Рецензия на фильм Юрия Кары "Мастер и Маргарита" и сериал Владимира Бортко "Мастер и Маргарита"
Автор: Ивойлова Оксана Викторовна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: КГБ ПОУ филиал Автомобильно-технического колледжа Населённый пункт: Пгт Ярославский Приморский край Наименование материала: Рецензия Тема: Рецензия на фильм Юрия Кары "Мастер и Маргарита" и сериал Владимира Бортко "Мастер и Маргарита" Раздел: дополнительное образование
Экранизация любого художественного произведения, на мой взгляд, задача очень
сложная, а экранизация Булгакова – не только сложная, но и рискованная. Все его
литературные творения вызывают острый читательский интерес, а бессмертный роман
«Мастер и Маргарита» по праву считается одним из самых гениальных и мистических
произведений человечества. Долгое время его публикация в России была запрещена, и
всеобщую признательность автор получил только после смерти. К счастью, теперь мы
свободно можем не только прочесть «Мастера и Маргариту» в полном объеме, но и
посмотреть экранизации этого поистине волнующего и замечательного произведения,
которых, на сегодняшний день, две: это фильм режиссера-постановщика Юрия Кары и
сериал Владимира Бортко.
Я бы хотела представить вашему вниманию свой отзыв и личное впечатление по
поводу просмотренных фильмов. И, в первую очередь, я обращусь к киноленте, снятой
режиссером Юрием Карой в 1994 году. Это первая российская экранизация, которая
вышла в свет только лишь в 2011 году, в урезанном виде. Я считаю, что любое сокращение
в кинофильме совершенно недопустимо, потому что зритель, особенно тот, кто читал
роман от начала до конца, теряет полное и яркое представление от просмотренной версии.
И в этом не всегда заключается вина только лишь режиссера-постановщика. Меня, к
сожалению, работа Юрия Кары не только не вдохновила, но и разочаровала именно
отсутствием в ней ключевых сцен. Например, момент знакомства Мастера и Маргариты,
столь значимый и судьбоносный у Булгакова, у Кары снят как-то вскользь, тем самым,
теряя свою значимость и остроту. Главные герои – актеры Анастасия Вертинская и Виктор
Раков просто прогуливаются по мостовой, мило и непринужденно улыбаясь друг другу, а
ведь в романе эта сцена описывается совершенно по-другому, ей присущ драматизм,
ощущение глубокого одиночества и фраза Маргариты: «Если бы этого не произошло, я
отравилась бы, потому что жизнь моя пуста». Показу дальнейших встреч двух
влюбленных в подвальчике также уделено очень мало внимания, хотя для Булгаковского
Мастера это целое повествование, короткая, но очень яркая и счастливая жизнь рядом с
любимой женщиной. Нет упоминания об Алоизии Могарыче, который совершил донос на
Мастера, чтобы переехать в его комнаты. Штурм квартиры №50, обстрел кота Бегемота и
их последние похождения с Коровьевым в Торгсине на Смоленском рынке и в
писательском доме тоже не упоминаются в фильме, отсутствует сцена прощального полета
на волшебных конях, так мастерски и правдоподобно описанная автором в главе
«Прощальный приют». А финал фильма, точнее, его полного отсутствие, вообще вызывает
протест и недоумение! У Кары Понтий Пилат и казненный по его приказу бродячий
философ Иешуа так и не встретились, не пошли рядом по лунной дорожке, тихо беседуя.
А ведь именно в этой сцене и заключается один из кульминационных моментов – спустя
две тысячи лет мучений от угрызений совести и вечного бессмертия римский прокуратор
наконец-то прощен!
Помимо отсутствия ключевых сцен неприятно удивляет вольная трактовка
режиссером сюжета романа, попросту говоря, некоторые моменты, совершенно
отсутствующие в произведении, Кара вставляет по своему усмотрению. Например,
светящийся образ Иисуса Христа, начерченный Валентином Гафтом в роли Воланда, на
который герой просит наступить ногой Ивана Бездомного и растоптать, а чуть позже,
сатана и вовсе оскорбляет молодого поэта, называя его «вшивым интеллигентишкой».
Некоторые эпизоды искажены и не соответствуют литературной версии: Маргарита
вылетает из собственной квартиры не на половой щетке, а на метле и громит все стекла в
доме критика Латунского, а не только лишь его квартиру. Ее одеяние на балу у сатаны
противоречит описанию у Булгакова. Перед зрителем Анастасия Вертинская предстает в
длинном черном плаще, ботфортах до колена, на груди нет тяжелого изображения черного
пуделя на тяжелой цепи. Зато среди гостей, приглашенных на бал, присутствуют, для чего-
то, кардинал Ришелье, Наполеон Бонапарт, Петр I, Ленин, Сталин и даже Гитлер! Что
касается подборки актерского состава. Я думаю, что она вполне удачна, ведь в фильме
снимались такие известные и знаменитые актеры, как Анастасия Вертинская, Виктор
Раков, Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Сергей Гармаш, Лев Дуров и другие. Но, на мой
взгляд, не все из них вжились в роли и справились с поставленной задачей. Меня
совершенно не убедила и не вдохновила игра Анастасии Вертинской в роли Маргариты.
Во-первых, внешнее несоответствие персонажу, во-вторых, полное отсутствие драматизма
и душевной трагедии. Напротив, роль сыграна как-то чересчур мягко, кокетливо и
жеманно, что совершенно противоречит реальному образу Маргариты, способной ради
возлюбленного рвать и метать, крушить и громить, жестоко мстить обидчикам, да что там!
Вступить в сделку с самим дьяволом! Сергей Гармаш в роли Ивана Бездомного, намного
старше сыгранного им героя, которому по тексту всего 23 года. Он чересчур шумен,
скандален и груб, а ведь за показной самоуверенностью поэта скрывались тонкая душа и
умение сопереживать. Лев Дуров в роли Левия Матвея совсем неубедителен, особенно в
сцене встречи с Понтием Пилатом (Михаилом Ульяновым) после казни осужденных. Он
слишком спокоен и попросту без эмоционален. Порадовал Валентин Гафт в роли Воланда.
Хотя в игре этого актера тоже есть несоответствия, но, в целом, я считаю, что образ ему
удался. Он в меру высокомерен, ироничен, обаятелен и властен. Хорош и Михаил Ульянов
в роли Понтия Пилата. А особую симпатию у меня вызвал образ Иешуа Га-Ноцри,
сыгранный Николаем Бурляевым. И в завершении хочется отметить, что данная кинолента
пролежала на полке целых 17 лет, прежде чем ее допустили к показу. За это время
зрительское и читательское восприятие сильно изменилось, а молодому поколению этот
фильм уже кажется слегка наивным и устаревшим. Тем не менее, я нахожу нужным отдать
должное Юрию Каре, как первому режиссеру-постановщику, осмелившемуся
экранизировать «Мастера и Маргариту» в России. И, несмотря на недостатки и
сокращения, фильм можно порекомендовать к просмотру, так как он, несомненно, оставил
и свой след в развитии отечественного кинематографа.
Что же касается телесериала Владимира Бортко. Его премьера состоялась 19
декабря 2005 года на телеканале «Россия». Эту версию, надо признаться, я просмотрела
от первой до последней серии и осталась довольна. У данного фильма, действительно,
много достоинств. В первую очередь, великолепный звездный состав. Главные роли
сыграли Олег Басилашвили, Анна Ковальчук, Александр Галибин, Владислав Галкин,
Кирилл Лавров, Александр Абдулов, Сергей Безруков и другие. Каждый из них постарался
максимально вжиться в роль и подарить своему персонажу второе, уже экранное,
рождение. Великолепной Маргаритой, на мой взгляд, стала Анна Ковальчук. Во-первых,
внешнее сходство с Булгаковской героиней просто поразительное. Во-вторых, актерское
мастерство Ковальчук настолько сильно, что именно ей, как нельзя лучше, удалось
передать всю бурю эмоций и чувств, испытываемых Маргаритой в разные моменты ее
жизни. Она по-настоящему глубоко и преданно любит, страдает от разлуки с Мастером и
жертвуем всем, для того чтобы спасти его. У Александра Галибина получилось передать
отчаянье и душевное замешательство Мастера, его тоску и безнадежность, потерянность
во всем. И только лишь соединившись с возлюбленной, он оживает. Появление Олега
Басилашвили, сыгравшего Воланда, поначалу воспринимается неоднозначно. Перед
зрителем предстает пожилой весьма человек с чересчур спокойным, даже отрешенным
выражением лица. Но как только актер начинает свою речь, уже не обращаешь внимания
на внешнюю несхожесть с персонажем, а упиваешься его величием, самоуверенностью и
всемогуществом. Для такого, и впрямь, нет ничего невозможного. Очень понравилась игра
Александра Абдулова, Александра Филиппенко, Александра Баширова, Татьяны Юн.
Этими актерами в сериале представлена свита Воланда. Подвижные, верткие,
искрометные и живые, они радуют глаз и вызывают улыбку, тем самым, разряжая
напряженную порой, атмосферу фильма. По моему мнению, не совсем удачен выбор
Сергея Безрукова на роль Иешуа и Кирилла Лаврова на роль Понтия Пилата. Первый не
позволяет прочувствовать той силы милосердия и всепрощения, свойственной авторскому
Га-Ноцри, а второй кажется уставшим и мало эмоциональным старичком, а не жестоким и
грозным пятым прокуратором Иудеи.
И в заключении хочется отметить, что Владимиру Бортко удалось максимально
точно и достоверно передать сюжет романа и речь героев. Все ключевые и
кульминационные моменты сохранены и талантливо поставлены. Особо завораживает
сцена прилета Маргариты на реку и посвящение ее в ведьмы, сцена бала у сатаны и полет
над ночной Москвой. А самое главное – это то, что сериал заканчивается эпилогом, из
которого зрители узнают о последствиях пребывания в городе Воланда и его свиты.
Приятно удивляют спецэффекты, профессионально выполненный актерский грим и
наличие музыкального сопровождения в обработке композитора Игоря Корнелюка. В
целом, я считаю данную экранизацию более удачной, понятной для современного зрителя
и актуальной. Подводя итог, хочется сказать, что обе киноленты оставили свой след в
развитии Российского кинематографа и имеют право на существование и известность.