Автор: Подшивалова Елена Васильевна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МКОУДО
Населённый пункт: город Катав-Ивановск, Челябинская область
Наименование материала: Разработка открытого урока
Тема: Работа над художественным образом музыкального произведения
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок
преподавателя МКОУДО «Катав-Ивановская ДШИ»
по классу аккордеона Подшиваловой Е.В.
с учащейся 8 класса Криушовой Ариной
Тема урока: Работа над художественным образом музыкального произведения.
Цель урока:
1. Познавательный аспект
Добиваться
осознанного
раскрытия
художественного
образа
произведения
посредством применения различных видов искусств (или поэзия или картины).
2. Развивающий аспект:
- Учить давать аргументированную оценку собственной игре на основе
предложенных вопросов;
- Продолжать развивать умение выделять главное в музыкальном тексте (фактура,
смена тонального плана, агогика, темпы) и находить способы убедительного
воплощения художественного образа.
3. Воспитывающий аспект:
Формировать настойчивость в достижении цели в процессе практической работы
над произведением.
Тип урока: Систематизация и обобщение полученных навыков.
Форма урока: индивидуальная.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично-
поисковые.
Оборудование: аккордеон для учащейся, пульт, 2 стула, ноты.
Иллюстративный ряд: картины и стихи.
Ход урока.
Педагог: Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Работа над художественным
образом музыкального произведения» на примере русской народной песни
«Утушка луговая» в обработке Евгения Выставкина. Произведение находится на
завершающей
стадии
изучения,
когда
обыгрывается,
уточняется
и
совершенствуется исполнительская практика.
Педагог: Арина, сыграй, пожалуйста, всю пьесу целиком.
Но перед исполнением, скажи, какое было твое домашнее задание? Чему ты
посвятила домашнюю работу?
Учащаяся: Домашнюю работу я посвятила более углубленному осмысливанию
художественного образа. Для более точного понимания, я обратилась к помощи
Интернета. Из Википедии я узнала, что в основе обработки р.н.п. «Утушка
луговая» лежит шуточная народная песня о молодой, веселой девушке-красавице,
которая гуляет по лесу, встречается с молодцами, поет песни. Различные
источники относят эту песню к числу плясовых и хороводных. Она могла
исполняться во время свадьбы. Утка, или утица, утушка – традиционный в
русском фольклоре образ девушки, молодой женщины, невесты. Я подобрала ряд
иллюстраций и стихов, которые, на мой взгляд, наиболее точно отражают
характер произведения.
Хочу дополнить, что данное произведение написано в форме вариаций Евгением
Выставкиным, талантливым аккордеонистом и композитором середины 20 века,
который работал концертмейстером в коллективе известной исполнительницы
русских песен Александры Стрельченко. Кстати, именно её исполнение «Утушки
луговой» навеяло композитору идею создания этих вариаций.
(Ученица исполняет пьесу)
Педагог: А теперь скажи, все ли у тебя получилось при проигрывании этого
произведения? И если нет, то, что именно не получилось и почему?
Ученица: отвечает
Педагог: Давай проведем работу над ошибками.
(Ведется работа над ошибками с использованием определенных упражнений.)
Предполагаемые вопросы педагога и ответы учащейся:
Педагог: Арина, прежде чем провести работу над ошибками ответь, каков
характер этой пьесы?
Учащаяся: Характер произведения игривый, плясовой, немного лукавый.
Педагог: Вначале ты определила форму этой пьесы. Что это за форма, в чем её
особенность?
Ученица: Пьеса написана в вариационной форме (от латинского- «изменять»).
Это форма, которая состоит из первоначального проведения темы и рядом её
изменённых повторений. В основу формы вариаций положены принципы повтора
и видоизменения.
Педагог: А скажи, пожалуйста, как ты думаешь, почему композитором выбрана
именно вариационная форма?
Ученица: Потому что вариационная форма как прием развития появилась в
народной музыке очень давно. Народные музыканты не знали нот, они играли по
слуху. Играть одно и то же было скучно, вот они и присочиняли что-нибудь к
знакомым мелодиям, прямо тут же, во время исполнения. Известно, что такое
сочинение «на ходу» называется импровизацией. Импровизируя, народные
музыканты сохраняли узнаваемые очертания основной темы, и получались
вариации. Только названия такого они ещё не знали: его придумали гораздо
позже профессиональные музыканты.
Педагог: А благодаря чему пьеса имеет танцевальный характер?
Ученица:
Танцевальность
придается
музыке,
благодаря
гомофонно-
гармонической
фактуре
изложения
музыкального
материала,
то
есть
аккомпанемент в партии левой руки представлен основным басом и готовым
аккордом, изложен восьмыми длительностями, которые исполняются штрихом
staccato(туше - «удар-отскок»), а это, на мой взгляд, придает аккомпанементу
плясовой характер. А плясовой аккомпанемет, в свою очередь, придает
оживленность мелодии. Мелодия удалая, задорная, с четким, упругим ритмом,
звучит весело.
Педагог: Хочу дополнить, что особое внимание следует уделить работе над
басовым изложением темы в до-минорной вариации, где явно прослеживается
мужской образ. При исполнении этого момента возникает техническая сложность,
которая заключается в наложении исполнения аккордов правой рукой на басовую
тему в левой руке. Аккомпанемент левой рукой исполняется разными способами,
в зависимости от характера музыкального материала: шестнадцатые в правой руке
сопровождаются исполнением аккомпанемента левой рукой на стаккато, а
изложение материала восьмыми длительностями (кантилены) поддерживается
более длинным аккомпанементом, приближенным к нон легато.
А как ты думаешь, Арина, что придает произведению особую красоту?
Учащаяся: Я думаю, что смена тонального плана особенно украшает сюжет
произведения,
потому
что
такое
изложение
музыкального
материала
способствует
выражению
многогранности
художественного
образа.
А
множество оттенков способствует как бы свежему восприятию уже знакомой
темы. И ещё мне хочется отметить, что важное значение в «Утушке луговой»
имеет темп, так как он напрямую связан с вокальной природой пьесы.
Постепенное ускорение темпа придает произведению зажигательный характер.
А
оживление
ритма
происходит в
виде
восьмых
и
шестнадцатых
длительностей. Это особенность русской мелодики.
Педагог: А сейчас вернемся к тем местам, которые не совсем удались при
первом проигрывании пьесы.
(Работаем над проблемными местами, используя определенные упражнения).
Педагог: Арина, а теперь, обобщая все, что ты ранее говорила, ответь на главный
вопрос, через что мы достигаем художественный образ в этом произведении?
Учащаяся: Через форму, агогику, смену тонального плана, смену темпов, через
фактуру изложения музыкального материала, через интонирование мелодии. Так
как особенностью русской народной песни является параллель с природой, с
характерной широкой распевной мелодией, которая может развиваться плавно и
скачкообразно. Смена тонального плана через сочетание мажора и минора
является типичным для русских народных песен. Пьеса начинается в соль миноре
(по Геварту – поэтический характер), заканчивается в ля миноре (легкий), на
протяжении всего произведения происходят постоянные отклонения в другие
тональности, а именно в до минор (патетический), потом в соль минор, затем в
ре минор (мужественный), далее в ля минор.
А
еще, для
более углубленного
понимания художественного образа
я
использовала
смежные
виды
искусства:
поэтические
и
иллюстративные
сравнения.
Например, к вступлению очень хорошо подходят следующие строки:
Русская красавица,
Как же хороша!
Счастьем улыбается
У тебя душа.
Русская красавица,
Нет тебя милей!
Ищут – зря стараются,
По земле по всей.
К первой вариации мне кажется, подходят такие слова:
Гуляла девушка в лесу
Погожим утром ранним.
Сбивала прутиком росу
На ягодной поляне,
Венки пахучие плела
Да землянику ела…
Гуляла девушка в лесу
И потихоньку пела…
На вторую вариацию очень удачно легли вот эти строки:
Но пел гусляр былину, где от избытка чувств
Микула сошку кинул за тот ракитов куст.
Здесь горьки слёзы лили вдова и сирота.
Невесту обводили вкруг этого куста.
Высокая осока под тем кустом росла,
И луговая утушка всю ночку в ней спала.
Третья вариация ассоциируется со следующим образом:
К красной девице-лебедушке
Быстрокрылый сокол сватался
Ясный сокол – добрый молодец.
А к последней вариации, финальной массовой пляске, на мой взгляд, очень хорошо
подходят вот эти строки:
Ты, звонарь-пономарь, не кемарь,
Звонкий колокол раскочегаривай!
Ты, очнись, встрепенись, гармонист,
Переливами щедро одаривай!
Мы беду навек спровадили,
В грудь ей вбили кол осиновый.
Перебор сегодня свадебный,
Звон над городом - малиновый.
Наша свадьба - не конец
Дельцу пустяковому:
Делу доброму венец,
Да начало новому!
Педагог: И в заключение урока я предлагаю тебе сыграть все произведение
целиком с учетом всего прозвучавшего ранее. Настройся, подумай, вспомни все, о
чем мы говорили, и исполни эту пьесу выразительно, воплотив все твои
ассоциации, раскрывая художественный образ.
(Ученица играет)
Подводя итог нашему уроку, я предлагаю тебе, Арина, в процессе домашней
работы над этим произведением очень внимательно проработать места, которые
вызывают у тебя технические затруднения по образцу сегодняшней работы и,
конечно
же,
продолжай
работу
над
более
глубоким
осмыслением
художественного образа.
На этом наш урок окончен. Спасибо всем за внимание! Спасибо и тебе, Арина, за
активную работу на уроке!