Напоминание

Рецензия на фильм Юрия Кары "Мастер и Маргарита" и сериал Владимира Бортко "Мастер и Маргарита"


Автор: Ивойлова Оксана Викторовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГБ ПОУ филиал Автомобильно-технического колледжа
Населённый пункт: Пгт Ярославский Приморский край
Наименование материала: Рецензия
Тема: Рецензия на фильм Юрия Кары "Мастер и Маргарита" и сериал Владимира Бортко "Мастер и Маргарита"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Экранизация любого художественного произведения, на мой взгляд, задача очень сложная, а экранизация Булгакова – не только сложная, но и рискованная. Все его литературные творения вызывают острый читательский интерес, а бессмертный роман «Мастер и Маргарита» по праву считается одним из самых гениальных и мистических произведений человечества. Долгое время его публикация в России была запрещена, и всеобщую признательность автор получил только после смерти. К счастью, теперь мы свободно можем не только прочесть «Мастера и Маргариту» в полном объеме, но и посмотреть экранизации этого поистине волнующего и замечательного произведения, которых, на сегодняшний день, две: это фильм режиссера-постановщика Юрия Кары и сериал Владимира Бортко. Я бы хотела представить вашему вниманию свой отзыв и личное впечатление по поводу просмотренных фильмов. И, в первую очередь, я обращусь к киноленте, снятой режиссером Юрием Карой в 1994 году. Это первая российская экранизация, которая вышла в свет только лишь в 2011 году, в урезанном виде. Я считаю, что любое сокращение в кинофильме совершенно недопустимо, потому что зритель, особенно тот, кто читал роман от начала до конца, теряет полное и яркое представление от просмотренной версии. И в этом не всегда заключается вина только лишь режиссера-постановщика. Меня, к сожалению, работа Юрия Кары не только не вдохновила, но и разочаровала именно отсутствием в ней ключевых сцен. Например, момент знакомства Мастера и Маргариты, столь значимый и судьбоносный у Булгакова, у Кары снят как-то вскользь, тем самым, теряя свою значимость и остроту. Главные герои – актеры Анастасия Вертинская и Виктор Раков просто прогуливаются по мостовой, мило и непринужденно улыбаясь друг другу, а ведь в романе эта сцена описывается совершенно по-другому, ей присущ драматизм, ощущение глубокого одиночества и фраза Маргариты: «Если бы этого не произошло, я отравилась бы, потому что жизнь моя пуста». Показу дальнейших встреч двух влюбленных в подвальчике также уделено очень мало внимания, хотя для Булгаковского Мастера это целое повествование, короткая, но очень яркая и счастливая жизнь рядом с любимой женщиной. Нет упоминания об Алоизии Могарыче, который совершил донос на Мастера, чтобы переехать в его комнаты. Штурм квартиры №50, обстрел кота Бегемота и их последние похождения с Коровьевым в Торгсине на Смоленском рынке и в писательском доме тоже не упоминаются в фильме, отсутствует сцена прощального полета на волшебных конях, так мастерски и правдоподобно описанная автором в главе «Прощальный приют». А финал фильма, точнее, его полного отсутствие, вообще вызывает протест и недоумение! У Кары Понтий Пилат и казненный по его приказу бродячий философ Иешуа так и не встретились, не пошли рядом по лунной дорожке, тихо беседуя. А ведь именно в этой сцене и заключается один из кульминационных моментов – спустя две тысячи лет мучений от угрызений совести и вечного бессмертия римский прокуратор наконец-то прощен! Помимо отсутствия ключевых сцен неприятно удивляет вольная трактовка режиссером сюжета романа, попросту говоря, некоторые моменты, совершенно отсутствующие в произведении, Кара вставляет по своему усмотрению. Например, светящийся образ Иисуса Христа, начерченный Валентином Гафтом в роли Воланда, на который герой просит наступить ногой Ивана Бездомного и растоптать, а чуть позже, сатана и вовсе оскорбляет молодого поэта, называя его «вшивым интеллигентишкой».
Некоторые эпизоды искажены и не соответствуют литературной версии: Маргарита вылетает из собственной квартиры не на половой щетке, а на метле и громит все стекла в доме критика Латунского, а не только лишь его квартиру. Ее одеяние на балу у сатаны противоречит описанию у Булгакова. Перед зрителем Анастасия Вертинская предстает в длинном черном плаще, ботфортах до колена, на груди нет тяжелого изображения черного пуделя на тяжелой цепи. Зато среди гостей, приглашенных на бал, присутствуют, для чего- то, кардинал Ришелье, Наполеон Бонапарт, Петр I, Ленин, Сталин и даже Гитлер! Что касается подборки актерского состава. Я думаю, что она вполне удачна, ведь в фильме снимались такие известные и знаменитые актеры, как Анастасия Вертинская, Виктор Раков, Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Сергей Гармаш, Лев Дуров и другие. Но, на мой взгляд, не все из них вжились в роли и справились с поставленной задачей. Меня совершенно не убедила и не вдохновила игра Анастасии Вертинской в роли Маргариты. Во-первых, внешнее несоответствие персонажу, во-вторых, полное отсутствие драматизма и душевной трагедии. Напротив, роль сыграна как-то чересчур мягко, кокетливо и жеманно, что совершенно противоречит реальному образу Маргариты, способной ради возлюбленного рвать и метать, крушить и громить, жестоко мстить обидчикам, да что там! Вступить в сделку с самим дьяволом! Сергей Гармаш в роли Ивана Бездомного, намного старше сыгранного им героя, которому по тексту всего 23 года. Он чересчур шумен, скандален и груб, а ведь за показной самоуверенностью поэта скрывались тонкая душа и умение сопереживать. Лев Дуров в роли Левия Матвея совсем неубедителен, особенно в сцене встречи с Понтием Пилатом (Михаилом Ульяновым) после казни осужденных. Он слишком спокоен и попросту без эмоционален. Порадовал Валентин Гафт в роли Воланда. Хотя в игре этого актера тоже есть несоответствия, но, в целом, я считаю, что образ ему удался. Он в меру высокомерен, ироничен, обаятелен и властен. Хорош и Михаил Ульянов в роли Понтия Пилата. А особую симпатию у меня вызвал образ Иешуа Га-Ноцри, сыгранный Николаем Бурляевым. И в завершении хочется отметить, что данная кинолента пролежала на полке целых 17 лет, прежде чем ее допустили к показу. За это время зрительское и читательское восприятие сильно изменилось, а молодому поколению этот фильм уже кажется слегка наивным и устаревшим. Тем не менее, я нахожу нужным отдать должное Юрию Каре, как первому режиссеру-постановщику, осмелившемуся экранизировать «Мастера и Маргариту» в России. И, несмотря на недостатки и сокращения, фильм можно порекомендовать к просмотру, так как он, несомненно, оставил и свой след в развитии отечественного кинематографа. Что же касается телесериала Владимира Бортко. Его премьера состоялась 19 декабря 2005 года на телеканале «Россия». Эту версию, надо признаться, я просмотрела от первой до последней серии и осталась довольна. У данного фильма, действительно, много достоинств. В первую очередь, великолепный звездный состав. Главные роли сыграли Олег Басилашвили, Анна Ковальчук, Александр Галибин, Владислав Галкин, Кирилл Лавров, Александр Абдулов, Сергей Безруков и другие. Каждый из них постарался максимально вжиться в роль и подарить своему персонажу второе, уже экранное, рождение. Великолепной Маргаритой, на мой взгляд, стала Анна Ковальчук. Во-первых, внешнее сходство с Булгаковской героиней просто поразительное. Во-вторых, актерское мастерство Ковальчук настолько сильно, что именно ей, как нельзя лучше, удалось передать всю бурю эмоций и чувств, испытываемых Маргаритой в разные моменты ее жизни. Она по-настоящему глубоко и преданно любит, страдает от разлуки с Мастером и
жертвуем всем, для того чтобы спасти его. У Александра Галибина получилось передать отчаянье и душевное замешательство Мастера, его тоску и безнадежность, потерянность во всем. И только лишь соединившись с возлюбленной, он оживает. Появление Олега Басилашвили, сыгравшего Воланда, поначалу воспринимается неоднозначно. Перед зрителем предстает пожилой весьма человек с чересчур спокойным, даже отрешенным выражением лица. Но как только актер начинает свою речь, уже не обращаешь внимания на внешнюю несхожесть с персонажем, а упиваешься его величием, самоуверенностью и всемогуществом. Для такого, и впрямь, нет ничего невозможного. Очень понравилась игра Александра Абдулова, Александра Филиппенко, Александра Баширова, Татьяны Юн. Этими актерами в сериале представлена свита Воланда. Подвижные, верткие, искрометные и живые, они радуют глаз и вызывают улыбку, тем самым, разряжая напряженную порой, атмосферу фильма. По моему мнению, не совсем удачен выбор Сергея Безрукова на роль Иешуа и Кирилла Лаврова на роль Понтия Пилата. Первый не позволяет прочувствовать той силы милосердия и всепрощения, свойственной авторскому Га-Ноцри, а второй кажется уставшим и мало эмоциональным старичком, а не жестоким и грозным пятым прокуратором Иудеи. И в заключении хочется отметить, что Владимиру Бортко удалось максимально точно и достоверно передать сюжет романа и речь героев. Все ключевые и кульминационные моменты сохранены и талантливо поставлены. Особо завораживает сцена прилета Маргариты на реку и посвящение ее в ведьмы, сцена бала у сатаны и полет над ночной Москвой. А самое главное – это то, что сериал заканчивается эпилогом, из которого зрители узнают о последствиях пребывания в городе Воланда и его свиты. Приятно удивляют спецэффекты, профессионально выполненный актерский грим и наличие музыкального сопровождения в обработке композитора Игоря Корнелюка. В целом, я считаю данную экранизацию более удачной, понятной для современного зрителя и актуальной. Подводя итог, хочется сказать, что обе киноленты оставили свой след в развитии Российского кинематографа и имеют право на существование и известность.


В раздел образования