Автор: Хусаинова Фанзиля Файзулхаковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №145
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Творческая деятельность в технологии бумагопластики
Дата публикации: 03.10.2021
Раздел: дошкольное образование
Хусаинова Фанзиля Файзулхаковна
Воспитатель МАДОУ №145 города Казани
Статья
на
тему:
«Творческая
деятельность
в
технологии
бумагопластики в ДОУ».
Данная тема является моей инновационной деятельностью. Мною составлен
план творческих занятий по освоению новых технологий бумагопластики.
Инновационные
технологии
в
дошкольном
образовании.
Инновации
определяют
новые
методы,
формы,
средства,
технологии,
использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность
ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо
изменять
процессы
воспитания
и
обучения,
либо
совершенствовать.
Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы
новые
типы,
виды
и
профили
дошкольных
учреждений,
новые
образовательные
программы,
позволяющие
обеспечить
вариативность
воспитательно-образовательного
процесса,
ориентированного
на
индивидуальность
ребенка
и
запросы
его
семьи.
Данная
программа
разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования,
которые заключаются в следующем: Воспитание и развитие качеств личности;
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей
детей;
Разнообразие
организационных
форм
и
учет
индивидуальных особенностей каждого ребенка, обеспечивающих рост
творческого
потенциала,
познавательных
мотивов,
обогащение
форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
Традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении
процесса изготовления каждой конкретной творческой работы. В результате у
детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить
образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого,
что не
способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования
творческого характера. К сожалению, в практике почти совсем не используются
такие простые технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание. Вместе с
тем именно эти технологии позволяют ребенку не только познать в процессе
экспериментирования многообразие свойств бумаги, но и самостоятельно строить
образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого. Поэтому
использование такой простой техники с самого начала обучения детей способствует
инициативному освоению ими конструирования как средства самовыражения и
создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности.
Бумажная пластика заключается в создании огромного разнообразия поделок (по
тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм,
которые делают сами дети. Я заинтересовалась данной темой в 2010 году, после
прохождения курсов повышения квалификации. Разрабатывала технику для
разного возраста. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Поддерживать желание передавать ха-
рактерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полу-
ченных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фото-
графий, иллюстраций в детских книгах. Совершенствовать изобразительные
умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить пере-
давать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и
взаимное размещение частей.
Поддерживать стремление самостоятельно
сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной
инициативе объединять разные способы изображения. Научить способам
скручивания, скатывания, многократного сгибания в разных направлениях,
складывания, приклеивания и склеивания. Инициировать самостоятельный
выбор детьми разных способов создания выразительного образа (обрывание,
выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры,
вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное
сочетание разных техник);
Главными условиями развития
в технике
бумагопластики являются:
использование разной техники, начиная с более
простых ее
видов
(сминание,
скручивание,
разрывание);
формирование
обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной
техникой
(оригами,
киригами,
объемная
скульптура).
Развитие
мелкой
моторики пальцев рук, творческой активности, воображения ассоциативности
мышления, связной речи дошкольников. Бумажная пластика, как и все виды
работ с бумагой, выполняется в определенной последовательности: выбор
сюжета и составление эскиза к картине, подбор бумаги по цвету и качеству,
наложение фона на основу (плотный ватман, картон), изготовление объемных
деталей (конструкций), раскладывание их на фоне, наклеивание деталей на
фон, оформление готовой работы в рамку. ВЫБОР СЮЖЕТА Неиссякаемым
источником для бумагопластики является природа. Ее красочный много-
образный мир дает большой простор для воображения и фантазии, укажет на
правильность цветов. Примерные темы непосредственной образовательной
деятельности, индивидуальной работы, сюрпризов и подарков. «Лесная полян-
ка». «Горный луг». «Птицы прилетели». «Космос». «Северное сияние».
«Морское дно». «Радуга» и др. Выбранный сюжет переносится на бумагу.
Эскиз - легкий набросок к картине, выполненный простым карандашом.
Очень красиво смотрятся работы, где все внимание сконцентрировано только
на одном образе («Солнце в небе», «Радуга» «Ветка березы»). ФОН: Фон,
может быть простой (единый цветовой фон) и сложный (два и более цветовых
тона). Можно использовать мозаичный фон: отрывные кусочки бумаги одного
или двух цветовых тонов. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ: Бумага – удивительный
материал, она пластична, готова принять любую форму. Бумагопластика –
объемная аппликация – выступает над поверхностью фона.
Фигурки в
аппликации получаются как настоящие. Крепятся к фону только те части,
которые с ним соприкасаются. Например, цветы крепятся только сердцевиной
– лепестки свободны; трава у основания и вершины стебля; ствол деревьев -
только в местах изгиба; листья у деревьев и цветов – за черенок. Создавая
творческие индивидуальные и коллективные открытки, панно
в технике
Бумагопластики происходит развитие необходимых умений и навыков.
Развитие мелкой моторики
для младшего дошкольника первоначальная
задача, бумагопластика позволяет достичь результата в непосредственной
образовательной
деятельности,
индивидуальной
работе,
когда
ребенок
является творцом. Пример: Скатывая салфетку желтого цвета, ребенок
получает возможность создать из данного маленького элемента солнце,
приклеивая лучики. Или, приклеив глаза и клюв создать цыпленка, а собрав
несколько желтых комочков в веточку «вырастить» мимозу на листке бумаги,
таким образом, сам ребенок при содружестве с воспитателем и другими
детьми
и
сотрудничестве
с
родителями
творчески
развивается
в
художественно
–
эстетической
сфере.
Развивается
воображение
и
ассоциативное
мышление.
Эмоциональное
обсуждение
творческого
достижения ребенка в детском коллективе развивает речь. Бумагопластика
инновационная технология
определяет новые методы, формы, средства,
использующиеся в педагогической практике, ориентирование на личность
ребёнка,
на
развитие
его
способностей.
В
сотрудничестве
детского
коллектива, воспитателя – наставника –
вдохновителя при поддержке и
содружестве родителей.
Список литературы:
1.
Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.:
Айрис Пресс. 2004.
2.
Есикова, Т.В. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.В. Есикова. - Уфа:
Творчество, 2002.
3.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие / С.А.
Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд. - М., 2000. - 416 с.
4.
Прохорова, Л. Путешествие по Фантазии [Текст]: практический материал
по развитию творческой активности дошкольников / Л. Прохорова. - СПб:
Детство-Пресс, 2001.
5.
Соловьева Н.Г.Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим
миром с помощью техники бумагопластика. Айрис-Пресс 2004.