Напоминание

«Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в комплексной работе с детьми с ОВЗ»


Автор: Елена Львовна Угорец
Должность: Учитель - логопед, дефектолог
Учебное заведение: ЛГ МАОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: Лангепас, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: «Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в комплексной работе с детьми с ОВЗ»
Дата публикации: 07.10.2021
Раздел: начальное образование





Назад




«Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в

комплексной работе с детьми с ОВЗ»

Подготовил:

Угорец Елена Львовна

Учитель-дефектолог

ЛГ МАОУ «СОШ № 3»

Я Угорец Е.Л. учитель-дефектолог, даю свое согласие на размещение данных

материалов в рамках представления опыта на Августовском педагогическом совете

работников системы образования города Лангепаса в 2021году.

Форма проведения: доклад

Цель: Повышение качества коррекционной работы в образовательном процессе и

профессиональной

компетентности

педагогов

и

специалистов

в

области

дефектологии и педагогики.

Задачи:

1.Содействовать повышению творческого потенциала и профессиональной

компетентности педагогов.

2.Повышать профессиональную компетентность и готовность к активным

действиям учителей-дефектологов, учителей - логопедов через обмен опытом

между коллегами и организацию взаимодействия специалистов по проблемам,

возникающим в педагогической практике.

3.Создавать обстановку для коллективного творчества педагогов.

Ход доклада:

Приветствие

Дефектолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Мне приятно видеть вас сегодня.

Наша встреча проходит в рамках темы: «Взаимодействие учителя-дефектолога и

педагога-психолога в комплексной работе с детьми с ОВЗ»

В

последнее

время

отмечается

увеличение

число

детей

с

особыми

образовательными потребностями, поэтому проблема трудности в обучении детей,

имеющих задержку психического развития, стала одной из актуальных психолого-

педагогических проблем сегодняшнего времени. В нашей школе обучаются дети с

особыми возможностями здоровья и инвалидностью, для которых команда

специалистов методического объединения «Социально-психолого-педагогической

службы» школы реализует коррекционно-развивающее направление обучения и

адаптации.

Сегодня хочется поделиться нашим опытом работы в организации коррекционной

помощи детям с ОВЗ (категории ЗПР) во взаимодействии учителя-дефектолога и

педагога – психолога.

Взаимодействие учителя – дефектолога и педагога – психолога важное условие

реализации ФГОС образования обучающихся с особыми возможностями здоровья.

Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является

медико – психолого – педагогический консилиум.

Его главная задача: защита прав интересов ребенка; диагностика по проблемам

развития;

выявление

групп

детей,

требующих

внимания

специалистов;

консультирование всех участников образовательного процесса.

Слайд

Л.С.

Выготский

писал:

«Дефект

какого-нибудь

анализатора

или

интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,

а приводит к целому ряду отклонений».

Слайд

Классификация детей с задержкой психического развития по К.С.Лебединской

К.С. Лебединская выделяет 4 основных типа ЗПР: ♦ конституционального

характера; ♦ соматогенного характера; ♦ психогенного характера; ♦ церебрально-

органического характера.

Слайд Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.

Все 4 типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов

состоит

в

их

эмоциональной

незрелости

и

нарушении

познавательной

деятельности. но основное отличие — в особенности и характере соотношений

двух важных составляющих этой аномалии развития: структуры инфантилизма и

особенностей развития всех психических функций.

Среди причин ЗПР выделяются:

Дети,

имеющие

неблагоприятные

социальные

факторы

развития

(условия

воспитания, дефицит внимания и пр.);

Дети с генетически обусловленной недостаточностью ЦНС;

Дети,

перенесшие

интоксикации,

инфекции,

травмы,

обменно-трофические

расстройства;

Дети со слабовыраженными органическими повреждениями головного мозга,

врожденными или возникшими во внутриутробном состоянии, при родовом или

раннем периоде жизни;

Слайд Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ:

Отсутствует мотивация к познавательной деятельности

Темп выполнения заданий очень низкий

Нуждается в постоянной помощи взрослого

Низкий уровень свойств внимания (устойчивость концентрация, переключение)

Низкий уровень развития речи, мышления

Трудности в понимании инструкций

Инфантилизм

Нарушение координации движений Низкая самооценка

Повышенная тревожность

Высокий уровень психомышечного напряжения. Низкий уровень развития мелкой

и крупной моторики. Повышенная утомляемость или возбудимость

Цель: повысить эффективность работы с учащимися с ОВЗ.

Задачи:

Выявлять своевременно трудности в обучении у детей;

Создавать условия, способствующие освоению детьми с ОВЗ адаптированной

основной образовательной программы;

Осуществлять

индивидуально

ориентированную

психолого-медико-

педагогическую помощь детям с учётом особенностей психического и (или)

физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с

рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным

представителям) детей с интеллектуальными нарушениями по вопросам обучения

и воспитания.

Целью сотрудничества учителя-дефектолога и педагога-психолога в нашей школе

является: создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей

деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие

ребёнка.

Слайд Модель взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей

деятельности учителя - дефектолога и педагога -психолога

Слайд.

В основе коррекционной работы по взаимодействию лежит единство

нескольких

функций:

организационно-методическое,

диагностической,

коррекционно-развивающей,

аналитическое,

консультативно

просветительское и профилактическое.

Содержание деятельности реализуется

в следующих направлениях работы,

обеспечивающих комплексный подход к ее организации:

Организационно-методическое

Цель организация

и подготовка к консилиумам, заседаниям методических

объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также

оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на

ППк.

Диагностическое

Цель — определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и

механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного

воздействия.

Коррекционно-развивающее

Цель — определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы; а

также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и

трудностей в обучении

Аналитическое

Цель — проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие

учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия

специалистов

Консультативно – просветительское и профилактическое Цель — обеспечение

сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и

образовательного процесса. Основные направления работы с родителями:

Слайд Задачи педагога – психолога с детьми ОВЗ

предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;

• помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и

ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками,

родителями);

• коррекция эмоционально – волевой сферы;

• психолого – медико – педагогическое сопровождение образовательных задач;

• всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка специалистами разного

профиля;

• утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с

родителями;

• коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;

• рассмотрение конфликтных аспектов;

• включение родителей в деятельность группы сопровождения;

• повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.

Задачи учителя-дефектолога с детьми ОВЗ

осуществляет динамическое изучение успешности процесса коррекции

недостатков развития у детей с ЗПР;

организует взаимодействие с семьей каждого ребенка, вовлекая родителей в

решение коррекционно-образовательных задач обучения и воспитания;

оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по

вопросам интегрированного обучения и воспитания;

определение основных направлений и содержание работы;

разрабатывает план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком.……

Взаимодействие учителя-дефектолога, педагога-психолога проводится поэтапно

Слайд.

Этапы совместной работы связаны с

видами взаимодействия в

процессе коррекционно-развивающей деятельности учителя - дефектолога и

педагога – психолога

Изучение ребенка

Углубленное обследование

Заседание группы психолого-психологического сопровождения детей с ЗПР

Разработка

индивидуальных

и

рабочих

коррекционно-

развивающих

программ

Определение взаимодействия в работе со специалистами

Анализ и корректировка индивидуальных и рабочих программ

Анализ и оценка коррекционной работы за год

Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога заключается в

проведении и обсуждении результатов диагностики (учитель-дефектолог обследует

речь

и

познавательные

процессы,

педагог-психолог

уровень

развития

познавательной активности и эмоционально-волевую сферу).

Занятия

учителя-дефектолога

включают

задания

на

формирование

фонематического

слуха

формирование

грамматического

строя

речи,

артикуляционную гимнастику, логоритмику.

Занятия педагога-психолога включают психогимнастику, этюды на сплочение

группы, релаксацию, игры или предметно-практическая деятельность, развитие

мелкой моторики с использованием методов арт-терапии.

Слайд Инструкция с несколькими заданиями

Навыки самостоятельной работы

Слайд «Здоровьесберегающие технологии»

Используемые в начале каждого занятия здоровьесберегающие технологии

(артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры и мозговую гимнастику -

разминку. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой

моторики также используются пальчиковые краски, цветной песок (манка).

При

выполнении

физкультминуток,

артикуляционных,

пальчиковых

и

дыхательных гимнастики учитель-дефектолог использует специально подобранные

стихотворения с выраженным ритмическим рисунком, что способствует развитию

логоритмической организации речи, побуждает ученика, на доступном ему уровне,

«повторять» за педагогом. Постановка звуков осуществляется от физиологических

рефлекторных артикуляторных поз, с учётом объёма подвижности органов

артикуляции. Длительное время отводится на закрепление полученного звука и

введение его в слог.

Слайд. Занятия по коррекции дислексии

направлены на формирование

осознанного чтения, активизацию речевой деятельности, развитие речи детей.

При работе с детьми мною было замечено, что заучивание стихотворений,

составление рассказов вызывает у многих детей большие трудности, быстрое

утомление и отрицательные эмоции. Я столкнулась с проблемой - недостаточная

Педагог –

психолог

Учитель -

дефектолог

Педагог –

психолог

Учитель -

дефектолог

Оказание

помощи

каждому

ученику с

ОВЗ

Оказание

помощи

каждому

ученику с

ОВЗ

Разработка

программ и

проектов

Разработка

программ и

проектов

Отслеживан

ие процесса

развития

Отслеживан

ие процесса

развития

Оказание

профилактическ

ой и

коррекционной

и развивающей

помощи

Оказание

профилактическ

ой и

коррекционной

и развивающей

помощи

Осуществлен

ие

индивидуал

ьной

поддержки

Осуществлен

ие

индивидуал

ьной

поддержки

Создание

адаптивной

образователь

ной среды

Создание

адаптивной

образователь

ной среды

сформированность психических качеств: внимания, мышления, воображения,

памяти. Передо мной стояли вопросы:

- Как научить, обучающихся прочно запоминать необходимую информацию в

короткий промежуток времени?

-

Как научить выделять главное в тексте или в речи? Одна из основных задач,

стоящая передо мной, это помочь ученикам преодолеть возникающий барьер

между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик, и

его психофизиологическими возможностями и вот здесь нам помогли приемы

мнемотехники

.

Инструкция с несколькими заданиями

Слайд. Коррекция дисграфии «Русский язык»

Упражнения по русскому языку мы работаем над грамматическим строем речи,

орфографической

зоркостью,

пунктуацией,

усвоением

правил

и

норм

правописания.

Слайд. Коррекции дискалькулии «Математика»

Особое внимание отводится предметным заданиям, упражнениям.

Изучение

математики направлено не только на усвоение системы знаний, не только на

формирование умений и навыков, но и на развитие мыслительной деятельности, на

общее развитие.

Таким образом, все занятия дополняют друг друга для более эффективного

обучения и коррекции.

Слайд. Декада психологии, проект преемственности школы и детского сада.

Слайд

Мной был разработан профориентационный краткосрочный проект «Профессия

повар». Который направлен на приобретение и расширение знаний о профессии

повар, на развитие любознательности, интереса, уважение к труду данной

профессии. Ребята побывали в школьной столовой, где узнали много тонкостей о

приготовлении блюд и их хранении. Ребята увидели современное оборудование:

посудомоечную машину, хлеборезка, мясорубка, картофелечистка, овощерезка,

тестомес, холодильники и др. Особое впечатление на школьников произвела

электрическая плита, огромные кастрюли, в которых готовят обед более, чем на

500 человек. Ребята удивились, что кухня состоит из нескольких помещений,

каждое из которых имеет своё предназначение. Все комнаты отличались чистотой,

порядком, удобным размещением всего оборудования.

22.04.2021г. было проведено итоговое мероприятие «Кулинарный досуг».

К мероприятию тщательно готовились все участники проекта - педагоги, родители

и ученики. Ребята активно участвовали во всех конкурсах. Особенно ребятам

понравился конкурс «Спор овощей», «Укрась торт», где ребята проявили свои

творческие способности. В конкурсе «Домашнее задание», ребята подробно

рассказывали из чего и как приготовить пирог и пиццу. Участники команд

получили много новых знания, приобрели нужные в жизни умения. В заключении

все участники команд были награждены удостоверениями «Повар 1 разряда».

Слайд

Акция «Пойми ближнего»

Акция – эксперимент: «Пойми ближнего», было проведено мероприятие в з-х

классах. Был направлен на о уважительное отношение к инвалидам и признания

их как полноценных членов общества. После просмотра фрагмента по содержанию

произведения

Валентина

Катаева

мультфильма

«Цветик-семицветик

и

познакомили с некоторыми проблемами детей-инвалидов и дала представление об

"особых людях". Были проведены упражнения «Рисунок закрытыми глазами»,

где ребята пробовали изобразить предметы с закрытыми глазами, упражнение

«Чтение по губам» ребята работали в парах и один из пары произносит слово, но

только губами, без звука, а партнер пытается понять. При выполнении упражнения

«Ладошки» ребята попробовали написать на ладони партнера букву, называли ее,

так ли это.

В конце мероприятия учащиеся поделитесь своими впечатлениями и как они

почувствовали на себе как трудно таким людям сделать, то, что для нас обычных

людей не составляет труда.

Слайд

Состоялся семинар – практикум для родителей 2 «Д» класса по теме:

«Инновационные технологии, используемые в обучений детей с задержкой

психического развития в условиях общеобразовательной школы», с целью

повышения педагогической компетенции у родителей. Тема семинара выбрана

не случайно. Особенностью детей с задержкой психического развития (ЗПР)

состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи,

эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от

нормы. Учитель-дефектолог знакомила с приемами мнемотехники для развития

памяти при заучивании стихов.

Психолог Асташкина Ирина Сергеевна

рассказала, как развивать умение искать и находить выход из трудной ситуации

общения с детьми данной категорией.

В заключении:

Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога способствует:

Повышению мотивации к занятиям, увеличению результативности коррекционо-

развивающей

работоспособности,

развитию

любознательности

к

учебной

деятельности;

Эффективному, качественному изменению в речевом развитии детей,

Формированию их психических познавательных процессов,

Повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей в области

коррекционной педагогики

.

Литература:

1. Семаго М.М., Семаго Н.Я., Дробинская А.О. Организация деятельности

сиситемы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования. Аркти, 2019г.

2. Шипицина Л.М., Жданова М.А., Казакова Е.И. Психолого-педагогическое

консультирование и сопровождение развития ребенка. Пособие для учителя-

дефектолога. Владос, 2003 г.

3.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга /Под

общей ред. С. Г. Шевченко – М.: Школьная Пресса, 2005.

4.Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения

инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной,

М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.

5. Андреева И.В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом

сопровождении учащихся начальной школы: И.В. Андреева. – СПб.: 2004. – 152 с

6. Артамонова Е.Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на

основе операции структурирования: Е.Г. Артамонова. – М.: 2005. – 175 с.

7.Брагина

Е.И.

Использование

мнемотехнических

приемов

в

словарноорфографический работе в начальной школе / Е.И. Брагина. – Начальная

школа: плюс до и после. – М.: – 2008. – №9.– С. 1–3.

8.

Локалова

Н.П.

Как

помочь

слабоуспевающему

школьнику.

Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении

младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова.– М.:

Ось-89, 2007.– 127 с.

Спасибо, уважаемые коллеги, за внимание!

Желаю вам творческих успехов!



В раздел образования