"Некоторые условия индивидуального подхода к художественно-одаренным детям"
Автор: Вожжова Ольга Юрьевна Должность: преподаватель по классу аккордеона Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №47 им.М.Ф.Мацулевич" Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: "Некоторые условия индивидуального подхода к художественно-одаренным детям" Раздел: дополнительное образование
НЕКОТОРЫЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОДАРЕННЫМ ДЕТЯМ
О.Ю. Вожжова,
преподаватель аккордеона
МБОУ ДОД «ДШИ №47 им. М. Ф. Мацулевич» г. Новокузнецк
Среди
самых
интересных
и
загадочных
явлений
природы
детская
одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. В последнее время
появилось очень большое количество публикаций в широкой прессе на данную
тему.
Особое
внимание
уделяется
диагностике
и
развитию
способностей
ребенка,
но,
как
правило,
выпускается
из
виду
воспитательный
аспект.
Известно, что такие дети не только необычайно способны, но и имеют ряд
особенных
психологических
свойств:
тонкое
чувство
юмора,
большая
независимость
в
суждениях,
нестандартные
ответы
и
решения,
отсутствие
внимания
к
условностям
и
правилам,
необычайная
психосоциальная
чувствительность.
Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание
вопросу об индивидуальном подходе. Коменский первый заговорил о том, что
процесс обучения необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей, которые нужно выявлять путем систематических наблюдений.
Данная проблема получила развитие
в учениях прогрессивных педагогов
России:
К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Е.Н. Водовозовой, А.С. Макаренко,
Я.И. Ковальчук.
Наибольший интерес представляет художественная одаренность, так как
именно она раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном, раннем
школьном возрасте. Изучение одаренности в педагогическом ракурсе наиболее
значимо,
т.к.
одна
из
проблем
одаренного
ребенка
–
своевременное
не
раскрытие его способностей, как говорится «заглушили на корню». Педагог, не
знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего
обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может
воспитать
личность.
Важнейшим
условием
формирования
гармоничной
личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот
аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.
Индивидуальный подход
– осуществление педагогического процесса с
учетом
индивидуальных
особенностей
ребенка,
в
значительной
степени
влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях.
Одаренный ребенок не такой, как все, он далек по интересам, по
уровню и темпу своего умственного развития, по творческому складу от своих
ровесников, ему ближе более старшие дети и даже взрослые. В группе же
нередко он выделяется среди других, за что и получает обидные прозвища, его
все отторгают от себя.
Эти
проблемы
приводят
к
тому,
что
талантливый
ребенок
начинает
стремиться быть «как все» – избегает обнаруживать себя самым знающим или
старательным,
становится
менее
самостоятельным,
тормозит
свою
любознательность и порывы к творческим проявлениям. Но бывает и наоборот,
опережение сверстников может порождать зазнайство и тщеславие. Умственная
самостоятельность, установка на познавание могут оборачиваться своеволием,
противопоставлением себя окружающим.
Одаренные дети очень ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает
их «Я». Уже в раннем возрасте они проявляют повышенную чувствительность к
попыткам задеть их самолюбие, склонны ставить перед собой задачи, которых
не
могут
достичь,
и
тяжело
переживают
неудачи.
Самооценка
личности
существенно влияет на проявления и развитие способностей ребенка. При этом
самовосприятие
имеет
два
аспекта
–
знания
о
себе
и
отношение
к
себе.
Самооценка – важнейший фактор детерминации поведения ребенка, она во
многом определяет направленность его деятельности, особенности общения с
другими детьми.
Психологи
рекомендуют
соблюдать
баланс
между
положительными
и
отрицательными
оценочными
суждениями,
поощрять
общение
одаренного
ребенка со сверстниками, также наделенными высокими способностями. Это
позволит развить необходимую гибкость в общении, терпимость и интерес к
чужому мнению, навыки совместной работы, а также избежать искаженного
представления о собственной исключительности. Родители должны позитивно
и
внимательно
воспринимать
эксцентричные
поступки
и
идеи
своих
талантливых
детей,
поддерживать
их
стремление
к
самостоятельности
и
независимости,
приучать
с
раннего
детства
«нормально»
реагировать
на
неудачи.
Очень распространено мнение о том, что одаренные дети – это те, кто
лучше всех учится. А как быть с теми, кто неважно учиться, но отличается
необычайностью, непохожестью своего мышления? Это тоже одаренные, только
в другой сфере, дети творческого склада ума. Другая одаренность – другая
личность.
Творческих
детей
отличает
неспособность
приспосабливаться
к
общепринятому. И это создает особые трудности в их обучении и воспитании.
Очень
важно
своевременно
заметить,
не
упустить
непривычных,
непокладистых, неожиданных творческих детей.
Художественно одаренные дети отличаются от других детей творческим
видением мира, у них непонятный для обывателя взгляд на явления, правила,
вещи,
они
всегда
стремятся
выделиться
из
толпы.
Многие
художественно
одаренные личности немного «оторваны» от реальности, они живут в своем
мире.
Именно
поэтому
педагогу
нужно
с
пониманием
относиться
к
высказываниям и ответам таких детей, не сдерживать инициативу, не смеяться и
не ругать за предложение отличного от собственного. Нужно помнить, что
одаренный
ребенок
–
не
только
чувствительный
и
легко
ранимый,
но
и
обладающий
высоким
интеллектом,
оригинальностью
мышления,
нестандартным подходом к решению проблем, а значит стоит задуматься о том,
чей же ответ верен, и существует ли он – единственно правильный?
Вступая
в
контакт
с
детьми,
не
следует
организовывать
с
ними
общение
«по вертикали» сверху вниз. Одаренные дети стремятся отстаивать
собственную самостоятельность и значимость во взаимоотношениях. Нужно
стремиться ощущать психологическую атмосферу в группе:
-
уметь наблюдать за детьми;
-
воспринимать выражение глаз ребят, их мимику и т.д.;
-
обращать внимание на поведение и на настроение;
-
быть гибким и оперативным в своих реакциях на поведение в группе;
-
учиться видеть себя со стороны глазами детей;
-
стремиться поставить себя на место ребенка;
-
честно признавать свои ошибки;
-
чаще контактировать с детьми в свободное время;
-
уметь слушать детей;
-
быть инициативным;
-
быть щедрым на одобрение, похвалу, поощрение;
-
понимать и уважать ребенка;
-
обращать внимание на взаимоотношения детей в коллективе.
Художественные
способности
раньше
других
обнаруживают
себя.
У
детей
существуют
богатейшие
предпосылки
к
развитию
творчества:
ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок
легко может объединять несовместимое.
Одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского
населения,
которой
требуется
индивидуализированное
обучение.
Наиболее
подходящая
для
обучения
одаренных
школьников
коллективная
форма
организации
обучения,
когда
дети
являются
субъектами
педагогического
процесса. Система свободных, не организуемых жестко занятий, дает каждому
ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться
прогресса
в
индивидуально
выбранном
направлении.
Важную
роль
в
персонифицированном
обучении
играет
педагог,
обладающий
творчеством,
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
ко м п е т е н т н о с т ь ю ,
о р и е н т и р о в а н н ы й
н а
индивидуализированную модель взаимодействия с детьми. Важно помнить, что
одаренность – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку
педагогу важно найти именно индивидуальный подход
Итак,
можно
выделить
следующие психолого-педагогические
условия
индивидуального подхода к художественно-одаренным детям:
-
Обогатить окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми
для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности,
создать условия для проявления творческой активности.
-
Обеспечить благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны
педагога,
предоставить
детям
возможности
активно
задавать
вопросы,
поощрять
высказывание
оригинальных
идей.
Использовать
личный
пример
творческого подхода к решению проблем.
-
Не
сдерживать
инициативу
ребенка,
не
давать
четких
наставлений,
помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать
(или научиться делать) самостоятельно.
Список литературы
1.
Выготский
Л.С.
Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте.
СПб.:
СОЮЗ,1997.
2.
Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренных детей: родителям,
воспитателям, учителям. – М.: Роспедагенство, 1997.
3.
Интеллект, творчество, личность // Творчество в искусстве – искусство
творчества. – М., 2000.
4.
Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение
одаренного ребенка: Пер. с нем. / Э. Ландау. М.: Академия,2002.
5.
Никитин А.А. Художественная одаренность. М.:2010.
6.
Одаренность к искусству: предпосылки творчества.// Психология одаренных
детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних пед.
учеб. заведений. – М., 2000.