Напоминание

"Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Мхи".(Реализация ФГОС на уроках биологии)"


Автор: Шатова Галина Андреевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ-ГИМНАЗИЯ №2
Населённый пункт: город Клин, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Мхи".(Реализация ФГОС на уроках биологии)"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока в 5 классе по теме:
Мхи
Автор: Шатова Галина Андреевна, учитель биологии МОУ-ГИМНАЗИИ №2 г. Клина, Московской области. Тема Мхи Предмет биология Класс 5 класс Задачи деятельности учителя познакомить обучающихся с особенностями мхов, показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями; охарактеризовать среду обитания и распространения мхов; раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение. Тип урока Открытие нового знания Планируемые образовательные результаты Предметные: обучающиеся имеют представление о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках. Метапредметные: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям. Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении. Решаемые проблемы Почему мхи произрастают только в увлажненных местах? Какое участие принимают мхи в образовании торфа? Технологии Здоровье сбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, интерактивные Оборудование Компьютер, Интерактивная доска, таблицы Основные понятия и термины растения высшие споровые: мхи, сперматозоид, яйцеклетка. Тема урока и этапы Основное содержание Виды деятельности учителя. Характеристика основных видов деятельности ученика Планируемые образовательные результаты Предметные УУД: Регулятивные (Р), Познавательные (П), Коммуникативные(П) Личностные
Мхи
Орг. момент Приветствует обучающихся, просит их осуществить самопроверку готовности к уроку. Осуществляют само- проверку готовности к уроку.
Регулятивные:
Самоконтроль учебной деятельности Проверка знаний Опрос у доски: 1.Как устроены лишайники и Отвечают на вопросы и обсуждают ответы Закреплять знания о лишайниках, о
Познавательные:
, выделять главное; давать Формирование познавательного
как они питаются? 2. Как размножаются лишайники? 3. Каково многообразие и распространение лишайников? работа по дидактическим карточкам: 1.Почему лишайники называют пионерами растительного покрова? 2.Каково практическое значение лишайников? фронтальная беседа: 1. В чем заключается явление симбиоза? 2. С какими ещё примерами симбиоза вы знакомы? 3.Почему лишайники рассматривают как особую группу организмов? учеников. симбиотических взаимоотношениях между различными организмами, о роли лишайников в природе и жизни человека. определения понятий.
Регулятивные:
Самоконтроль учебной деятельности
Коммуникативные:
слушать одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации интереса к изучению биологии; Актуализац ия знаний Взаимосвязь царств живой природы: Царство бактерии, Царство грибы, Царство растения водоросли, мхи Используя Слайд №2,3,4,5 презентации. повторяем изученные Царства живой природы и их практическое значение для природы, биоценоза, человека. Какие виды ты возьмёшь с собой на необитаемую планету и почему? Просматривают слайды, отвечают на вопросы записывают тему урока, формулируют цель урока Научиться применять полученные знания для решения поставленных задач.
Познавательные:
устанавливать причинно- следственные связи;
Регулятивные:
формулировать цель урока и ставить задачи, не- о б х о д и м ы е д л я е е достижения; планировать свою деятельно сть и п р о г н о з и р о в а т ь е е результаты; осуществлять
Коммуникативные:
строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения Формирование познавательного интереса к изучению биологии;
И после повторения объявляется тема исследования-Мхи. Слайд №6 презентации. Изучение нового материала Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности 1. Рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией натуральных гербарных экземпляров, мха риччии в аквариуме, таблиц, рисунков 68, 69 и 70 1. Слушают рассказ учителя, Рассматривают натуральные гербарные экземпляры мха риччии в аквариуме, таблицы, рисунки № 68, 69 и 70 учебника, Слайд №7 Научиться отличать низшие растения от высших, от ранее изученных представителей других Царств живой природы. Называть среду
Познавательные:
устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения;
Регулятивные:
формулировать цель урока Формирование позна- вательного интереса к изучению биологии; осознания соответствия особенностей строения и жизнедеятельности организмов условиям
строения, размножения, многообразие, распространени е, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работа Строение мха (на примере кукушкиного льна) учебника, Слайд №7 презентации. Мхи - высшие растения. Особенности их строения и среда обитания. 2.Вводный инструктаж по правилам работы обучающегося в кабинете биологии при выполнении лабораторной работы. Введение понятия Листостебельные мхи, терминов: мужской и женский экземпляр, сперматозоид и яйцеклетка. 3. Рассказ учителя с демонстрацией гербарных экземпляров, таблицы «Сфагновые мхи и их строение», рисунка 70 учебника Белые, или сфагновые, мхи Слайд№ 8 Особенности питания, размножения, среда обитания. Слайд № 9 презентации. презентации. 2. Выполняют лабораторную работу «Строение мха». (Работа по инструктивной карточке на с. 109 учебника. Оформляется в рабочей тетради (задания 68 и 69).) 3. Слушают рассказ учителя, рассматривают натуральные гербарные экземпляры мха, таблицы, рисунок № 70 учебника, Слайды №8, 9 презентации. Выполняют задание 1 на с. 112 учебника. (Результаты оформляются в рабочей тетради, задание 69.) 4.Слушают рассказ учителя, рассматривают Слайды №10, 11,12,13,14. презентации. обитания мхов и давать их характеристику; Объяснять причины появления приспособ- лений для жизни у мхов в среде обитания, Понимать значение мхов в природе и жизни человека и значение мест обитания мхов в биогеоценозе. и ставить задачи, не- обходимые для ее достижения; организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности;
Коммуникативные:
строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения среды, в которой они обитают; эстетического и практического восприятия объектов природы
4. Рассказ учителя с демонстрацией таблиц и Слайдов № 10, 11,12,13,14. презентации.
Значение мхов в природе и жизни человека. Значение водно-болотных угодий в природе и в Подмосковье. Закрепление Проверка усвоения вводимых понятий и вывод из урока. Фронтальная беседа о разнообразии, характерных признаках, местообитании мхов и их сравнение с водорослями. Демонстрация Слайд № 15 презентации. для ответов на вопросы закрепления Просматривают слайды, повторяют изученное и отвечают на поставленные вопросы. Работают с текстом параграфа, информацией на слайдах. Отвечают на вопрос: Чем отличается мужской экземпляр кукушкина льна от женского? Чем отличаются водоросли от высших споровых растений? Уметь распознать высшее споровое растение от ранее изученных, мужской и женский экземпляры мхов. Уметь отличать сфагновые мхи от листостебельных и печеночных. Уметь объяснять связь строения и местообитания растений. Знать значение мхов в природе и жизни человека и значение водно-болотных угодий в природе.
Познавательные:
устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного
Регулятивные:
организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности;
Коммуникативные:
выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их Формирование позна- вательного интереса к изучению биологии; осознания соответствия особенностей строения и жизнедеятельности организмов условиям среды, в которой они обитают; эстетического восприятия объектов природы. Формирование естественно-научного понимания роли растений в природе, необходимость защиты местообитаний мхов, рационального природопользования.
Рефлексия Осознание обучаемыми совокупности происходящих во время урока деятельностей. Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам: -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? Отвечают на вопросы, осмысливают и оценивают свою работу на уроке. Уметь распознать высшее споровое растение от ранее изученных, мужской и женский экземпляры мхов. Уметь отличать сфагновые мхи от листостебельных и печеночных. Уметь объяснять связь строения и местообитания растений. Знать значение мхов в природе и жизни человека и значение водно-болотных угодий в природе.
Познавательные:
устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения;
Регулятивные:
организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности.
Коммуникативные:
строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения осуществлять рефлексию своей деятельности. Формирование позна- вательного интереса к изучению биологии; осознания соответствия особенностей строения и жизнедеятельности организмов условиям среды, в которой они обитают; эстетического восприятия объектов природы. Формирование естественно-научного понимания роли растений в природе, необходимость защиты местообитаний мхов, рационального природопользования. Домашнее задание В учебнике изучить § 20 «Мхи». Ответить на вопросы и выполнить задание 2, представленное в конце параграфа. ( Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в тёплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.) В рабочей тетради выполнить задание 70 (Сравни водоросли и мхи. Обучающиеся выполняют домашнее задание Закрепляют знания о высших споровых растениях. умения отличать сфагновые мхи от листостебельных и печеночных, умения объяснять связь строения и местообитания растений. Закрепляют знания о значении мхов в природе и жизни человека и значении водно- болотных угодий в природе.
Познавательные:
устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения;
Регулятивные:
организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; Создать условия для дальнейшей мотивации к учению.
Какие усложнения произошли в строении мхов по сравнению с водорослями?)


В раздел образования