Ершова Оксана Александровна,
педагог-психолог МБОУ «СОШ № 1»
п. Ханымей Пуровского района
Эссе на тему «Миссия педагога-психолога»
Я с солнца сбрасываю полог,
Я утро начинаю здесь.
Моя профессия – психолог,
Или призванье это есть?
Я здесь касаюсь откровенья,
Я здесь ступаю не спеша.
Моя профессия – доверье,
Мое призвание – душа.
В ней все – серьезность и ирония,
Вершин триумф, игра теней.
Моя профессия – гармония,
Мое призванье – верность ей.
О.А.Коваль
Мой путь в психологию начался в 1993 году, когда я выпускница 11 класса встала
на пороге выбора «Кем быть?». И как говорится:
"Любят не за что-то, а вопреки", и
вопреки тому, что я была замкнутой трусихой,
не умеющей общаться,
я решила
поступать в педагогический институт. В 1993 на факультете «Дошкольной педагогики и
психологии» Шадринского Государственного Педагогического
Института впервые был
набор на специальность «педагог-психолог».Меня всегда привлекала психология!
Помнится мне один случай, тогда я была еще совсем ребенком, к
прабабушке
Марине
пришла
женщина,
было
время
летних
каникул
-
и
наше
многочисленное
семейство все было в деревне; нас детей попросили выйти, вышли и взрослые. На
вопросы детей, почему пришла женщина, а что там будет происходить, мы получили
короткий ответ: «Мудростью делиться». Этот ответ вызвал у меня еще больше вопросов, и
через какое-то время я их задала своей прабабушке, конечно деревенская женщина и
понятия не имела о психологии, но то что я от нее услышала, имело самое прямое к ней
отношение:
-Вот ты думаешь, Оксана, почему у соседского мальчика Пашки, все штаны в
заплатках, да потому что он специально их рвет! Он рвет, мать зашивает! Пока зашивает,
рядом сидят – разговоры ведут!
- А зачем рвет – удивлялась я, - ведь можно просто так поговорить.
- Нет, просто так не получается, в деревне вон сколько работы, когда ей беседы
вести! Да и муж пьет! Вот Пашка и шалит так, рядом с матерью побыть хочется.
- А отец у Пашки, не просто так пьет, его родители в детстве, как баловали, от всех
проблем укрывали, а взрослая жизнь суровая. Вот столкнулся с проблемами, а решать их
не умеет, родители не научили, проще водку пить!
-
Вон
мужик
идет,
видишь,
руками
в
разные
стороны
машет,
шаг
быстрый,
стремительный, на лицо маску зверя нацепил, опять его жене достанется!
- А эта все в землю смотрит, ни когда глаз не подымет, видно виновата перед кем-
то!
- Идут парочка, слав Богу, вместе, я уж думала, не получится у них ни чего.
Молодые оба, горячие – дров наломали, семья-то «на обрыве стояла», а сейчас глянь
брюхатая уж! (И ведь до сих пор живут, трое детей родили, пятеро внуков, а бабушку
Марину, при встрече всегда добрым словом вспоминают.)
Пока жива была бабушка, она мне много интересного рассказывала: как замечала
все,
как
наблюдала,
как
в
беседе
с
людьми,
позволяла
им
со
стороны
на
себя
посмотреть….
И когда я узнала о наборе групп по психологии, как будто что-то толкнуло – хочу!
Профессия тогда ещё новая, непонятная, но спасибо родителя они мой выбор одобрили и
поддержали. Когда началась учеба, я твердо понимала – я хочу, это мое.
Учиться было не сложно, потому что все было интересно, но большой сложность
для меня было выступать на семинарах, все новые, не знакомые – домашнее задание
выучу, а рассказать на публике не могу. И тогда я придумала себе задание, пока добираюсь
до общежития у встречных людей, спрашивать «Который час?», вначале спрашивала, у тех
кто на меня производил хорошее впечатление, потом у тех кто мне был не приятен, через
какое-то время поняла, что уже не боюсь! Стала придумывать новые испытания для себя,
и
когда
добивалась
того
к
чему
стремилась,
получала
удовлетворение.
Последним
испытанием в конце 1 курса был поход на рынок, я себе поставила целью устроить торг,
когда шла, волновалась как перед экзаменом, у меня получилось. Если просить чтобы
меня
охарактеризовали
одноклассники
и
однокурсники
–
характеристики
получатся
разными!
В свободное время читала книги по психологии, которые удавалось найти. Когда
пришло
время
практики,
стало
ещё
интереснее.
Мне
нравилось
общаться
с
детьми,
выявлять их способности, видеть, как загорается интерес в глазах при решении сложной
диагностической задачи!
Когда окончила ВУЗ, не сомневалась ни капли – психологом в школу! В начале
своего профессионального пути, придя работать в школу, я столкнулась с
настороженностью педагогов и родителей по отношению к новому специалисту, без
которого «раньше как-то обходились».
Всю психологическую деятельность в течение первых 2-х лет можно назвать
«методом проб и ошибок» и заключалась она в метании между разными направлениями и
формами работы, в определении своего места в педагогическом коллективе, в завоевании
авторитета у детей, родителей. На протяжении своей профессиональной жизни, наверное,
как любой человек, занимающийся каким-то новым направлением деятельности, а
психология в образовании на тот период была именно таким направлением, я несколько
раз меняла свое отношение к тому, чем я занимаюсь, чем теперь уже живу. Иногда
наступало удовлетворение от того, что получилось, иногда – разочарование от ошибок и
своей несостоятельности. А хотелось всего и сразу.
Со временем появился опыт, оттачивалось мастерство. В это время я стала замечать,
что профессиональный рост оказывает влияние и наличную жизнь. Мне стало легче
общаться с родными, из «психолога-теоретика», я превратилась в «практика» став мамой.
Не за горами подростковый возраст моей дочери, очень верю в то, что знание возрастных
особенностей поможет нашей семье безболезненно пережить переходный период в ее
жизни.
Психология прочно вошла в мою жизнь, благодаря данной профессии я изменила
взгляд на многие события моей жизни. Как говорил Дейл Карнеги, «если жизнь
преподнесла вам лимон, сделайте из него лимонад». Конечно, найти что-то хорошее в
горе, просто невозможно. Но только тогда, когда мы переживаем какие-либо несчастья, мы
осознаем цену отношениям, жизни. Думаю, что главное не избегать неприятностей.
Несмотря на сильные удары судьбы, уметь продолжать жить, учиться, работать, познавать
новое, рисковать и, конечно, помогать другим. Если мы будем постоянно подбадривать
друг друга, будем чаще говорить друг другу теплые слова, то этот мир не будет таким уж
мрачным и холодным, как кажется.
В настоящем моей профессии я чувствую себя уверенно, я ощущаю нужность и
необходимость своей работы для родителей, детей, педагогов. При этом стараюсь
оставаться собой, ценить свою индивидуальность, давать себе право на ошибку. Я,
прежде всего человек, а потом уже психолог! Жить в режиме безотказной скорой помощи
всё-таки нельзя. Если человек постоянно остается только в профессиональных рамках, он
делает невыносимой как свою жизнь, так и жизнь своих близких. От безупречной
наблюдательности, проницательности и "правильности" иногда всё же хочется отдыхать.
Чтобы не навредить другим, психологу нужно самому постоянно повышать свою
профессиональную компетентность, быть эрудированным, иметь терпение, выдержу, а
самое главное - это уметь любить, понимать и прощать.
Подарить радость детства, сделать счастливым ребенка, чтобы он смог прожить
настоящую, полноценную жизнь, может только счастливый взрослый. Ведь каждый из нас
«ребенок в душе». Взрослым нужно помочь решить их «недетские проблемы» из детства,
пережить психологические травмы, которые им были нанесены, когда они сами были
детьми. А все это из-за психологической безграмотности нашего общества. Значит ее
необходимо постоянно повышать, объяснять людям, что в основе всего лежит доброта,
основанная на любви, вере и надежде.
Рассуждая о настоящем моей профессии, вспоминая процесс становления и
приобретения опыта, понимаю, что пройден немалый путь. И еще немалый путь впереди!
В будущем!
Будущее… Что есть будущее?! Это настоящее, которое наступит через час, день,
месяц, пять лет…….