Напоминание

Метод проектов при изучении истории в условиях реализации ФГОС


Автор: Загороднев Денис Валерьевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 57 им. В.Х. Хохрякова
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: методический материал
Тема: Метод проектов при изучении истории в условиях реализации ФГОС
Дата публикации: 03.10.2021
Раздел: полное образование





Назад




Загороднев Денис Валерьевич

учитель истории МБОУ СОШ № 57

им. В.Х. Хохрякова г. Пензы

«Метод проектов при изучении истории в

условиях реализации ФГОС»

Пенза, 2021

Содержание:

Введение……………………………………………………………...………..……. 3

Глава 1. Концептуальные основы организации проектной деятельности

в школе

Особенности проектной технологии обучения…………………………….…...… 6

Классификация проектов по истории …………………….……..……………….. 10

Выводы к первой главе……………………………………………………………. 15

Глава 2. Практика организации проектной деятельности в школе

Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного

обучения………………………………………………………………………….… 18

Организация проектной деятельности учащихся на уроках истории……......... 25

Выводы ко второй главе……………………………………………………...…… 45

Заключение………………………………………………..…………….………… 47

Список литературы……...………………………………………………..…...… 49

Введение

Актуальность темы. Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас

пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни

человека,

исследовательских

методов

обучения

в

практике

массового

образования. С началом XXI века становится все более очевидно, что умения и

навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только

тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они

необходимы каждому человеку. Потому то, желание современных педагогов

максимально

приблизить

учебную

деятельность

ребенка

в

школе

к

познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей

декларации в реальную потребность, весьма зримо опредмечиваемую в

образовательной практике.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского project us.

Буквальный перевод – «брошенный вперед». В современном русском языке

слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так

называют, во-первых – совокупность документов, необходимых для создания

какого-либо

сооружения

или

изделия;

во-вторых

это

может

быть

предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение –

какой-либо замысел или план.

Концепция современного образования одной из основных задач в

преподавании общественных дисциплин ставит формирование ценностных

ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта

истории и способности осмысления событий и явлений действительности.

Модернизация

образования

ориентирует

на

развитие

познавательной

самостоятельности учащихся, формирование у них навыков исследовательской

деятельности.

Достижение

учащимися

уровня

образованности,

соответствующему

их

личному

потенциалу

должно

стать

результатом

образования. Формирование творческой личности, способной к дальнейшему

самообразованию – это социальный заказ современного общества образованию.

Поэтому методы исторического исследования на уроках истории и во

внеурочное время составляют одну из основных ролей в процессе организации

обучения.

Таким образом, актуальность метода проектов для современного

образования

определяется

его

многоцелевой

и

многофункциональной

направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный

образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися

системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит

многостороннее развитие растущей личности.

Данная тема является достаточно изученной на уровне теории, но, тем не

менее, анализ педагогической действительности показывает, что потенциал

метода проектов в силу инерционных издержек используется учителями-

практиками в урочной и внеурочной деятельности не в полной мере.

Теоретические вопросы по данной теме освещены в классических работах

Выготского, С.Т. Шацкого, Б.В.Игнатьева, Л.Э.Левина, и др.

Общим теоретическим вопросам организации обучения учащихся проектной

деятельности на современном этапе развития школы посвящены исследования

Л.В.Городией,

Л.М.Иляевой,

А.А.Карачева,

П.С.Лернера,

Н.В.Матяш,

В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцева и др.

Характеристика современной педагогической технологии проектов дана в

работах Е.С. Полат, Родионовой В.Е.

Проблема заключается в необходимости выявления педагогических условий

формирования

умений,

необходимых

для

осуществления

проектной

деятельности на уроках истории.

Исходя из проблемы, мы так определяем цель своей работы: изучить методику

проектной деятельности.

Объектом исследования

__

является процесс обучения истории на основе

проектной деятельности

Предмет исследования

__

практика применения метода проектной

деятельности по истории.

Гипотеза работы

__

если в процессе обучения истории использовать метод

проектной деятельности, то будет развиваться многостороннее развитие

растущей личности.

Задачи работы:

1.Проанализировать особенности проектной технологии обучения.

2.Исследовать классификацию проектов по истории.

3.Раскрыть

алгоритм

деятельности

учителя

и

учащихся

в

технологии

проектного обучения

4.Исследовать организацию проектной деятельности.

Для решения поставленных задач были применены следующие методы:

а)

анализ

психолого-педагогической,

методической,

лингвистической

литературы;

б) педагогическое наблюдение;

в) методы анализа деятельности детей;

г) эксперимент;

д) изучение и обобщение опыта учителей по исследуемой проблеме.

Практическая значимость: работа может представлять интерес для

учителей истории и студентов педагогических вузов в организации и

проведении работы по проектной деятельности на уроках истории.

Глава 1. Концептуальные основы организации проектной деятельности

Особенности проектной технологии обучения

В современной школе актуальной стала задача обновления содержания

образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но

и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В

этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и

задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание

проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. В

процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять

пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию,

делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и

овладение определенным исследовательским багажом.

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно

ориентированного образования и способствует развитию таких личностных

качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к

творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и

представляет

собой

технологию,

рассчитанную

на

последовательное

выполнение учебных проектов.

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто

являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который

приносит им удовлетворение, в связи с тем, что школьники в результате работы

над

проектом

пережили

ситуацию

успеха,

самореализации.

Проектная

технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создает условия

для

ценностного

переосмысления,

диалога,

при

освоении

содержания

школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов

действия.

Данная технология, применяемая в отечественной школе, не является

принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла в 20-е гг. XX в. в

США. Проектную технологию называли методом проблем, методом проектов и

связывали с идеями гуманистического направления в образовании. Основные

идеи этой технологии разработали Дж. Дьюи и его ученик У.Кил-Патрик. Эти

ученые считали, что обучение должно быть ориентировано на целесообразную

деятельность учащихся, сообразующуюся с их личным интересом. Основной

дидактической единицей учебного процесса, по их мнению, становится взятая

из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема. Они должны

самостоятельно или совместными усилиями в группе ее разрешить, применив

необходимый опыт подчас из разных областей науки, и получить реально

ощутимый результат. Вся проблема и пути ее решения, таким образом,

приобретают контуры проектной деятельности.

1

В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося

русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение

направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В

дальнейшем

проектное

обучение

в

России

развивалось

параллельно

с

разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С.

Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Однако, вследствие того, что данная

технология

стала

внедряться

в

школу

недостаточно

продуманно

и

последовательно,

она

в

30-е

гг.

XX

в.

стала

рассматриваться

как

«непедагогическая». Лишь в последнее время, в связи с изменениями в

современном образовании к этой технологии вновь возник интерес.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение»

школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых.

Данная технология предполагает «проживание» учащимися определенного

отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту

формирования научного представления об окружающем мире, конструирование

материальных

или

иных

объектов.

Материализованным

продуктом

проектирования

является

учебный

проект,

который

определяется

как

самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В

проекте

наряду

с

научной

(познавательной)

стороной

решения

всегда

присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны.

Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания

определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он

выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного

обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне

надо и где и как я могу это содержание применить».

Как было подчеркнуто выше, данная технология всегда ориентирована на

самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную или групповую,

которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и

предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей

сути.

Данная

технология

строится

с

учетом

принципов

гуманизации,

коммуникативности,

индивидуализации,

деятельностного,

ценностного

подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у

учащихся, а на самореализацию их личности.

Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его

диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.

Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступать в

диалог как с собственным Я, так и с другими. Именно в диалоге осуществляется

«свободное самооткровение личности» (М.М. Бахтин). Диалог в проектной

технологии выполняет функцию специфической социокультурной среды,

создающей условие для принятия школьниками нового опыта, переосмысления

прежних

смыслов,

вследствие

чего

полученная

информация

становится

личностно значимой.

Проблемность возникает при разрешении проблемной ситуации, которая

обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявлений

самостоятельности у учащихся, вследствие того, что они обнаруживают

противоречие между известным им содержанием и невозможностью объяснить

новые факты и явления. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным,

нестандартным способам деятельности и результату.

Контекстность

в

проектной

технологии

позволяет

создавать

проекты,

приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознать место

изучаемой ими науки в общей системе человеческого бытия.

В контексте, какой общечеловеческой культурной деятельности быть

выполнены учебные проекты школьников? За основание могут быть взяты

основные

сферы

деятельности

человека,

разработанные

М.С.

Каганом:

практико-преобразовательная,

научно-познавательная,

ценностно-

ориентационная,

коммуникативная,

художественно-эстетическая.

Учебные

проекты в контексте практико-преобразовательной деятельности могут быть

моделирующими, технико-прикладными, экспериментально-измерительными и

т.д. Такие проекты наиболее характерны для предметов физики, химии,

математики,

технологии.

Учебные

проекты,

имитирующие

научно-

познавательную

деятельность,

основаны

на

реальном

и

мысленном

эксперименте

и

позволяют

учащимся

представить

процесс

научно-

исследовательской деятельности в любом школьном предмете.

Учебные проекты с элементами ценностно-ориентационной деятельности

связаны

с

фундаментальными

ценностями

человечества:

проблемами

сохранения окружающей среды, вопросами, связанными с демографическими

проблемами, энергетическими проблемами, проблемами обеспечений населения

продовольствием и рассматриваются на уроках географии, истории, биологии и

обществоведения.

Учебные проблемы, связанные с коммуникативными потребностями

человека, включают проблемы связи, информатики, передачи энергии и

информации и рассматриваются на уроках информатики, физики и др.

Интегративность

проектной

технологии

«означает

оптимальный

синтез

сложившихся концепций усвоения знаний и теорий обучения школьников».

Любой проект тесно связан с деятельностью по его выполнению. Причем

деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора

способов выполнения (в форме сочинения, доклада, графических схем и т.д.),

рефлексивного отношения к предмету своей деятельности.

Построение учебного процесса, ориентированного на выполнение

учащимися проектов, строится не в логике изучаемого учебного предмета, а в

логике деятельности учащихся. Отсюда в проектном цикле допускаются

информационные

паузы

для

усвоения

содержания

нового

материала,

предполагается

выполнение

проектов

в

индивидуальном

темпе

в

виде

опережающих самостоятельных заданий исследовательского, практического

характера под руководством учителя на основе собственного выбора учащихся.

Выбор в проектной технологии осуществляется на различных этапах и может

быть внешним: выбор самого проекта, выбор вида задания, роли, партнеров по

деятельности, выбор материала и формы его представления в проекте, выбор

способа выполнения работы, выбор опор. Внутренний выбор учащимися

определяется потребностями, способностями школьника, его ценностными

ориентирами,

субъективным

опытом,

эмоциональным

настроем

и

взаимоотношениями с другими учащимися.

Итак, в процессе обновления образования важной становится задача

личностно-ориентированного подхода к выполнению учащимся проекта в ходе

которого учащийся приобретает новые знания а также исследовательские

навыки, в результате выполнения проекта учащийся получает не только

разрешение

проблемы

но

и

личностную

самореализацию.

И

решает

существенные

особенности

проектного

обучения:

диалогичность,

проблемность, интегративность, контекстность.

Классификация проектов по истории

В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и

реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная

организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией

проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в

учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной. Она может быть применена к

проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины.

Примеры некоторых из них в качестве дополнения и некоторого разъяснения

отдельных видов проектов и их характеристик.

Классификация учебных проектов по Коллингсу:

Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является

участие в групповой деятельности.

Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с

окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью

«получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной,

письменной, вокальной, художественной, музыкальной.

Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного

продукта.

И.С.Сергеев предлагает классификацию проектов по доминирующей

деятельности обучающихся. Данная классификация включает:

Практико-ориентированный проект - направлен на решение социальных задач,

отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.

Это деятельность обучающихся по решению творческой, исследовательской

проблемы

с

заранее

неизвестным

решением,

предполагающая

наличие

основных этапов, характерных для научного исследования:

Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-либо

объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации

для аудитории.

Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный

подход к его выполнению и презентации результатов.

Ролевой проект. Структура в таких проектах только намечается и остается

открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные

роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть

литературные персонажи или выдуманные герои. Имитируются социальные или

деловые отношения, усложняются гипотетическими игровыми ситуациями.

Результаты работы намечаются в начале их выполнения, но полностью

вырисовываются лишь в самом конце. Высока степень творчества.

На практике обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект,

можно

говорить

лишь

о

доминирующей

направленности

деятельности

участников того или иного проекта.

В педагогической практике, как правило, используются групповые и

персональные учебные проекты. Следует отметить их особенности в плане

преимуществ.

Преимущества групповых проектов:

У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

Проект может быть выполнен глубоко и разносторонне;

Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуационного

лидера и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон,

наиболее активно включен в определенный этап работы;

В

рамках

проектной

группы

могут

быть

образованы

подгруппы,

предполагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки

зрения, этот соревновательный момент, как правило, повышает мотивацию

участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Преимущества персональных проектов:

План работы может быть выстроен с максимальной точностью;

У учащегося полностью формируется чувство ответственности, поскольку

выполнение проекта зависит только от него самого;

Учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта

- от зарождения замысла до итоговой рефлексии;

Формирование

важнейших

общеучебных

умений

и

навыков

(исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается управляемым

процессом.

Изучая литературу по данному вопросу, можно заметить, что как в теории,

так и в практике образования определились отличительные особенности

традиционного подхода и проектного: так называемые «знаниевый», с одной

стороны,

и

«способностный»,

с

другой.

«Знаниевый»,

строится

на

традиционных основах: классно-урочной системы обучения, преобладающем

иллюстративно-объяснительном методе преподавания, фронтальной форме

организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и

прочих аналогичных характеристиках. Целевой установкой этого подхода

является формирование знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности -

воспроизводящий. «Способностный» ориентируется на личность обучаемого.

Одним из показателей развития личности выступает овладение учащимися

такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение,

классификация,

индукция,

дедукция,

абстрагирование.

Но

наиболее

существенным

становится

появление

потребности,

интереса,

мотива

к

личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы,

приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений.

7

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-

познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и

умения

в

процессе

планирования

и

самостоятельного

выполнения

определенных

практических

заданий

с

обязательным

представлением

результатов.

8

Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют

прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.

Прикладные проекты отличают следующие черты: четко обозначенный

результат деятельности; тщательное продумывание структуры проекта; четкое

распределение функций между участниками; оформление итогов деятельности с

последующим их представлением и рецензированием;

Исследовательские проекты подразумевают: деятельность учащихся по

решению творческих задач с заранее неизвестным результатом; наличие этапов,

характерных для любой научной работы.

Информационные проекты направлены на изучение характеристик

процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных

фактов.

Структура

информационного

проекта

похожа

на

структуру

исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.

Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно:

конструирование гипотетической игровой ситуации; исполнение определенных

ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения; результат

остается неизвестным до конца работы. Ролево-игровые проекты позволяют

участникам приобрести определенный социальный опыт.

В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют

монопроекты и межпредметные проекты.

По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными,

региональными,

национальными,

международными;

по

количеству

исполнителей - индивидуальными и коллективными; по продолжительности

проведения - краткосрочными, мини-пректы и долгосрочными.

В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов

проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.

Таким образом, проектное обучение - полезная альтернатива классно-урочной

системе, но она не должна вытеснять её.

В структуре основной образовательной программы, Программа

исследовательской

и

проектной

деятельности,

которая

«должна

быть

направлена

на

овладение

обучающимися

совокупностью

учебно-

познавательных приемов и практических действий для решения личностно и

социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных

вопросов

посредством

самостоятельных

действий

9

Самостоятельное «нахождение путей разрешения проблемных вопросов»

обеспечивает проектная компетентность, которая означает - ученик может при

наличии мотивации организовать собственную деятельность для решения

возникшей проблемы.

Проектная компетентность складывается из:

знания технологии проектирования,

проектных умений и опыта проектной деятельности.

При формировании проектной компетентности формируется готовность к

проектной деятельности. Проектная деятельность всегда возникает только там,

где выявляется и формулируется конкретная проблема». - Е.С. Полат.

Выводы по первой главе

Таким образом, для решения поставленных в ФГОС задач необходимы:

- готовность учащегося к проектной деятельности,

-реальная мотивирующая к деятельности проблема,

-четко составленная программа проектной и исследовательской деятельности

для решения сформулированных задач.

Готовность учителя к проектной и исследовательской деятельности

учащихся означает:

проектную и исследовательскую компетентность учителя

владение учителем методом учебных проектов и исследований

умение

учителя

применять

учебное

проектирование

и

исследование

в

различных организационных формах

знание о возможностях учебного проектирования и исследования для решения

различных образовательных задач

Программа исследовательской и проектной деятельности должна содержать:

цели,

задачи

и

основные

направления

исследовательской

и

проектной

деятельности

обучающихся

на

ступени

основного

общего

образования,

описание принципов проектно-проблемной модели обучения;

планируемые

результаты

исследовательской

и

проектной

деятельности

обучающихся;

формы организации исследовательской и проектной работы обучающихся;

методику

и

инструментарий

мониторинга

выполнения

обучающимися

исследовательских и проектных работ,

критерии их оценки и представления итоговых результатов.

Образовательная траектория учащегося - цепочка учебных проектов и

исследований, должна обладать следующими свойствами:

соответствием проблем и задач проектов и исследований возрасту учащегося;

содержанием проектов и исследований в рамках изученного к моменту

выполнения или посильного для самостоятельного освоения

постепенное развитие проектной и исследовательской компетенции

соответствием образовательных результатов ФГОС

Уровни проектного обучения:

1 уровень:

Формирование общеучебных умений и навыков для проектной деятельности 1

уровня сложности

Формирование элементов проектной деятельности 1 уровня сложности

Краткосрочные

проекты

с

простыми

групповыми

взаимодействиями

и

индивидуальные

Применение учащимся проектной деятельности для организации своего учения

2 уровень:

Формирование предметных умений как универсальных

Поэлементное формирование проектной деятельности 2 уровня

Групповые краткосрочные и среднесрочные проекты 2 уровня

Применение проектирования в самообучении, самоорганизации групповой

работы в школьной среде, жизненном самоопределении.

3 уровень:

Формирование готовности к самостоятельному переводу предметных умений в

универсальные

Развитие элементов проектной деятельности 3 уровня

Участие в сложных групповых проектах 3 уровня с оценкой социальной

значимости проекта в целом и своего вклада

Самостоятельное проектирование решения личных проблем и задач

Методическое обоснование

Для составления корректной цепочки проектов и исследований необходимо

составлять методическое описание каждого проекта и исследования, используя

методический паспорт.

Последовательности

проектов

и

исследований

учеников

согласованно

вписываются в программы урочных и внеурочных занятий с предметным и

внепредметным содержанием.

В

программе

проектной

и

исследовательской

деятельности

Основной

образовательной программы по ФГОС должны быть отражены цели и задачи

всех цепочек, как общие, так и индивидуальные.

Результативность проектного обучения учащегося фиксируется после каждого

выполненного проекта или исследования, добавлением в его портфолио знаков

неформальной

фиксации

личных

достижений

ученика

Рубежная

оценка

достижений

ученика

в

проектном

обучении

должна

фиксировать:

поступательное развитие проектной компетентности,

соответствие

полученных

результатов

поставленным

в

проекте

или

исследовании задачам,

проявление инициативы и творчества в решении личных проблем и трудностей

в процессе самостоятельной работы,

полученные образовательные результаты,

рекомендации по решению нерешенных образовательных задач. Итак в

современной науке выделяют проектирование техническое и гуманитарное. В

гуманитарном проектирование сходя из преобладающего метода или вида

деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные,

ролево-игровые проекты.

Глава 2. Практика организации проектной деятельности в школе

Алгоритм деятельности учителя и учащихся

в технологии проектного обучения

При применении проектного метода обучения учитель превращается в

организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы,

добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Работа

над

учебным

проектом

позволяет

выстроить

бесконфликтную

педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества,

превратить процесс образовательный, процесс из скучной принудиловки в

результативную творческую созидательную работу.

Учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое

средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и

развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у

обучающихся, а именно учить:

Проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению

подпроблем,

формулированию

ведущей

проблемы

и

постановке

задач,

вытекающих из этой проблемы);

Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

Самоанализу и рефлексии результативности и успешности решения

проблемы проекта

Представление результатов своей деятельности и хода работы

Презентации в различных формах, с использованием специально

подготовленного продукта проектирования (макет, плакат, компьютерная

презентация, чертеж, модель, театрализация, видео, аудио и сценическое

представлении);

Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания

Практическому применению школьных знаний в различных, в том числе

нетиповых ситуациях;

Выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления

продукта проектирования;

Проведению исследования.

При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к

таким урокам. Это не «ежедневные» технологии. В начале учебного года

желательно выделить те темы, вопросы, разделы программы курса, по которым

желательно было бы провести проект, чтобы дать возможность учащимся более

глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в

нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного

материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового

знания.

Конечно, инициатива учащегося при выборе темы ограничивается на первых

порах рамками школьного курса и возможностями преподавателя, который

изначально выступает в роли научного руководителя проекта. Наиболее

высокий

уровень

проектов

предусмотрен,

как

и

должно

быть,

для

старшеклассников.

Темы

сужаются,

требуя

обращения

к

специальной

литературе и источникам Выбор темы проекта - не самое простое занятие для

руководителя. Иногда ученик замахивается на проблему, которая ему явно не по

плечу. Здесь важно не просто отклонить ее, но сделать это тактично, показав

школьнику все трудности предстоящей работы и не отпугнув его от

исследования

вообще.

Часто

такой

отказ

связан

с

недостаточностью

источников, поиск которых предполагает работу в архиве, музее, выезд в другие

города. Бывает, что темы просто «лежат на поверхности», но чем она проще и

ближе,

тем

сложнее

её

увидеть.

В

данной

работе

приводится

ряд

рекомендуемых тем и учебных задач для проектов по истории.

Большой интерес вызывает краеведческая тематика проектов. Краеведение

предоставляет молодому человеку наиболее полный комплекс оригинальных

материалов, позволяет говорить о вещах близких и зачастую «осязаемых», дает

шанс

найти

что-то

свое,

внести

в

изучение

вопроса

собственные

умозаключения.

Подготовить, оформить и представить проект - дело гораздо более сложное,

как для педагога, так и для учащихся, чем выполнение традиционных заданий,

поэтому на наш взгляд, необходимо иметь кроме плана работы, дневник

проектной деятельности, которые помогут задать последовательность действий.

До обучающихся необходимо донести четкие требования к оформлению и

презентации проекта, критерии оценивания проекта.

Применение метода проектов на уроках истории , в первую очередь, имеет

следующую

цель

-

повышение

практической,

навыкообразующей

направленности

содержания. При

этом

приоритет

отдается

активным,

интерактивным,

игровым,

лабораторным

методам,

исследовательской

деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-

мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой,

дискуссией, «мозговым штурмом», самостоятельной работой, организацией

«круглого

стола»,

консультацией,

семинаром,

лабораторной,

групповой

работой, ролевыми играми. История как учебный предмет - плодотворная почва

для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами,

как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор,

отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает

ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а

учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Проектная деятельность осуществляется с учетом последовательно

выделенных этапов: ценностно-ориентационного, конструктивного, оценочно-

рефлексивного, презентативного. На каждом этапе свой алгоритм действий у

учащегося и учителя. Рассмотрим их.

Первый этап проектного цикла — ценностно-ориентационный, включает в

себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели

деятельности, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет

реализовываться проект, определение замысла проекта. На данном этапе важно

организовать

деятельность

по

коллективному

обсуждению

проекта

и

организации его выполнения. В этой связи учащихся стимулируют для

высказывания идей по реализации проекта. С этой целью, как показывает опыт

учителей, на доске выписывают все идеи, выдвигаемые учащимися, не отвергая

их. Когда высказано значительное число предложений, совместно с учащимися

следует, исходя из замысла проекта, обобщить и классифицировать основные

направления выдвинутых идей в наиболее наглядной и понятной для них форме.

На этом этапе строится модель деятельности, определяются источники

необходимой

информации,

выявляется

значимость

проектной

работы,

производится планирование будущей деятельности. Определенную роль на

первом этапе играет направленность учащихся на успех предстоящего дела.

Второй этап — конструктивный, включающий собственно проектирование.

На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы (из 4—5 человек)

или индивидуально, осуществляют проектную деятельность: составляют план,

осуществляют сбор информации по проекту, выбирают форму реализации

проекта (составление научного отчета, доклада, создание графической модели,

дневника и т.д.). Учитель на данном этапе осуществляет консультацию

учащихся. Учителю следует организовать деятельность учащихся таким

образом, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание других

школьников.

Нередко

на

этапе

конструирования

учитель

включает

в

деятельность

консультантов,

т.е.

школьников,

которые

будут

помогать

исследовательским группам в решении тех или иных задач. В этот период

учащиеся учатся творческому поиску лучшего варианта решения задачи.

Учитель на данном этапе помогает и приучает их к поиску. Он, прежде всего,

поддерживает (стимулирует) школьников, помогает выразить мысль, дает

советы. Этот период самый длительный по времени.

Третий этап — оценочно-рефлексивный. Его основу составляет самооценка

деятельности учащихся. Подчеркнем, что рефлексия сопровождает каждый этап

проектной

технологии.

Однако

выделение

самостоятельного

оценочно-

рефлексивного

этапа

способствует

целенаправленному

самоанализу

и

самооценке. На данном этапе проект оформляется, компонуется и готовится к

презентации. Оценочно-рефлексивный этап важен и потому, что каждый из

участников проекта как бы «пропускает через себя» полученную всей группой

информацию, так как в любом случае он должен будет участвовать в

презентации результатов проекта. На данном этапе на основе рефлексии может

проводиться корректировка проекта (учет критических замечаний учителя,

товарищей по группе). Учащиеся продумывают следующее: как можно

улучшить работу, что удалось, что не получилось, вклад каждого участника в

работу.

Четвертый этап — презентативный, на котором осуществляется защита

проекта. Презентация — результат работы разных групп и индивидуальной

деятельности, итог общей и индивидуальной работы. Защита проекта проходит

как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, общественная

экспертиза), так и в неигровой форме.

Учащиеся представляют не только результаты и выводы, но и описывают

приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о

проблемах,

возникших

при

выполнении

проекта,

демонстрируют

приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно-нравственные

ориентиры. На данном этапе учащиеся приобретают и демонстрируют опыт

представления

итогов

своей

деятельности.

Во

время

защиты

проекта

выступление должно быть кратким, свободным. Для привлечения интереса к

выступлению используют следующие приемы: привлекают убедительную

цитату, яркий факт, исторический экскурс, интригующую информацию, связь с

жизненно важными проблемами, используют плакаты, слайды, карты, графики.

На этапе презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению

проектов, учатся конструктивно относиться к критике своих суждений,

признавать право на существование различных точек зрения на решение одной

проблемы,

осознают

собственные

достижения

и

выявляют

нерешенные

вопросы. Как правило, на данном этапе следует обратить внимание на

перспективы работы над данным проектом.

Поскольку технология проектного обучения ориентирована на «создание»

новых знаний об объекте, процессе, способе деятельности, то изменяется и роль

учителя. Он должен овладеть технологией проектирования деятельности

учащихся, уметь выполнять роль «независимого консультанта».

Правила успешной проектной деятельности

В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

Команды не соревнуются.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с

другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды,

выполняющие проектное задание.

Общие подходы к структурированию проекта:

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества

участников.

Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно

исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются

учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие

определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая

атака» с последующим коллективным обсуждением.

Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов

исследования, поиска информации, творческих решений.

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или

групповым исследовательским, творческим задачам.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или

на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке,

пр.).

Защита проектов, оппонирование.

Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

План действий учащихся в проекте.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся

в проекте», включающий в себя:

Выбор темы проекта (исследования).

Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?)

Записать ответы.

Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение –

гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?)

Записать ответы.

Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать

план своих действий, время выполнения каждого шага.

Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую

информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени,

которое определили для каждого шага).

Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной

гипотезой).

Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку

действиям в группе.

Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели -

созданию проекта.

Критерии оценивания работ учащихся.

Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над

проектом.

Степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения

отведённой роли;

Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

Степень осмысления использованной информации;

Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или

исследования;

Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения,

письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

Владение рефлексией;

Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Обращение к проектной методике в образовательном процессе позволяет

учитывать индивидуальные особенности развития школьников, способствует

лучшему закреплению полученного на уроках материала.

Итак, проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть

использована на любом уровне. У учащегося, самостоятельно обдумывающего и

отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление

необходимого материала. Использование метода проектов показало свою

эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению

предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой

работы.

Организация проектной деятельности учащихся

Существует много разнообразных педагогических технологий, которые

могли бы соответствовать новым задачам образования. Но разговор пойдет,

прежде всего, о проектной деятельности школьников, которую психологи

считают структурообразующей для построения учебного пространства в школе.

В современной педагогической литературе можно встретиться как с термином

«метод проектов» так и с термином «проектная деятельности».

13

Метод проектов - совокупность приемов, операций овладения определенной

областью практического или теоретического знания, способ организации

процесса познания. Поэтому если говорится о методе проектов, то имеется в

виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку

проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным

практическим результатом. В основу метода положена идея, составляющая суть

понятия

«проект».

Метод

проектов

ориентирован

на

самостоятельную

деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую

ученики выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проектная деятельность - как категория психологическая. Школа для

обучающегося - это место, где обеспечивается его взросление. Для решения

задачи

возраста

школа

должна

предоставить

ребенку

возможность

экспериментирования с собственным действием, возможность пробовать, меняя

позицию с ориентации на замысел к достижению результата, и потом

обязательно вновь обращаться к замыслу. Проект в контексте образования есть

результативное действие, но совершаемое в специально организованных

педагогом лабораторных условиях. Таким образом, проектная деятельность

учащихся находится вне содержания образования: она не предполагает

кардинального изменения учебного плана, содержания учебных предметов

(остается все тот же предметоцентризм), урок остается основной единицей

учебного процесса, весь класс с одной скоростью и по одной траектории

движется к намеченной учителем цели, в то время как проектная деятельность

ребят сама определяет и направляет содержание образования. Метод проектов в

руках учителя есть своеобразный педагогический инструмент, с помощью

которого решаются определенные дидактические задачи, то есть прежде всего

задачи взрослого.

Проектная же деятельность есть способ организации образовательного

пространства, учеников. Реализация проектной формы на практике ведёт к

изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в

организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников. В связи с

этим должен меняться и психологический климат в классной комнате, т.к.

педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и

работу

учащихся

на

разнообразные

виды

деятельности,

на

приоритет

деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. В этих

условиях учитель выполняет только функции управления и коррекции их

деятельности. Они сами ставят перед собой задачи, планируют и решают их,

осуществляют контроль своих действий и оценку своего результата, сами

определяют свою индивидуальную образовательную траекторию. Проект как

форма

работы

требует

оформления

результатов

для

предъявления

его

окружающим, которая не может задаваться пятибалльной системой оценивания.

Итак,

основные

идеи

проектирования

современной

школы

должны

центрироваться вокруг принципа проектности. Этот принцип может быть

обнаружен для ребенка лишь в ситуации противопоставления разных форм

содержания и организации школы. Такие противопоставления обнаруживают

себя в разных учебных предметах и в разных типах работы внутри одного

предмета. При этом многообразие должно иметь некоторый центр, вокруг

которого и относительно которого это многообразие только и может предстать

множеством образов чего-то единого, а не распадаться на несвязанные

элементы. Главная трудность и главная задача при таком подходе – обеспечение

единства действий, то есть единства школы.

Общность может быть обеспечена лишь при условии:

а) единого замысла;

б) командного типа работы школьного коллектива.

Центром, который сможет удерживать вокруг себя разные виды деятельности

учеников (учебную, игровую, трудовую), и может стать проектная деятельность

учащихся и учителей. Учитывая индивидуальные особенности учащегося, его

успехи в изучении предметов, природные склонности, навыки самоконтроля и

др., учитель помогает выбирать на уроке тип и вид учебного задания, способ его

выполнения, а также помогает регулировать объем выполняемой работы,

формируя, таким образом, навыки фиксации результативности обучения.

Рассмотренный с этой точки зрения индивидуальный образовательный маршрут

и есть один из предметов проектной деятельности школьников. Этот маршрут

позволяет

иначе,

чем

учебный

план,

конструировать

временную

последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и

детей, номенклатуру видов работы. При последующем обучении учащемуся

придется отслеживать собственное продвижение в формировании УУД.

Основным

инструментом

построения

индивидуальных

образовательных

траекторий являются листы самопроектирования образовательной деятельности

(ЛСОД). Учащиеся заполняют листы самопроектирования (ЛСОД) совместно с

родителями. С одной стороны, это формирует заказ школы на образовательные

услуги,

с

другой

-

привлекает

родителей

к

участию

в

управлении

образовательным процессом, создает предпосылки для самообразовательной и

самооценочной деятельности.

Лист самопроектирования учащийся самостоятельно заполняет определяя

свою индивидуальную образовательную траекторию. Этот вид деятельности

направлен

на

формирование

навыков

самооценивания,

саморегуляции,

осознанное формулирование образовательных запросов.

Анализ листов самопроектирования позволяет проследить формирование

компетентностей в сфере здоровьесбережения, социализации, целеполагания,

самопроектирования. Формой самооценки и оценки результатов продвижения

по индивидуальной образовательной траектории (ЛСОД) является портфолио

ученика, где отражается пошаговое продвижение к цели, успехи и достижения.

Найти и развить зоны успешности, одаренности каждого школьника с учетом

его возрастных и индивидуальных особенностей - главная цель современной

школы. Действительно, ведь каждому человеку хочется чувствовать себя

значимым, успешным и способным. И неважно, какая учебная или внеучебная

зона будет играть главную роль в построении образовательного маршрута.

Поэтому индивидуальная образовательная программа учащегося включает в

себя

лист

самопроектирования

образовательной

деятельности

учащегося

(ЛСОД)

+

индивидуальную

программу

дополнительного

образования

(внеурочная деятельность) + индивидуальную программу здоровьесбережения +

учебный индивидуальный план (госстандарт).

В практике развивающего обучения у учащихся формируются навыки

проектной деятельности через решение проектных задач.

Проектная задача - это задача по форме и содержанию приближенная к

«реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда

способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме. На

такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному

предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является

реальный «продукт» (текст, схема, результат анализа ситуации, представленный

в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный учащимися. Он может быть

далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

Требования к «проектной» задаче:

-имеет общий сюжет, задаётся реальная ситуация, в которой детям

необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов

действия;

-состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые

помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

-двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и

выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

-задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры),

создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;

-заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей

собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя

это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).

Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных

«стратегий» ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять

последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других

задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих

требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть

выявлена

самими

учащимися

и

т.п.). Основная

интрига

заключается

в

использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения

всей

задачи.

Проектные

задачи

могут

быть

как

предметные,

так

и

межпредметные, стартовые и итоговые, тематические, межвозрастные. Главное

условие - возможность переноса известных детям способов действий (знаний,

умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный

детский продукт. Выполнение подобных задач, как правило, занимает несколько

уроков. Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю

в ходе учебного года системно отслеживать пути становления, прежде всего,

способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне

конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, то есть

осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.

Следует

также

отметить,

что

регулярное

использование

таких

задач

способствует повышению познавательного интереса учащихся. С позиции

компетентностного

подхода

основным

непосредственным

результатом

образовательной

деятельности

становится

формирование

ключевых

компетентностей. И как раз проектная задача здесь выступает как инструмент

уровня сформированности умения учиться, взаимодействия в группе, работать с

разными источниками информации.

Урок как проектная задача состоит из нескольких заданий, которые связаны

между собой общим сюжетом и служат ориентирами для решения поставленной

задачи в целом. Перед постановкой проектной задачи обязательно описывается

конкретно-практическая,

проблемная

ситуация.

Она

фиксируется

в

формулировке задачи урока и реализуется через систему заданий. Главное

условие проектных задач - возможность переноса известных детям способов

действий в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный

детский «продукт».

Уроки - проектные задачи способствуют повышению познавательного

интереса учащихся, развивают способности школьников самостоятельно решать

проблемы на основе самостоятельного опыта, обеспечивают возможность

достижения желаемого результата всеми учащимися. Основная цель проектных

задач

-

способствовать

формированию

разных

способов

учебного

сотрудничества у учащихся. Именно на подобных уроках учитель имеет

возможность понаблюдать за способами работы, как отдельных учащихся, так и

отдельной группы учащихся. Основной метод - встроенное наблюдение.

Система решения проектных задач, в которых заложены все этапы будущего

проектирования, может быть одним из способов подготовки школьников к

проектной деятельности в подростковом возрасте. К такой работе можно

привлекать, помимо ведущего учителя, других (свободных от занятий)

учителей,

родителей

и

старшеклассников

(волонтерское

движение).

Вооружившись специальными «картами наблюдения» (экспертными листами) и

подключившись к детским группам, эксперты на протяжении всех этапом

наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в

него, и фиксируют свои наблюдения. Анализ учителем всех экспертных листов

после решения проектной задачи дает полную картину того, как строили свою

работу школьники на всех этапах решения.

Существенное значение для становления учебного сотрудничества в классе

имеют и публичные выступления экспертов, в которых отмечаются как

положительные, так и отрицательные стороны работы групп школьников над

проектной задачей, выявленные в процессе экспертного наблюдения. Важно

выяснить, в какой степени организация работы в группе способствовала

качеству полученного решения.

Новый образовательный стандарт уделяет особое внимание приобретению

учениками опыта участия в проектной деятельности. Как показывает опыт, ор-

ганизация такой деятельности является для многих педагогов непростой

задачей, поэтому мы возвращаемся к проблеме использования в практике

преподавания этой формы учебной работы.

Достоинства проектной деятельности состоят прежде всего в том. что она

включает в себя совокупность поисковых, проблемных, творческих по своей

сути учебных действий, приемов и методов. При выполнении проектов

учащиеся проявляют большую долю самостоятельности, используют не только

интегрированные знания из различных общественных наук, но и надпредметные

умения (планировать свою деятельность, разделять задачу на этапы, определять

пути

поиска,

классификации

и

обработки

необходимой

информации,

представлять результаты работы в публичном выступлении и др.).

Основной целью данного метода является развитие умений и качеств

человека XXI века, к которым относятся: ответственность и адаптивность,

различные

коммуникативные

умения,

креативность

и

любознательность,

критическое и системное мышление, умение работать с информацией и

медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение

ставить и решать проблемы, направленность на саморазвитие и социальная

ответственность.

Проект в основе своей имеет идею направленности деятельности школьников

на

достижение

результата,

который

достигается

решением

какой-либо

теоретической или практически значимой проблемы. При этом достигается

внешний результат, который можно увидеть, осмыслить или применить на

практике, а также внутренний результат, выражающийся в приобретении опыта

деятельности, где соединяются знания и умения, компетенции и ценности.

Все проекты обязательно направлены на достижение какой-либо цели, но в то

же время имеют временные ограничения, а также обязательно предполагается и

осуществляется координация взаимодействия учащихся.

По своей форме результат проекта может быть различным, например,

видеофильм, мультимедийная презентация, спектакль, законопроекты, игры и

т.д.

Исходя из своей практики, мы можем предложить следующие стадии проекта,

которые, на наш взгляд, помогают достичь наилучшего результата:

1.Разработка проектного задания, которая может включать публикации для

родителей или какой-либо другой аудитории, с целью распространения

информации о начале проекта, его целях и задачах, информацией о возможной

помощи родителей своим детям.

2.Выделение подтем, то есть определение основополагающего вопроса,

проблемных и учебных вопросов.

3.Формирование творческих групп с учетом индивидуальных особенностей и

способностей учащихся. Для успешного завершения проекта группы должны

иметь равноценный состав.

4.Подготовка материала для начала исследовательской работы. В этом случае

учитель определяет основной список литературы, который ученики могут

дополнить в ходе своей работы.

5.Разработка проекта. При содействии учителя группы приступают к работе

над проектом, определяют основные проблемные вопросы, учебные вопросы,

определяют план работы.

6.Оформление результатов проекта. Выбирается форма защиты проекта,

определяется необходимая помощь.

7.Защита проекта.

8.Рефлексия. Может проводиться в различной форме, в зависимости от целей,

которые поставил перед собой учитель.

В разработке этапов проектов существует разнообразие, но это не меняет

сущности проектной деятельности, а именно создание условий для учащихся

при которых они смогут самостоятельно приобрести недостающие знания из

различных

источников,

воспользоваться

этими

знаниями,

приобрести

коммуникативные умения, работая в группе и так далее.

Современное поколение детей значительно более активно и развито, чем

предыдущее. Оно быстро осваивает новые многочисленные средства передачи

информации. Ученики интересуются многим, поэтому учитель должен быть

эрудирован не только в области своих знаний, но также быть компетентным во

многих сферах деятельности. Чтобы удовлетворить потребность учащихся в

знаниях преподаватель должен научить их искать ее, направить ребят в нужное

русло, помочь определить интересные направления деятельности, увлечь

своими идеями, носящими образовательный характер.

На уроках истории в настоящее время проблема активизации познавательной

деятельности стоит достаточно остро. На наш взгляд, проект – это именно та

форма обучения, которая, решая образовательные задачи учебного предмета,

даст

возможность

детям

проявить

свое

творчество,

фантазию,

талант,

возможность

реализовать

свои

разнообразные

способности,

повысить

самооценку.

При осуществлении проекта необходимо учитывать возраст школьников.

Исходя из этого, определяются цели и задачи проекта, его сроки и форма.

Подготовку к серьезной проектной деятельности я начинаю в уже в 5 классе.

Тема проекта: «Жизнь в Древнем Риме». Данная тема изучалась на трех уроках:

«Повседневная жизнь древних римлян», «Императоры Древнего

Рима»,

«Вечный город».

В итоге планировалось получить продукт, благодаря созданию которого,

ребята не только могли бы себе хорошо представить обычную жизнь в Древнем

Риме, но в результате подготовки виртуальной экскурсии смогли бы изучить

памятники архитектуры, чтобы приехав в Рим не знакомиться с ним, а узнавать.

Класс был разделен на 5 команд, по 6 человек, включая капитана. На первом

этапе работы каждая команда получила задание подготовить материал по теме

«Повседневная жизнь римлян», причем каждый участник выполнял небольшую

часть общего задания: один готовил материал о домах богачей, другой - о домах

бедняков, третий – об одежде, кто-то мог подбирать материал, другой делать

рисунки, таким образом каждый мог выбрать задание по своим силам,

способностям, интересам. В итоге на следующем уроке каждая команда должна

была представить готовый продукт своего труда и подготовить рассказ.

Оформить работу можно было либо в бумажном варианте, в папке, либо в виде

презентации, причем бумажный вариант работы выполнялся по правилам

создания презентации – иллюстративный материал и минимум текста, чтобы,

представляя свою работу, ребята не читали, а рассказывали. Таким образом,

преследовались

следующие

цели:

обучение

детей

правилам

создания

презентаций и развитие монологической речи.

К другому уроку готовились сообщения об императорах Древнего Рима, в

период правления которых были созданы основные памятники древнеримской

архитектуры сохранившиеся и по сей день. Один из участников команды

должен был подобрать материал о правителе Древнего Рима I-II веков нашей

эры и рассказать на уроке.

Заключительный этап работы – подготовка виртуальной экскурсии по

Древнему

Риму.

Каждый

участник

команды,

выбирал

одну

из

достопримечательностей Рима и готовил сообщение, затем команда соединила

все сообщения в одну экскурсию и представила ее на уроке. Виртуальная

экскурсия позволила не только познакомиться с архитектурными памятниками

Древнего Рима, но обобщить весь ранее собранный материал, т. к. рассказывая о

Колизее, надо было сообщить кем и для чего он был построен, а значит

вспомнить любимые развлечения римлян, рассказывая об акведуках, напомнить

в каких домах жили римляне и как там обеспечивался комфорт и т.д.

Второй крупный проект я предлагаю ученикам в шестом классе после

завершения изучения курса по истории средних веков. Предлагаемое название

проекта - «Люди в эпоху средневековья». Основной проблемный вопрос - кому

легко жилось в средние века? Исходя из этой проблемы, определяются

основные учебные задачи проекта: детальное изучение повседневной жизни

людей средневековья, определение прав и обязанностей основных сословий,

сравнение их образа жизни с современными, знакомство с традициями, которые

сохраняются и сейчас, но в измененном виде, повторение и систематизация уже

изученного

материала.

Формирование

навыков

исследовательской

деятельности, работы с источниками. Формирование умений публичного

выступления и ведения дискуссий.

Кроме учебных задач мною ставятся и воспитательные, например, воспитание

толерантности у обучающихся, адекватное восприятие достижений других

национальностей

и

народностей,

восприятие

опыта

предшествующих

поколений. Также к воспитательным задачам можно отнести активное

обращение ребят за помощью к родителям, что позволяет им увеличить время

общения.

В данном проекте также прослеживаются межпредметные связи, прежде

всего с уроками изобразительного искусства, информатики, литературы.

О начале проекта сообщается родителям и детям. Для родителей информация о

проекте важна потому, что они будут знать, что требуется от детей,

представлять себе задачи проекта и предполагаемый результат, а также узнают

каким образом и в каком объеме смогут оказать помощь.

Следующий этап подготовки – это знакомство обучающихся с проблемами

проекта, методами и приемами его осуществления, сроками демонстрации

результата. Наиболее эффективной формой в данном случае, как показывает

практика, будет грамотно составленная презентация учителя. От того, как, будет

представлен проблемный вопрос, показаны основные противоречия и проблемы

темы, будет зависеть заинтересованность учеников и их увлеченность проектом.

В ходе следующего этапа работы школьники делятся на группы по числу

рассматриваемых

слоев

населения

средневековой

Европы

(рыцарство,

духовенство,

горожане,

крестьяне).

В

группе

определяется

старший,

разрабатываются критерии, по которым будет оцениваться работа каждого из

участников. Затем учитель проводит консультации с учащимися, которые

приступают к сбору информации, обобщению и анализу фактов. На этой стадии

требуется

большая

кропотливая

работа

учителя,

который

должен

контролировать весь процесс, так как для шестиклассников проект ещё является

сложной задачей. В ходе ее решения они учатся видеть главное, отметая

второстепенное, учатся искать информацию и использовать ее. Ученики на этом

этапе получают необходимые первоначальные навыки исследовательской

работы. Помощь преподавателя заключается в определении круга источников,

литературы, иллюстративного материала. Несомненным плюсом будет являться

побуждение

учеников

обратиться

к

книгам,

а

также

возможность

совершенствования навыков работы с Интернетом.

Следующим этапом становится создание презентации в каждой из групп.

Данная работа для учеников шестого класса наиболее интересна, так как их

деятельность будет направлена на освоение компьютерной программы и работу

с Интернетом.

Решение этой проблемы учеников увлекает тем, что они выходят за рамки

учебника. Они узнают, например, о том, какие продукты употребляли в пищу

люди в средние века, где они жили, какую одежду носили, какие праздники

отмечали, какие развлечения для них были привлекательны, при этом они

самостоятельно находят иллюстрации фактов, которые обнаружили, проводя

свое исследование.

Заключительный этап проходит в виде защиты презентации. Каждая группа

представляет результат своей работы, защищает свой вывод, отвечает на

вопросы. Все ученики класса имеют возможность высказаться, задать вопрос и

получить ответ на него. Далее проходит обсуждение основного вопроса проекта

«Кому легко жилось в средние века?» и подведение итогов работы.

В заключение проводится рефлексия в форме письменного задания – высказать

свою точку зрения по первоначальному проблемному вопросу: «Кому легко

жилось

в

средние

века?».

Выбор

ответа

на

практике

оказывается

неоднозначным, мнения расходятся. Но именно эта неоднозначность и является

необходимой в этом проекте. Каждый ответ – это своя точка зрения. Для

формулировки окончательного мнения необходимо аргументировать свой

выбор, что активизирует мыслительную деятельность, учит анализу полученной

информации. Еще одно задание по итогам проекта носит творческий характер.

Учащимся предлагается нарисовать свои ассоциации с понятием средние века.

Затем

проводится

выставка

рисунков

под

условным

названием

«Мое

представление о средних веках». К определению результатов конкурса можно

привлечь не только участников проекта, но также экспертов в лице других

учеников и учителей.

Следующий крупный проект я предлагаю ученикам уже в седьмом классе

после завершения изучения истории России с XVI по XVIII век. Тема проекта

«Основные проблемы истории России с XVI по XVIII век». В рамках этого

проекта

выделяется

несколько

подтем,

которые

разрабатываются

сформированными

группами.

Я

предлагаю

для

обсуждения

следующие

варианты:

1. Иван IV и его время (основной проблемный вопрос - Иван IV:

сумасшедший на троне или непонятый реформатор?)

2. Смутное время и его последствия (основной проблемный вопрос - Смута:

катастрофа или возрождение?)

3. XVII век в истории России (основной проблемный вопрос - XVII век:

«новый век» в развитии России или традиционное развитие?)

4. Петр I и его время (основной проблемный вопрос – Петр I: злой гений или

спаситель России?)

5. Северная война 1700 – 1721 года (основной проблемный вопрос - Северная

война: упадок экономики или двигатель прогресса?)

6. Дворцовые перевороты XVIII века (основной проблемный вопрос -

Наследники Петра I: смена правителей или попытка изменить государственное

устройство России?)

7. Екатерина II и ее время (основной проблемный вопрос – Правление

Екатерины II: «золотой век» или жестокие времена?)

Данный проект имеет, прежде всего образовательные задачи. Закрепление

изученного материала, подбор дополнительного материала по основным

проблемам истории России, конкретизация знаний об отдельных личностях

отечественной

истории,

формирование

навыков

и

умений

работы

с

историческими

источниками,

историческими

картами,

совершенствование

навыков исследовательской деятельности, закрепление умений публичного

выступления и ведения дискуссий.

Воспитательными задачами будут являться: воспитание чувства патриотизма

и гордости за историю своего государства, восприятие опыта предшествующих

поколений, извлечение уроков из деятельности предшествующих поколений.

Первым этапом проекта будет являться информация для родителей о проблемах

проекта, формах его результатов, о возможной помощи родителей своим детям

по осуществлению проекта.

Следующий этап - это представление проекта ученикам, обсуждение

предложенных проблем, разделение на группы и определение старшего в

группе. Кроме того, определяются критерии оценки каждого этапа работы,

сообщения и презентации. Затем проводятся консультации, поэтапно ведется

оценивание

деятельности

каждого

из

участников

группы.

Для

совершенствования навыков исследовательской работы, ученикам предлагается,

помимо создания презентации, написать сообщение о проделанной работы. В

этом случае учащиеся начинают знакомиться с правилами оформления научной

работы. Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, поставленный

учителем в подтемах, школьникам уже недостаточно познакомиться только с

материалом справочников и энциклопедий, им приходиться использовать

научные статьи и монографии, что позволяет им совершенствовать навыки

исследовательской деятельности. Они знакомятся с разными точками зрения на

ту или иную проблему и задумываются над тем, кто же прав. Этим самым

активизируется

не

только

познавательная

деятельность,

но

также

и

мыслительная, приобретаются и совершенствуются навыки анализа и сравнения

полученной информации. Работа заставляет учеников обсуждать проблему не

только с учителем, но также между собой и с родителями. На данном этапе

важен контроль преподавателя, так как участникам проекта достаточно часто

требуется консультация не только по оформлению результата, но и по анализу

отобранной информации, которую необходимо систематизировать.

На этапе защиты проекта заслушиваются выступления рабочих групп,

оценивается их выступление, оформление презентации, выбирается лучшее

выступление. В седьмом классе, чтобы стимулировать деятельность, выбранная

лучшая работа, будет рекомендована для представления ее на школьную

конференцию.

Рефлексия может быть проведена в форме тестирования учащихся по

материалу истории России изученного периода.

Результатом работы над данным проектом, который будет достигнут

учителем

и

учениками,

становится

активизация

исследовательской

деятельности, закрепление навыков самостоятельного отбора материалов,

совершенствование умений анализировать информацию и формулировать

выводы, формирование дополнительных знаний по истории России.

Так же мною на уроках используются элементы проектной технологии. Так в

8-ом классе был проведен урок по теме: «Итоги и значение Великой

Французской

буржуазной

революции».

Ученикам

было

предложено

проанализировать два проблемных задания, касающихся значения Французской

революции:

- доказать тезис «Французская революция – отрицательное явление в истории

Франции и мировой цивилизации»

- доказать тезис «Французская революция – прогрессивное явление в истории

Франции и мировой цивилизации».

Были созданы две группы, которые подготовили и защитили проект по

каждому тезису. В ходе дискуссии ученики определили, что Французская

буржуазная революция имеет как позитивные, так и негативные последствия

для развития Франции и мировой цивилизации.

Урок в 9 классе « Причины победы большевиков в гражданской войне»

Цели урока:

-

через

рассмотрение

таких

проблем,

как

неизбежность

и

пределы

революционного насилия, идеология и социальная психология «военного

коммунизма», крестьянство в гражданской войне, «белый» и «красный» террор

и других, выяснить причины победы большевиков в гражданской войне.

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения

формулировать задачи, искать пути их решения.

- понять, что трагедия гражданской войны учит нас в первую очередь отказу от

ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства.

Оборудование: карты «Гражданская война в 1918-1919» и «Гражданская

война в 1919-1920»; выставка книг; плакаты; фотодокументы.

Вступительное слово учителя.

«Гражданская война… Это незабываемые страницы нашего прошлого. Из

многочисленных кинофильмов перед нами проплывают красноармейцы в

буденовках, тачанки с пулеметами, юные «неуловимые мстители» и их старшие

наставники в кожанках. Героизм, стойкость, подвиги.

Однако гражданская война – это не столько фанфары побед, сколько

трагедия

народа.

«Жизнь

или

смерть?»

это

каждодневный

вопрос

противоборствующих сил. Трагическими последствиями этой войны стал

раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни.

Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской войны был

народ.

И вот сегодня, спустя почти девять десятилетий, оглядываясь назад, мы

задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской? Долгие годы отдельные

темы гражданской войны были просто запретными. Документы, способные

внести ясность в те или иные проблемы, находились «за семью замками» в

различных спецхранах, спецфондах. Хотелось бы, чтобы сегодняшний урок стал

одним из шагов к тому, чтобы узнать правду.

Сегодня на уроке мы рассмотрим ряд вопросов и попытаемся выяснить,

почему в условиях экономической разрухи, международной изоляции Советская

Россия победила в Гражданской войне.

Проектируя сегодняшний урок, мы выделили 4 микроцели и определили

группы, которые должны подготовить отчеты, каким образом им удалость

достичь поставленных целей.

1 группа (политики, социологи) – раскрыть политические отношения в годы

гражданской войны;

2 группа (экономисты) – определить причины, сущность и следствия

экономических отношений;

3 группа (международники) – охарактеризовать международный аспект

гражданской войны;

4 группа (краеведы) – проанализировав собранный материал, определить роль

нашего края в гражданской войне.

Группы представляют проекты своих отчетов.

Итак, мы рассмотрели с вами ряд проблем и выяснили, что существует

множество фактов, которые в сумме определили благоприятный для Советской

России исход в Гражданской войне. Какие же это причины?

1. прежде всего, интеллигенция, хотя и с оговорками, поддерживала

социалистическую

революцию

в

начальной

стадии,

уничтожающей

консервативные устои России;

2. белое движение было малочисленно, так как не могло опереться на

главную силу России – крестьянство;

3. советской власти удалость организовать гигантскую военную силу путём

насильственной мобилизации, политической обработки призванных;

4. отсутствие необходимых специалистов. Гражданских администраторов,

компетентных политических советников было причиной того, что необходимые

реформы, прежде всего аграрная, не были проведены белыми;

5. важным условием победы большевиков явилось также движение

интернационалистов в России;

6. между белогвардейскими армиями не было согласованности;

7. внутри белого движения существовали политические расхождения;

8. иностранная интервенция, поддерживающая белое движение, оттолкнула

от него многих его сторонников.

Таким образом, объективные и субъективные факторы в 1918-1922 оказались

в целом благоприятными для большевиков, что и предопределило исход

гражданской войны.

Завершая нашу работу на уроке, вам предстоит еще выступить с проектами,

которые вы подготовили дома. (Предварительное задание: представьте, что вас

как

специалистов-историков,

исследующих

тему

гражданской

войны,

пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам

гражданской войны. Каким бы вы хотели его увидеть?)

Учащиеся выступают с творческими работами.

Особый интерес представляют исследовательские проекты как наиболее

перспективные в преподавании истории в старших классах. Рассмотрим систему

работы над исследовательскими проектами на примере проекта “XX век в

истории России и моей семьи”.

Вид

проекта: исследовательский,

монопроект,

внутришкольный,

индивидуальный, средней продолжительности.

Выбор темы определялся следующими факторами:

- рассказы родных- свидетелей и очевидцев событий оживляют историю,

позволяют прикоснуться к исторической эпохе, приближают ее к ребенку, дают

прочувствовать ее особенность и уникальность;

- исследование истории своей семьи способствует развитию интереса к

исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний;

- возможность соотнести историю семьи с историей страны формирует у ребят

ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи

поколений;

- события, недавно завершившегося XX века, теперь интересно осмыслить и

обобщить;

- разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и

интересы каждого участника проекта;

- работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать

навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и

представления результатов своей деятельности.

Конечным продуктом проекта стали доклады девятиклассников об истории

своих семей в разные годы XX века. Учебным результатом стал опыт

проектировочной

деятельности,

способность

создавать

и

защищать

собственный продукт.

Цели и задачи проекта:

- создать целостное представление об истории России XX века;

- выяснить связи между историей семьи и историей страны;

- повысить интерес к изучению истории;

- вызвать чувство гордости за своих предков;

- формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи

своей работы, искать материал, интерпретировать результаты;

- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

Мы разделили время работы (три месяца) на шесть этапов:

1. Информационный: Установочное занятие, сообщение о целях и задачах

проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями,

определение общего направления работы.

2. Плановый: Определение конкретной цели индивидуального проекта, его

задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации

проекта, определение поля деятельности.

3. Поисковый: Сбор и анализ информации, работа с источниками.

4. Обобщающий: Структурирование информации, систематизация данных,

построение логической схемы, выводов.

5. Этап представления и защиты проекта: Итоговое представление проекта,

демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение

перспектив дальнейшей работы.

6. Аналитический: Рефлексия.

Вывод ко второй главе

Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых

проблем

современного

образования

проблему

мотивации.

Во-вторых,

реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся

могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и

интересами. В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм

проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и

анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее

знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности,

самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и

принимать решения.

Систематическая работа приводит к тому, что к старшим классам проектная

деятельность для учащихся становится повседневной и интересной формой

обучения.

К несомненным достоинствам метода проектирования относится обучение

публичному выступлению и ведению дискуссии, так как при современных

методах аттестации, которая проводится в виде тестирования, учить детей

«говорить», используя термины и понятия, крайне необходимо. Другое

достоинство проектной деятельности - групповая защита проекта, которая

позволяет даже слабым ученикам проявить себя и почувствовать свою

необходимость в работе, то есть создается ситуация успеха, что является

немаловажной частью обучения.

Заключение

Качественные структурные и социально-экономические изменения

последних десятилетий называют переходом к постиндустриальному обществу.

Они ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь

требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития,

формирования критического и творческого мышления, умения работать с

информацией,

ответственности,

инициативности,

коммуникативности,

самостоятельности мышления. А проектная методика по истории и обладает

большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими,

воспитательными,

психологическими.

Эти

возможности

могут

быть

реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения

качественно нового уровня обучения и воспитания.

Проекты сегодня используются и в рамках учебного процесса в школе, и в

дополнительном образовании, и как способ организации жизни в подростковых

объединениях. И, по крайней мере, что касается школы, с использованием

проектного подхода остается множество вопросов: Как сочетать проектный

подход с классно-урочной системой? Как можно выстроить иной процесс

обучения, базирующийся, в основном, на системе проектов? Как увязывать

имеющееся сегодня представление об образовательном стандарте с ценностями

и способами организации жизнедеятельности в проекте? и т.п.

Зато точно уже понятно, что применение метода проектов во многом помогает

решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их

отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом,

оторванность знаний от жизни и т.д. И этот внушительный перечень "побед"

метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в

повседневной педагогической практике.

Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие

преимущества: развивает интеллект ученика, его умение планировать и

отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и

применять их в практической деятельности; развивает творческие способности

и самостоятельность; он ориентирован на самостоятельную деятельность

учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа,

синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования; он творческий по

самой

своей

сути,

т. к. предполагает

совокупность

исследовательских,

поисковых, проблемных методов; позволяет обучить детей умению получать

знания через свою деятельность.

Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать

и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в

проблему, переживание «ситуации успеха». Учащийся делает открытие в самом

себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи

обучения с жизнью.

Главный результат – компетентность учащихся в области истории,

конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной

деятельности.

Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению

учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных

оценок, развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм,

который препятствует совершенствованию учебной деятельности.

Таким образом, в ходе исследовательской работы мы подтвердили

выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что если в процессе

обучения истории использовать метод проектной деятельности, то будет

развиваться многостороннее развитие растущей личности.

Список использованных литературы:

1.

Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории[Текст]/ Г.В. Балаян// Журн.

Школьные технологии-1997.-№1.-с.116-119.

2.

Бычков А.В. Метод проектов в современной школе./ М., 2006. -47 с.

3.

Васильев

В.

Проектно-исследовательская

технология:

развитие

мотивации [Текст]/ В. Васильев // Журн. Народное образование- 2000.-

№9.- с.177-180с.

4.

Голуб, Г. Б. О.В. Метод проектов – технология компетеностно-

ориентированного образования : Учебная литература/ Г. Б Голуб; Е.А

Перелыгина; О.В. Чуракова; Самара, 2006. – 159с.

5.

Гузеев,

В.В.

Образовательная

технология:

от

приёма

до

технологии[Текст] / В.В. Гузеев// Журн. Директор школы. – 1996. -№4. –

с.61-70.

6.

Новые педагогические технологии в системе образования [Текст] / Е.С.

Полат, Бухаркина, М.Ю, Моисеева, М.В, Петров, А. Е. – М.: Академия,

1999

7.

Организация проектной деятельности[Текст]// Журн. Дополнительное

образование-2008-№6-28с.

8.

Проектная задача как средство постепенного перехода к проектным

формам организации образовательного процесса в подростковой школе.

[Текст] : книга для учителя/ Воронцов А.Б., Егоркина С.В., Харазова Л.В.,

Заславский В.М -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011-114с.

9.

Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в общеобразовательном

учреждении[Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических

вузов/ Н.Ю Пахомова - М.: АРКТИ, 2003. – 112с.

10.

Роль социальных проектов во внеклассном воспитании школьников.

[Текст]// Журн. – Внешкольник- 2008.-№6-24–25 с.

11.

Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:

практическое

пособие

для

работников

общеобразовательных

учреждений[Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических

вузов / Сергеев, И.С. - М.: АРКТИ, 2004. – 80с.

12.

Шевченко, Н.И. Технология обучения в старшей школе: методическое

пособие/Н.И. Шевченко- М., 2001.-10



В раздел образования