирабо».
Русская поэзия конца XIX – начала XX в. (11ч)
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Основные течения поэзии русского модернизма (символизм, акмеизм, футуризм), поэты, творившие вне литературных течений.
Истоки русского символизма, влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. "Старшие символисты".
В.Я.Брюсов .
Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы поэзии. Стихотворения «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».
Стихотворения
К.Бальмонта :
«Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»; стихотворения А.Белого : «Раздумье»,
«Русь», «Родине».
Акмеизм, истоки. Основные позиции программы акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм».
Н.Гумилев .
Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»; героизация действительности в поэзии Гумилева,
романтическая традиция в его лирике.
Футуризм. Группы футуристов.
Игорь Северянин .
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».
В. Хлебников
как поэт-философ. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…»; поэтические эксперименты Хлебникова.
Крестьянская поэзия. Николай Клюев.
А.А.Блок. (7ч)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На
железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы». Основные мотивы и образы ранней лирики. Тема Родины и основной пафос
патриотических стихотворений. Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие
композиции. Образ Христа и многозначность финала поэмы
В.В.Маяковский (5ч)
Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»
«Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся». Особенности любовной лирики поэта. Сатирические
мотивы лирики. Тема поэта и поэзии. Поэма «Облако в штанах»
С.А.Есенин (6ч)
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Письмо матери», «Русь советская», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Я покинул родимый дом», «Спит ковыль. Равнина
дорогая», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Письмо к женщине», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Не жалею, не зову, не плачу…». «Мы теперь уходим понемногу»,
«Сорокоуст».
Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Любовная лирика. Тема Родины.
М.И.Цветаева (2ч)
Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины», « Стихи к Пушкину», «Тоска по Родине», « Стихи о Москве».
Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии.
О. Э. Мандельштам (2ч)
Стихотворения «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «Я вернулся в мой горд, знакомый до слез».
Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи.Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.
А.А.Ахматова (5ч)
Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», « Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно», «Родная земля»,
«Приморский сонет».
Жизнь и творчество. Основные темы лирики.Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики Ахматовой.Судьба России и судьба поэта.
Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Особенности жанра и композиции поэмы. Тема суда времени и исторической памяти.
Б..Пастернак (4ч)
Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы его поэзии.Философский характер лирики Б.Пастернака. Тема человека и природы.
Тема поэта и поэзии.Роман «Доктор Живаго».
Его проблематика и своеобразие.
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Зимняя ночь», «Гамлет» «Снег идет»,«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Быть
знаменитым некрасиво».
М.А.Булгаков (7ч)
Жизнь, творчество, личность М.А.Булгакова. История создания романа «Мастер и Маргарита». Композиция и проблематика. Судьба художника в романе. Образ Мастера и
Маргариты.Поиск истины в романе и проблема нравственного выбора.«Нечистая сила» в романе. Образы Воланда и его свиты.Библейские мотивы и образы в романе. Смысл
финальной главы романа.
А.П.Платонов (2ч)
Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”.
М.А.Шолохов(5ч)
Судьба и творчество. Замысел и история создания романа «Тихий Дон».Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества.Картины Гражданской
войны в романе.Женские образы. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.
Обзор русской литературы второй половины XX века (2ч)
Новое понимание русской истории. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России.
А.Т.Твардовский (2ч)
Жизнь и творчество. Философская лирика. Тема памяти. Стихотворения :«Вся суть в одном-единственном завете…», «Я знаю, никакой моей вины…», «О сущем», «Дробится
рваный цоколь монумента...», «Памяти матери».
А.И.Солженицын (2ч)
Жизнь и творчество. Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты).Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
В.Шаламов (1ч)
Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» (Рассказы «Последний замер», «Шоковая терапия»).
Проза второй половины 20 века (4ч)
Художественное своеобразие рассказов В.Шукшина («Верую!», «Алеша Бесконвойный»). Нравственные проблемы произведений В.Г . Распутина . Тема памяти и преемственности
поколения в повести «Прощание с Матёрой». В.П.Астафьев . Нравственные проблемы романа «Печальный детектив».
Поэзия второй половины 20 века (4ч)
Н.М.Рубцов
. Своеобразие художественного мира поэта.Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние».
Р.Гамзатов
.
Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...»
И.Бродский
.
Своеобразие поэтического мышления поэта. Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»)
Б.Окуджава
.
Особенности «бардовской» поэзии. Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».
Драматургия второй половины 20 века (2ч)
Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампилов. Слово о писателе. Пьеса «Утиная охота».
Обзор литературы последнего десятилетия (3ч)
Обзор русской литературы последнего десятилетия 20 века. Постмодернизм.Новейшая русская поэзия.
Внеклассное чтение: 7 часов
Календарно-тематическое планирование
по литературе учебный год
План составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2012г), Примерной
программы
по
литературе
для
среднего
(полного)
образования
и
программы
курса
литературы
для
обучающихся
10-11
классов
общеобразовательных учреждений автора В.Я.Коровина (2010 года)
Предмет
Класс
Всего кол-
во часов
Кол-во
ч а с о в
в
неделю
количество
Автор учебника, год издания
Контроль
ных работ
зачетов
Тестовых
заданий
Лаборатор
ных работ,
практичес
ких
демонстрац
ия
литература
11С
102
3
-
-
-
-
-
В.А.Чалмаев,
С.А.Зинин.
Литература.
Учебник
для
общеобразовательных
учреждений – М.: Русское слово, 2010.
– в двух частях
Методическая тема на учебный год
Городская
Школьная
Учителя
Методическое сопровождение педагога в
условиях освоения умений реализации ФГОС
Совершенствование профессионального уровня и
мастерства педагогов в условиях перехода на ФГОС
Формирование орфографической зоркости на уроках
русского языка и литературы
«РАССМОТРЕНО»
На заседании МО
Протокол от 26.08.2016 г. № 1
Руководитель МО ___________ З.К.Хайруллина
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
____________ С.А.Бурова
Календарно-тематическое планирование
№
Изучаемый раздел, тема
учебного материала
Колич
е-ство
часов
Кален
дар-
ные
сроки
Факти
ческие
сроки
Планируемые результаты
Контрол
ьно-
измерите
льные
материал
ы
Знания
Умения
Общие учебные
умения, навыки и
способы деятельности
Введение
2
1
Русская литература ХХ в. в
контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы.
1
4.09
Знать: основные темы и
проблемы русской литературы
20 в.: ответственность человека
за свои поступки, человек на
войне, тема исторической
памяти, человек и окружающая
его живая природа.
Уметь: раскрывать взаимосвязь
русской литературы 20 века с
мировой культуро
й;
соотносить процесс развития
русской литературы с
зарубежной и литературой
других народов России
умение работать с
материалом учебника,
вступать в речевое
общение с
использованием
различных источников
информации
2
Традиции и новаторство в русской
литературе на рубеже XIX - ХХ
веков.
1
6.09
Знать: своеобразие русской
литературы рубежа 19-20 вв; ее
значение в развитии мирового
литературного процесса;
основные темы, проблемы и
направления русской
литературы 20 века;
понятие «модернизм»,
«серебряный век»
Уметь: соотносить процесс
развития литературы с
общественной жизнью и
культурой
Умение находить
информацию по
заданной теме в
источниках различного
типа
И.А.Бунин
5
2
И.А.Бунин. Жизнь и творчество
(обзор). Тонкий лиризм
стихотворений Бунина.
1
9.09
Знать: факты биографии и
творческой деятельности поэта;
значение творчества Бунина для
русской и мировой литературы;
философские мотивы лирики
Бунина; содержание
стихотворений: «Крещенская
ночь», «Собака»,
«Одиночество»
Уметь: анализировать
стихотворения, видеть
творческую манеру писателя
умение работать с
материалом учебника,
сопоставлять,
выразительно читать,
подробно
пересказывать
размышлять над
прочитанным, отвечать
на вопросы
3
Тема любви в рассказе И.А.Бунина
«Чистый понедельник»
1
11.09
Знать: содержание рассказа
«Чистый понедельник», сюжет,
главных героев, основную идею
рассказа, философские мотивы
произведения
Уметь: анализировать эпизод,
объяснять его связь с
проблематикой произведения
4
Поэтика рассказа Бунина
«Господин из Сан-Франциско»
1
13.09
Знать: содержание рассказа,
композицию, прием антитезы,
образы-символы, систему
образов
5
Психологизм и особенности
бунинской прозы на примере
рассказа «Антоновские яблоки»
1
16.09
Знать: содержание рассказа,
символический образ
антоновских яблок
Уметь: определять способы
проявления авторской позиции
Владение монологиче-
ской речью, приведение
примеров, подбор
аргументов,
формулирование
выводов
6
Р.Р. Сочинение по творчеству
И.А.Бунина
1
18.09
Знать: содержание
произведений; что такое тема и
идея произведения, языковые
средства
Уметь: раскрывать тему
сочинения; связно и логически
последовательно излагать
мысли, рассуждать
А.И.Куприн
2
7
Жизнь и творчество А.И.Куприна.
1
20.09
Знать: биографию писателя,
основные проблемы в
творчестве Куприна,
художественные особенности
его произведений
Уметь: оценивать идейно-
художественные искания
писателя, выявлять
особенности авторского стиля
Умение анализировать,
приводить аргументы,
делать выводы;
владеть навыками
выразительного чтения,
сопоставлять,
обобщать,
систематизировать
изученный материал;
8
Проблематика и поэтика рассказа
«Гранатовый браслет»
1
23.09
Знать: смысл произведения,
центральные проблемы и
образы, проблематику
Уметь:эмоционально отвечать
по литературному тексту,
анализировать эпизоды, и все
произведение в целом,
свободно использовать
конкретные понятия теории
литературы, сопоставлять
литературные персонажи,
оценивать систему
действующих лиц; определять
проблематику произведения
М.Горький
6
9
Максим Горький Жизнь и
творчество. Ранние романтические
рассказы.
1
25.09
Знать: биографию писателя,
особенности творческой
манеры, особенности
романтических рассказов;
содержание рассказа «Старуха
Изергиль»
Уметь: видеть обстановку
действия и мысленно рисовать
портрет героя; выделять
изобразительные средства
языка и определять их
художественную роль в тексте
умение выразительно
читать, подробно
пересказывать,
вести диалог, обобщать,
делать выводы
,
готовить сообщение на
заданную тему;
развитие навыков
комментированного
чтения;
уметь работать с
текстом; анализировать,
сравнивать; выраз-но
читать,
пересказывать
10
«На дне» как социально-
философская драма. Новаторство
Горького-драматурга.
1
27.09
Знать: историю создания
произведения, жанровое
своеобразие, проблематику
Уметь: определять через
список действующих лиц
авторское отношение к героям
11
Три правды в пьесе «На дне».
Смысл названия пьесы.
1
30.09
Знать: позицию героев и
авторскую позицию по
отношению к вопросу о правде,
смысл названия пьесы
Уметь: определять основной
конфликт произведения, роль
авторских ремарок, давать
литературную характеристику
героям
совершенствование
навыков работы с
книгой. Приведение
примеров,
сопоставление,
формулирование
выводов
12
Система образов в пьесе «На дне»
1
2.10
Знать: основных героев
произведения, способы
создания образовглавных
героев
Уметь:давать характеристику
литературным героям;
сопоставлять, определять
авторское отношение к
героям;определять средства,
использованные автором для
раскрытия образа
Умение работать с
материалом учебника,
составлять план,
находить в тексте
основное
13
Проблема счастья в пьесе.
1
4.10
Знать: содержание пьесы,
способы раскрытия проблемы
счастья в пьесе
Уметь: определять проблему
произведения, давать
характеристику героям
работать с
дополнительной
литературой,
определять собственное
отношение к явлениям
жизни, отстаивать свои
взгляды,
формулировать свою
позицию; владеть
монологической и
диалогической речью
14
Р.Р . Сочинение по творчеству
Горького.
1
7.10
Знать: содержание
произведений; что такое тема и
идея произведения, языковые
средства
Уметь: раскрывать тему
сочинения; связно и логически
последовательно излагать
мысли, рассуждать
15
Вн.чт . Л.Андреев. «Рассказ о семи
повешенных». Нравственная
проблематика.
1
9.10
Знать: содержание рассказа,
основную мысль, проблему,
героев
Уметь:определять через список
действующих лиц авторское
отношение к героям
Зарубежная литература
первой половины 20 века.
4
16
Обзор зарубежной литературы
первой половины XX века
1
11.10
Знать: гуманистическую
направленность зарубежной
литературы, проблемы
самопознания, нравственного
выбора,основные направления
в литературе первой половины
Уметь:соотносить творчество
зарубежных писателей начала
20в с творчеством российских
писателей того же времени
ХХ в.:реализм и модернизм.
17
Б.Шоу. Жизнь и творчество.
Чеховские традиции в творчестве
Шоу.
1
14.10
Знать:биографию и творчество
английского драматурга,
чеховские традиции в пьесе
Уметь: определять место
писателя в мировой литературе.
Видеть связь творчества с
эпохой и другими писателями
18
Своеобразие конфликта в пьесе
Б.Шоу «Пигмалион».
1
16.10
Знать: художественные
особенности пьесы
«Пигмалион»
Уметь: анализировать
драматическое произведение,
выделяя его художественные
особенности
Умение выразительно
читать, работать с
текстом, находить в нем
нужное, анализировать,
владеть навыками
комментированного
чтения;,вести беседу
19
Г.Аполлинер. Жизнь и творчество
поэта. Стихотворение «Мост
Мирабо»
1
18.10
Знать:непосредственность
чувств, характер лирического
переживания в поэзии
Аполлинера, музыкальность
стиха,особенности ритмики и
строфики,экспериментальная
направленность
аполлинеровской поэзии.
Уметь: определять
художественные особенности
лирического произведения
Русская поэзия конца XIX
– начала XX в.
11
20
Обзор русской поэзии конца XIX –
начала XX в.
1
21.10
Знать: основные течения поэзии
русского модернизма
(символизм, акмеизм,
футуризм), поэтов, творивших
вне литературных течений: И.
Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Уметь: соотносить процесс
развития литературы с
общественной жизнью и
развитием культуры в целом
умение передавать
содержание
информации
адекватно
поставленной цели
(сжато, подробно или
выборочно), готовить
публичное сообщение
на заданную тему,
самостоятельно
работать с
дополнительными
источниками
информации,
отстаивать свои
взгляды,
21
Символизм. «Старшие
символисты»
1
23.10
Знать:истоки русского
символизма, влияние
западноевропейской
философии и поэзии на
творчество русских
символистов. "Старших
символистов" (В. Я. Брюсов, К.
Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и
"младосимволисты" (А. Белый,
А. А. Блок).
Уметь: находить связь
символизма с романтизмом;
понимать значения символа
символистами; анализировать
лирическое произведение
формулировать свою
точку зрения;
выразительно читать
22
В.Я.Брюсов. Жизнь и
творчество.Основные темы и
мотивы поэзии Брюсова
1
25.10
Знать: проблематику и стиль
произведений Брюсова «Сонет
к форме», «Юному поэту»,
«Грядущие гунны»;
своеобразие решения темы
поэта и поэзии, культ формы в
лирике Брюсова.
Уметь: определять тему и
мотив стихотворения, находить
образы-символы , понимать их
значение
23
Вн.чт Лирика поэтов-символистов
(К.Бальмонт, А.Белый)
1
28.10
Знать: основные положения
символизма как литературного
течения;
стихотворенияК.Бальмонта: «Я
мечтою ловил уходящие
тени…», «Безглагольность», «Я
в этот мир пришел, чтоб видеть
солнце…»;стихотворенияА.Бел
ого: «Раздумье», «Русь»,
«Родине»
Уметь: анализировать
стихотворения, видеть
музыкальность стиха,
изящество образов,стремление
к утонченным способам
выражения чувств и мыслей;
видеть авторскоевосприятие
революционных событий.
умение выразительно
читать, размышлять
надпрочитанным,
отвечать на вопросы,
анализировать, делать
выводы, развитие
навыка
монологической речи,
владеть навыками
различных видов
пересказа (сжатый,
подробный),
составлять план
30.10
24
Акмеизм
1
Знать: понятие «акмеизм»,
истоки акмеизма, основные
позиции программы акмеизма в
статье Н. С. Гумилева
"Наследие символизма и
акмеизм»
Уметь: видеть разницу между
акмеизмом и символизмом,
анализировать лирическое
произведение
25
Жизненный и творческий путь
Н.Гумилева.
1
1.11
Знать: стихотворения:
«Жираф», «Волшебная
скрипка», «Заблудившийся
трамвай»; героизация
действительности в поэзии
Гумилева, романтическая
традиция в его лирике.
Уметь: видеть своеобразие
лирических
сюжетов;экзотическое,
фантастическое и прозаическое
в поэзии Гумилева.
26
Футуризм. Группы футуристов.
1
13.11
Знать: манифесты футуризма,
их пафос и проблематику,
звуковые и графические
эксперименты
футуристов;группы футуристов:
эгофутуристы (И. Северянин),
кубофутуристы (В. В.
Маяковский, В. Хлебников),
Уметь: находить черты
футуризма в лирических
произведениях; понимать
различие эгофутуризма,
кубофутуризма
"Центрифуга" (Б. Л.
Пастернак).
27
Жизнь и творчество И.Северянина
1
15.11
Знать:стихотворения:
«Интродукция», «Эпилог» («Я,
гений Игорь-Северянин…»),
«Двусмысленная слава»;
Уметь:видеть эмоциональную
взволнованность и
ироничность поэзии
Северянина, оригинальность
его словотворчества.
28
В. Хлебников как поэт-философ.
1
18.11
Знать:
Понимать значение слова в
художественном мире поэзии
Хлебникова, философичность
его поэзии
Владение
монологической речью,
умение вступать в
речевое общение,
приведение примеров.
Совершенствование
навыков работы с
книгой, умение
работать с
дополнительной
литературой,
пересказывать,
выразительно читать
29
Вн.чт . Крестьянская поэзия.
Н.Клюев. Жизнь и творчество.
1
20.11
Знать:место в литературе
начала века крестьянской
поэзии; крестьянская тематика,
изображение труда и быта
деревни, тема родины,
неприятие городской
цивилизации;выражение
национального русского
самосознания; религиозные
мотивы.
Уметь: находить традиции
русской реалистической
крестьянской поэзии XIX в. в
творчестве Н. А. Клюева
30
Р.Р . Сочинение по творчеству
поэтов конца XIX – начала ХХ в.
1
22.11
Знать: содержание
произведений; что такое тема и
идея произведения, языковые
средства
Уметь: раскрывать тему
сочинения; связно и логически
последовательно излагать
мысли, рассуждать
А.А.Блок
7
умение выразительно
читать, размышлять над
прочитанным, отвечать
на вопросы,
анализировать, делать
выводы, развитие
навыка монологической
речи
31
А.А.Блок. Личность и судьба
поэта. Основные мотивы и образы
ранней лирики.
1
25.11
Знать: биографию и творчество
поэта; мотивы и образы ранней
поэзии, излюбленные символы
Блока;образ Прекрасной Дамы;
стихотворение «Незнакомка»,
«В ресторане»
Уметь:видеть романтический
мир раннего Блока,
музыкальность его
стихотворений.
32
Тема Родины и основной пафос
патриотических стихотворений
1
27.11
Знать: стихотворения «Вхожу я
в темные храмы…», «О, я хочу
безумно жить…», «Россия»,
«Ночь, улица, фонарь,
аптека…», «На железной
дороге»; основной пафос
патриотических стихотворений
Уметь: видеть, как
раскрывается тема родины в
стихотворениях Блока
33
Тема исторического пути России в
цикле “На поле Куликовом” и
1
29.11
Знать: стихотворения «Река
раскинулась. Течет, грустит
Уметь: определять основные
мотивы лирики, находить
Владение
монологической речью,
стихотворении “Скифы”.
лениво…» (из цикла «На поле
Куликовом»), «Скифы»;
художественно-выразительные
средства в стихотворении
умение вступать в
речевое общение,
приведение примеров.
34
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы,
авторский опыт осмысления
событий революции.
1
2.12
Знать: понятие «поэма»,
историю создания поэмы
«Двенадцать», авторское
отношение к революции
Уметь:соотносить конкретно-
исторические и условно-
символические планы в поэме.
Умение анализировать,
приводить аргументы,
делать выводы;
владеть навыками
выразительного чтения,
обыгрывать диалог,
готовить сообщение на
заданную тему,
работать с
дополнительной
литературой, отбирать
нужное, сравнивать
35
Сюжет поэмы, ее герои,
своеобразие композиции
1
4.12
Знать: сюжет поэмы, ее героев,
композицию
Уметь:определять суть
отношений между героями,
авторскую позицию
36
Образ Христа и многозначность
финала поэмы
1
6.12
Знать:авторскую позицию и
способы ее выражения в поэме.
Уметь: анализировать явления,
сцены и все произведение в
целом, свободно использовать
конкретные понятия теории
литературы, сопоставлять
литературные персонажи,
оценивать систему
действующих лиц
37
Р.Р. Сочинение по творчеству
А.А.Блока
1
9.12
Знать:содержание
произведений; что такое тема и
идея произведения, языковые
средства
Уметь:раскрывать тему
сочинения; связно и логически
последовательно излагать
мысли, рассуждать
В.В.Маяковский
5
38
В.В.Маяковский. Жизнь и
творчество. Художественный мир
ранней лирики поэта.
1
11.12
Знать: новаторский характер
поэзии Маяковского; тематику
ранней лирики поэта,
особенности строфики и
графики; стихотворения: «А вы
могли бы?», «Послушайте!»,
«Скрипка и немножко нервно»
Уметь: находить новаторские
черты лирики Маяковского
(ритмика, рифма, неологизмы,
гиперболичность, пластика
образов, неожиданные
метафоры, необычность
строфики и графики стиха)
Умение работать с
материалом учебника,
составлять план,
находить в тексте
основное,
конспектировать
39
Своеобразие любовной лирики
Маяковского.
1
13.12
Знать: стихотворения
«Лиличка», «Письмо Татьяне
Яковлевой», «Письмо товарищу
Кострову из Парижа о
сущности любви»; особенности
любовной лирики поэта
Уметь: определять смену
чувств лирического героя в
стихотворениях Маяковского о
любви
Умение анализировать,
приводить аргументы,
делать выводы;
владеть навыками
выразительного чтения,
обыгрывать диалог,
готовить сообщение на
заданную тему,
работать с
дополнительной
40
Сатирические мотивы лирики В.В.
Маяковского.
1
16.12
Знать: понятие «сатира»,
стихотворения
«Прозаседавшиеся»;
сатирические образы в поэзии
Уметь: находить объекты
сатиры и художественные
средства, благодаря которым
поэт создает сатирический
Маяковского
эффект
литературой, отбирать
нужное, сравнивать
41
Тема поэта и поэзии в творчестве
Маяковского.
1
18.12
Знать: стихотворения
«Юбилейное», «Разговор с
фининспектором о поэзии»; как
раскрывается тема поэта и
поэзии, осмысление проблемы
художника и времени
Уметь:находить в
стихотворениях поэта
художественные средства
языка, передавать состояние
души лирического героя
Умение работать с
материалом учебника,
вступать в речевое
общение с
использованием
различных источников
информации
42
Поэма «Облако в штанах»
1
20.12
Знать: содержание поэмы,
основные проблемы, мотивы,
сюжет и композицию
Уметь: понимать богатство,
глубину поэтического
мастерства поэта, своеобразие,
колорит эпохи
Владение
монологической речью,
умение вступать в
речевое общение,
приведение примеров
С.А.Есенин
6
48
С.Есенин. Жизнь и творчество.
Ранняя лирика.
1
23.12
Знать: основные факты
биографии и творчества
писателя; основную тематику
произведений;
содержание и смысл
стихотворений: «Гой ты, Русь,
моя родная!..», «Письмо
матери»
Уметь: находить в
стихотворениях поэта
художественные средства
языка, передавать состояние
души лирического героя;
анализировать лирические
произведения
Владение
монологической речью,
умение вступать в
речевое общение,
приведение примеров,
выразительно читать
49
Тема родины в поэзии Есенина
1
25.12
Знать: стихотворения «Русь
советская», «Не бродить, не
мять в кустах багряных…», «Я
покинул родимый дом», «Спит
ковыль. Равнина дорогая»
Уметь: определять идею
лирического произведения и
оценивать его как единое целое,
давать произведению
личностную оценку
Умение работать с
материалом учебника,
вступать в речевое
общение с
использованием
различных источников
информации
50
Любовная лирика Есенина
1
27.12
Знать: стихотворения «Шаганэ
ты моя, Шаганэ…», «Письмо к
женщине», «Не бродить, не
мять в кустах багряных»
Уметь: определять идею
лирического произведения и
оценивать его как единое целое,
давать произведению
личностную оценку
51
Тема быстротечности
человеческого бытия в поздней
лирике поэта
1
13.01
Знать: стихотворения «Не
жалею, не зову, не плачу…».
«Мы теперь уходим
понемногу», «Сорокоуст»
Уметь: определять идею
лирического произведения и
оценивать его как единое целое,
давать произведению
Владение
монологической речью,
умение вступать в
речевое общение,
личностную оценку
приведение примеров.
52
Вн.чт . Поэтика есенинского цикла
«Персидские мотивы»
1
15.01
Знать: состав цикла, основную
идею цикла, проблемы, тему
Уметь: определять основные
мотивы лирики, определять
роль лирического героя,
анализировать лирическое
произведение
Умение анализировать,
приводить аргументы,
делать выводы;
владея навыками
выразительного чтения,
обыгрывать диалог
53
Р.Р. Сочинение по творчеству
В.В.Маяковского и С.А.Есенина.
1
17.01
Знать: содержание лирических
произведений; что такое тема и
идея произведения, языковые
средства
Уметь раскрывать тему
сочинения; связно и логически
последовательно излагать
мысли, рассуждать
М.И.Цветаева
2
54
М.И.Цветаева. Жизнь и
творчество.
1
20.01
Знать: биографию Цветаевой,
основные темы и мотивы ее
творчества, особенности
поэтического текста
Уметь: увидеть своеобразие
лирической героини
произведений, находить
особенности творческой
манеры поэтессы
Умение анализировать,
приводить аргументы,
делать выводы;
владея навыками
выразительного чтения,
обыгрывать диалог
55
Тема творчества, поэта и поэзии в
лирике М.Цветаевой
1
22.01
Знать: стихотворения «Моим
стихам, написанным так рано»,
«Стихи к Блоку», «Кто создан
из камня, кто создан из глины»,
« Стихи к Пушкину», «Тоска по
Родине», « Стихи о Москве»;
своеобразие поэтического стиля
Цветаевой
Уметь: определять основные
мотивы лирики, определять
роль лирического героя,
анализировать лирическое
произведение
Владение
монологической речью,
умение вступать в
речевое общение,
приведение примеров,
выразительно читать
О. Э. Мандельштам
2
Умение анализировать,
приводить аргументы,
делать выводы;
владеть навыками
выразительного чтения,
обыгрывать диалог,
готовить сообщение на
заданную тему,
работать с
дополнительной
56
О.Э.Мандельштам. Жизнь и
творчество. Трагический
конфликт поэта и эпохи.
1
24.01
Знать: основные этапы
творчества поэта,
стихотворения «NotreDame»,
«Бессонница. Гомер. Тугие
паруса», «Я вернулся в мой
горд, знакомый до слез»,
Уметь:определять
проблематику произведения,
находить художественно-
выразительные средства и
понимать их роль
57
Культурологические истоки и
музыкальная природа
эстетического переживания в
лирике поэта.
1
27.01
Знать: стихотворения
Мандельштама, особенности
стиля
Уметь: определять истоки
художественных образов
произведений
литературой, отбирать
нужное, сравнивать
А.А.Ахматова
5
58
А.А.Ахматова. Жизнь и
творчество. Основные темы
лирики.
1
29.01
Знать: основные вехи
жизненного и творческого пути,
особенности ее стиха
Уметь: понимать неразрывную
связь поэтических образов
Ахматовой с русской культурой
Владение
монологической речью,
умение вступать в
речевое общение,
приведение примеров,
выразительно читать
59
Художественное своеобразие и
поэтическое мастерство любовной
лирики Ахматовой.
1
31.01
Знать: стихотворения « песня
последней встречи», «Сжала
руки под темной вуалью»;
особенности любовной лирики
Ахматовой
Уметь:определять
художественное своеобразие
любовной лирики Ахматовой,
60
Судьба России и судьба поэта в
лирике Ахматовой.
1
3.02
Знать: стихотворения « Мне ни
к чему одические рати», «Мне
голос был. Он звал утешно»,
«Родная земля», «Приморский
сонет»;
Уметь: анализировать
поэтическое произведение
Умение анализировать,
приводить аргументы,
делать выводы;
владея навыками
выразительного чтения,
обыгрывать диалог
61
Поэма А.А. Ахматовой
«Реквием». Трагедия народа и
поэта.
1
5.02
Знать: историю создания
поэмы, содержание поэмы,
основную тему и проблематику
Уметь:понимать исторический
и жизненный контекст поэмы,
основные мотивы, как
трансформируется образ
родины
Умение анализировать,
приводить аргументы,
делать выводы;
владеть навыками
выразительного чтения,
отбирать нужное,
сравнивать,
пересказывать
62
Особенности жанра и композиции
поэмы. Тема суда времени и
исторической памяти.
1
7.02
Знать: особенности композиции
поэмы, ее роль в раскрытии
идейного содержания, смысл
названия произведения,
центральные образы и
проблематику
Уметь: раскрывать библейские
мотивы и образы в поэме,
основной пафос, роль эпилога
Б.Л.Пастернак.
4
Владение
монологической речью,
умение вступать в
речевое общение,
приведение примеров.
63
Б.Л. Пастернак. Жизнь и
творчество. Основные темы и
мотивы его поэзии.
1
10.02
Знать: биографию поэта,
основные темы и мотивы его
поэзии, особенности его лирики
Уметь: анализировать
лирическое произведение,
64
Философский характер лирики
Б.Пастернака. Тема человека и
природы.
1
12.02
Знать: стихотворения «Февраль.
Достать чернил и плакать!..»,
«Зимняя ночь», «Гамлет»«Снег
идет»; особенности
философской лирики
Пастернака
Уметь: видеть сложность
настроения лирического героя
работать с текстом,
находить в нем нужное,
анализировать
65
Тема поэта и поэзии
1
14.02
Знать: стихотворения
«Определение поэзии», «Во
Уметь:анализировать
поэтическое произведение,
Совершенствование
навыков работы с
всем мне хочется дойти до
самой сути», «Быть
знаменитым некрасиво»; как
раскрывается эта тема в поэзии
Пастернака
определять основные мотивы и
темы поэзии
книгой
66
Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор
Живаго». Его проблематика и
своеобразие.
1
17.02
Знать: историю создания и
публикации романа, взгляды
Пастернака на проблему места
и роли человека в истории;
гуманизм этих взглядов
Уметь:оценивать идейно-
художественные искания
писателя, выявлять
особенности авторского стиля;
видеть новаторство и традиции
в романе, философскую
проблематику, психологизм
романа, художественные
приемы раскрытия образов
Умение анализировать,
приводить аргументы,
М.А.Булгаков
7
67
Жизнь, творчество, личность
М.А.Булгакова. История создания
романа «Мастер и Маргарита»
1
19.02
Знать: основные
биографические сведения об
авторе, этапы его творческого
пути, идейные и эстетические
взгляды, историю создания
романа
Уметь:осознавать роль писателя
в мировой литературе,
прослеживать связь
произведений с историей
Владение
монологической речью,
умение вступать в
речевое общение,
приведение примеров.
68
Композиция и проблематика
романа «Мастер и Маргарита»
1
21.02
Знать: композиционные
особенности романа, его
проблематику
Уметь:видеть жанровое,
идейно-художественное
своеобразие, особенности
сюжета романа,
композиционные особенности
69
Поиск истины в романе и
проблема нравственного выбора
1
24.02
Знать: как писатель решает
проблему нравственного
выбора в романе
Уметь:определять, какими
художественными средствами
рисует автор образы
глав.героев
уметь работать с
дополнительной
литературой,
отстаивать свою точку
зрения, передавать
содержание
информации адекватно
поставленной цели
(сжато, выборочно или
подробно), создавать
связный текст (устный
и письменный) на
необходимую тему с
учетом норм русского
70
Судьба художника в романе. Образ
Мастера и Маргариты.
1
26.02
Знать: содержание романа,
изображение любви как высшей
духовной ценности.
Уметь: анализировать
отдельные главы, вникая во
внутренний мир героя,
передавая сложность его
характера, оценивать поступки
героя, выявлять отношение
автора
литературного языка,
обобщать,
формулировать выводы;
71
«Нечистая сила» в романе. Образы
Воланда и его свиты
1
28.02
Знать:роль фантастического в
романе
Уметь: давать характеристику
героям, видеть особенности его
характера
Владение
монологической речью,
умение вступать в
речевое общение,
приведение примеров
72
Библейские мотивы и образы в
романе.Смысл финальной главы
романа
1
3.03
Знать: содержание
произведения, основных героев,
библейские мотивы
Уметь: анализировать
ключевые эпизоды романа,
раскрывая библейские мотивы
в романе
Умение анализировать,
приводить аргументы,
делать выводы;
владеть навыками
выразительного чтения,
пересказывать сжато и
подробно, высказывать
и отстаивать свою
точку зрения
73
Р.Р. Сочинение по творчеству
М.А.Булгакова
1
5.03
Знать: содержание
произведений; что такое тема и
идея произведения, языковые
средства
Уметь: раскрывать тему
сочинения; связно и логически
последовательно излагать
мысли, рассуждать
А.П.Платонов
2
74
А.П.Платонов. Жизнь и
творчество. Повесть «Котлован»
1
7.03
Знать: сюжет повести, ее
проблематику, самобытность
языка и стиля писателя
Уметь: анализировать
самобытность языка и стиля
писателя
75
Высокий пафос и острая сатира в
“Котловане”.
1
10.03
Знать: пафос произведения,
сатирическое начало,
содержание, героев
Уметь: анализировать эпизоды,
определять авторское
отношение к героям
М.А.Шолохов
5
Владение
монологической речью,
умение вступать в
речевое общение,
приведение примеров,
пересказывать сжато,
подробно и выборочно,
отвечать на вопросы,
анализировать, уметь
выразительно читать;
сравнивать, делать
выводы
76
М.А.Шолохов : судьба и
творчество. Замысел и история
создания романа «Тихий Дон»
1
12.03
Знать: биографию писателя, его
творческую судьбу, полемика
вокруг авторства, значение его
произведений;определение
жанра «роман-эпопея»,
историю создания
произведения, проблематику,
идейно-художественное
своеобразие произведения,
особенности сюжета
Уметь: находить черты
эпического повествования,
раскрывать авторскую позицию
77
Система образов в романе. Семья
Мелеховых, быт и нравы донского
казачества
1
14.03
Знать: знать главных героев
произведения, основные
сюжетные линии
Уметь: составлять
характеристику персонажей,
выявлять авторское отношение
к героям, определять
взаимоотношения героев
78
Картины Гражданской войны в
романе
1
17.03
Знать: цели войны и отношение
к ней основных участников,
отношение самого автора,
поведение героев во время
войны
Уметь:анализировать эпизоды,
определять роль приема
антитезы в изображении войны,
выявлять причины ложного
патриотизма
Совершенствование
навыков работы с
книгой
79
Женские образы в романе
1
19.03
Знать:основные женские
образы русской литературы,
рассмотреть женские образы в
романе
Уметь:характеризовать образ
главной героини, выявлять
средства характеристики
персонажа
Владение
монологической речью,
умение вступать в
речевое общение,
приведение примеров.
80
Судьба Григория Мелехова как
путь поиска правды жизни
1
21.03
Знать: неизбежность
трагичности судьбы Мелехова,
связь этой трагедии с судьбой
общества
Уметь: анализировать
ключевые эпизоды,
прослеживая судьбу Григория
Мелехова в романе как путь
поиска правды жизни
умение работать с
материалом учебника,
сопоставлять,
выразительно читать,
подробно
пересказывать
размышлять над
прочитанным, отвечать
на вопросы
81
Вн.чт . Э. Хемингуэй. Жизнь и
творчество. Повесть «Старик и
море»
1
2.04
Знать: жизнь и творчество
писателя, проблематику
повести, раздумья писателя о
человеке, его жизненном пути
Уметь:анализировать
отдельные главы, вникая во
внутренний мир героя,
передавая сложность его
характера, оценивать поступки
героя, выявлять отношение
автора
Обзор русской литературы
второй половины XX века
2
82
Обзор русской литературы 20 века.
Новое понимание русской истории
1
4.04
Знать: общую характеристику
литературного процесса второй
половины 20 века, понятия
«деревенская проза»,
«городская» проза, «лагерная»
проза
Уметь:соотносить процесс
развития литературы с
общественной жизнью и
культурой
уметь выразительно
читать, работать с
текстом, находить в нем
нужное, анализировать,
владеть навыками
комментированного
чтения; готовить
сообщение на заданную
тему, вести беседу,
работать с
дополнительной
литературой,
определять собственное
отношение к явлениям
жизни, отстаивать свои
взгляды,
83
Великая Отечественная война и ее
художественное осмысление в
русской литературе и литературах
других народов России
1
7.04
Знать:особенности литературы
данного периода; основные
темы и проблемы, идейно-
художественную атмосферу
эпохи;жанровые особенности
произведений этого периода;
понятие «лейтенантская» проза
Уметь: определять особенности
литературы данного периода,
видеть авторскую позицию
А.Т.Твардовский
2
84
А.Т.Твардовский. Жизнь и
1
9.04
Знать:знать основные мотивы
Уметь: определять жанровые
творчество. Философская лирика.
лирики Твардовского,
особенности лирического героя;
стихотворения :«Вся суть в
одном-единственном завете…»,
«Я знаю, никакой моей
вины…», «О сущем»
особенности и идейное
содержание его лирики
формулировать свою
позицию; владеть
монологической и
диалогической речью
85
Тема памяти в лирике
Твардовского
1
11.04
Знать: стихотворения
«Дробится рваный цоколь
монумента...», «Памяти
матери»; исповедальный
характер лирики Твардовского;
роль некрасовской традиции в
творчестве поэта.
Уметь: видеть некрасовские
традиции в творчестве
Твардовского, развитие темы
памяти в его лирике
уметь выразительно
читать, работать с
текстом,
владеть навыками
комментированного
чтения; вести беседу,
определять собственное
отношение к явлениям
жизни, отстаивать свои
взгляды,
формулировать свою
позицию
А.И.Солженицын
2
86
А.И. Солженицын. Жизнь и
творчество. Роман «Архипелаг
Гулаг» (фрагменты)
1
14.04
Знать: биографию писателя, его
творческую судьбу, понимать
значение Солженицына в
литературе и развитии
общественной мысли страны
Уметь: раскрывать авторский
взгляд на трагический опыт
русской истории на примере
фрагментов романа «Архипелаг
Гулаг»
87
Тема трагической судьбы человека
в тоталитарном государстве.
Повесть «Один день Ивана
Денисовича».
1
16.04
Знать, в чем публицистичность
повести, его значение, знать
содержание повести, тему и
идею произведения
Уметь: соотносить
произведение с конкретной
исторической ситуацией
В.Шаламов
1
88
Вн.чт . В.Шаламов. Жизнь и
творчество. Проблематика и
поэтика «Колымских рассказов».
1
18.04
Знать: содержание рассказов
«Последний замер», «Шоковая
терапия»; основных героев,
сюжетные линии, смысл
названия
Уметь:определять своеобразие
раскрытия “лагерной” темы,
характер повествования.
уметь передавать
содержание
информации адекватно
поставленной цели
(сжато, подробно или
выборочно), готовить
публичное сообщение
на заданную тему,
самостоятельно
работать с
дополнительными
источниками
информации,
отстаивать свои
Проза второй половины 20
века
4
89
Художественное своеобразие
рассказов В.Шукшина
1
21.04
Знать: содержание рассказов
«Верую!», «Алеша
Бесконвойный»; их
своеобразие, смысл названия
Уметь:определять идейную и
эстетическую позиции
писателя, своеобразие его
творчества, творческую манеру
взгляды,
формулировать свою
точку зрения;
владеть навыками
различных видов
чтения (поискового,
выразительного,
комментированного
90
Нравственные проблемы
произведений Распутина.Тема
памяти и преемственности
поколения в повести «Прощание с
Матёрой»
1
23.04
Знать: главных героев повести,
основные сюжетные линии,
смысл названия
Уметь: определять смысл
символических образов в
повести, авторскую
характеристику героев
91
В.П.Астафьев. Нравственные
проблемы романа «Печальный
детектив»
1
25.04
Знать: биографию Астафьева,
его творчество, содержание
романа, основных героев,
сюжет
Уметь: определять идейную и
эстетическую позиции
писателя, своеобразие его
творчества, творческую манеру
уметь отвечать на
вопросы проблемного
характера,
анализировать
прочитанное, делать
выводы, обобщать
материал, сопоставлять,
владеть навыками
сжатого и подробного
пересказа,; создавать
устные и письменные
сообщения, находить
нужную информацию
по заданной теме в
источниках различного
типа
92
Р.Р . Сочинение по творчеству
писателей второй половины 20
века
1
28.04
Знать: содержание
произведений; что такое тема и
идея произведения, языковые
средства
Уметь: раскрывать тему
сочинения; связно и логически
последовательно излагать
мысли, рассуждать
Поэзия второй половины
20 века
4
93
Н.М.Рубцов. Своеобразие
художественного мира поэта.
1
30.04
Знать: жизнь и творчество
поэта, основные темы и мотивы
его лирики;стихотворения:
«Видения на холме», «Листья
осенние»
Уметь: анализировать
поэтическое произведение;
видетьсвоеобразие
художественного мира Рубцова,
находить есенинские традиции
в лирике Рубцова
94
Р.Гамзатов. Соотношение
национального и
общечеловеческого в лирике поэта
1
2.05
Знать: жизнь и творчество
поэта, основные темы и мотивы
его лирики;стихотворения:
«Журавли», «В горах джигиты
ссорились, бывало...»
Уметь:анализировать
поэтическое произведение;
видеть соотношение
национального и
общечеловеческого в
творчестве Гамзатова
95
И.Бродский. Своеобразие
поэтического мышления поэта.
1
5.05
Знать: жизнь и творчество
поэта, основные темы и мотивы
его лирики;стихотворения:
«Воротишься на родину. Ну что
ж…», «Сонет» («Как жаль, что
тем, чем стало для меня…»)
Уметь: анализировать
поэтическое произведение;
видеть необычную трактовку
традиционных тем русской и
мировой поэзии
96
Б.Окуджава. Особенности
«бардовской» поэзии
1
7.05
Знать:жизнь и творчество
поэта, основные темы и мотивы
его лирики;стихотворения:
«Полночный троллейбус»,
Уметь:видеть обращение поэта
к романтической традиции,
жанровое своеобразие песен
Окуджавы.
уметь передавать
содержание
информации адекватно
поставленной цели
«Живописцы;особенности
«бардовской» поэзии 60-х годов
(сжато, подробно или
выборочно), готовить
публичное сообщение
на заданную тему,
самостоятельно
работать с
дополнительными
источниками
информации,
отстаивать свои
взгляды,
формулировать свою
точку зрения
Драматургия второй
половины 20 века
2
97
Темы и проблемы современной
драматургии
1
12.05
Знать: основные темы и
проблемы современной
драматургии, драматургов и их
творчество
Уметь: определять особенности
современной драматургии
98
А.В.Вампилов. Слово о писателе.
Пьеса «Утиная охота»
1
14.05
Знать: проблематику, основной
конфликт и систему образов в
пьесе;своеобразие ее
композиции,образ Зилова как
художественное открытие
драматурга.
Уметь: определять
психологическуюраздвоенност
ь в характере героя;смысл
финала пьесы.
Обзор литературы
последнего десятилетия
4
99
Обзор русской литературы
последнего десятилетия 20 века.
Постмодернизм.
16.05
Знать:основные тенденции
современного литературного
процесса, понятие
«постмодернизм», последние
публикации в журналах,
отмеченные премиями,
получившие общественный
резонанс, положительные
отклики в печати
Уметь: выявлять особенности
развития литературы данного
периода, связывать их с
особенностями развития
страны, культуры
100
Вн.чт. Проза Татьяны Толстой.
1
19.05
Знать: биографию Т.Толстой,
основы ее прозы, понимать,
почему прозу Толстой называют
ярким явлением
постмодернизма
Уметь: определять авторское
отношение к героям и
событиям
Владение
монологической речью,
умение вступать в
речевое общение,
приведение примеров,
пересказывать сжато,
подробно и выборочно,
отвечать на вопросы,
анализировать, уметь
выразительно читать;
сравнивать, делать
выводы
101
Новейшая русская поэзия.
1
21.05
Знать: направления, школы и
группы новейшей русской
поэзии
Уметь: анализировать
лирическое произведение
102
Проблемы и уроки литературы 20
века.
1
23.05
Знать: проблемы и уроки
литературы 20 века, темы,
писателей
Уметь: понимать значение
литературы 20 века
График практических занятий
1.
И.А.Бунин. 1 стихотворение (по выбору учащегося)
2.
М.Горький. Монолог Сатина из 4 действия пьесы «На дне»
3.
В.Я.Брюсов. 1 стихотворение (по выбору учащегося)
4.
Н.С.Гумилев. 1 стихотворение (по выбору учащегося)
5.
А.А.Блок. «Незнакомка». «Россия».
6.
В.В.Маяковский. «А вы могли бы?.»
7.
С.Есенин. «Письмо к матери». «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Не жалею, не зову, не плачу»
8.
М.И. Цветаева. 2 стихотворения (по выбору учащихся)
9.
О.Э.Мандельштам. «Я вернулся в город, знакомый до слез».
10. А.Ахматова. 2 стихотворения по выбору.
№
Практическое занятие
Тема
Календар.
сроки
Факт.срок
и
1
Внеклассное чтение
Л.Андреев. «Рассказ о семи повешенных». Нравственная
проблематика.
9.10.
2
Внеклассное чтение
Лирика поэтов-символистов (К.Бальмонт, А.Белый)
28.10
3
Внеклассное чтение
Крестьянская поэзия. Н.Клюев. Жизнь и творчество.
20.11
4
Внеклассное чтение
Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»
15.01
5
Внеклассное чтение
Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество. Повесть «Старик и море»
2.04
6
Внеклассное чтение
В.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика
«Колымских рассказов».
18.04
7
Внеклассное чтение
Проза Татьяны Толстой.
19.05
Всего уроков внеклассного чтения-7
1
Развитие речи
Сочинение по творчеству И.А.Бунина
18.09
2
Развитие речи
Сочинение по творчеству Горького.
7.10
3
Развитие речи
Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.
22.11
4
Развитие речи
Сочинение по творчеству А.А.Блока
9.12
5
Развитие речи
Сочинение по творчеству В.В.Маяковского и С.А.Есенина.
17.01
6
Развитие речи
Сочинение по творчеству М.А.Булгакова
5.03
7
Развитие речи
Сочинение по творчеству писателей второй половины 20 века
28.04
Всего уроков развития речи- 7
11. Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!».
Литература
Для учащихся:
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2009.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 10 класс. - М.: Просвещение, 2008.
Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-11 классов. - СПб.: Просвещение, 2010.
Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-10 классы. -М.: Просвещение, 2008.
Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 11классе: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2012.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 11 классы. - М.: Дрофа, 2012.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2012.
Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 11 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2010.
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. В 2-х частях. – М.: ВАСКО,2010
Критерии и нормы оценок
Сочинения— основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются: а) умение раскрыть тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических,
пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических
.
оценка
содержание
грамотность
«5»
1.
Содержание работы полностью соответствует теме.
2.
Фактические ошибки отсутствуют.
3.
Содержание излагается последовательно.
4.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых
недочетов.
допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая
ошибка.
«4»
1.
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы).
2.
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные
допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки
при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
фактические неточности.
3.
Имеются незначительные нарушения последовательности в
изложении мыслей.
4.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.
Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более
3-4 речевых недочетов.
«3»
1.
В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные
фактические неточности.
3.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические
конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно
выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых
недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3
орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных
при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2»
1.
Работа не соответствует теме.
2.
Допущено много фактических неточностей.
3.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях
работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления.
4.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а
также 7 грамматических ошибок.
случаи неправильного словоупотребления.
5.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых
недочетов.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующим критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое
оформление ответа.
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев,
роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с
эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь
событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст
произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок
в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным
нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных
средств языка.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
•
образную природу словесного искусства;
*
содержание изученных литературных произведений;
•
основные факты жизни и творчества писателей-классиков конца XIX - начала XX вв. (И.А.Бунин, А.И. Куприн, М.Горький, М.А.Булгаков, М.Шолохов, А.Солженицын,
С.Есенин, М.Цветваева, А.Ахматова, Б.Пастернак и др.)
•
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
•
основные теоретико-литературные понятия ( литературные направления: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм); литературные роды: эпос,
лирика, драма; литературные жанры: роман, роман-эпопея, повесть, драма, лирическое стихотворение, сонет, очерк, рассказ; авторская позиция; тема, идея, сюжет, композиция,
проблематика, конфликт, персонаж, лирический герой, система образов, образ-символ, деталь; изобразительно-выразительные средства языка; стиль; проза и поэзия; ритм, рифма,
строфа)
уметь
•
воспроизводить содержание литературного произведения;
•
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой произведения;
•
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
•
определять род и жанр произведения;
•
сопоставлять литературные произведения;
•
выявлять авторскую позицию;
•
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
•
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
•
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.