Автор: Милкова Жанна Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа № 27"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: технологическая карта урока литературы
Тема: Личность в истории и литературе. Емельян Пугачев – реальное историческое лицо и герой повести «Капитанская дочка»
Дата публикации: 06.10.2021
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока литературы
Ф.И.О. педагога: Милкова Жанна Витальевна
Предмет: литература
Класс: 8в
Тема
Личность в истории и литературе.
Емельян Пугачев – реальное историческое лицо и герой повести
«Капитанская дочка»
Цель
Формирование представлений учащихся о личности Емельяна Пугачева как исторической
личности и как героя художественного текста
Задачи:
1.
Формировать умение различать и оценивать альтернативные суждения, определять свою
позицию по рассматриваемым вопросам.
2.
Отрабатывать умения:
работать с историческим документом, литературным произведением и другим
текстом
устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями
самостоятельно анализировать материал
высказывать и аргументировать свою точку зрения
оценивать свою деятельность
3.
Закреплять:
умение работать в парах и группах
Тип урока
Изучение нового материала
Средства
Беседа, подводящий диалог, создание проблемной ситуации, выдвижение и проверка гипотезы,
комментирование, ответы на вопросы по документу, самостоятельная работа, самоконтроль,
использование нового знания, самооценка деятельности
Ключевые понятия
Самозванец, крестьянская война, художественный вымысел
Наглядный и раздаточный материал
листы для работы в группах, лст с вопросами, презентация, фрагмент фильма «Капитанская
дочка»
Содержание этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Перечень выполняемых УУД
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создание положительной мотивации к деятельности
Просмотр фрагмент
художественного фильма
«Капитанская дочка»
Организует работу для:
- Актуализации требований к
ученику.
Самостоятельно определяют тематические
рамки урока.
Устно отвечают на вопросы учителя.
- самоопределение (Л)
- целеполагание (П)
- планирование учебного
- Установления тематических
рамок.
Создает подводящим диалогом
условия для возникновения у
ученика внутренней
потребности включения в
учебную деятельность.
Использует результаты
прошлых уроков для
постановки образовательных
целей.
сотрудничества с учителем и
сверстниками (К)
2.Актуализация и подготовка к усвоению нового материала.
Цель: подготовка учащихся к открытию нового знания
Работа с наводящими
вопросами:
- Кто такой Пугачев?
- Какую роль сыграл этот
человек в русской истории?
- Какое значение для России
имела крестьянская война
под предводительством
Пугачева?
Историческая справка,
подготовленная учащимся:
- роль личности Емельяна
Пугачева в русской истории
Организует:
1.Актуализацию изученных
способов действий,
достаточных для построения
нового знания, их обобщения и
фиксации.
2.Актуализацию
соответствующих
мыслительных операций и
познавательных процессов:
классификация, обобщение.
3.Смену видов деятельности.
4.Обратную связь.
5.Работа с исторической
справкой, подготовленной
учащимся.
Предлагают различные варианты ответов.
Смена видов деятельности: работа по
вопросам, работа с исторической
справкой, подготовленной учащимся.
Определяют цель своей деятельности и
представляют полученные результаты.
- анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналоги,
классификация (П)
- построение речевого
высказывания (П)
- аргументация своего мнения в
коммуникации (К)
- учет разных мнений (К)
-волевая саморегуляция в
ситуации затруднения (Р)
- определение цели своей
деятельности и представление
результатов (Р)
3.Изучение нового материала.
Цель: фиксирование нового знания и закрепление его с проговариванием во внешней речи
- В связи с какими
событиями в государстве
возникла крестьянская
война?
1. Работа в группах по
Организует:
1.Работу в группах и парах.
2. Координирует соотнесение
ранее полученных знаний с
новыми, полученными при
Выполняют посильные упражнения,
основанные на изученном материале.
Высказывают свою точку зрения.
Выполняют упражнения разной
сложности.
- определение основной и
второстепенной информации (П)
- постановка и формулирование
проблемы (П)
- структурирование знаний (П)
карточке: биографическая
справка.
2. Сопоставление знаний,
полученных при работе в
группе, с теми знаниями,
которые были получены при
выполнении домашнего
задания.
3. Работа в парах с
репродукциями картин и
кадрами из фильма.
4. Просмотр сцены из
кинофильма «Капитанская
дочка».
5. Чтение диалогов Петра
Гринева и Пугачева в
повести «Капитанская
дочка».
работе с биографической
справкой.
3. Смену видов деятельности.
4. Обратную связь.
Побуждает:
1.К выдвижению гипотез и их
доказательству.
2. К использованию различных
источников информации для
решения поставленных задач.
Принимает все точки зрения.
Создает ситуацию успеха –
возможность выполнить
задание с различными
подходами.
Совместно принимают решения.
Высказывают свою точку зрения.
Самостоятельно составляют план учебных
действий.
Выдвигают гипотезы, основанные на
различных видах источников.
Обсуждают варианты и выбирают
оптимальный, который проговаривают в
громкой речи.
- построение речевого
высказывания (П)
- волевая саморегуляция в
ситуации затруднения (Р)
- выражение своих мыслей полно
и точно (К)
- учет разных мнений (К)
- использование критериев для
обоснования своего суждения
(К)
- самостоятельное определение и
формулирование познавательной
цели (П)
- планирование и
прогнозирование (П)
-планирование учебного
сотрудничества (К)
- установление причинно-
следственных связей (П)
- построение логической цепи
рассуждений и доказательств (П)
4.Закрепление знаний и способов действий.
Цель: закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи
- Почему простой народ
переходит на сторону
самозванца?
- К каким последствиям в
истории часто приводят
перевороты?
- В чем трагизм личности
Пугачева?
- Выполните задание по
заполнению таблицы для
оценки деятельности
Емельяна Пугачева:
Пугачев и Екатерина II.
Организует
1.Практическую деятельность:
усвоение детьми знаний и
способов действий с громким
проговариванием нового
знания.
Создает ситуацию успеха для
каждого ученика.
Мотивирует включение в
дальнейшую деятельность.
Предлагает материал для:
1. Выполнения заданий, где
новый способ применяется как
Выявляют границы применения нового
знания.
Осуществляют практическую
деятельность по применению изученного
материала.
Производят самокоррекцию ошибок и
самооценку деятельности.
Выполняют задания, где новые знания
применяются как промежуточный шаг.
Отрабатывают умственные действия по
изученным нормам
- анализ, сравнение, аналогия (П)
- извлечение необходимой
информации (П)
- установление причинно-
следственных связей (П)
- осознанное построение
речевого высказывания (П)
- построение логической цепи
рассуждений и доказательств (П)
- осознание ответственности за
общее дело (Л)
- следование в поведении
моральным нормам и
(Положительные и
отрицательный последствия
крестьянской войны).
промежуточный шаг.
2.Выбрать для работы
материал по теме урока.
Создает площадку для
введения новых знаний и норм.
Подбирает задания, имеющие
методическую ценность для
изучения последующего
материала.
Осуществляет
межпредметные связи.
требованиям (Л)
- выражение своих мыслей полно
и точно (К)
- аргументация своего мнения и
коммуникации (К)
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: осознание метода собственной познавательной деятельности
- С какими затруднениями
встретились на уроке?
- Какую цель поставили?
- Достигли цели?
- Как?
- Оцените свою работу в
группах и работу ваших
одноклассников?
- Что необходимо изменить
для более продуктивной
работы?
- Спасибо всем, кто захотел
высказаться.
Мотивирует учащихся к
самооценке и оценке работы
класса.
Организует обратную связь по
результатам самооценки
учащихся.
Организует адекватную оценку
деятельности.
Организует фиксацию нового
содержания, изученного на
уроке.
Понимает необходимость стремления к
конечному результату.
Учатся адекватной оценке и самооценке.
Высказывают свое мнение.
Демонстрируют частичные успехи при
достижении цели.
Ставят цели дальнейшей деятельности.
- построение логической цепи
рассуждений и доказательств (П)
- рефлексия способов и условий
действий (П)
- следование в поведении
моральным нормам и
требованиям (Л)
- формулирование и
аргументация своего мнения в
коммуникации (К)
- учет разных мнений (К)
- адекватное понимание причин
успеха / неуспеха в учебной
деятельности (Л)