Напоминание

Работа над художественным образом музыкального произведения


Автор: Подшивалова Елена Васильевна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МКОУДО
Населённый пункт: город Катав-Ивановск, Челябинская область
Наименование материала: Разработка открытого урока
Тема: Работа над художественным образом музыкального произведения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок

преподавателя МКОУДО «Катав-Ивановская ДШИ»

по классу аккордеона Подшиваловой Е.В.

с учащейся 8 класса Криушовой Ариной

Тема урока: Работа над художественным образом музыкального произведения.

Цель урока:

1. Познавательный аспект

Добиваться

осознанного

раскрытия

художественного

образа

произведения

посредством применения различных видов искусств (или поэзия или картины).

2. Развивающий аспект:

- Учить давать аргументированную оценку собственной игре на основе

предложенных вопросов;

- Продолжать развивать умение выделять главное в музыкальном тексте (фактура,

смена тонального плана, агогика, темпы) и находить способы убедительного

воплощения художественного образа.

3. Воспитывающий аспект:

Формировать настойчивость в достижении цели в процессе практической работы

над произведением.

Тип урока: Систематизация и обобщение полученных навыков.

Форма урока: индивидуальная.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично-

поисковые.

Оборудование: аккордеон для учащейся, пульт, 2 стула, ноты.

Иллюстративный ряд: картины и стихи.

Ход урока.

Педагог: Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Работа над художественным

образом музыкального произведения» на примере русской народной песни

«Утушка луговая» в обработке Евгения Выставкина. Произведение находится на

завершающей

стадии

изучения,

когда

обыгрывается,

уточняется

и

совершенствуется исполнительская практика.

Педагог: Арина, сыграй, пожалуйста, всю пьесу целиком.

Но перед исполнением, скажи, какое было твое домашнее задание? Чему ты

посвятила домашнюю работу?

Учащаяся: Домашнюю работу я посвятила более углубленному осмысливанию

художественного образа. Для более точного понимания, я обратилась к помощи

Интернета. Из Википедии я узнала, что в основе обработки р.н.п. «Утушка

луговая» лежит шуточная народная песня о молодой, веселой девушке-красавице,

которая гуляет по лесу, встречается с молодцами, поет песни. Различные

источники относят эту песню к числу плясовых и хороводных. Она могла

исполняться во время свадьбы. Утка, или утица, утушка – традиционный в

русском фольклоре образ девушки, молодой женщины, невесты. Я подобрала ряд

иллюстраций и стихов, которые, на мой взгляд, наиболее точно отражают

характер произведения.

Хочу дополнить, что данное произведение написано в форме вариаций Евгением

Выставкиным, талантливым аккордеонистом и композитором середины 20 века,

который работал концертмейстером в коллективе известной исполнительницы

русских песен Александры Стрельченко. Кстати, именно её исполнение «Утушки

луговой» навеяло композитору идею создания этих вариаций.

(Ученица исполняет пьесу)

Педагог: А теперь скажи, все ли у тебя получилось при проигрывании этого

произведения? И если нет, то, что именно не получилось и почему?

Ученица: отвечает

Педагог: Давай проведем работу над ошибками.

(Ведется работа над ошибками с использованием определенных упражнений.)

Предполагаемые вопросы педагога и ответы учащейся:

Педагог: Арина, прежде чем провести работу над ошибками ответь, каков

характер этой пьесы?

Учащаяся: Характер произведения игривый, плясовой, немного лукавый.

Педагог: Вначале ты определила форму этой пьесы. Что это за форма, в чем её

особенность?

Ученица: Пьеса написана в вариационной форме (от латинского- «изменять»).

Это форма, которая состоит из первоначального проведения темы и рядом её

изменённых повторений. В основу формы вариаций положены принципы повтора

и видоизменения.

Педагог: А скажи, пожалуйста, как ты думаешь, почему композитором выбрана

именно вариационная форма?

Ученица: Потому что вариационная форма как прием развития появилась в

народной музыке очень давно. Народные музыканты не знали нот, они играли по

слуху. Играть одно и то же было скучно, вот они и присочиняли что-нибудь к

знакомым мелодиям, прямо тут же, во время исполнения. Известно, что такое

сочинение «на ходу» называется импровизацией. Импровизируя, народные

музыканты сохраняли узнаваемые очертания основной темы, и получались

вариации. Только названия такого они ещё не знали: его придумали гораздо

позже профессиональные музыканты.

Педагог: А благодаря чему пьеса имеет танцевальный характер?

Ученица:

Танцевальность

придается

музыке,

благодаря

гомофонно-

гармонической

фактуре

изложения

музыкального

материала,

то

есть

аккомпанемент в партии левой руки представлен основным басом и готовым

аккордом, изложен восьмыми длительностями, которые исполняются штрихом

staccato(туше - «удар-отскок»), а это, на мой взгляд, придает аккомпанементу

плясовой характер. А плясовой аккомпанемет, в свою очередь, придает

оживленность мелодии. Мелодия удалая, задорная, с четким, упругим ритмом,

звучит весело.

Педагог: Хочу дополнить, что особое внимание следует уделить работе над

басовым изложением темы в до-минорной вариации, где явно прослеживается

мужской образ. При исполнении этого момента возникает техническая сложность,

которая заключается в наложении исполнения аккордов правой рукой на басовую

тему в левой руке. Аккомпанемент левой рукой исполняется разными способами,

в зависимости от характера музыкального материала: шестнадцатые в правой руке

сопровождаются исполнением аккомпанемента левой рукой на стаккато, а

изложение материала восьмыми длительностями (кантилены) поддерживается

более длинным аккомпанементом, приближенным к нон легато.

А как ты думаешь, Арина, что придает произведению особую красоту?

Учащаяся: Я думаю, что смена тонального плана особенно украшает сюжет

произведения,

потому

что

такое

изложение

музыкального

материала

способствует

выражению

многогранности

художественного

образа.

А

множество оттенков способствует как бы свежему восприятию уже знакомой

темы. И ещё мне хочется отметить, что важное значение в «Утушке луговой»

имеет темп, так как он напрямую связан с вокальной природой пьесы.

Постепенное ускорение темпа придает произведению зажигательный характер.

А

оживление

ритма

происходит в

виде

восьмых

и

шестнадцатых

длительностей. Это особенность русской мелодики.

Педагог: А сейчас вернемся к тем местам, которые не совсем удались при

первом проигрывании пьесы.

(Работаем над проблемными местами, используя определенные упражнения).

Педагог: Арина, а теперь, обобщая все, что ты ранее говорила, ответь на главный

вопрос, через что мы достигаем художественный образ в этом произведении?

Учащаяся: Через форму, агогику, смену тонального плана, смену темпов, через

фактуру изложения музыкального материала, через интонирование мелодии. Так

как особенностью русской народной песни является параллель с природой, с

характерной широкой распевной мелодией, которая может развиваться плавно и

скачкообразно. Смена тонального плана через сочетание мажора и минора

является типичным для русских народных песен. Пьеса начинается в соль миноре

(по Геварту – поэтический характер), заканчивается в ля миноре (легкий), на

протяжении всего произведения происходят постоянные отклонения в другие

тональности, а именно в до минор (патетический), потом в соль минор, затем в

ре минор (мужественный), далее в ля минор.

А

еще, для

более углубленного

понимания художественного образа

я

использовала

смежные

виды

искусства:

поэтические

и

иллюстративные

сравнения.

Например, к вступлению очень хорошо подходят следующие строки:

Русская красавица,

Как же хороша!

Счастьем улыбается

У тебя душа.

Русская красавица,

Нет тебя милей!

Ищут – зря стараются,

По земле по всей.

К первой вариации мне кажется, подходят такие слова:

Гуляла девушка в лесу

Погожим утром ранним.

Сбивала прутиком росу

На ягодной поляне,

Венки пахучие плела

Да землянику ела…

Гуляла девушка в лесу

И потихоньку пела…

На вторую вариацию очень удачно легли вот эти строки:

Но пел гусляр былину, где от избытка чувств

Микула сошку кинул за тот ракитов куст.

Здесь горьки слёзы лили вдова и сирота.

Невесту обводили вкруг этого куста.

Высокая осока под тем кустом росла,

И луговая утушка всю ночку в ней спала.

Третья вариация ассоциируется со следующим образом:

К красной девице-лебедушке

Быстрокрылый сокол сватался

Ясный сокол – добрый молодец.

А к последней вариации, финальной массовой пляске, на мой взгляд, очень хорошо

подходят вот эти строки:

Ты, звонарь-пономарь, не кемарь,

Звонкий колокол раскочегаривай!

Ты, очнись, встрепенись, гармонист,

Переливами щедро одаривай!

Мы беду навек спровадили,

В грудь ей вбили кол осиновый.

Перебор сегодня свадебный,

Звон над городом - малиновый.

Наша свадьба - не конец

Дельцу пустяковому:

Делу доброму венец,

Да начало новому!

Педагог: И в заключение урока я предлагаю тебе сыграть все произведение

целиком с учетом всего прозвучавшего ранее. Настройся, подумай, вспомни все, о

чем мы говорили, и исполни эту пьесу выразительно, воплотив все твои

ассоциации, раскрывая художественный образ.

(Ученица играет)

Подводя итог нашему уроку, я предлагаю тебе, Арина, в процессе домашней

работы над этим произведением очень внимательно проработать места, которые

вызывают у тебя технические затруднения по образцу сегодняшней работы и,

конечно

же,

продолжай

работу

над

более

глубоким

осмыслением

художественного образа.

На этом наш урок окончен. Спасибо всем за внимание! Спасибо и тебе, Арина, за

активную работу на уроке!



В раздел образования