Напоминание

"Аналитическое осмысление преподавания литературы Е.Н.Ильина"


Автор: Григорьева Оксана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Приисковая СОШ"
Населённый пункт: село Приисковое, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Аналитическое осмысление преподавания литературы Е.Н.Ильина"
Дата публикации: 01.10.2021
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ «Приисковая СОШ»

Аналитическое осмысление преподавания литературы

Е.Н.Ильина

Подготовила: учитель русского языка и литературы

О.В.Григорьева

с.Приисковое

2021 год

Ильин Евгений Николаевич – педагог-новатор, учитель литературы с

г.Санкт-Петербурга, автор оригинальной концепции преподавания изящной

словесности. Автор книг «Урок продолжается», «Искусство общения», «Как

увлечь книгой», «Рождение урока» и др.

Речь пойдёт о педагогическом треугольнике, равностороннем, но

перевёрнутом. У математиков и у словесников разные пути к вершинам.

Итак, мысленно представим треугольник. Пометим вершину буквой «К», что

означает книга; левый верхний угол буквой «Л» - литература, куда

вписывается книга; правый (он же и праведный) обозначаем буквой «У» -

ученик. Огромную массу словесников книга зовёт влево: в литературу. Что

ни говори, а идти таким путём легче, духовных затрат – минимум. Прочитал,

допусти, «Онегина», затем что-то о нём, скажем, Белинского, прихватил пару

методичек, пять-шесть вырезок из газет, журналов и – на урок! Особых

умений, дарований не нужно, чтобы доказать: «Онегин» - энциклопедия;

критический реализм начинается с него; что это роман, а не байроническая

поэма; Татьяна открывает галерею русских женщин, Онегин – лишних

людей. На этом пути словесник духовно не развивается и даже паразитирует

за счёт «обслуживающей» литературы, взяв на себя пассивную функцию

транслятора. На отрезке «К-Л» книга работает с книгой, а ученики как

объекты созерцают этот процесс, изредка подключаясь к нему. И вот из

парадоксов линии «К-Л», наступает момент, когда, оглянувшись назад,

словесник видит лишь нескольких, самых добросовестных, по пятам идущих

за ним. Остальные безнадёжно отстали, многие и вовсе не трогались с места.

Обидно. Путь в литературу для многих ребят – это путь в никуда, ибо нет

ответа на главный вопрос: зачем книга? Для общего развития? Так оно и без

книги возможно.

Е.Н.Ильин изначально отверг линию «К-Л» и резко шагнул вправо – к

ученику. Путь этот нелёгкий, требует немалых личных затрат, зато

окупаемый. На этой грани треугольника учитель духовно обретает себя, ибо

без творчества, инициативы, собственных открытий тут и шагу не сделаешь.

Чтобы с книгой дойти до ученика, нужен крупный план того и другого. Здесь

литература – в самой книге, а ученик – в человеке. Главное увидеть его ещё

крупнее, чем саму книгу. И тогда – чудо! Без призывов, понуканий, угроз,

зачётов ученик сам пойдёт навстречу книге, в которой нашёл себя. Прочитать

уже не проблема. Не спеша, с прикидкой и оглядкой на свою, а не только

персонажную эволюцию. Мы пытливы к книге, которая даёт ответ. Значит, и

спасать её нужно её же собственной природой – ответами! Сделать книгу

духовным зеркалом ученика, а не только эпохи, отражённой в ней, и

литературы, куда она прописана, как в крупноблочный дом. Главная закладка

у Е.Н.Ильина – не в самой книге, а между книгой и учеником: она – то и

спасает разом обе ценности. Связать «К» и «У» и вызвать взаимодействие

можно лишь фактором жизни. Иных способов дойти до каждого ученика и

каждого позвать в книгу у нас нет.

Верхняя линия «Л-У», личностная. Стимул движения на этом отрезке в

самопознании себя, т.е. своего духовного «я», обращённого к миру и

ценностям культуры. Двумя боковыми гранями формируется эта потребность

вместе со способностью реализовать её. Отрезок «Л-У» с «прибавкой»!

Значит, новые, повторные шаги к исходному «К» по закону подобия

образуют больший треугольник. И опять – прибавка, и новый – объёмнее

прежнего. На периферических наращениях, скажем так, формируются Опыт,

Культура, Духовность.

Но где же учитель в «треугольнике»? Е.Н.Ильин говорит, что учитель

везде, во всех трёх точках и линиях. Он и начало, и катализатор процесса. На

линии «К-У» через сотрудничество, рождая самодвижение, он подключается

к творческому поиску ученика, вместе с ним осваивая литературу.

В заключении хотелось бы привести советы Е.Н.Ильина начинающим

учителям:

1.

Учите по программе и учите по жизни;

2.

Знать своих учеников и знать то, что они знают и могут знать каждый в

отдельности и все вместе – значит быть Учителем;

3.

Поощряйте инициативу ученика (в этом мудрость профессии);

4.

Не бойтесь идти своим путём. Начните, как нужно, как учили и

постепенно отходите от того к собственному творчеству;

5.

Никогда не прекращайте поиск, чтобы творчество не стало шаблоном;

6.

Вкладывайте душу в каждый урок;

7.

Анализируйте свои уроки

8.

Мудрость урока – в совпадении страничек (учителя и ученика).

Педагог-экспериментатор Е.Н.Ильин разработал систему преподавания

литературы как учебного предмета, формирующего личность. В конечном

итоге урок литературы, по Ильину – это человек формирующий процесс

совместной деятельности учителя и ученика на творческой основе и

межличностном общении.

Список литературы

1.

Педагогика Е.Н.Ильина: фрагменты книг «Искусство общения»,

«Рождение урока», «Путь к ученику».



В раздел образования