Напоминание

Личность в истории и литературе. Емельян Пугачев – реальное историческое лицо и герой повести «Капитанская дочка»


Автор: Милкова Жанна Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа № 27"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: технологическая карта урока литературы
Тема: Личность в истории и литературе. Емельян Пугачев – реальное историческое лицо и герой повести «Капитанская дочка»
Дата публикации: 06.10.2021
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока литературы

Ф.И.О. педагога: Милкова Жанна Витальевна

Предмет: литература

Класс: 8в

Тема

Личность в истории и литературе.

Емельян Пугачев – реальное историческое лицо и герой повести

«Капитанская дочка»

Цель

Формирование представлений учащихся о личности Емельяна Пугачева как исторической

личности и как героя художественного текста

Задачи:

1.

Формировать умение различать и оценивать альтернативные суждения, определять свою

позицию по рассматриваемым вопросам.

2.

Отрабатывать умения:

работать с историческим документом, литературным произведением и другим

текстом

устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями

самостоятельно анализировать материал

высказывать и аргументировать свою точку зрения

оценивать свою деятельность

3.

Закреплять:

умение работать в парах и группах

Тип урока

Изучение нового материала

Средства

Беседа, подводящий диалог, создание проблемной ситуации, выдвижение и проверка гипотезы,

комментирование, ответы на вопросы по документу, самостоятельная работа, самоконтроль,

использование нового знания, самооценка деятельности

Ключевые понятия

Самозванец, крестьянская война, художественный вымысел

Наглядный и раздаточный материал

листы для работы в группах, лст с вопросами, презентация, фрагмент фильма «Капитанская

дочка»

Содержание этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Перечень выполняемых УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание положительной мотивации к деятельности

Просмотр фрагмент

художественного фильма

«Капитанская дочка»

Организует работу для:

- Актуализации требований к

ученику.

Самостоятельно определяют тематические

рамки урока.

Устно отвечают на вопросы учителя.

- самоопределение (Л)

- целеполагание (П)

- планирование учебного

- Установления тематических

рамок.

Создает подводящим диалогом

условия для возникновения у

ученика внутренней

потребности включения в

учебную деятельность.

Использует результаты

прошлых уроков для

постановки образовательных

целей.

сотрудничества с учителем и

сверстниками (К)

2.Актуализация и подготовка к усвоению нового материала.

Цель: подготовка учащихся к открытию нового знания

Работа с наводящими

вопросами:

- Кто такой Пугачев?

- Какую роль сыграл этот

человек в русской истории?

- Какое значение для России

имела крестьянская война

под предводительством

Пугачева?

Историческая справка,

подготовленная учащимся:

- роль личности Емельяна

Пугачева в русской истории

Организует:

1.Актуализацию изученных

способов действий,

достаточных для построения

нового знания, их обобщения и

фиксации.

2.Актуализацию

соответствующих

мыслительных операций и

познавательных процессов:

классификация, обобщение.

3.Смену видов деятельности.

4.Обратную связь.

5.Работа с исторической

справкой, подготовленной

учащимся.

Предлагают различные варианты ответов.

Смена видов деятельности: работа по

вопросам, работа с исторической

справкой, подготовленной учащимся.

Определяют цель своей деятельности и

представляют полученные результаты.

- анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналоги,

классификация (П)

- построение речевого

высказывания (П)

- аргументация своего мнения в

коммуникации (К)

- учет разных мнений (К)

-волевая саморегуляция в

ситуации затруднения (Р)

- определение цели своей

деятельности и представление

результатов (Р)

3.Изучение нового материала.

Цель: фиксирование нового знания и закрепление его с проговариванием во внешней речи

- В связи с какими

событиями в государстве

возникла крестьянская

война?

1. Работа в группах по

Организует:

1.Работу в группах и парах.

2. Координирует соотнесение

ранее полученных знаний с

новыми, полученными при

Выполняют посильные упражнения,

основанные на изученном материале.

Высказывают свою точку зрения.

Выполняют упражнения разной

сложности.

- определение основной и

второстепенной информации (П)

- постановка и формулирование

проблемы (П)

- структурирование знаний (П)

карточке: биографическая

справка.

2. Сопоставление знаний,

полученных при работе в

группе, с теми знаниями,

которые были получены при

выполнении домашнего

задания.

3. Работа в парах с

репродукциями картин и

кадрами из фильма.

4. Просмотр сцены из

кинофильма «Капитанская

дочка».

5. Чтение диалогов Петра

Гринева и Пугачева в

повести «Капитанская

дочка».

работе с биографической

справкой.

3. Смену видов деятельности.

4. Обратную связь.

Побуждает:

1.К выдвижению гипотез и их

доказательству.

2. К использованию различных

источников информации для

решения поставленных задач.

Принимает все точки зрения.

Создает ситуацию успеха –

возможность выполнить

задание с различными

подходами.

Совместно принимают решения.

Высказывают свою точку зрения.

Самостоятельно составляют план учебных

действий.

Выдвигают гипотезы, основанные на

различных видах источников.

Обсуждают варианты и выбирают

оптимальный, который проговаривают в

громкой речи.

- построение речевого

высказывания (П)

- волевая саморегуляция в

ситуации затруднения (Р)

- выражение своих мыслей полно

и точно (К)

- учет разных мнений (К)

- использование критериев для

обоснования своего суждения

(К)

- самостоятельное определение и

формулирование познавательной

цели (П)

- планирование и

прогнозирование (П)

-планирование учебного

сотрудничества (К)

- установление причинно-

следственных связей (П)

- построение логической цепи

рассуждений и доказательств (П)

4.Закрепление знаний и способов действий.

Цель: закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи

- Почему простой народ

переходит на сторону

самозванца?

- К каким последствиям в

истории часто приводят

перевороты?

- В чем трагизм личности

Пугачева?

- Выполните задание по

заполнению таблицы для

оценки деятельности

Емельяна Пугачева:

Пугачев и Екатерина II.

Организует

1.Практическую деятельность:

усвоение детьми знаний и

способов действий с громким

проговариванием нового

знания.

Создает ситуацию успеха для

каждого ученика.

Мотивирует включение в

дальнейшую деятельность.

Предлагает материал для:

1. Выполнения заданий, где

новый способ применяется как

Выявляют границы применения нового

знания.

Осуществляют практическую

деятельность по применению изученного

материала.

Производят самокоррекцию ошибок и

самооценку деятельности.

Выполняют задания, где новые знания

применяются как промежуточный шаг.

Отрабатывают умственные действия по

изученным нормам

- анализ, сравнение, аналогия (П)

- извлечение необходимой

информации (П)

- установление причинно-

следственных связей (П)

- осознанное построение

речевого высказывания (П)

- построение логической цепи

рассуждений и доказательств (П)

- осознание ответственности за

общее дело (Л)

- следование в поведении

моральным нормам и

(Положительные и

отрицательный последствия

крестьянской войны).

промежуточный шаг.

2.Выбрать для работы

материал по теме урока.

Создает площадку для

введения новых знаний и норм.

Подбирает задания, имеющие

методическую ценность для

изучения последующего

материала.

Осуществляет

межпредметные связи.

требованиям (Л)

- выражение своих мыслей полно

и точно (К)

- аргументация своего мнения и

коммуникации (К)

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание метода собственной познавательной деятельности

- С какими затруднениями

встретились на уроке?

- Какую цель поставили?

- Достигли цели?

- Как?

- Оцените свою работу в

группах и работу ваших

одноклассников?

- Что необходимо изменить

для более продуктивной

работы?

- Спасибо всем, кто захотел

высказаться.

Мотивирует учащихся к

самооценке и оценке работы

класса.

Организует обратную связь по

результатам самооценки

учащихся.

Организует адекватную оценку

деятельности.

Организует фиксацию нового

содержания, изученного на

уроке.

Понимает необходимость стремления к

конечному результату.

Учатся адекватной оценке и самооценке.

Высказывают свое мнение.

Демонстрируют частичные успехи при

достижении цели.

Ставят цели дальнейшей деятельности.

- построение логической цепи

рассуждений и доказательств (П)

- рефлексия способов и условий

действий (П)

- следование в поведении

моральным нормам и

требованиям (Л)

- формулирование и

аргументация своего мнения в

коммуникации (К)

- учет разных мнений (К)

- адекватное понимание причин

успеха / неуспеха в учебной

деятельности (Л)



В раздел образования