Напоминание

Педагогические способности


Автор: Сухих Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО
Населённый пункт: город Ирбит
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические способности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Педагогические способности

1. Дидактические способности

— способности передавать учащимся учебный материал, делая его

доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету,

возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в

случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное

делать легким, сложное — простым, непонятное, неясное — понятным. Профессиональное мастерство, как мы

его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно

излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное

получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять ее в нуж-

ную сторону.

2. Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике,

биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а

значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет мате-

риалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.

3. Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника,

психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных

психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним

проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

4. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а

также мимики и пантомимики. Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли

учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает ли одобрение или порицание, речь его

всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение

мысли ясное, простое, понятное для учащихся.

5. Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать ученический коллектив,

сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою

собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому

контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени — умение правильно

распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

6. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на

учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только

на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.).

Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых

качеств

(решительности,

выдержки,

настойчивости,

требовательности

и

т.д.),

а

также

от

чувства

ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения

передать эту убежденность своим воспитанникам.

7. Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход

к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие

педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или, как бы их назвали сейчас, прогностические способности) — это

специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном

проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем,

в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет

особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и

формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время держит в

поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания,

замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и

пантомимикой, походкой).



В раздел образования