Автор: Сухих Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО
Населённый пункт: город Ирбит
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические способности
Раздел: среднее профессиональное
Педагогические способности
1. Дидактические способности
— способности передавать учащимся учебный материал, делая его
доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету,
возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в
случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное
делать легким, сложное — простым, непонятное, неясное — понятным. Профессиональное мастерство, как мы
его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно
излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное
получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять ее в нуж-
ную сторону.
2. Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике,
биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а
значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет мате-
риалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.
3. Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника,
психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных
психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним
проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.
4. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а
также мимики и пантомимики. Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли
учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает ли одобрение или порицание, речь его
всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение
мысли ясное, простое, понятное для учащихся.
5. Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать ученический коллектив,
сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою
собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому
контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени — умение правильно
распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
6. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на
учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только
на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.).
Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых
качеств
(решительности,
выдержки,
настойчивости,
требовательности
и
т.д.),
а
также
от
чувства
ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения
передать эту убежденность своим воспитанникам.
7. Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход
к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие
педагогического такта.
8. Педагогическое воображение (или, как бы их назвали сейчас, прогностические способности) — это
специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном
проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем,
в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет
особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и
формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время держит в
поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания,
замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и
пантомимикой, походкой).