Автор: Уткина Галина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №19 Населённый пункт: город Братск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Как пробудить у детей интерес к чтению?" Раздел: начальное образование
МБОУ «СОШ №19»г. Братска
Двадцать первый век – век инноваций и технологий. Люди всё больше
предпочитают смотреть фильмы, сериалы, передачи, нежели читать книги.
Большинство книг экранизируется, но пользы от них гораздо меньше, чем от
прочтения того же самого произведения. Некоторым людям очень трудно
объяснить, что чтение приносит пользу, поэтому я стремлюсь строить уроки
чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ученик был занят
чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в
чтении цепочкой, в выборочном чтении, в чтении по ролям и других видах
чтения.
В усвоении лексики многих художественных произведений дети встречают
большие
затруднения.
С
целью
их
предупреждения
большое
внимание
уделяю словарной работе. Третий год я работаю по УМК «Перспективная
начальная школа». Программа по предмету «Русский язык» изучается по
учебнику в трёх частях в каждом классе. Во второй части находятся словари:
«Толковый
словарь»,
«Словарь
устойчивых
выражений»,
«Произноси
правильно», «Словарь происхождения слов» и др., которые очень помогают
на уроках чтения. Кроме этого объясняю значения слов с помощью показа
предметов, картинок, использую пословицы и загадки. Все трудные слова и
выражения выписываю перед уроком на доске или на карточках.
Не забываю о развитии личностных универсальных действий на уроках
чтения, побуждая детей жить вместе с героями произведений, радоваться и
огорчаться,
высказывать
своё
мнение
о
событиях
и
героях
прочитанных
произведений, приводить примеры из жизни в классе.
Чтобы воспитать у детей любовь к книге, надо прежде всего научить их
читать, читать правильно, выразительно и осознанно. На уроках учу детей
обращать внимание на средства выразительного чтения: паузы, логическое
ударение, темп, ритм. В начале каждого урока даю от двух до пяти минут для
тихого чтения своих любимых книг. В эти минуты каждый учащийся на
практике использует средства выразительного чтения, совершенствуя навык
чтения.
При подготовке к уроку важно перечитать произведение, чтобы отметить
особенности содержания и формы текста, подумать над главной мыслью и
заданиями, сделать интересные обобщения. Я считаю, что главной задачей
перед чтением художественных текстов следует считать создание должного
эмоционального
настроя
на
слушание
или
чтения.
Например,
перед
самостоятельным
чтением
ставлю
задачу:
придумать
такие
вопросы,
на
которые даже я, может быть, не смогу ответить. Цель: научить детей ставить
вопросы
к
тексту
и
отвечать
на
них.
Эмоциональное
восприятие
произведения организую путём его выразительного чтения. Предпочтению
отдаю выразительному чтению детей, которые дома специально, по моему
заданию готовят этот этап урока.
О необходимости чтения скажут немногие, в основном чтению уделяется
внимание на уроках чтения. Между тем работа по формированию навыка
чтения и выразительности может быть успешной только в том случае, если не
ограничивается
уроками
чтения.
В
этом
году
с
целью
активизации
деятельности детей с книгой организовала «Клуб семейного чтения», девиз
которого «Книга сегодня поможет в ученье, книга завтра поможет в труде».
Вся подготовительная работа проходит в кругу семьи: чтение рассказов,
сказок, стихов на
определённую тему, например «Ах ты, зимушка-зима!».
Учащиеся на таком мероприятии вместе с родителями не только читают
наизусть, пересказывают, инсценируют, но и по опорным словам сочиняют
стихи, рассказы, сказки из пяти и более слов, начинающих на одну и туже
букву, вспоминают или придумывают загадки на тему занятия клуба. Такая
систематическая работа приносит интерес к чтению, книге, а также радость
и удовлетворение общению.
Трудное дело-работа с родителями. Поэтому на родительских собраниях
устроила
выставку
детских
книг,
и
дала
рекомендации
как
лучше
организовать домашнее чтение.
Особое внимание уделяю технике чтения и выразительности, так как в
погоне
за
количеством
страдает
техническая
сторона,
сознательность
усвоения. Уроки чтения – особые уроки. Здесь дети незаметно для себя
впитывают важные в нравственном отношении вещи: трудолюбие, уважение
к старшим, заботу о младших, любовь ко всему земному и в тоже время
осознанно осуждают такие черты, как трусость, жадность, лживость. Ведь
всегда говорим ,если дети начитанные, значит воспитанные, грамотные, у них
лучше
эмоциональное
восприятие
окружающего
мира,
развита
логика,
хорошо развита устная и письменная речь.