Напоминание

Технология педагогических мастерских


Автор: Симонова Галина Михайловна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: Алешинская основная школа
Населённый пункт: д. Б. Алешино, Мещовский р-н, Калужская обл
Наименование материала: статья
Тема: Технология педагогических мастерских
Дата публикации: 04.10.2021
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Алешинская основная общеобразовательная школа»

Повышение мотивации учащихся к обучению

через использование активных форм обучения

на уроках немецкого языка

Автор опыта

Симонова Галина Михайловна

учитель немецкого языка

Д. Б.Алешино

\

Содержание

1.

Введение……………………………………………………………………………………3

2.

Использование активных форм обучения на уроках немецкого языка……………..…8

а) метод проектов………………………………………………………………………...11

б) методика педагогических мастерских……………………………………………….14

в) использование ИКТ………………………………………...………………………….17

3. Педагогическая диагностика для оценки образовательных результатов ..………… …21

4. Новизна ……………………………………………………………………..…………..….23

5. Результативность, условия и возможности применения данного опыта…………..…. 24

6. Перспективы дальнейшего развития……………………………………………………..24

7. Заключение……………...………………………………………………………………….25

8. Список литературы ……………………………………….……………………………….27

9. Приложения………………………………………………………………………………..28

2

1. Введение

В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и

задачи, над решением которых предстоит работать учителям. Многие из задач

принципиально новые и не могут быть решены на основе прежнего опыта. Одна из таких

проблем – это падение интереса к такому важному языку современности, как немецкий

язык и, соответственно, к немецкому языку как к учебной дисциплине.

Обострились противоречия между:

1)

увеличивающимся объемом учебного материала по предмету, и снижением

потенциальных возможностей учащихся, и низким уровнем развития общеучебных

умений и навыков;

2)

высокими требованиями к качеству образования, в том числе и по иностранному

(немецкому) языку, и реальными результатами ответов учащихся на экзаменах;

3)

существующим дидактическим обеспечением, направленным в основном на

воспроизведение изученного материала, и, следовательно, имеющим репродуктивный

характер, и необходимостью наличия заданий, направленных на развитие таких

мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение;

4)

стремлением

обеспечить

высокое

качество

обучения

по

иностранному

(немецкому) языку и реальными результатами обученности учащихся.

Моя практика преподавания немецкого языка в школе выявила также проблему

низкой учебной мотивации школьников при изучении предмета «немецкий язык».

Как же решить проблему оптимального обучения школьников немецкому языку? На

мой взгляд, для этого необходимо использовать активные формы обучения на уроках с

целью развития познавательной компетентности школьников.

Что нужно современному выпускнику для того, чтобы чувствовать себя комфортно

в новых социально- экономических условиях жизни в России? Какую роль должен играть

мой

урок немецкого языка, наша школа, я - учитель иностранного языка, чтобы

подготовить наших учеников к полноценной жизни в обществе?

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно

назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной

важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой

задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и

познавательных

интересов,

формирования

социальных

компетентностей,

активной

жизненной позиции.

Для меня стало очевидным, что, используя только традиционные методы обучения

по моему предмету, решить эту проблему невозможно, следует формировать и развивать

3

различные компетентности учащихся, в том числе познавательные, коммуникативные,

социальные, развивать информационную и исследовательскую культуру моих учеников.

Довольно часто учителя встречаются с ситуацией, когда учащиеся, имея в целом

положительную

установку

на

учение,

не

проявляют

в

достаточной

степени

самостоятельную познавательную активность.

Наша деревня и школа находятся в некотором удалении от районного центра

Мещовского района. В классах учатся дети из семей со средним достатком, из

малообеспеченных семей. Они не видят для себя личностной перспективы и многие не

заинтересованы в изучении немецкого языка, считая, что он не нужен для их будущей

профессии.

У

части

учеников

положительная

мотивация

к

изучению

предмета

недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении немецкого языка они

сталкиваются со значительными трудностями

и не усваивают материал в силу

особенностей

памяти,

восприятия

и

мышления.

Некоторые

ученики

имеют

положительную мотивацию к изучению немецкого языка, но не имеют возможности

применять свои знания на практике. Поэтому существует проблема невостребованности

полноценных

знаний

немецкого

языка,

значительно

снижающая

мотивацию

у

школьников

при

изучении

предмета.

Все

вышеперечисленное

указывает

на

необходимость

организации

учебно-познавательного

процесса,

направленного

на

формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних

мотивов познавательной деятельности.

В связи с тем, что у многих учащихся в силу ряда объективных причин исчезло

стремление к получению образования, возросло чувство собственного достоинства и

самосознания, у учителей возникает желание отойти от скучных, шаблонных приёмов

преподавания, от сковывающих учебный процесс рамок инструкций, найти новые методы

обучения и воспитания, созвучные сегодняшнему дню, побуждающие учащихся к

активности, зажигающие интерес к знаниям.

Причины обращения к проблеме:

а) неудовлетворенность организации взаимодействия на уроке между учителем и

учеником:

б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной

деятельности по предмету и увеличивающаяся тенденция потребления знаний в уже

готовом

виде

из-за

низкой

сформированности

исследовательских,

креативных,

информационно-технологических и коммуникативных умений.

4

Противоречия между:

- необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим

объемом теоретических сведений, получаемых на уроках иностранного языка;

- высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию

школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;

- возрастающей практической значимостью школьного курса иностранного языка и

дефицитом учебного времени.

Как «замотивировать» школьников на изучение иностранного языка? Этот вопрос

особенно актуален для меня как учителя иностранного языка.

Поэтому стратегической целью представленного проекта ставится

выявление

наиболее эффективных путей, методов и средств повышения познавательной мотивации

изучения иностранного языка.

Объект исследования: мотивация учащихся к обучению

Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению

учащихся иностранным языкам через использование активных форм обучения

Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению

учащихся иностранным языкам будет эффективным, если:

определены

теоретические

основы

развития

позитивной

мотивации

к

обучению учащихся;

выявлена совокупность факторов,

влияющих на

развитие позитивной

мотивации к обучению учащихся;

разработана

методика

развития

позитивной

мотивации

к

обучению

иностранным языкам через использование активных форм обучения;

обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к

обучению учащихся иностранным языкам через использование активных

форм обучения;

процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным

языкам через использование активных форм обучения является направлением

и конечной целью специально организованной работы.

5

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи

Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую

литературу по теме мотивации обучения иностранному языку.

Используя специальные диагностические методики, выявить личностные

особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.

Выявить

дидактические

средства,

способствующие

формированию

положительных мотивов к изучению иностранного языка.

Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.

Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в

ходе реализации проекта.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён

комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ

литературы и исследований по проблеме; изучение и обобщение практического опыта по

теме исследования; изучение документов, определяющих политику государства в области

образования; педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование,

прогнозирование, моделирование, независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы,

контент-анализ, тренинг, развивающие игры; статистическая обработка результатов

работы.

Научная новизна исследования состоит:

в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению

учащихся иностранным языкам: подходы, закономерности, содержание и его

компоненты, критерии, показатели;

в

выявлении

совокупности

факторов,

влияющих

на

развитие

позитивной

мотивации

к

обучению

(социальных,

побудительных,

образовательных,

организационных, коммуникативных, психологических);

в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся

иностранным языкам через использование активных форм обучения, позволяющей

дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших

интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению.

6

Исследование проводилось в период с 2007 г. по 2011 г. и состояло из нескольких

этапов:

Первый этап (2007 - 2008 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, определение

наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием

понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач исследования.

Второй этап (2008 - 2010 гг.) - практическая организация работы по анализу

мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития

позитивной

мотивации

к

обучению

учащихся

иностранным

языкам

через

использование активных форм обучения.

Третий этап (2010 - 2011 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно-

экспериментальной работы.

Ресурсное обеспечение процесса обучения иностранному языку в свете мотивации,

заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:

кабинет иностранного языка снабжен комплектами дидактических материалов,

в достаточном объеме дополнительная литература (учебники, энциклопедии,

словари, учебно-познавательная, занимательная литература);

осуществлён переход на новый УМК «Deutsch» И. Л. Бим, который в ещё

большей степени способствует формированию положительной мотивации

учения, формирует чувство успешности;

имеется

компьютер,

электронные

пособия

по

иностранному

языку,

накапливаются

обучающие

компьютерные

презентации,

подготовленные

учителем и учащимися. Кроме того, в школе имеется постоянный выход в

Интернет.

Предполагаемый результат:

устойчивая внутренняя мотивация к изучению иностранного языка;

сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный

срок;

способность к различным формам мышления, способность к активной умственной

деятельности в течение длительного времени;

развитие мотивации к изучению немецкого языка за счет расширения пространства

учебного предмета, в том числе формирование ключевых компетенций.

социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся

2. Использование активных форм обучения на уроках немецкого языка

7

Мотивация – это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность

с психологической точки зрения.

Моя задача состоит в том, чтобы активные методы обучения органично вплетались

в мою деятельность как учителя немецкого языка,

чтобы активные формы стали

неотъемлемой органичной частью моих уроков.

В течение нескольких лет я собираю крупицы педагогической мудрости, ищу формы,

методы, приёмы использования активных форм, которые помогли бы сделать обучение

немецкому языку более эффективным, осуществить личностно-ориентированный подход

в обучении, добиться высокого уровня формирования и развития познавательной

компетентности моих учеников при изучении немецкого языка. Применение новых форм

обучения, средств, методов позволило мне раскрыть творческий потенциал практически

каждого моего ученика, активизировать эвристическую деятельность и развить интерес к

изучаемому материалу по немецкому языку на разных уровнях сложности.

Таким образом, в ходе проблемного анализа возникла необходимость создания условий

для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности.

Этим обусловлен выбор темы эксперимента:

“Повышение мотивации учащихся к

обучению через использование активных форм обучения на уроках немецкого языка”.

Для решения поставленных задач нужна слаженная работа педагогов, социально –

психологической службы. Кроме того, для успешной реализации проекта необходимо

соблюдение соответствующих организационных, финансовых, материально-технических,

нормативно-правовых и методологических условий.

Методы исследования:

изучение литературы, нормативных, методических документов;

изучение и обобщение передового педагогического опыта;

опросы (анкетирование);

педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной

документации;

сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.

Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, выраженными

через

познавательный

интерес.

К

критериям

познавательного

интереса

относят:

особенность поведения учащихся, активное включение в учебную деятельность,

сосредоточенность, появление вопросов у школьников, которые они задают учителю.

Если у ребенка появляется интерес к предмету, то развиваются и мотивы к учению.

Итак, в начале познавательной деятельности необходима мотивация действий и

поступков, которая направлена на:

8

- обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой

деятельности;

- сознательное отношение к их усвоению;

- эмоциональный подъем;

- формирование познавательных интересов.

Положительная учебная мотивация – это совокупность мотивов, которые связаны с

удовлетворением познавательного интереса. Поэтому формировать мотивацию – это

значит не заложить готовые мотивы и цели, а поставить учащегося в такие условия и

ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и

развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних

устремлений самого ученика.

Условиями формирования положительной мотивации могут быть – использование

занимательного материала; придание деятельности положительной эмоциональной

окраски; столкновение с неизвестным, удивление, а не приобретение знаний в готовом

виде; достижение результатов – пусть незначительный шаг вперед, но ощутимый

обучаемым; элементы проблемности в обучении; создание творческой атмосферы на

уроке.

Формировать мотивацию изучения иностранного языка можно через:

содержание учебного материала;

организацию учебной деятельности;

использование коллективных форм учебной работы;

оценку;

использование компьютерных технологий.

Способов мотивационной деятельности много:

- Содержание школьной программы, тесная связь с жизнью, с современными событиями

служат мотивации учебной деятельности.

- Большую роль в мотивации играет организация учебной деятельности с различными

источниками информации. Все это материальное обеспечение способствует развитию

памяти, мышления, воображения, речи.

-

Методы обучения также влияют на мотивы учения (частично-поисковый,

исследовательский, создание проблемной ситуации), побуждают школьников к активной

деятельности.

9

- Немалое влияние оказывает на мотивацию и личность учителя, его методическое

мастерство, человеческие качества, увлеченность своим предметом, доброе отношение и

понимание интересов учеников.

- Еще одним средством формирования положительных мотивов учебной деятельности

служит проблемное обучение.

Необходимо чтобы учащиеся умели добывать знания

самостоятельно, находя при этом сначала способы их получения. Возникшая

у

школьников познавательная потребность - самый эффективный мотив, побуждающий его

к учению. Проблемное обучение – обязательный признак современного урока, это способ

развития творческого мышления учащихся.

- Еще одно направление создания мотивации – увеличение информативной емкости

урока. В начале каждой темы я обрисовываю общую картину всей темы, рассказываю о

связи отдельных частей между собой, раскрываю практическую значимость, роль новых

знаний в целостной картине мира.

Таким образом, мотивация учебной деятельности обеспечивает понимание ценности

полученных знаний, ведет к сознательному отношению к их усвоению, вызывает

эмоциональный подъем, облегчает формирование познавательных интересов и в целом

всей учебной деятельности школьников.

У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной

мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития.

Первое, с чего я начинаю - это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа

для меня становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы,

цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность,

обучаемость), т.е. качеств, влияющих на мотивацию.

Для анализа использую различные методы:

1.

Наблюдение. Цель наблюдения конкретизирую показателями мотивации учения. В

качестве таких показателей выступают различные признаки активности учащихся

на уроках: особенности учебной деятельности; характер вопросов к учителю,

характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя,

содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность

познавательной активности на разных уроках.

2.

Анкетирование.

3.

Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся.

4.

Анализ результатов внешней экспертизы.

10

Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к

учебной деятельности в классах.

На развитие познавательного процесса влияют мотивы: формы обучения, средства

обучения,

методы

обучения,

личность

учителя,

содержание

предмета,

семья,

материальные условия обучения, содержание предмета.

Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс помогает педагогу не

только в обучении детей иностранным языкам, но и в их воспитании.

Интеграция проектов в процесс обучения языку.

Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно

выделить три основных подхода. Проект может: использоваться как одна из форм

внеурочной работы, служить альтернативным способом организации учебного процесса,

интегрироваться

в

традиционную

систему

обучения

языку.

Примерами проектов по иностранному языку, использующимися как форма внеурочной

работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях,

связанных с какими-либо событиями в жизни класса, группы, школы,

подготовка

творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке и

т.п. Телекоммуникационные проекты, получающие все большее распространение в

практике обучения иностранным языкам, как правило, выполняются во внеурочное

время.

Проект как альтернативный способ организации учебного процесса исключает

традиционные принципы планирования и организации обучения языку. Достижению цели

проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем:

изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников

информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов.

Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда,

брошюры, радиопрограммы, видеофильма, театрального представления – в зависимости

от поставленной цели.

Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают

выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного

курса. Наиболее типичным является использование мини-проектов как одного из заданий

урока, или заключительного задания урока учебника.

Я всегда стараюсь, воспитывая, обучать детей и, обучая, воспитывать. На первом плане

у меня нравственное, краеведческое и экологическое воспитание. Успешной работе по

этим направлениям способствует использование краеведческого материала и проектная

11

методика. Кроме того, огромные возможности для этого представляет каждая тема в

современных учебниках по немецкому языку, выпущенных под руководством И. Л. Бим

(издательство «Просвещение», Москва).

Привлечение местного материала при обучении иностранному языку расширяет

кругозор учащихся, развивает их познавательный интерес. Краеведческий материал

приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им

оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями из реальной жизни, с которыми

они сталкиваются повседневно.

Использование проектной методики дает возможность учащимся больше работать

самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать их творческие способности,

проверять

и

проявлять

себя

в

лидерстве.

У

школьников

появляется

личная

ответственность за свои знания, умение включать их в реальную деятельность.

Работая над проектом, школьники учатся самостоятельно добывать необходимую

информацию,

пользоваться

различными

источниками.

Учитель

становится

их

равноправным партнером и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив:

растет взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою

деятельность, но и за работу всей группы. Каждый школьник старается довести начатое

дело до конца, чтобы показать результат своего труда.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех

проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными

являются следующие:

- использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального

общения;

- акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

- выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной

с условиями, в которых выполняется проект;

- отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии

с темой и целью проекта;

- наглядное представление результата.

В своей работе я применяю проектную методику уже с 3 класса. Для проекта я

выбираю темы, как из реальной жизни учащихся, так и фантастические. Например

«Unsere Familie» , «Im Herbst» , «Meine Strasse» и другие. В 6 классе продолжается

проектная работа по темам: «Mein Dorf im Herbst», «Unsere Schule» и другие. В 7 классе

мы

работаем

над

темами:

«Die Heimat»,

«Moskau», «Mein Dorf»,

«Helft beim

12

Umweltschutz!»

и другими. В 8 и 9 классах соответственно мы работаем над более

сложными темами.

Проекты могут быть краткосрочные и долгосрочные, индивидуальные и групповые,

письменные и устные.

Письменные: учащиеся представляют проекты в письменном оформленном виде, при

этом оценивается содержание и организация материала, оригинальность оформления.

Устные: учащиеся в течение 2-3 минут представляют свою работу. Учитывается

содержательная сторона речи и организационное построение высказывания.

Начиная работать над проектами, учащиеся сталкиваются с рядом трудных моментов:

лексический материал – много незнакомых слов, которых не было в учебниках; трудно

сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий твоей теме;

трудно логически связанно построить собственный текст, да еще так, чтобы его интересно

было читать и т. д. Как показал последующий анализ, ребята справляются с этими

проблемами.

Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении,

закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его

практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для

меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу

обучаемого, а в нашей школе это очень актуально. Очень важно также и то, что в работе

над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них

такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать;

формируются творческие способности и активность обучаемых, т. е. идет непрерывный

процесс обучения и воспитания.

Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального

поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

Работая над проектами, я пришла к выводу, что если целенаправленно и

систематически использовать их в работе при изучении иностранного языка, то

эффективность будет очень высокой. Например, увеличивается скорость чтения,

улучшается качество перевода текста, работа со словарем и другими источниками.

Совершенствуются умения в устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся,

развиваются коммуникативные навыки, умение вести дискуссию на немецком языке.

Каждый ребенок учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить убедительные

аргументы. Проектная методика дает большие возможности для активной устной

практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе.

13

Технология мастерских

Мы часто говорим, что урок – основная форма организации обучения. При этом мы

чётко знаем, что нужно дать на уроке, ведь перед нами всегда программа и учебник. И

поэтому всё чаще задумываемся не над тем, что изучать, а как преподнести учащимся

материал.

Постепенно я пришла к выводу, что центральной фигурой на уроке является учащийся,

то есть учащий сам себя, а учитель – только помощник. Значит, надо сделать так, чтобы

ребёнок стал учить сам себя и помогать учиться своим товарищам. А основной путь

обучения, ведущий к успеху – сотрудничество и сотворчество учителя с учениками. К

знаниям нужно идти через интерес, нужно учить работать, учить поиску, исследованиям.

В выборе методов, я думаю, надо отталкиваться от ученика; иметь в виду: то, что нравится

учителям, детям часто неинтересно.

Урок, во-первых, должен быть продуман во всех деталях, чтобы они логично

следовали друг за другом, а учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на

занятии. Во-вторых, всё, что учитель говорит, желательно воплощать в какие – то

зримые образы, поэтому полезно придерживаться принципа: «Лучше один раз увидеть,

чем сто раз услышать». В-третьих, учащихся надо подготовить к пониманию и осознанию

темы урока, а не писать её на доске заранее. Целесообразность изучения материала

должна осознаваться постепенно, а не навязываться в начале урока, когда дети к

восприятию её не готовы. В-четвёртых, на уроке должно быть интересно, ведь без

эмоций, без переживаний ум не напрягается. Интерес возникает там, где учителю удаётся

заразить своей эмоциональностью, подобранным дидактическим материалом и умением

его преподнести. Учение непременно должно быть активным: ученик умеет привлечь к

делу собственную любознательность, своё желание во всём найти смысл.

Руководствуясь

принципами

личностно

ориентированного

обучения,

учитываю

способности и интересы учащихся, стараюсь развить творческие способности и в

конечном итоге научить каждого.

Одним из альтернативных и эффективных способов мотивации учащихся к изучению

и добыванию новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой

альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется

педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и

учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность

учащихся.

Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не

только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее

14

изученного. Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что данная форма урока направлена

как на всестороннее развитие учащихся в процессе обучения, так и на развитие самого

педагога.

Занимаясь 2 года в творческой лаборатории «Современные педагогические

технологии», тщательно изучив теорию организации мастерской в условиях классной

системы обучения общеобразовательной школы, накопив достаточно большой опыт

работы

проведения

уроков

в

технологии

мастерских,

я

пришла

к

пониманию

необходимости применения на практике своих знаний и умений.

Эта технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое

сходство с проблемным обучением. Создаются условия для развития творческого

потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества

личности, а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным

участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять

деятельность

и

анализировать.

Данная

технология

позволяет

научить

учащихся

самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их

достижения,

развивает

интеллект,

способствует

приобретению

опыта

групповой

деятельности. Любая мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют

познавательную деятельность школьника, но внутри каждого задания ученики свободны в

отборе средств и методов работы.

Обязательный этап мастерской – осознание конфликта в себе и разрешение его через

преодоление, поэтому одним из ключевых её элементов являются проблемные ситуации.

Проблемная ситуация – это ситуация интеллектуального затруднения, которая побуждает

ученика к решению проблемы, требует поиска новых знаний и новых способов получения

знаний. Проблемная ситуация должна быть доступна, интересна ученику, но в то же время

достаточно сложна и находиться в зоне ближайшего развития ученика.

В своей деятельности ученики исходят из своих возможностей, способностей,

интересов, своего субъектного опыта. Главный закон мастерской: делай по-своему, исходя

из своих способностей, интересов, корректируй себя сам. Особенно большие возможности

открываются

в

индивидуализации

заданий,

которая

предполагает

разный

объём

самостоятельной деятельности учащихся.

Исходя из своих потенциальных возможностей, они выбирают задания различной

степени сложности, приёмы деятельности и темп работы. Занятия строятся с учётом

педагогической поддержки ученика.

15

Мастерская основывается на включении в познавательный процесс эмоциональной

сферы

ученика,

активизации

его

чувств,

что

позволяет

повысить

личную

заинтересованность процессом обучения.

Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо

решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо

работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В

качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная

формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

Специфика деятельности учителя не в объяснении материала, а в предъявлении

заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельную деятельность по построению

нового знания, созданию творческого продукта. Уроки в технологии мастерских дают

положительные результаты в работе. Все они проходят организованно, живо, интересно. Я

стараюсь привлечь как произвольное, так и непроизвольное внимание. Так как даются

задания, требующие анализа, сравнения, наблюдательности, обобщения, действия в

изменённых ситуациях, я заметила, что ребята постепенно увеличивают темп работы,

лучше рассуждают, легче ориентируются в материале.

Итак, во всей своей работе я ставлю одну большую цель: уточнить, закрепить все

разрозненные сведения, которые учащиеся знают по предмету, возбудить в ребятах

интерес к занятиям немецким языком, охоту самостоятельно пополнять свои знания. Я

пользуюсь основными программами, уделяю большое внимание тому, чтобы вызвать

интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества и сотворчества учителя и ученика.

Применяя чьи-то находки, составляя различные задания сама, придумывая различные

дифференцированные задания, я обратила внимание на то, что у учащихся постепенно

изменяется отношение к предмету, заметно улучшились знания, усилился интерес к

немецкому языку.

Работа в технологии мастерских процесс не только увлекательный, но требующий

затрат времени, сил, широкого научного кругозора, богатства педагогической и

методической культуры, и, самое главное, большой заинтересованности. А это быстро

понимают дети и с лихвой отдают дань учителю, радуя его знаниями и интересом к

предмету.

Учебно-воспитательные задачи конкретной мастерской качественно и эффективно

можно

решить,

только

пользуясь

совокупностью

различных

материальных

и

педагогических средств.

16

Необходимость применения ИКТ при изучении

иностранного языка

Сегодня,

когда информация

становится стратегическим ресурсом развития

общества, а знания – предметом относительным и ненадёжным, так как быстро

устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, возникает

необходимость использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-

воспитательном процессе.

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания повышают общий уровень

учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся

Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни

современного человека. Главная цель внедрения ИКТ – появление новых видов учебной

деятельности. Новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и

передачи

информации

обучаемому,

средством

осуществления

которых

является

компьютер.

Использование новых ИКТ на различных уроках дает преимущества перед

стандартной системой обучения в следующем:

повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

осуществляется дифференцированный подход;

каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного

больший;

облегчается процесс контроля и оценки знаний;

развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия,

самоконтроль, взаимоконтроль).

Использование ИКТ на уроках позволяет:

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках

окружающего мира;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью

современных технических средств;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне;

- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным,

отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное

17

время. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко

способствует повышению интереса к учёбе, но и возможность регулировать предъявление

учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к

нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют учителя, позитивно

складываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника

мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине

неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность,

заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в

использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.

Использование

ИКТ

на

уроках

позволяет

перейти

от

объяснительно-

иллюстрированного

способа

обучения

к

деятельностному,

при

котором

ребёнок

становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному

усвоению знаний учащихся.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс

позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности

учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Выделяются три основных формы работы с ИКТ на уроках:

Во-первых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках.

Во-вторых,

это

применение

информационных

технологий

для

организации

самостоятельной работы учащихся по немецкому языку вне школьных занятий.

В-третьих,

это

применение

информационных

технологий

для

обеспечения

познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и

т.д.).

Использование одного из направлений дает гораздо меньший результат обучения, чем

применение всех направлений в комплексе. Но вместе с тем, каждое из выделенных

направлений является достаточно интересным и заслуживает отдельного внимания.

Обучение немецкому языку при помощи ИКТ предоставляет учителю и учащимся

максимальную свободу выбора форм и методов работы. Введение ИКТ в преподавание

позволяет совершенно по-новому строить образовательный процесс.

Современная система образования направлена не столько на усвоение суммы

готовых

знаний,

сколько

на

формирование

интеллектуальных

умений,

умений

самостоятельной

познавательной деятельности.

Применение информационных,

компьютерных технологий на уроках не только облегчает усвоение образовательного

стандарта,

но и

предоставляет новые возможности для развития

творческих

способностей учащихся.

18

Исчезает необходимость контролировать каждый шаг ученика, появилась возможность

большее внимание уделять индивидуальной и воспитательной работе с учениками.

В своей практике я активно использую технологии компьютерного обучения,

уровневой дифференциации, группового, развивающего обучения. Применение указанных

образовательных технологий даёт мне возможность управлять учебной деятельностью

школьников на уроке с наибольшей эффективностью.

Я стала сама активно создавать и использовать на уроках презентации для более

полного и объективного восприятия учащимися учебного материала. Такая форма работы

оказывает влияние не только на уровень качества знаний учащихся, но и на повышение

учебной мотивации школьников.

В последнее время очень большую популярность

приобрели презентации, выполняемые в среде Power Point. Такую презентацию может

создать каждый учитель к любому своему уроку. Здесь можно создать опорный конспект

по определенной теме, вставить интересный видеофрагмент, хороший иллюстративный

материал и т.д. Такую презентацию можно демонстрировать на каждом компьютере,

можно – на большом экране (с помощью проектора).

Презентации удобны тем, что при подготовке отбираю материал именно тот, который

нужен

для

конкретного

урока

и

в

нужной

последовательности.

Кроме

того,

компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на

отдельных этапах учебной деятельности. Информационные технологии позволили

добиться качественно более высокого уровня наглядности учебного материала. Однако

нужно отметить, что подготовка и проведение подобных уроков представляет собой

достаточно трудоемкий, творческий процесс.

Большое внимание уделяю тому,

какой вклад

вносят учащиеся в создание

презентации. Поэтому создание презентации превращаю в творческий процесс с

элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к

поиску необходимой информации в различных информационных потоках. Обрабатывая

информацию, ребята подбирают материалы для слайдов; строят схемы, выбирают

фотографии и текстовое сопровождение, осуществляют дизайн слайда, готовят защиту

своего теоретического вопроса. Сотрудничество в учебной деятельности позволяет

сделать учащихся активными участниками познавательного процесса, результатом

которого является конечный продукт- презентация.

19



В раздел образования