Напоминание

Психологический комфорт на занятиях ритмики как условие развития учащихся


Автор: Султанова Эльвира Винеровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г. Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психологический комфорт на занятиях ритмики как условие развития учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительно образования «Центр

искусств» городского округа город Салават Республики Башкортостан

Выступление на педагогическом совете

Тема доклада: Психологический комфорт на занятиях ритмики

как условие развития учащихся

Выполнила Султанова

Эльвира Винеровна

педагог дополнительного

образования МБУДО «Центр

искусств»

г. Салават

2021

В современном образовательном учреждении учащиеся и педагоги

находятся в течение долгого времени, большая часть которого посвящена

занятиям. Поэтому является важным, в какой степени условия на занятиях

обеспечивают учащимся комфортное состояние.

Слово «комфорт» было заимствовано из английского языка. На

русский

язык

оно

переводится

как

«поддержка,

укрепление»

(из

«Этимологического словаря русского языка» Н.М. Шанского).

«Толковый словарь» С.И. Ожегова данное слово интерпретирует

более расширенно: «окружающие условия жизни, обстановка, которые

обеспечивают человеку удобство, спокойствие и уют». Значит, можно

сделать вывод, что психологический комфорт – это условия жизни, при

которых человек чувствует себя спокойно,

у него нет необходимости

защищаться.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного

развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только

местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления,

питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей.

Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного

социально-психологического климата в образовательном учреждении.

Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой

атмосферы, которая позволила бы учащимся, чувствовать себя раскованно,

«как дома».

В каких случаях учащимся на занятии некомфортно? Во-первых,

когда они испытывают неуверенность в себе, есть трудности, связанные с

переключением

на

разные

виды

деятельности,

когда

есть

высокая

потребность во внимании. Поэтому при планировании занятий ритмики я

учитываю необходимость создания ситуации успеха, выбор наиболее

подходящего

стиля

общения,

выбор

соответствующего

музыкального

сопровождения на определенном этапе занятия. Давайте рассмотрим эти

моменты подробнее.

Прежде всего, воспитание и обучение – это коммуникационные

процессы, в основе которых лежит общение. Взаимоотношения педагога с

детьми – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как педагог

относится к работе, как разговаривает с учащимися, с их родителями,

радуется ли он успехам

и как он радуется, как он выражает свои

эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое

сказывается на взаимоотношениях. Важны межличностные контакты не

только между педагогом и учащимися, но также между детьми. Если педагог

называет по имени каждого ребенка, проявляет интерес, демонстрирует

симпатию и расположенность, то на занятии

рождается

атмосфера

взаимоуважения.

На

своих

занятиях

я

использую

игру,

которая

называется

«Комплименты», в которой учащиеся делают комплимент своему партнеру

(или любому другому участнику игры, если дети расположены по кругу).

Игра помогает установлению и удержанию

контакта, как результат –

достижение состояния готовности к общению; способствует установлению

благоприятного климата для дальнейшей коммуникации. Комплимент может

быть направлен и на внешнее, и на внутреннее достоинство учащегося, и на

деятельность, на успешность выполнения задания педагога. Важно учить

отвечать на комплименты, благодарить и давать ответный.

Для установления эмоционального контакта в начале занятия я

провожу игру «А что у вас?», в процессе которой учащиеся передают по

кругу предмет и высказываются о своем настроении, о том, что видят, о

своем физическом или эмоциональном состоянии, о чувствах. Можно

разнообразить эту игру, используя пантомиму. Такое упражнение может

быть использовано и в качестве рефлексивного в завершающей части

занятия.

Нельзя не сказать несколько слов о музыке как о составляющей

психологического

климата

на

наших

занятиях.

Музыкальное

сопровождение на занятиях ритмикой и бальным танцем служит одним из

основных вспомогательных моментов, с помощью которых значительно

повышается эмоциональное состояние занимающихся, сохраняется высокая

работоспособность на протяжении всего урока. Музыка – это источник

детской радости, сила ее заключается в том, что она передает смену

настроения и чувств, переживаний. В целом, правильно подобранная музыка

на

занятиях

оказывает

положительное

воздействие

на

человеческий

организм.

Огромную долю положительных эмоций

и

мотивации получают

учащиеся, когда для них организована ситуация успеха. Использование

ситуации успеха помогает детям почувствовать уверенность в своих силах,

появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, еще раз

пережить радость от успеха. Положительные эмоции создают ощущение

внутреннего благополучия. Выступления на концертных площадках школы,

города и участие в республиканских и всероссийских конкурсах несомненно

придают важность их обучению бальным танцам и повышают самооценку

учащихся.

Таким образом поощрение, выражение надежды на достижение

лучшего результата создают для обучающихся ситуацию успеха. При таком

стиле взаимоотношений дети верят, что педагог готов помочь им, радуется

их успехам. Предупреждение возможных неудач в процессе работы помогает

снять страх предстоящей деятельности, рождает уверенность учащихся в

достижении самых высоких результатов.



В раздел образования