Напоминание

Рабочая программа по русскому языку (ОВЗ) 5-9 классы


Автор: Нина Николаевна Жогова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, НОВОХОПЕРСКИЙ РАЙОН, р.п. Новахоперский
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по русскому языку (ОВЗ) 5-9 классы
Дата публикации: 04.10.2021
Раздел: среднее образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русский язык»,

адаптированная для обучающихся с УО,

5-9 класс

Составитель: учитель русского языка и литературы,

Жогова Нина Николаевна, I КК

р.п. Новохоперский

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного

общего образования МКОУ «Новохоперская ООШ», с учетом авторской программы

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией

И.М. Бгажноковой - М.: Просвещение, 2010;

Составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в

Российской Федерации";

Федерального государственного образовательного стандарта образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки

РФ № 1599 от 19.12.2014;

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

основным

общеобразовательным

программам

образовательным

программам начального общего, основного общего и среднего общего

образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10

июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и

воспитания

в

организациях,

осуществляющих

образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным

программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Федерального перечня учебников;

Устава ОО;

Учебного плана ОУ.

Цель и задачи предмета:

Цель:

Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать

средства языка в соответствии с условиями общения.

Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:

Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения

звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

Повышать уровень общего развития учащихся;

Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и

письменной форме;

Развивать нравственные качества школьников.

Коррекционная направленность рабочей программы предусматривает наряду с

общеобразовательными задачами

коррекцию индивидуальных недостатков развития,

путём включения в урок специальных коррекционно - развивающих упражнений для

высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, эмоционально-

волевой сферы.

То есть методы, включённые в урок, будут выполнять не только учебную, но и

развивающую функцию.

Для этого предназначены задания с опорой на несколько анализаторов, чтобы

ученики выполняли их с включением в активную работу психологических функций -

задания по обогащению знаниями и представлениями об окружающей действительности,

по обогащению словарного запаса, развитию монологической речи, задания на сравнение,

обобщение, группировку, классификацию.

Коррекцию

зрительного

восприятия

предполагается

проводить

с

помощью

упражнений на внимание, узнавание, соответствие и различие, выполнение заданий

письменно (ответы на вопросы, списывание и т.д.), что позволит активизировать работу

зрительного и рече-двигательного анализаторов плюс навыки письма.

Коррекция слухового восприятия основана на упражнениях на сравнение.

Коррекция логического мышления - на основе упражнений в составлении целого из

разрозненного.

Коррекция вербальной памяти - на основе упражнений на развитие способности

запоминания словесного ряда или парных слов.

Коррекционная направленность наглядности на уроке: применяется наглядность

схематического плана, что позволит преодолеть дефекты аналитико - синтетических

процессов мыслительной деятельности. Использование условно- графических схем

позволит сформировать умения сравнивать и обобщать предметы и понятия, развивать

навыки планирования собственной деятельности, правильности списывания, выработать

алгоритм действия по образцам.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность,

что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Занятия по

данной программе проводятся в форме урока. В каждом классе отведено 140 часов в год (4

часа в неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов,

указанное

в

тематическом

плане,

которое

может

меняться

(увеличиваться

или

уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не

только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение,

закрепление пройденного материала.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный

материал расположен концентрически: основные части речи (имя существительное, имя

прилагательное, глагол) включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным

наращиванием сведений по каждой из названных тем.

Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:

Грамматика и правописание.

Звуки и буквы.

Слово.

Предложение.

Связная речь.

Формы работы

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:

тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,

творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по

памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения

или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного

диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного

списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта

и грамматического разбора и т.д.).

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных

повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Методы урока

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр

практические – упражнения, карточки, тесты

Типы уроков:

урок

объяснения

нового

материала

(урок

первоначального

изучения

материала;

урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий

урок);

комбинированный урок;

нестандартные уроки.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

5 класс

Учащиеся должны уметь:

различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на

письме;

подбирать группы родственных слов;

проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем

изменения формы слова;

обозначать мягкость согласных буквой Ь;

разбирать слово по составу;

выделять имя существительное как часть речи;

строить простое распространенное предложение;

связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

алфавит;

способ проверки гласных и согласных (путем изменения формы слова).

6 класс

Учащиеся должны уметь:

правильно обозначать звуки буквами на письме;

подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих

согласных путем подбора родственных слов;

разбирать слово по составу;

выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;

строить простое распространенное предложение с однородными членами;

связно высказываться устно и письменно;

пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.

7 класс

Учащиеся должны уметь:

писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и

суффиксов;

различать части речи;

писать изложение и сочинение;

оформлять деловые бумаги;

пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

главные и второстепенные члены предложения;

название частей речи, их значения;

наиболее распространенные правила написания слов.

8 класс

Учащиеся должны уметь:

писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце

предложения;

разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и

суффиксов;

различать части речи;

строить простое распространенное предложение, простое предложение с

однородными членами, сложное предложение;

писать изложение и сочинение;

оформлять деловые бумаги;

пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

части речи;

наиболее распространенные правила написания слов.

9 класс

Учащиеся должны уметь:

писать небольшие по объему изложение и сочинение творческого характера;

оформлять все виды деловых бумаг;

пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

части речи, использование их в речи;

наиболее распространенные правила написания слов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 класс)

РУССКИЙ ЯЗЫК ОВЗ

№ п/

п

Тема урока

Кол-

во

часов

Дата

прове-

дения

Коррекция

Дата

план

факт

Раздел 1. Звуки и буквы. Текст (17 часов)

1

Повторение. Звуки и буквы.

Текст.

1

2

Звуки речи: гласные и

согласные. Алфавит.

1

3

Гласные и согласные. Несов-

падение звука и буквы в слове.

1

4

Твердые и мягкие согласные

перед И, Е, Ю, Я.

1

5

Мягкий знак (ь) на конце и в

середине слова.

1

6

Правописание слов с раздели-

тельным мягким знаком (ь).

1

7

Различение текста и не текста.

1

8

Парные звонкие и глухие

согласные, их правописание на

конце слова.

1

9

Ударные и безударные гласные

в слове.

1

10-11

Проверка безударных гласных в

слове.

2

12

Текст. Определение темы

текста. Заголовок.

1

13

Звуки и буквы. Закрепление

знаний.

1

14

Контрольный диктант № 1

«Звуки и буквы. Текст».

1

15

Работа над ошибками.

Закрепление знаний по теме

«Звуки и буквы. Текст».

1

16

Деловое письмо. Адрес.

1

17

Коллективное составление

рассказа по серии картинок.

1

Раздел 2. Предложение. Текст (17 часов)

1

Выражение в предложении

законченной мысли.

1

2

Распространение предложений.

1

3

Порядок слов в предложении.

1

4

Связь слов в предложении.

1

5

Главные члены предложения.

Сказуемое.

1

6

Главные члены предложения.

Подлежащее.

1

7

Второстепенные члены

предложения.

1

8

Текст. Отличие предложения от

текста. Деление текста на

предложения.

1

9

Наблюдение за знаками

препинания в конце

предложений.

1

10

Вопросительные предложения.

1

11

Восклицательные предложения.

1

12-13

Повествовательные,

вопросительные и

восклицательные предложения.

2

14

Предложение. Закрепление

знаний.

1

15

Контрольный диктант № 2

«Предложение. Текст».

1

16

Работа над ошибками.

Закрепление знаний по теме

«Предложение. Текст».

1

17

Деловое письмо. Адрес.

1

Раздел 3. Слово. Текст. Состав слова (30 часов)

1

Корень и однокоренные слова.

1

2

Общее и различия в значении

однокоренных слов.

1

3

Включение однокоренных слов в

предложения.

1

4

Окончание – изменяемая часть

слова.

1

5

Установление связи между

словами с помощью окончания.

1

6

Приставка как часть слова.

1

7

Изменение значения слова в

зависимости от приставки.

1

8

Приставка и предлог.

1

9

Суффикс как часть слова.

1

10

Изменение значения слова в

зависимости от суффикса.

1

11

Изменение формы слова для

проверки безударной гласной в

корне.

1

12

Единообразное написание

гласных в корне однокоренных

слов.

1

13

Слово-корень с ударной гласной.

1

14

Проверяемые и проверочные

слова в группе однокоренных

слов.

1

15-16

Проверка безударных гласных в

корне слова.

2

17

Изменение формы слова для

проверки парных звонких и

глухих согласных в корне.

1

18

Единообразное написание пар-

ных звонких и глухих согласных

в корне однокоренных слов.

1

19

Проверка парных звонких и

глухих согласных в корне слова.

1

20-21

Проверяемые гласные и

согласные в корне.

2

22-23

Непроверяемые написания в

корне слова.

2

24

Единообразное написание корня

в группе однокоренных слов.

1

25-26

Состав слова. Закрепление

знаний.

2

27

Контрольный диктант № 3

«Состав слова».

1

28

Работа над ошибками.

Закрепление знаний по теме

«Состав слова».

1

29

Деловое письмо. Поздравление.

1

30

Составление рассказа по

сюжетной картинке и данному

плану.

1

Раздел 4. Части речи. Текст. (52 часа)

1

Названия предметов, действий,

признаков.

1

2

Понятие о частях речи.

Существительное.

1

3

Глагол.

1

4

Прилагательное.

1

5-6

Различение частей речи по

вопросам и значениям.

2

7

Употребление разных частей

речи в предложении и тексте.

1

8

Контрольный диктант № 4

«Части речи».

1

9

Работа над ошибками. Закрепле-

ние знаний по теме «Части

речи».

1

10

Имя существительное. Значение

существительных в речи.

1

11

Одушевленные и неодушевлен-

ные существительные.

1

12

Собственные и нарицательные

существительные.

1

13

Правописание имен

собственных.

1

14

Текст. Тема и основная мысль

текста.

1

15

Контрольный диктант №5

«Правописание имен

собственных».

1

16

Изменение существительных по

1

числам. Понятие о единственном

и множественном числе.

17

Употребление существительных

в единственном и

множественном числе.

1

18

Изменение существительных по

числам.

1

19

Род существительных.

Знакомство с понятием рода.

1

20

Существительные мужского

рода.

1

21

Существительные женского рода

1

22

Существительные среднего рода.

1

23

Различение существительных по

родам.

1

24

Существительное. Закрепление

знаний.

1

25

Контрольный диктант № 6

«Существительное».

1

26

Работа над ошибками.

Закрепление знаний по теме

«Имя существительное».

1

27

Деловое письмо. Поздравление.

1

28

Коллективное изложение текста,

воспринятого на слух.

1

29

Имя прилагательное. Значение

прилагательных в речи.

1

30

Различение признаков,

обозначаемых прилагательных.

1

31

Зависимость рода прилагатель-

ных от рода существительных.

1

32

Окончания прилагательных

мужского рода.

1

33

Окончания прилагательных

женского рода.

1

34

Окончания прилагательных

среднего рода.

1

35

Окончания прилагательных

мужского, женского и среднего

рода.

1

36

Изменение прилагательных по

родам.

1

37

Прилагательное. Закрепление

знаний.

1

38

Контрольный диктант № 7

«Прилагательное».

1

39

Работа над ошибками.

Закрепление знаний по теме

«Прилагательное».

1

40

Деловое письмо. Записка.

1

41

Глагол. Значение глагола в речи.

1

42

Различение действий,

обозначаемых глаголами.

1

43

Изменение глаголов по

временам. Настоящее время

глаголов.

1

44

Прошедшее время глаголов.

1

45

Будущее время глаголов.

1

46

Различение глаголов по

временам.

1

47-48

Текст. Отбор приемов и фактов

для подтверждения основной

мысли.

2

49

Глагол. Закрепление знаний.

1

50

Контрольный диктант № 8

«Глагол».

1

51

Работа над ошибками.

Закрепление знаний по теме

«Глагол».

1

52

Коллективное изложение текста,

воспринятого на слух, по дано-

му началу и опорным словам.

1

Раздел 4. Предложение. Текст (11 часов)

1

Главные члены предложения.

1

2

Второстепенные члены

предложения.

1

3

Постановка вопросов от главных

членов предложений к

второстепенным членам.

1

4

Различение нераспространенных

и распространенных

предложений.

1

5

Распространение предложений.

1

6

Знакомство с однородными

членами предложения.

1

7

Дополнение предложения

однородными членами.

1

8

Предложение. Закрепление

знаний.

1

9

Контрольный диктант № 9

«Предложение. Текст».

1

10

Работа над ошибками.

Закрепление знаний по теме

«Предложение. Текст».

1

11

Деловое письмо. Записка.

Раздел 5. Повторение (13 часов)

1

Повторение по теме «Состав

слова».

1

2

Повторение по теме

«Существительное».

1

3

Повторение по теме

«Прилагательное».

1

4

Повторение по теме «Глагол».

1

5

Повторение по теме

«Предложение».

1

6

Повторение по теме «Текст».

1

7

Деловое письмо. Письмо.

1

8

Контрольный диктант № 10

«Повторение изученного».

1

9

Работа над ошибками.

Закрепление знаний по теме

«Повторение изученного».

1

10-13

Повторение. Резерв.

4

Всего

140 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 класс)

РУССКИЙ ЯЗЫК ОВЗ

№ п/

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Дата по

Дата

п

плану

факт.

Повторение (18+2р р)

Звуки и буквы. Текст. (8 часов)

1

Гласные и согласные. Их различение.

1

2

Безударные гласные в словах.

1

3

Сомнительные звонкие и глухие

согласные в словах.

1

4

Сомнительные гласные и согласные в

словах.

1

5

Текст. Части текста. Красная строка.

1

6

Непроверяемые гласные и согласные в

словах

1

7

Звуки и буквы. Закрепление знаний по

теме.

1

8

Урок повторения

1

9

Р.Р.Составление предложений о природе

1

Предложение. Текст (10 часов)

10

Деление текста на предложение

1

11

Выделение главных и второстепенных

членов предложения

1

12

Нераспространённые и распространённые

предложения.

1

13

Текст. Расположение частей текста в

соответствии с данным планом.

1

14

Распространение предложений с

помощью рисунков

1

15

Распространение предложений с

помощью вопросов

1

16

Однородные члены предложения.

1

17

Предложение. Закрепление знаний по

теме.

1

18

Повторение

1

19

Контрольная работа по теме

«Повторение» (диктант)

1

20

Р.Р. Составление описания предмета

1

Состав слова. Текст (28 +2р.р. ч.)

21

Корень и однокоренные слова.

1

22

Окончание как изменяемая часть слова.

1

23

Образование смысловой связи между

словами с помощью окончаний.

1

24

Приставка как часть слова.

1

25

Изменение значения слова в зависимости

от приставки.

1

26

Суффикс как часть слова.

1

27

Разбор слов по составу.

1

Правописание безударных гласных в

корне.

28

Написание гласных в корне

однокоренных слов.

1

29

Проверяемые и проверочные слова.

1

30

Проверка безударных гласных в корне

1

Правописание звонких и глухих

согласных в корне.

1

31

Написание согласных в корне

однокоренных слов. Проверяемые и

проверочные слова.

1

32

Проверка парных звонких и глухих

согласных в корне.

1

33

Правописание безударных гласных и

сомнительных согласных в корне.

1

34

Повторение.

1

35

Контрольная работа по теме «Состав

слова» (Подбор проверочных слов, разбор

слов по составу)

1

36

Р.Р. Изложение

1

Правописание приставок.

1

37

Приставка и предлог.

1

38

Различение приставки и предлога.

1

39

Наблюдение за правописанием гласных в

приставках.

1

40

Правописание гласных в приставках.

1

41

Правописание безударных гласных в

корне и приставке.

1

42

Текст. Деление текста на части по

данному плану.

1

43

Наблюдение за правописанием согласных

в приставках.

1

44

Правописание приставок на согласную.

1

45

Разделительный ъ в словах с

приставками.

1

46

Различение написаний слов с

разделительными твёрдым знаком и без

него.

1

47

Состав слова. Закрепление знаний.

1

48

Повторение

1

49

Контрольная работа (контрольное

списывание с заданиями)

1

50

Р.Р. Рассказ на основе картины.

1

Части речи. Текст. (65 ч.)

Имя существительное как часть речи

(29+2р.р.)

51

Существительное, прилагательное,

глагол.

1

52

Различение существительных, прилага-

тельных и глаголов в предложении.

1

53

Имя существительное. Значение

существительных в речи.

1

54

Существительные, обозначающие

явления природы

1

55

Существительные, называющие один и

тот же предмет по-разному.

1

56

Существительные, противоположные по

1

значению.

57

Различение существительных по родам.

1

58

Изменение существительных по числам.

1

59

Существительные собственные и

нарицательные.

1

60

Большая буква в именах собственных.

1

61

Кавычки в именах собственных.

1

62

Различение написаний существительных

собственных и нарицательных.

1

63

Имя существительное. Закрепление

знаний.

1

64

Повторение

1

65

Контрольная работа (диктант)

1

66

Р.Р. Изложение

1

67

Изменение существительных по падежам.

Понятие о склонении.

1

68

Определение падежей существительных

по вопросам

1

69

Именительный падеж – кто? что?

1

70

Родительный падеж – кого? чего?

1

71

Дательный падеж – кому? чему?

1

72

Винительный падеж – кого? что?

1

73

Творительный падеж – кем? чем?

1

74

Предложный падеж – о ком? о чём?

1

75

Текст. Подтверждение основной мысли

текста дополнительными фактами.

1

76

Понятие о начальной форме.

1

77

Постановка существительных в

начальную форму.

1

78

Изменение существительных по падежам.

Закрепление полученных знаний.

1

79

Повторение

1

80

Контрольная работа (списывание с

заданиями)

1

81

Р.Р. Составление рассказа по картине

1

Имя прилагательное как часть речи

(22+1р.р.)

82

Значение прилагательных в речи.

1

83

Описание явлений природы с помощью

прилагательных.

1

84

Описание человека, животных с

помощью прилагательных.

1

85

Прилагательные, противоположные по

значению.

1

86

Изменение имен прилагательных по

родам.

1

87

Окончания имен прилагательных

мужского рода.

1

88

Окончания имен прилагательных

женского рода

1

89

Окончания имен прилагательных

1

среднего рода.

90

Определение родовых окончаний

прилагательных

1

91

Изменение прилагательных по числам

1

92

Род и число прилагательных. Закрепление

полученных знаний.

1

93

Понятие о склонении прилагательных.

1

94

Постановка вопросов к прилагательным в

косвенных падежах.

1

95

Именительный падеж имен

прилагательных мужского и среднего

рода

1

96

Родительный падеж имен прилагательных

мужского и среднего рода

1

97

Дательный падеж имен прилагательных

мужского и среднего рода

1

98

Винительный падеж имён

прилагательных мужского и среднего

рода

1

99

Творительный падеж имен

прилагательных мужского и среднего

рода

1

100

Предложный падеж имен прилагательных

мужского и среднего рода

1

101

Склонение прилагательных мужского и

среднего рода. Закрепление знаний.

1

102

Повторение.

1

103

Контрольная работа (диктант

1

104

Р.Р. Изложение.

1

Глагол (14+1р.р.)

105

Значение глагола в речи.

1

106

Глаголы, противоположные по значению.

1

107

Различение существительных,

прилагательных, глаголов.

1

108

Настоящее время глаголов

1

109

Прошедшее время глаголов

1

110

Будущее время глаголов

1

111

Различение глаголов по временам

1

112

Единственное и множественное число

глаголов настоящего времени

1

113

Единственное и множественное число

глаголов будущего времени

1

114

Единственное и множественное число

глаголов прошедшего времени

1

115

Текст. Связь частей в тексте

1

116

Глагол. Закрепление знаний

1

117

Повторение

1

118

Контрольная работа (диктант)

1

119

Р.Р. Составление рассказа по картине.

1

Предложение. Текст (10 часов+1р.р.)

120

Различение повествовательных,

1

вопросительных и восклицательных

предложений

121

Однородные члены предложения.

Определение однородных членов

предложения

1

122

Однородные члены предложения без

союзов

1

123

Однородные члены предложения с

союзом “И”

1

124

Однородные члены предложения без

союзов и с союзом “И”

1

125

Обращение.

Знакомство с обращением

1

126

Место обращения в предложении

1

127

Предложение. Закрепление знаний

1

128

Повторение

1

129

Контрольная работа (списывание с

заданиями)

1

130

Р.Р. Составление текста письма друзьям

1

Повторение (10 часов)

131

Состав слова

1

132

Правописание гласных и согласных в

корне и приставке

1

133

Имя существительное

1

134

Имя прилагательное

1

135

Глагол

1

136

Текст. Части текста. Красная строка.

1

137-

140

Повторение. Резерв.

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 класс)

РУССКИЙ ЯЗЫК ОВЗ

урока

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

по

плану

Факт

Повторение.

15

1

Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.

1

2

Разделительные Ь

и Ъ знаки в словах.

1

3

Правописание безударных гласных в словах.

1

4

Правописание звонких и глухих согласных в словах.

1

5

Звуки и буквы.

Закрепление знаний.

1

6

Предложения распространённые и

нераспространённые.

1

7

Однородные члены предложения.

1

8

Распространение предложений однородными

членами.

1

9

Составление предложений с однородными членами.

1

10

Текст. Подтверждение основной мысли текста

фактами.

1

11

Обращение. Его место в предложении.

1

12

Употребление обращения в диалоге.

1

13-15

Предложение. Закрепление знаний.

3

Состав слова. Текст.

23

16-17

Корень. Однокоренные слова.

2

18-19

Приставка.

2

20-21

Суффикс.

2

22-23

Окончание.

2

24

Контрольный диктант по теме «Корень.

Однокоренные слова».

1

25

Безударные гласные в корне.

1

26

Звонкие и глухие согласные

в корне.

1

27

Правописание в корне. Закрепление знаний.

1

28

Гласные и согласные в приставках.

1

29

Разделительный твёрдый знак (ъ)после приставок.

1

30

Правописание в корне и приставке.

Закрепление знаний.

1

31

Р.Р. Рассказ по картине Б.М. Кустодиева «Школа

в Московской Руси».

1

32

Работа над ошибками.

1

33

Знакомство со сложными словами.

1

34

Правописание сложных слов.

1

35

Образование сложных слов.

1

36

Состав слова. Закрепление знаний.

1

37

Контрольный диктант по теме «Состав

слова. Текст».

1

38

Работа над ошибками.

1

Части речи. Текст.

Имя существительное.

26

39

Различие частей речи.

1

40

Образование одних частей речи от других.

1

41

Значение существительных в речи.

1

42

Использование существительных для сравнения

одного предмета с другим.

1

43

Род и число существительных.

1

44

Различение существительных мужского и женского

рода с шипящей на конце (ж,ш,ч,щ).

1

45

Правописание существительных с шипящей на

конце.

1

46

Существительные 1-го склонения.

1

47

Определение склонения существительных по

начальной форме.

1

48

Существительные 2-го склонения.

1

49

Существительные 3-го склонения.

1

50

Различение существительных 1, 2 и 3-го склонения.

1

51

Ударные и безударные окончания существительных

1-го склонения.

1

52

Замена существительных с ударными окончаниями

существительных с безударными окончаниями.

1

53

Контрольный диктант по теме

«Существительное».

1

54

Работа над ошибками.

1

55

Правописание безударных падежных окончаний

существительных 1-го склонения.

1

56

Ударные и безударные окончания существительных

2-го склонения.

1

57

Правописание безударных падежных окончаний

существительных 2-го склонения.

1

58

Ударные и безударные существительные 3-го

склонения.

1

59

Правописание безударных падежных окончаний

существительных 3-го склонения.

1

60

Р.Р. Текст. Установление последовательности

фактов в тексте.

1

61

Склонение существительных в единственном числе.

1

62

Существительное. Закрепление знаний.

1

63

Контрольный диктант по теме

«Существительное».

1

64

Работа над ошибками.

1

Части речи. Текст.

Имя прилагательное.

18

65

Значение прилагательного в речи.

1

66-67

Р.Р. Описание предмета и его частей.

2

68

Использование прилагательных для сравнения

предметов.

1

69

Словосочетания с прилагательными.

1

70

Согласование прилагательного с существительным в

1

роде и числе.

71

Различение окончаний прилагательных в

единственном и множественном числе.

1

72

Постановка вопросов от существительного к

прилагательному в разных падежах.

1

73

Наблюдение за окончаниями вопросов и

окончаниями прилагательных.

1

74

Правописание падежных окончаний прилагательных

мужского и среднего рода.

1

75

Изменение прилагательных женского рода по

падежам.

1

76

Постановка вопросов от существительных к

прилагательным в разных падежах.

1

77

Наблюдение за окончаниями вопросов и

окончаниями прилагательных.

1

78

Правописание падежных окончаний прилагательных

женского рода.

1

79

Правописание падежных окончаний прилагательных

в единственном числе.

1

80

Прилагательное.

Закрепление знаний.

1

81-82

Р.Р. Описание картины М.В.Врубеля «Царевна-

лебедь».

1

Части речи. Текст. Глагол.

21

83

Значение глаголов в речи.

1

84

Использование глаголов для сравнения предметов.

1

85

Различие глаголов по временам.

1

86

Изменение глаголов по временам.

1

87

Различение глаголов по числам.

1

88

Изменение глаголов по числам.

1

89

Изменение глаголов в прошедшем времени по

родам.

1

90

Различение окончаний женского и среднего рода у

глаголов в прошедшем времени.

1

91

Время и число глаголов.

Закрепление знаний.

1

92

Р.Р. Текст. Составной план текста.

1

93

Понятие о неопределённой форме глагола.

1

94

Правописание глаголов в неопределённой форме.

1

95

Постановка глаголов в неопределённой форме.

1

96

Контрольный диктант по теме

«Прилагательное».

1

97

Работа над ошибками.

1

98

Использование частицы не в значении отрицания.

1

99

Наблюдение за правописанием частицы не с

глаголами.

1

100

Правописание частицы не с глаголами.

1

101

Глагол.

Закрепление знаний.

1

102

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

103

Работа над ошибками.

1

Части речи. Текст.

Местоимение.

10

104

Личные местоимения.

1

105

Значение личных местоимений в речи.

1

106

Местоимения 1-го лица.

1

107

Местоимения 2-го лица.

1

108

Местоимения 3-го лица.

1

109

Изменение местоимений 3-го лица ед. числа по

родам.

1

110

Различение местоимений по лицам и числам.

1

111

Личные местоимения. Закрепление знаний.

1

112-113

Р.Р. Описание картины Ф.П.Решетова «Опять

двойка».

1

Предложение. Текст.

11

114

Однородные члены предложения без союза и с

союзом и.

1

115

Однородные члены предложения с союзами и, а, но.

1

116

Обращение.

1

117

Знаки препинания при обращении.

1

118

Простое предложение. Закрепление знаний.

1

119

Части сложного предложения.

1

120

Знаки препинания в сложном предложении.

1

121

Составление сложных предложений.

1

122

Простое и сложное предложение. Закрепление

знаний.

1

123

Контрольныйдиктант по теме «Простое и

сложное предложение».

1

124

Работа над ошибками.

1

Повторение.

16

125-126

Состав слова.

1

127-28

Правописание в приставке и корне.

1

129-130

Части речи. Существительное.

1

131-132

Части речи. Прилагательное.

1

133-134

Части речи. Глагол.

1

135-136

Части речи. Местоимения.

1

137-138

Контрольная работа за год.

1

139

Работа над ошибками.

1

140

Повторение. Резерв.

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (8 класс)

РУССКИЙ ЯЗЫК ОВЗ (2021-2022 уч. год)

урока

Тема урока

Кол-во

часов

1.

Простые и сложные предложения.

1

2.

Составление сложных предложений.

1

3.

Выделение однородных членов из предложения.

1

4.

Использование однородных членов в предложении.

1

5.

Знаки препинания при обращении.

1

6.

Использование обращений в предложениях.

1

7.

Р.Р.Изложение по плану.

1

8.

Предложение. Закрепление знаний.

1

9.

Контрольное списывание.

1

10.

Корень. Однокоренные слова.

1

11.

Приставка, суффикс, окончание.

1

12.

Разбор слова по составу.

1

13.

Проверка орфограмм в корне.

1

14.

Р.Р.Изложение «Воронёнок Карлуха»

1

15.

Работа над ошибками.

1

16.

Нахождение орфограмм в корне и их проверка.

1

17.

Правописание приставок.

1

18.

Орфограммы в корне и приставке.

1

19.

Текст. Составление плана текста.

1

20.

Сложные слова с соединительными гласными о, е.

1

21.

Сложные слова без соединительной гласной.

1

22.

Сложные слова с соединительной гласной и без нее.

1

23.

Состав слова. Закрепление знаний.

1

24.

Р.Р. Изложение по данному плану.

1

25.

Работа над ошибками.

1

26.

Р.Р. Сочинение «В сельской библиотеке»

1

27.

Работа над ошибками. Словарный диктант.

1

28.

Состав слова. Закрепление знаний.

1

29.

Диктант по теме «Состав слова»

1

30.

Работа над ошибками.

1

31.

Различение частей речи.

1

32.

Значение существительных в речи.

1

33.

Существительные, близкие по значению.

1

34.

Род, число и падеж существительных.

1

35.

Определение склонения существительных.

1

36.

Ударные и безударные окончания существительных.

1

37.

Правописание падежных окончаний существительных 1-го склонения.

1

38.

Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения.

1

39.

Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения.

1

40.

Правописание падежных окончаний существительных в единственном

числе.

1

41.

Изменение по падежам существительных во множественном числе.

1

42.

Постановка падежных вопросов к существительным во множественном

числе.

1

43.

Падежные окончания существительных во множественном числе.

1

44.

Ударные и безударные падежные окончания существительных во

множественном числе.

1

45.

Правописание падежных окончаний существительных во множественном

числе.

1

46.

Окончания родительного падежа существительных во множественном

числе.

1

47.

Р.Р. Изложение по вопросам.

1

48.

Работа над ошибками. Словарный диктант.

1

49.

Склонение существительных Закрепление знаний.

1

50.

Существительное. Закрепление знаний.

1

51.

Диктант по теме «Имя существительное»

1

52.

Работа над ошибками. Тест по теме «Имя существительное»

1

53.

Значение прилагательных в речи.

1

54.

Прилагательные, близкие по значению.

1

55.

Словосочетания с прилагательными.

1

56.

Род и число прилагательных.

1

57.

Изменение окончаний прилагательных по вопросам.

1

58.

Постановка вопросов к прилагательным.

1

59.

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

1

60.

Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста.

1

61.

Выделение словосочетаний с прилагательными во множественном числе.

1

62.

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам.

1

63.

Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе.

1

64.

Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном

числе.

1

65.

Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном

числе.

1

66.

Р.Р. Изложение по вопросам.

1

67.

Работа над ошибками. Словарный диктант.

1

68.

Склонение прилагательных. Закрепление знаний.

1

69.

Прилагательное. Закрепление знаний. Тест по теме «Имя прилагательное»

1

70.

Диктант по теме ««Имя прилагательное»

1

71.

Работа над ошибками.

1

72.

Значение местоимений в речи.

1

73.

Различение местоимений по лицам и числам.

1

74.

Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица единственного числа.

1

75.

Склонение местоимения 1-го лица единственного числа.

1

76.

Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица множественного числа.

1

77.

Склонение местоимения 1-го лица множественного числа.

1

78.

Склонение местоимений 1-го лица единственного и множественного числа.

1

79.

Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица единственного числа.

1

80.

Склонение местоимения 2-го лица единственного числа.

1

81.

Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица множественного числа.

1

82.

Склонение местоимения 2-го лица множественного числа.

1

83.

Склонение местоимений 2-го лица единственного и множественного числа.

1

84.

Наблюдение за склонением местоимений 3-го лица единственного числа.

1

85.

Склонение местоимений 3-го лица единственного числа.

1

86.

Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица множественного числа.

1

87.

Склонение местоимения 3-го лица множественного числа.

1

88.

Склонение местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

1

89.

Местоимение. Закрепление знаний. Словарный диктант.

1

90.

Местоимение. Закрепление знаний.

1

91.

Диктант по теме «Части речи. Местоимение»

1

92.

Работа над ошибками. Тест «Местоимение»

1

93.

Значение глаголов в речи.

1

94.

Глаголы, близкие по значению.

1

95.

Частица не с глаголами.

1

96.

Неопределенная форма глагола.

1

97.

Изменение глаголов по временам и числам.

1

98.

Знакомство с глаголами 1-го лица.

1

99.

Постановка вопросов к глаголам 1-го лица.

1

100.

Употребление глаголов в 1-м лице единственного и множественного числа.

1

101.

Знакомство с глаголами 2-го лица.

1

102.

Постановка вопросов к глаголам 2-го лица.

1

103.

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

1

104.

Употребление глаголов во 2-м лице единственного и множественного

числа.

1

105.

Знакомство с глаголами 3-го лица.

1

106.

Постановка вопросов к глаголам 3-го лица.

1

107.

Употребление глаголов в 3-м лице единственного и множественного числа.

1

108.

Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся и –ться.

1

109.

Различение глаголов по лицам и числам.

1

110.

Контрольное списывание.

1

111.

Глагол. Закрепление знаний.

1

112.

Диктант по теме «Глагол»

1

113.

Работа над ошибками. Тест по теме «Глагол»

1

1114.

Наречие как часть речи.

1

115.

Наречие – неизменяемая часть речи.

1

116.

Значение наречий в речи.

1

117.

Образование наречий от прилагательных.

1

118.

Наречия, противоположные и близкие по значению.

1

119.

Наречия, отвечающие на вопрос как?

1

120.

Наречия, отвечающие на вопрос где?

1

121.

Наречия, отвечающие на вопрос когда?

1

122.

Наречия, отвечающие на вопрос куда? Откуда?

1

123.

Постановка вопросов к наречиям.

1

124.

Подбор наречий с опорой на вопросы.

1

125.

Наречие. Закрепление знаний. Словарный диктант.

1

126.

Диктант по теме «Наречие»

1

127.

Работа над ошибками.

1

128.

Простое предложение с однородными членами. Распространение

предложений однородными членами.

1

129.

Сложное предложение без союзов.

1

130.

Сложные предложения с союзами и, а, но. Составление сложных

предложений с союзами и, а, но.

1

131.

Сравнение простых и сложных предложений. Распространение простых и

сложных предложений.

1

132.

Предложение. Закрепление знаний.

1

133.

Итоговый контрольный диктант.

1

134.

Повторение. Состав слова.

1

135.

Повторение. Части слова.

1

136.

Повторение. Предложение.

1

137-

140

Повторение. Резерв.

1

Всего

140

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9 класс)

РУССКИЙ ЯЗЫК ОВЗ

урока

Тема урока

Кол-

во

часов

Повторение (8 часов)

1

Вводный урок. Простые предложения.

1

2-3

Сложные предложения.

2

4-5

Распространение предложений.

2

6-7

Составление сложных предложений.

2

8

Урок-практикум по теме «Простые и сложный предложения»

1

Состав слова. Текст (12 часов)

1

Корень и однокоренные слова.

1

2

Образование слов с помощью суффиксов.

1

3

Правописание в корне и приставке.

1

4-5

Сложные слова.

2

6-7

Сложносокращенные слова.

2

8-9

Состав слова.

2

10

Состав слова. Закрепление.

1

11

Контрольная работа.

1

12

Работа над ошибками.

1

Части речи. Текст (86 часов)

1

Существительное.

1

2

Значение существительных в речи. Значение предметности.

1

3

Существительные, близкие и противоположные по значению.

1

4

Существительные, обозначающие черты характера.

1

5

Использование существительных для сравнения одного предмета с другим.

1

6

Склонение существительных в единственном и множественном числе.

1

7

Знакомство с несклоняемыми существительными.

1

8

Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными.

1

9

Употребление глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми

существительными.

1

10

Существительное. Закрепление знаний.

1

11

Контрольная работа.

12

Работа над ошибками.

1

13

Значение признака предмета.

1

14

Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.

1

15

Согласование прилагательных с существительными.

1

16

Правописание падежных окончаний прилагательных.

1

17

Знакомство с прилагательными, обозначающими признак по

принадлежности

1

18

Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на -ий, -ьи.

1

19

Склонение прилагательных в женском роде на -ья

1

20

Склонение прилагательных во множественном числе на -ьи

1

21

Склонение прилагательных. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и

задания.

1

22

Прилагательное. Закрепление знаний.

1

23

Контрольная работа.

1

24

Работа над ошибками.

1

25

Деловое письмо. Объяснительная записка.

1

26

Местоимение. Значение местоимений в речи.

1

27

Употребление местоимений в тексте.

1

28

Лицо и число местоимений.

1

29

Склонение местоимений. Изменение местоимений по падежам.

1

30

Правописание местоимений с предлогами.

1

31

Правописание местоимений 3-го лица.

1

32

Местоимение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.

1

33

Контрольная работа.

1

34

Работа над ошибками.

1

35

Деловое письмо. Письмо.

1

36

Сочинение с элементами рассуждения.

1

37

Глагол. Значение глаголов в речи. Значение действия предмета.

1

38

Глаголы, близкие и противоположные по значению.

1

39

Использование глаголов для выражения сравнения.

1

40

Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

1

41

Употребление глаголов со значением отрицания.

1

42

Неопределѐнная форма глагола. Выделение глаголов в неопределѐнной

форме.

1

43

Правописание глаголов в неопределѐнной форме.

1

44

Различение глаголов по лицам и числам.

1

45

Изменение формы лица и числа глаголов.

1

46

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

1

47

Знакомство с повелительной формой глаголов.

1

48

Правописание глаголов в повелительной форме.

1

49

Использование в речи глаголов в повелительной форме.

1

50

Правописание глаголов. Закрепление знаний.

1

51

Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.

1

52

Контрольная работа.

1

53

Работа над ошибками.

1

54

Сочинение по данному началу и словосочетаниям.

1

55

Наречие как часть речи.

1

56

Значение наречий в речи. Наречия, противоположные и близкие по

значению.

1

57

Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность.

1

58

Употребление сочетании наречий с глаголами в прямом и переносном

значении.

1

59

Правописание наречий. Наблюдение за правописанием наречий с гласными а

и о на конце.

1

60

Правописание наречий с гласными а и о на конце.

1

61

Различение наречий и прилагательных.

1

62

Наречие. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.

1

63

Контрольная работа.

1

64

Работа над ошибками.

1

65

Числительное как часть речи.

1

66

Простые и составные числительные.

1

77

Словосочетания с числительными.

1

78

Правописание числительных от 5 до 20 и 30.

1

79

Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900.

1

80

Числительные с мягким знаком на конце и в середине слова.

1

81

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

1

82

Числительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.

1

83

Контрольная работа.

1

84

Работа над ошибками.

1

85-86

Обобщение знаний по теме «Части речи»

2

Предложение. Текст (17 часов)

1

Деловое письмо. Доверенность.

1

2-3

Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных

предложений.

2

4-5

Союз и в простых и сложных предложениях.

2

6-7

Сложные предложения с союзом что.

2

8-9

Сложные предложения с союзом чтобы.

2

10-11

Сложные предложения с союзом потому что.

2

12-13

Сложные предложения с союзом когда.

2

14

Сложные предложения. Закрепление знаний.

1

15

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.

1

16

Контрольная работа.

17

Работа над ошибками.

Повторение (13 часов)

1-13

Повторение. Резерв.

13

Всего

136



В раздел образования