Напоминание

Творческая деятельность в технологии бумагопластики


Автор: Хусаинова Фанзиля Файзулхаковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №145
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Творческая деятельность в технологии бумагопластики
Дата публикации: 03.10.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Хусаинова Фанзиля Файзулхаковна

Воспитатель МАДОУ №145 города Казани

Статья

на

тему:

«Творческая

деятельность

в

технологии

бумагопластики в ДОУ».

Данная тема является моей инновационной деятельностью. Мною составлен

план творческих занятий по освоению новых технологий бумагопластики.

Инновационные

технологии

в

дошкольном

образовании.

Инновации

определяют

новые

методы,

формы,

средства,

технологии,

использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность

ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо

изменять

процессы

воспитания

и

обучения,

либо

совершенствовать.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы

новые

типы,

виды

и

профили

дошкольных

учреждений,

новые

образовательные

программы,

позволяющие

обеспечить

вариативность

воспитательно-образовательного

процесса,

ориентированного

на

индивидуальность

ребенка

и

запросы

его

семьи.

Данная

программа

разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования,

которые заключаются в следующем: Воспитание и развитие качеств личности;

Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических

особенностей

детей;

Разнообразие

организационных

форм

и

учет

индивидуальных особенностей каждого ребенка, обеспечивающих рост

творческого

потенциала,

познавательных

мотивов,

обогащение

форм

взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

Традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении

процесса изготовления каждой конкретной творческой работы. В результате у

детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить

образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого,

что не

способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования

творческого характера. К сожалению, в практике почти совсем не используются

такие простые технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание. Вместе с

тем именно эти технологии позволяют ребенку не только познать в процессе

экспериментирования многообразие свойств бумаги, но и самостоятельно строить

образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого. Поэтому

использование такой простой техники с самого начала обучения детей способствует

инициативному освоению ими конструирования как средства самовыражения и

создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности.

Бумажная пластика заключается в создании огромного разнообразия поделок (по

тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм,

которые делают сами дети. Я заинтересовалась данной темой в 2010 году, после

прохождения курсов повышения квалификации. Разрабатывала технику для

разного возраста. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Поддерживать желание передавать ха-

рактерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полу-

ченных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фото-

графий, иллюстраций в детских книгах. Совершенствовать изобразительные

умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить пере-

давать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и

взаимное размещение частей.

Поддерживать стремление самостоятельно

сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной

инициативе объединять разные способы изображения. Научить способам

скручивания, скатывания, многократного сгибания в разных направлениях,

складывания, приклеивания и склеивания. Инициировать самостоятельный

выбор детьми разных способов создания выразительного образа (обрывание,

выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры,

вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное

сочетание разных техник);

Главными условиями развития

в технике

бумагопластики являются:

использование разной техники, начиная с более

простых ее

видов

(сминание,

скручивание,

разрывание);

формирование

обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной

техникой

(оригами,

киригами,

объемная

скульптура).

Развитие

мелкой

моторики пальцев рук, творческой активности, воображения ассоциативности

мышления, связной речи дошкольников. Бумажная пластика, как и все виды

работ с бумагой, выполняется в определенной последовательности: выбор

сюжета и составление эскиза к картине, подбор бумаги по цвету и качеству,

наложение фона на основу (плотный ватман, картон), изготовление объемных

деталей (конструкций), раскладывание их на фоне, наклеивание деталей на

фон, оформление готовой работы в рамку. ВЫБОР СЮЖЕТА Неиссякаемым

источником для бумагопластики является природа. Ее красочный много-

образный мир дает большой простор для воображения и фантазии, укажет на

правильность цветов. Примерные темы непосредственной образовательной

деятельности, индивидуальной работы, сюрпризов и подарков. «Лесная полян-

ка». «Горный луг». «Птицы прилетели». «Космос». «Северное сияние».

«Морское дно». «Радуга» и др. Выбранный сюжет переносится на бумагу.

Эскиз - легкий набросок к картине, выполненный простым карандашом.

Очень красиво смотрятся работы, где все внимание сконцентрировано только

на одном образе («Солнце в небе», «Радуга» «Ветка березы»). ФОН: Фон,

может быть простой (единый цветовой фон) и сложный (два и более цветовых

тона). Можно использовать мозаичный фон: отрывные кусочки бумаги одного

или двух цветовых тонов. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ: Бумага – удивительный

материал, она пластична, готова принять любую форму. Бумагопластика –

объемная аппликация – выступает над поверхностью фона.

Фигурки в

аппликации получаются как настоящие. Крепятся к фону только те части,

которые с ним соприкасаются. Например, цветы крепятся только сердцевиной

– лепестки свободны; трава у основания и вершины стебля; ствол деревьев -

только в местах изгиба; листья у деревьев и цветов – за черенок. Создавая

творческие индивидуальные и коллективные открытки, панно

в технике

Бумагопластики происходит развитие необходимых умений и навыков.

Развитие мелкой моторики

для младшего дошкольника первоначальная

задача, бумагопластика позволяет достичь результата в непосредственной

образовательной

деятельности,

индивидуальной

работе,

когда

ребенок

является творцом. Пример: Скатывая салфетку желтого цвета, ребенок

получает возможность создать из данного маленького элемента солнце,

приклеивая лучики. Или, приклеив глаза и клюв создать цыпленка, а собрав

несколько желтых комочков в веточку «вырастить» мимозу на листке бумаги,

таким образом, сам ребенок при содружестве с воспитателем и другими

детьми

и

сотрудничестве

с

родителями

творчески

развивается

в

художественно

эстетической

сфере.

Развивается

воображение

и

ассоциативное

мышление.

Эмоциональное

обсуждение

творческого

достижения ребенка в детском коллективе развивает речь. Бумагопластика

инновационная технология

определяет новые методы, формы, средства,

использующиеся в педагогической практике, ориентирование на личность

ребёнка,

на

развитие

его

способностей.

В

сотрудничестве

детского

коллектива, воспитателя – наставника –

вдохновителя при поддержке и

содружестве родителей.

Список литературы:

1.

Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.:

Айрис Пресс. 2004.

2.

Есикова, Т.В. Теория и методика развития детского изобразительного

творчества [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.В. Есикова. - Уфа:

Творчество, 2002.

3.

Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие / С.А.

Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд. - М., 2000. - 416 с.

4.

Прохорова, Л. Путешествие по Фантазии [Текст]: практический материал

по развитию творческой активности дошкольников / Л. Прохорова. - СПб:

Детство-Пресс, 2001.

5.

Соловьева Н.Г.Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим

миром с помощью техники бумагопластика. Айрис-Пресс 2004.



В раздел образования