"Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Мхи".(Реализация ФГОС на уроках биологии)"
Автор: Шатова Галина Андреевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МОУ-ГИМНАЗИЯ №2 Населённый пункт: город Клин, Московская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Мхи".(Реализация ФГОС на уроках биологии)" Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока в 5 классе по теме:
Мхи
Автор: Шатова Галина Андреевна, учитель биологии МОУ-ГИМНАЗИИ №2 г. Клина, Московской области.
Тема
Мхи
Предмет
биология
Класс
5 класс
Задачи
деятельности
учителя
познакомить обучающихся с особенностями мхов, показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с
водорослями; охарактеризовать среду обитания и распространения мхов; раскрыть их роль в природе и
хозяйственное значение.
Тип урока
Открытие нового знания
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: обучающиеся имеют представление о мхах как представителях высших споровых растений, их
характерных признаках.
Метапредметные: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом
основании относить мхи к высшим споровым растениям.
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления
усложнений в их строении.
Решаемые
проблемы
Почему мхи произрастают только в увлажненных местах? Какое участие принимают мхи в образовании торфа?
Технологии
Здоровье сбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического
мышления, интерактивные
Оборудование
Компьютер, Интерактивная доска, таблицы
Основные понятия
и термины
растения высшие споровые: мхи, сперматозоид, яйцеклетка.
Тема урока
и этапы
Основное
содержание
Виды деятельности учителя.
Характеристика
основных видов
деятельности ученика
Планируемые образовательные результаты
Предметные
УУД:
Регулятивные (Р),
Познавательные (П),
Коммуникативные(П)
Личностные
Мхи
Орг. момент
Приветствует обучающихся,
просит их осуществить
самопроверку готовности к
уроку.
Осуществляют само-
проверку готовности к
уроку.
Регулятивные:
Самоконтроль учебной
деятельности
Проверка
знаний
Опрос у доски:
1.Как устроены лишайники и
Отвечают на вопросы и
обсуждают ответы
Закреплять знания о
лишайниках, о
Познавательные: ,
выделять главное; давать
Формирование
познавательного
как они питаются?
2. Как размножаются
лишайники?
3. Каково многообразие и
распространение
лишайников?
работа по дидактическим
карточкам:
1.Почему лишайники
называют пионерами
растительного покрова?
2.Каково практическое
значение лишайников?
фронтальная беседа:
1. В чем заключается явление
симбиоза?
2. С какими ещё примерами
симбиоза вы знакомы?
3.Почему лишайники
рассматривают как особую
группу организмов?
учеников.
симбиотических
взаимоотношениях
между различными
организмами, о роли
лишайников в природе и
жизни человека.
определения понятий.
Регулятивные:
Самоконтроль учебной
деятельности
Коммуникативные:
слушать одноклассников;
строить речевые
высказывания в устной
форме; выражать свои
мысли согласно задачам
коммуникации
интереса к изучению
биологии;
Актуализац
ия знаний
Взаимосвязь
царств живой
природы:
Царство
бактерии,
Царство грибы,
Царство
растения
водоросли, мхи
Используя Слайд №2,3,4,5
презентации.
повторяем изученные Царства
живой природы и их
практическое значение для
природы, биоценоза,
человека.
Какие виды ты возьмёшь
с собой на необитаемую
планету и почему?
Просматривают слайды,
отвечают на вопросы
записывают тему урока,
формулируют цель урока
Научиться применять
полученные знания для
решения поставленных
задач.
Познавательные:
устанавливать причинно-
следственные связи;
Регулятивные:
формулировать цель урока
и
ставить
задачи,
не-
о б х о д и м ы е
д л я
е е
достижения;
планировать
свою
деятельно сть
и
п р о г н о з и р о в а т ь
е е
результаты; осуществлять
Коммуникативные:
строить речевые
высказывания в устной
форме; аргументировать
свою точку зрения
Формирование
познавательного
интереса к изучению
биологии;
И после повторения
объявляется тема
исследования-Мхи. Слайд
№6 презентации.
Изучение
нового
материала
Высшие
споровые
растения. Мхи,
их
отличительные
особенности
1. Рассказ учителя с
элементами беседы и
демонстрацией натуральных
гербарных
экземпляров, мха риччии в
аквариуме, таблиц,
рисунков 68, 69 и 70
1.
Слушают рассказ
учителя, Рассматривают
натуральные гербарные
экземпляры мха риччии в
аквариуме, таблицы,
рисунки № 68, 69 и 70
учебника, Слайд №7
Научиться отличать
низшие растения от
высших, от ранее
изученных
представителей других
Царств живой природы.
Называть среду
Познавательные:
устанавливать причинно-
следственные связи;
сравнивать и делать
выводы на основе
сравнения;
Регулятивные:
формулировать цель урока
Формирование позна-
вательного интереса к
изучению биологии;
осознания соответствия
особенностей строения и
жизнедеятельности
организмов условиям
строения,
размножения,
многообразие,
распространени
е, среда
обитания, роль
в природе и
жизни человека,
охрана.
Лабораторная
работа
Строение мха
(на примере
кукушкиного
льна)
учебника, Слайд №7
презентации.
Мхи - высшие растения.
Особенности их
строения и среда обитания.
2.Вводный инструктаж по
правилам работы
обучающегося в кабинете
биологии при выполнении
лабораторной работы.
Введение понятия
Листостебельные мхи,
терминов: мужской и
женский экземпляр,
сперматозоид и яйцеклетка.
3.
Рассказ учителя с
демонстрацией гербарных
экземпляров, таблицы
«Сфагновые
мхи и их строение», рисунка
70 учебника Белые, или
сфагновые, мхи Слайд№ 8
Особенности питания,
размножения, среда обитания.
Слайд № 9 презентации.
презентации.
2. Выполняют
лабораторную работу
«Строение мха». (Работа
по инструктивной
карточке на с. 109
учебника. Оформляется в
рабочей тетради (задания
68 и 69).)
3.
Слушают рассказ
учителя, рассматривают
натуральные гербарные
экземпляры мха,
таблицы, рисунок № 70
учебника, Слайды №8, 9
презентации.
Выполняют задание 1 на
с. 112 учебника.
(Результаты
оформляются в рабочей
тетради, задание 69.)
4.Слушают рассказ
учителя, рассматривают
Слайды №10,
11,12,13,14. презентации.
обитания мхов и давать
их характеристику;
Объяснять причины
появления приспособ-
лений для жизни у мхов
в среде обитания,
Понимать значение мхов
в природе и жизни
человека и значение мест
обитания мхов в
биогеоценозе.
и ставить задачи, не-
обходимые для ее
достижения;
организовывать
выполнение заданий
учителя; планировать и
прогнозировать результаты
своей деятельности;
Коммуникативные:
строить речевые
высказывания в устной
форме; аргументировать
свою точку зрения
среды, в которой они
обитают; эстетического и
практического
восприятия объектов
природы
4. Рассказ учителя с
демонстрацией таблиц и
Слайдов № 10, 11,12,13,14.
презентации.
Значение мхов в природе и
жизни человека. Значение
водно-болотных угодий в
природе и в Подмосковье.
Закрепление
Проверка
усвоения
вводимых
понятий и
вывод из урока.
Фронтальная беседа
о разнообразии, характерных
признаках, местообитании
мхов и их сравнение с
водорослями.
Демонстрация Слайд № 15
презентации.
для ответов на вопросы
закрепления
Просматривают слайды,
повторяют изученное и
отвечают на
поставленные вопросы.
Работают с текстом
параграфа, информацией
на слайдах.
Отвечают на вопрос: Чем
отличается мужской
экземпляр кукушкина
льна от женского?
Чем отличаются
водоросли от высших
споровых растений?
Уметь распознать
высшее споровое
растение от ранее
изученных, мужской и
женский экземпляры
мхов.
Уметь отличать
сфагновые мхи от
листостебельных и
печеночных.
Уметь объяснять связь
строения и
местообитания
растений.
Знать значение мхов в
природе и жизни
человека и значение
водно-болотных угодий
в природе.
Познавательные:
устанавливать причинно-
следственные связи;
сравнивать и делать
выводы на основе
сравнения; работать с
различными источниками
информации; отличать
главное от
второстепенного
Регулятивные:
организовывать
выполнение заданий
учителя; планировать и
прогнозировать результаты
своей деятельности;
Коммуникативные:
выступать перед
аудиторией; отвечать на
вопросы и формулировать
их
Формирование позна-
вательного интереса к
изучению биологии;
осознания соответствия
особенностей строения и
жизнедеятельности
организмов условиям
среды, в которой они
обитают; эстетического
восприятия объектов
природы. Формирование
естественно-научного
понимания роли
растений в природе,
необходимость защиты
местообитаний мхов,
рационального
природопользования.
Рефлексия
Осознание
обучаемыми
совокупности
происходящих
во время урока
деятельностей.
Проверка уровня понимания
учебного материала,
психологического состояния
учащихся после урока по
вопросам:
-Все ли вам было понятно в
течение урока?
-Какая часть урока показалась
самой интересной?
-Какая часть урока вызвала
затруднение?
-Какое у вас настроение после
урока?
Отвечают на вопросы,
осмысливают и
оценивают свою работу
на уроке.
Уметь распознать
высшее споровое
растение от ранее
изученных, мужской и
женский экземпляры
мхов.
Уметь отличать
сфагновые мхи от
листостебельных и
печеночных.
Уметь объяснять связь
строения и
местообитания
растений.
Знать значение мхов в
природе и жизни
человека и значение
водно-болотных угодий
в природе.
Познавательные:
устанавливать причинно-
следственные связи;
сравнивать и делать
выводы на основе
сравнения;
Регулятивные:
организовывать
выполнение заданий
учителя; планировать и
прогнозировать результаты
своей деятельности;
осуществлять рефлексию
деятельности.
Коммуникативные:
строить речевые
высказывания в устной
форме; аргументировать
свою точку зрения
осуществлять рефлексию
своей деятельности.
Формирование позна-
вательного интереса к
изучению биологии;
осознания соответствия
особенностей строения и
жизнедеятельности
организмов условиям
среды, в которой они
обитают; эстетического
восприятия объектов
природы. Формирование
естественно-научного
понимания роли
растений в природе,
необходимость защиты
местообитаний мхов,
рационального
природопользования.
Домашнее
задание
В учебнике изучить § 20
«Мхи». Ответить на вопросы
и выполнить задание 2,
представленное в конце
параграфа. ( Поместите в
банку с влажной почвой
немного риччии. Банку
накройте стеклом и поставьте
в тёплое светлое место.
Следите, чтобы почва была
постоянно влажной.
Наблюдайте, что будет
происходить с риччией.)
В рабочей тетради
выполнить задание 70
(Сравни водоросли и мхи.
Обучающиеся
выполняют домашнее
задание
Закрепляют знания о
высших споровых
растениях.
умения отличать
сфагновые мхи от
листостебельных и
печеночных,
умения объяснять связь
строения и
местообитания
растений.
Закрепляют знания о
значении мхов в природе
и жизни человека и
значении водно-
болотных угодий в
природе.
Познавательные:
устанавливать причинно-
следственные связи;
сравнивать и делать
выводы на основе
сравнения;
Регулятивные:
организовывать
выполнение заданий
учителя; планировать и
прогнозировать результаты
своей деятельности;
Создать условия для
дальнейшей мотивации к
учению.
Какие усложнения произошли
в строении мхов по
сравнению с водорослями?)