Автор: Григорьева Оксана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Приисковая СОШ"
Населённый пункт: село Приисковое, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Аналитическое осмысление преподавания литературы Е.Н.Ильина"
Дата публикации: 01.10.2021
Раздел: полное образование
МБОУ «Приисковая СОШ»
Аналитическое осмысление преподавания литературы
Е.Н.Ильина
Подготовила: учитель русского языка и литературы
О.В.Григорьева
с.Приисковое
2021 год
Ильин Евгений Николаевич – педагог-новатор, учитель литературы с
г.Санкт-Петербурга, автор оригинальной концепции преподавания изящной
словесности. Автор книг «Урок продолжается», «Искусство общения», «Как
увлечь книгой», «Рождение урока» и др.
Речь пойдёт о педагогическом треугольнике, равностороннем, но
перевёрнутом. У математиков и у словесников разные пути к вершинам.
Итак, мысленно представим треугольник. Пометим вершину буквой «К», что
означает книга; левый верхний угол буквой «Л» - литература, куда
вписывается книга; правый (он же и праведный) обозначаем буквой «У» -
ученик. Огромную массу словесников книга зовёт влево: в литературу. Что
ни говори, а идти таким путём легче, духовных затрат – минимум. Прочитал,
допусти, «Онегина», затем что-то о нём, скажем, Белинского, прихватил пару
методичек, пять-шесть вырезок из газет, журналов и – на урок! Особых
умений, дарований не нужно, чтобы доказать: «Онегин» - энциклопедия;
критический реализм начинается с него; что это роман, а не байроническая
поэма; Татьяна открывает галерею русских женщин, Онегин – лишних
людей. На этом пути словесник духовно не развивается и даже паразитирует
за счёт «обслуживающей» литературы, взяв на себя пассивную функцию
транслятора. На отрезке «К-Л» книга работает с книгой, а ученики как
объекты созерцают этот процесс, изредка подключаясь к нему. И вот из
парадоксов линии «К-Л», наступает момент, когда, оглянувшись назад,
словесник видит лишь нескольких, самых добросовестных, по пятам идущих
за ним. Остальные безнадёжно отстали, многие и вовсе не трогались с места.
Обидно. Путь в литературу для многих ребят – это путь в никуда, ибо нет
ответа на главный вопрос: зачем книга? Для общего развития? Так оно и без
книги возможно.
Е.Н.Ильин изначально отверг линию «К-Л» и резко шагнул вправо – к
ученику. Путь этот нелёгкий, требует немалых личных затрат, зато
окупаемый. На этой грани треугольника учитель духовно обретает себя, ибо
без творчества, инициативы, собственных открытий тут и шагу не сделаешь.
Чтобы с книгой дойти до ученика, нужен крупный план того и другого. Здесь
литература – в самой книге, а ученик – в человеке. Главное увидеть его ещё
крупнее, чем саму книгу. И тогда – чудо! Без призывов, понуканий, угроз,
зачётов ученик сам пойдёт навстречу книге, в которой нашёл себя. Прочитать
уже не проблема. Не спеша, с прикидкой и оглядкой на свою, а не только
персонажную эволюцию. Мы пытливы к книге, которая даёт ответ. Значит, и
спасать её нужно её же собственной природой – ответами! Сделать книгу
духовным зеркалом ученика, а не только эпохи, отражённой в ней, и
литературы, куда она прописана, как в крупноблочный дом. Главная закладка
у Е.Н.Ильина – не в самой книге, а между книгой и учеником: она – то и
спасает разом обе ценности. Связать «К» и «У» и вызвать взаимодействие
можно лишь фактором жизни. Иных способов дойти до каждого ученика и
каждого позвать в книгу у нас нет.
Верхняя линия «Л-У», личностная. Стимул движения на этом отрезке в
самопознании себя, т.е. своего духовного «я», обращённого к миру и
ценностям культуры. Двумя боковыми гранями формируется эта потребность
вместе со способностью реализовать её. Отрезок «Л-У» с «прибавкой»!
Значит, новые, повторные шаги к исходному «К» по закону подобия
образуют больший треугольник. И опять – прибавка, и новый – объёмнее
прежнего. На периферических наращениях, скажем так, формируются Опыт,
Культура, Духовность.
Но где же учитель в «треугольнике»? Е.Н.Ильин говорит, что учитель
везде, во всех трёх точках и линиях. Он и начало, и катализатор процесса. На
линии «К-У» через сотрудничество, рождая самодвижение, он подключается
к творческому поиску ученика, вместе с ним осваивая литературу.
В заключении хотелось бы привести советы Е.Н.Ильина начинающим
учителям:
1.
Учите по программе и учите по жизни;
2.
Знать своих учеников и знать то, что они знают и могут знать каждый в
отдельности и все вместе – значит быть Учителем;
3.
Поощряйте инициативу ученика (в этом мудрость профессии);
4.
Не бойтесь идти своим путём. Начните, как нужно, как учили и
постепенно отходите от того к собственному творчеству;
5.
Никогда не прекращайте поиск, чтобы творчество не стало шаблоном;
6.
Вкладывайте душу в каждый урок;
7.
Анализируйте свои уроки
8.
Мудрость урока – в совпадении страничек (учителя и ученика).
Педагог-экспериментатор Е.Н.Ильин разработал систему преподавания
литературы как учебного предмета, формирующего личность. В конечном
итоге урок литературы, по Ильину – это человек формирующий процесс
совместной деятельности учителя и ученика на творческой основе и
межличностном общении.
Список литературы
1.
Педагогика Е.Н.Ильина: фрагменты книг «Искусство общения»,
«Рождение урока», «Путь к ученику».