Напоминание

Специфика организации образовательной деятельности по авторской образовательной многоуровневой программе "Мы здоровы".


Автор: Смольянинов Виктор Викторович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Набережные Челны "Детская школа хореографического искусства №17"
Населённый пункт: город Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Специфика организации образовательной деятельности по авторской образовательной многоуровневой программе "Мы здоровы".
Раздел: дополнительное образование





Назад





Специфика организации образовательной деятельности по авторской

образовательной многоуровневой программе «Мы здоровы».
Виктор Викторович Смольянинов, преподаватель высшей квалификационной категории муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Набережные Челны «Детская школа хореографического искусства №17» Работа в системе дополнительного образования позволяет решать самые различные образовательные задачи и основной является задача сохранения и укрепления здоровья учеников, повышение их работоспособности и стрессоустойчивости. Сохранение и повышение уровня здоровья не только способствует непрерывности в получении знаний и систематичности в восприятии изучаемого материала, но и значительно увеличивает работоспособность во время занятий, психическую устойчивость во время участия в конкурсах и мероприятиях. Для усиления оздоровительного влияния занятий была разработана программа сочетающая элементы спортивной акробатики и восточных оздоровительных практик. В содержании программы «Мы здоровы», есть два основных раздела: спортивно-педагогический и оздоровительно-развивающий. Спортивный раздел содержит общеразвивающие и акробатические упражнения, специально отобранные для гармоничного физического развития и использования в хореографических постановках. Оздоровительный раздел состоит из элементов йоги (позы и дыхание), тай чи (пластика и ощущение центров тяжести и центров движений) и цигун (энергетические ощущения и образы). Систематическая практика оздоровительного раздела из вспомогательного может превратить его в основной, для каждого отдельного ученика, особенно для детей, не имеющих хореографических данных или с ограничениями по здоровью или мотивации. Основными целями программы являются: - формирование социальной и познавательной мотивации у дошкольников и детей младшего школьного возраста к занятиям гимнастикой и хореографией; - формирование волевых, интеллектуальных и нравственных черт личности учащихся через выявление способностей, укрепление здоровья, посредством занятий оздоровительной гимнастикой и акробатикой; - максимально возможное развитие физических качеств и устойчивого двигательного навыка учащихся в основных акробатических упражнениях; - формирование ответственности, нравственности и мировоззрения. Для реализации программы необходимо соблюдение следующих условий: - ежегодное перспективное планирование календаря участия в конкурсах и массовых мероприятиях, учебно-тренировочного процесса и тестирования для гармонизации физической и психологической нагрузки на учащихся (волнообразность, принцип маятника); - оборудование и гигиеническое состояние зала для занятий (проветривание, чистота, форма); - высокая посещаемость и работоспособность в учебно-тренировочных группах (благоприятный психологический климат, открытость и взаимопомощь); - целеустремлённость и мотивация на саморазвитие и повышение личного уровня подготовленности и ответственности.
Занятия по программе проводятся в урочном групповом и тренировочном групповом и персональном режиме занятий. Все упражнения, имеющие техническую, физическую или психологическую сложность, выполняются в микрогруппах (от 2 до 6 человек). Наличие в программе игровых и соревновательных упражнений позволяет регулировать уровень психической напряжённости в отдельных занятиях и микроциклах, моделируя конкурсную нагрузку (соревновательные упражнения приучают детей работать в полную силу, выкладываться как в отдельных движениях, так и в комплексах упражнений, развивают морально-волевые качества, а игровые упражнения дают эмоциональную разгрузку при значительной физической работе и если игровые движения соответствуют изучаемым, то происходит качественное закрепление). В отличии от спортивной акробатической тренировки, при работе по программе значение мировоззренческой интеллектуальной подготовки и психотренинга выше, чем атлетической и тактико-технической подготовки. От оздоровительного восточного тренинга занятия отличаются наличием контрольно-тестовых составляющих (оперативное и итоговое тестирование). Но основной специфичный организационный момент это осознанное применение трансовой работы с сознанием и наличие специальных корректирующих пауз в процессе занятия. Большинство хореографов и других педагогов использует трансовые методики ежедневно (часто не подозревая об этом). Читая или наблюдая за занятиями цигун (или уроками хореографии мастеров мирового уровня, а так же профессиональных педагогов практически любой специализации) мы увидим определённую похожесть, которая и является системой вхождения в изменённое состояние сознания: 1 – «ритуальное» начало и окончание занятия - (
поклон
); 2 – строгая последовательность выполняемых упражнений – (
экзерсис
); 3 – жёсткая регламентированность и дисциплина во время занятий – (
точность позы, дисциплина, сценическая культура
); 4 – регулярность занятий – суточное и недельное наполнение специфичной, сознательно выбранной деятельностью – (
расписание, ежедневный класс
); 5 – создание ритмо-звукового и дыхательного оформления движения – (
подбор

музыки

и

качество

аккомпанемента,

соответствие

выполняемым

движениям
); 6 – идеальный показ – (
технично, точно, законченно и с ярко выраженным

отношением педагога
). Результативность и качество работы на прямую зависят от систематичного соблюдения данных принципов в организации занятий. Продолжительное (от пяти месяцев до нескольких лет) использование данных методов и принципов в занятиях приучает учеников к работе в изменённом состоянии сознании, что позволяет значительно повысить функциональные возможности организма, перестраивать тело учеников (часто - вопреки семейной наследственности) и развить некоторые особые возможности человека (предрасположенность к которым в человеке заложена). Особое значение имеют: точное обозначение входа и выхода из трансового состояния – ритуалы и строгая дисциплина исключат неконтролируемые «выпадания» из обычного состояния сознания или их перемешивания, регулярно сть занятий, ко н т р ол ь
продолжительности занятий и доступная функциональная и психологическая сложность влияют на устойчивость сознания и быстроту смены сознания. Особое значение имеют рабочие паузы: 1 – для регулирования физической нагрузки в процессе занятия, создания оптимальных условий для повышения уровня внимания и запоминания; 2 – для самостоятельной отработки движений, или совершенствования физических качеств (чаще всего гибкости, силы и прыгучести); 3 – для включения «памяти тела» (в отличие от «мышечной памяти» которая включается в процессе многократного выполнения движения без психической нагрузки), которая характеризуется привязкой движения к ситуации и сопутствующим факторам (музыка, групповое взаимодействие, сопротивление опоры при отталкивании, ритм движения и др.); 4 – образное программирование учащихся на улучшение физических данных и эмоциональную корректировку состояния и действий, характерный окрас техники; 5 – выполнение дыхательно-энергетических упражнений, для поддержания или изменения состояния сознания или психики. Таким образом, специфичность работы по авторской программе «Мы здоровы» состоит в нацеленности на ликвидацию разрыва между одарённостью, в сфере хореографии это называется танцевальность, и отсутствием каких-либо специфических качеств психо-физиологического характера: гибкость позвоночника, выворотность, подъём, шаг, эмоциональность, темперамент. В заключение необходимо уточнить, что именно система дополнительного образования является решающим фактором реализации одарённых детей. Хореографией можно заниматься в учреждениях относящихся к культуре, молодёжной работе, спорту, образованию и дополнительному образованию. Учреждения относящиеся к культуре чаще всего принимают выпускников профессиональных образовательных учреждений, а детские студии при них, служат для профориентации. Работа учреждений по массовой молодёжной работе носит досуговый характер, не ставящий целей развития профессиональных качеств. Спортивная хореография носит узко подчинённый характер и собственно хореографией не является, так как итоговый продукт (танцевальные номера) достигается средствами спортивно-циркового искусства и не имеет хореографической выразительности и смысловой наполненности (на серьёзных конкурсах такие номера выделялись в номинацию «Шоу»). Учреждения, относящиеся к образованию, работают в жестких рамках профессиональных требований (особенно прикреплённые к конкретным театрам, гос. ансамблям, или коллективам). Жесткий контроль антропометрических параметров при приёме и переводе на основное обучение в лучшем случае заканчивается сменой учебного заведения, а в худшем – отчислением. Природная танцевальность редко побеждает оправданный консерватизм подкреплённый главенствующим бюрократизмом. Учреждения дополнительного образования имеют возможность заниматься развитием и реализацией одарённых детей. При наборе (в 4-5 лет) антропометрический фактор не является решающим, при системной, интенсивной и систематической работе генотип, также, можно подавлять, навыки концентрации и релаксации в сочетании с культурой тела производит психо-эмоциональные изменения. Возможность и необходимость достижения высокого уровня конкретных танцевальных номеров (для участия в конкурсах) диктует набор высокоэффективных
методик, которые стремится использовать каждый педагог. Свободный выбор используемых методов при составлении рабочих программ даёт возможность добиваться максимальной индивидуализации результатов учебного процесса. Список литературы 1 Акробатика, ФИС, Е.Г.Соколов,1973 2 Анцупов Е.А. Акробатика для всех. Воронеж 1984. с.28. 3 Вингородский Б.Б. Управление дыханием - ЦИ в шаолиньской традиции. М. ЦИОСДВ 1990. с.58. 4 Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. М. ВЛАДОС 1999. с.608. 5 Зуев Е. И. Волшебная сила растяжки. М. Советский спорт. 1990. с.64. 6 Коркин В.П. Спортивная акробатика. М. Ф.и С. 1981. с.238. 7 Коркин В.П. Акробатика. М. Ф.и С. 1983. с.127. 8 Красулин И. А. Жесткий цигун. М. Энергоатомиздат. 1994. с.152. 9 Лечебная физическая культура, ВЛАДОС, В.И.Дубровский, 1999 10 Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М. Ф.и С. 1977. с.271. 11 Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7лет). М. ВЛАДОС 2003. с.128. 12 Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. М. Ф.и С. 1987. с.336. 13 Смолевский В.М. Вольные упражнения мужчин. М. Ф.и С. 1976. с.103. 14 Тай-цзи цюань, ФАИР-ПРЕСС, Вон Кью-Кит,1998. 15 Хван Ю. Методики пробуждения энергии д ы ха н и я . С П б . П р а й м - ЕВРОЗНАК.2007.с.114 16 Чжоу Цзунхуа. Дао Тайдзи-цюаня. К. «София» 1995. с.352.


В раздел образования