Автор: Нина Николаевна Жогова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, НОВОХОПЕРСКИЙ РАЙОН, р.п. Новахоперский
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по русскому языку (ОВЗ) 5-9 классы
Дата публикации: 04.10.2021
Раздел: среднее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»,
адаптированная для обучающихся с УО,
5-9 класс
Составитель: учитель русского языка и литературы,
Жогова Нина Николаевна, I КК
р.п. Новохоперский
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного
общего образования МКОУ «Новохоперская ООШ», с учетом авторской программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией
И.М. Бгажноковой - М.: Просвещение, 2010;
Составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки
РФ № 1599 от 19.12.2014;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10
июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания
в
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Федерального перечня учебников;
Устава ОО;
Учебного плана ОУ.
Цель и задачи предмета:
Цель:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать
средства языка в соответствии с условиями общения.
Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:
Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения
звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
Повышать уровень общего развития учащихся;
Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
Развивать нравственные качества школьников.
Коррекционная направленность рабочей программы предусматривает наряду с
общеобразовательными задачами
коррекцию индивидуальных недостатков развития,
путём включения в урок специальных коррекционно - развивающих упражнений для
высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, эмоционально-
волевой сферы.
То есть методы, включённые в урок, будут выполнять не только учебную, но и
развивающую функцию.
Для этого предназначены задания с опорой на несколько анализаторов, чтобы
ученики выполняли их с включением в активную работу психологических функций -
задания по обогащению знаниями и представлениями об окружающей действительности,
по обогащению словарного запаса, развитию монологической речи, задания на сравнение,
обобщение, группировку, классификацию.
Коррекцию
зрительного
восприятия
предполагается
проводить
с
помощью
упражнений на внимание, узнавание, соответствие и различие, выполнение заданий
письменно (ответы на вопросы, списывание и т.д.), что позволит активизировать работу
зрительного и рече-двигательного анализаторов плюс навыки письма.
Коррекция слухового восприятия основана на упражнениях на сравнение.
Коррекция логического мышления - на основе упражнений в составлении целого из
разрозненного.
Коррекция вербальной памяти - на основе упражнений на развитие способности
запоминания словесного ряда или парных слов.
Коррекционная направленность наглядности на уроке: применяется наглядность
схематического плана, что позволит преодолеть дефекты аналитико - синтетических
процессов мыслительной деятельности. Использование условно- графических схем
позволит сформировать умения сравнивать и обобщать предметы и понятия, развивать
навыки планирования собственной деятельности, правильности списывания, выработать
алгоритм действия по образцам.
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность,
что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Занятия по
данной программе проводятся в форме урока. В каждом классе отведено 140 часов в год (4
часа в неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов,
указанное
в
тематическом
плане,
которое
может
меняться
(увеличиваться
или
уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не
только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение,
закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный
материал расположен концентрически: основные части речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол) включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным
наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:
Грамматика и правописание.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Связная речь.
Формы работы
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:
тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по
памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения
или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного
списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта
и грамматического разбора и т.д.).
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных
повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Методы урока
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
практические – упражнения, карточки, тесты
Типы уроков:
урок
объяснения
нового
материала
(урок
первоначального
изучения
материала;
урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий
урок);
комбинированный урок;
нестандартные уроки.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
5 класс
Учащиеся должны уметь:
различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на
письме;
подбирать группы родственных слов;
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем
изменения формы слова;
обозначать мягкость согласных буквой Ь;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое распространенное предложение;
связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
алфавит;
способ проверки гласных и согласных (путем изменения формы слова).
6 класс
Учащиеся должны уметь:
правильно обозначать звуки буквами на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих
согласных путем подбора родственных слов;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
строить простое распространенное предложение с однородными членами;
связно высказываться устно и письменно;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.
7 класс
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов;
различать части речи;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
главные и второстепенные члены предложения;
название частей речи, их значения;
наиболее распространенные правила написания слов.
8 класс
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце
предложения;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с
однородными членами, сложное предложение;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
части речи;
наиболее распространенные правила написания слов.
9 класс
Учащиеся должны уметь:
писать небольшие по объему изложение и сочинение творческого характера;
оформлять все виды деловых бумаг;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
части речи, использование их в речи;
наиболее распространенные правила написания слов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 класс)
РУССКИЙ ЯЗЫК ОВЗ
№ п/
п
Тема урока
Кол-
во
часов
Дата
прове-
дения
Коррекция
Дата
план
факт
Раздел 1. Звуки и буквы. Текст (17 часов)
1
Повторение. Звуки и буквы.
Текст.
1
2
Звуки речи: гласные и
согласные. Алфавит.
1
3
Гласные и согласные. Несов-
падение звука и буквы в слове.
1
4
Твердые и мягкие согласные
перед И, Е, Ю, Я.
1
5
Мягкий знак (ь) на конце и в
середине слова.
1
6
Правописание слов с раздели-
тельным мягким знаком (ь).
1
7
Различение текста и не текста.
1
8
Парные звонкие и глухие
согласные, их правописание на
конце слова.
1
9
Ударные и безударные гласные
в слове.
1
10-11
Проверка безударных гласных в
слове.
2
12
Текст. Определение темы
текста. Заголовок.
1
13
Звуки и буквы. Закрепление
знаний.
1
14
Контрольный диктант № 1
«Звуки и буквы. Текст».
1
15
Работа над ошибками.
Закрепление знаний по теме
«Звуки и буквы. Текст».
1
16
Деловое письмо. Адрес.
1
17
Коллективное составление
рассказа по серии картинок.
1
Раздел 2. Предложение. Текст (17 часов)
1
Выражение в предложении
законченной мысли.
1
2
Распространение предложений.
1
3
Порядок слов в предложении.
1
4
Связь слов в предложении.
1
5
Главные члены предложения.
Сказуемое.
1
6
Главные члены предложения.
Подлежащее.
1
7
Второстепенные члены
предложения.
1
8
Текст. Отличие предложения от
текста. Деление текста на
предложения.
1
9
Наблюдение за знаками
препинания в конце
предложений.
1
10
Вопросительные предложения.
1
11
Восклицательные предложения.
1
12-13
Повествовательные,
вопросительные и
восклицательные предложения.
2
14
Предложение. Закрепление
знаний.
1
15
Контрольный диктант № 2
«Предложение. Текст».
1
16
Работа над ошибками.
Закрепление знаний по теме
«Предложение. Текст».
1
17
Деловое письмо. Адрес.
1
Раздел 3. Слово. Текст. Состав слова (30 часов)
1
Корень и однокоренные слова.
1
2
Общее и различия в значении
однокоренных слов.
1
3
Включение однокоренных слов в
предложения.
1
4
Окончание – изменяемая часть
слова.
1
5
Установление связи между
словами с помощью окончания.
1
6
Приставка как часть слова.
1
7
Изменение значения слова в
зависимости от приставки.
1
8
Приставка и предлог.
1
9
Суффикс как часть слова.
1
10
Изменение значения слова в
зависимости от суффикса.
1
11
Изменение формы слова для
проверки безударной гласной в
корне.
1
12
Единообразное написание
гласных в корне однокоренных
слов.
1
13
Слово-корень с ударной гласной.
1
14
Проверяемые и проверочные
слова в группе однокоренных
слов.
1
15-16
Проверка безударных гласных в
корне слова.
2
17
Изменение формы слова для
проверки парных звонких и
глухих согласных в корне.
1
18
Единообразное написание пар-
ных звонких и глухих согласных
в корне однокоренных слов.
1
19
Проверка парных звонких и
глухих согласных в корне слова.
1
20-21
Проверяемые гласные и
согласные в корне.
2
22-23
Непроверяемые написания в
корне слова.
2
24
Единообразное написание корня
в группе однокоренных слов.
1
25-26
Состав слова. Закрепление
знаний.
2
27
Контрольный диктант № 3
«Состав слова».
1
28
Работа над ошибками.
Закрепление знаний по теме
«Состав слова».
1
29
Деловое письмо. Поздравление.
1
30
Составление рассказа по
сюжетной картинке и данному
плану.
1
Раздел 4. Части речи. Текст. (52 часа)
1
Названия предметов, действий,
признаков.
1
2
Понятие о частях речи.
Существительное.
1
3
Глагол.
1
4
Прилагательное.
1
5-6
Различение частей речи по
вопросам и значениям.
2
7
Употребление разных частей
речи в предложении и тексте.
1
8
Контрольный диктант № 4
«Части речи».
1
9
Работа над ошибками. Закрепле-
ние знаний по теме «Части
речи».
1
10
Имя существительное. Значение
существительных в речи.
1
11
Одушевленные и неодушевлен-
ные существительные.
1
12
Собственные и нарицательные
существительные.
1
13
Правописание имен
собственных.
1
14
Текст. Тема и основная мысль
текста.
1
15
Контрольный диктант №5
«Правописание имен
собственных».
1
16
Изменение существительных по
1
числам. Понятие о единственном
и множественном числе.
17
Употребление существительных
в единственном и
множественном числе.
1
18
Изменение существительных по
числам.
1
19
Род существительных.
Знакомство с понятием рода.
1
20
Существительные мужского
рода.
1
21
Существительные женского рода
1
22
Существительные среднего рода.
1
23
Различение существительных по
родам.
1
24
Существительное. Закрепление
знаний.
1
25
Контрольный диктант № 6
«Существительное».
1
26
Работа над ошибками.
Закрепление знаний по теме
«Имя существительное».
1
27
Деловое письмо. Поздравление.
1
28
Коллективное изложение текста,
воспринятого на слух.
1
29
Имя прилагательное. Значение
прилагательных в речи.
1
30
Различение признаков,
обозначаемых прилагательных.
1
31
Зависимость рода прилагатель-
ных от рода существительных.
1
32
Окончания прилагательных
мужского рода.
1
33
Окончания прилагательных
женского рода.
1
34
Окончания прилагательных
среднего рода.
1
35
Окончания прилагательных
мужского, женского и среднего
рода.
1
36
Изменение прилагательных по
родам.
1
37
Прилагательное. Закрепление
знаний.
1
38
Контрольный диктант № 7
«Прилагательное».
1
39
Работа над ошибками.
Закрепление знаний по теме
«Прилагательное».
1
40
Деловое письмо. Записка.
1
41
Глагол. Значение глагола в речи.
1
42
Различение действий,
обозначаемых глаголами.
1
43
Изменение глаголов по
временам. Настоящее время
глаголов.
1
44
Прошедшее время глаголов.
1
45
Будущее время глаголов.
1
46
Различение глаголов по
временам.
1
47-48
Текст. Отбор приемов и фактов
для подтверждения основной
мысли.
2
49
Глагол. Закрепление знаний.
1
50
Контрольный диктант № 8
«Глагол».
1
51
Работа над ошибками.
Закрепление знаний по теме
«Глагол».
1
52
Коллективное изложение текста,
воспринятого на слух, по дано-
му началу и опорным словам.
1
Раздел 4. Предложение. Текст (11 часов)
1
Главные члены предложения.
1
2
Второстепенные члены
предложения.
1
3
Постановка вопросов от главных
членов предложений к
второстепенным членам.
1
4
Различение нераспространенных
и распространенных
предложений.
1
5
Распространение предложений.
1
6
Знакомство с однородными
членами предложения.
1
7
Дополнение предложения
однородными членами.
1
8
Предложение. Закрепление
знаний.
1
9
Контрольный диктант № 9
«Предложение. Текст».
1
10
Работа над ошибками.
Закрепление знаний по теме
«Предложение. Текст».
1
11
Деловое письмо. Записка.
Раздел 5. Повторение (13 часов)
1
Повторение по теме «Состав
слова».
1
2
Повторение по теме
«Существительное».
1
3
Повторение по теме
«Прилагательное».
1
4
Повторение по теме «Глагол».
1
5
Повторение по теме
«Предложение».
1
6
Повторение по теме «Текст».
1
7
Деловое письмо. Письмо.
1
8
Контрольный диктант № 10
«Повторение изученного».
1
9
Работа над ошибками.
Закрепление знаний по теме
«Повторение изученного».
1
10-13
Повторение. Резерв.
4
Всего
140 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 класс)
РУССКИЙ ЯЗЫК ОВЗ
№ п/
Наименование раздела и тем
Кол-во часов
Дата по
Дата
п
плану
факт.
Повторение (18+2р р)
Звуки и буквы. Текст. (8 часов)
1
Гласные и согласные. Их различение.
1
2
Безударные гласные в словах.
1
3
Сомнительные звонкие и глухие
согласные в словах.
1
4
Сомнительные гласные и согласные в
словах.
1
5
Текст. Части текста. Красная строка.
1
6
Непроверяемые гласные и согласные в
словах
1
7
Звуки и буквы. Закрепление знаний по
теме.
1
8
Урок повторения
1
9
Р.Р.Составление предложений о природе
1
Предложение. Текст (10 часов)
10
Деление текста на предложение
1
11
Выделение главных и второстепенных
членов предложения
1
12
Нераспространённые и распространённые
предложения.
1
13
Текст. Расположение частей текста в
соответствии с данным планом.
1
14
Распространение предложений с
помощью рисунков
1
15
Распространение предложений с
помощью вопросов
1
16
Однородные члены предложения.
1
17
Предложение. Закрепление знаний по
теме.
1
18
Повторение
1
19
Контрольная работа по теме
«Повторение» (диктант)
1
20
Р.Р. Составление описания предмета
1
Состав слова. Текст (28 +2р.р. ч.)
21
Корень и однокоренные слова.
1
22
Окончание как изменяемая часть слова.
1
23
Образование смысловой связи между
словами с помощью окончаний.
1
24
Приставка как часть слова.
1
25
Изменение значения слова в зависимости
от приставки.
1
26
Суффикс как часть слова.
1
27
Разбор слов по составу.
1
Правописание безударных гласных в
корне.
28
Написание гласных в корне
однокоренных слов.
1
29
Проверяемые и проверочные слова.
1
30
Проверка безударных гласных в корне
1
Правописание звонких и глухих
согласных в корне.
1
31
Написание согласных в корне
однокоренных слов. Проверяемые и
проверочные слова.
1
32
Проверка парных звонких и глухих
согласных в корне.
1
33
Правописание безударных гласных и
сомнительных согласных в корне.
1
34
Повторение.
1
35
Контрольная работа по теме «Состав
слова» (Подбор проверочных слов, разбор
слов по составу)
1
36
Р.Р. Изложение
1
Правописание приставок.
1
37
Приставка и предлог.
1
38
Различение приставки и предлога.
1
39
Наблюдение за правописанием гласных в
приставках.
1
40
Правописание гласных в приставках.
1
41
Правописание безударных гласных в
корне и приставке.
1
42
Текст. Деление текста на части по
данному плану.
1
43
Наблюдение за правописанием согласных
в приставках.
1
44
Правописание приставок на согласную.
1
45
Разделительный ъ в словах с
приставками.
1
46
Различение написаний слов с
разделительными твёрдым знаком и без
него.
1
47
Состав слова. Закрепление знаний.
1
48
Повторение
1
49
Контрольная работа (контрольное
списывание с заданиями)
1
50
Р.Р. Рассказ на основе картины.
1
Части речи. Текст. (65 ч.)
Имя существительное как часть речи
(29+2р.р.)
51
Существительное, прилагательное,
глагол.
1
52
Различение существительных, прилага-
тельных и глаголов в предложении.
1
53
Имя существительное. Значение
существительных в речи.
1
54
Существительные, обозначающие
явления природы
1
55
Существительные, называющие один и
тот же предмет по-разному.
1
56
Существительные, противоположные по
1
значению.
57
Различение существительных по родам.
1
58
Изменение существительных по числам.
1
59
Существительные собственные и
нарицательные.
1
60
Большая буква в именах собственных.
1
61
Кавычки в именах собственных.
1
62
Различение написаний существительных
собственных и нарицательных.
1
63
Имя существительное. Закрепление
знаний.
1
64
Повторение
1
65
Контрольная работа (диктант)
1
66
Р.Р. Изложение
1
67
Изменение существительных по падежам.
Понятие о склонении.
1
68
Определение падежей существительных
по вопросам
1
69
Именительный падеж – кто? что?
1
70
Родительный падеж – кого? чего?
1
71
Дательный падеж – кому? чему?
1
72
Винительный падеж – кого? что?
1
73
Творительный падеж – кем? чем?
1
74
Предложный падеж – о ком? о чём?
1
75
Текст. Подтверждение основной мысли
текста дополнительными фактами.
1
76
Понятие о начальной форме.
1
77
Постановка существительных в
начальную форму.
1
78
Изменение существительных по падежам.
Закрепление полученных знаний.
1
79
Повторение
1
80
Контрольная работа (списывание с
заданиями)
1
81
Р.Р. Составление рассказа по картине
1
Имя прилагательное как часть речи
(22+1р.р.)
82
Значение прилагательных в речи.
1
83
Описание явлений природы с помощью
прилагательных.
1
84
Описание человека, животных с
помощью прилагательных.
1
85
Прилагательные, противоположные по
значению.
1
86
Изменение имен прилагательных по
родам.
1
87
Окончания имен прилагательных
мужского рода.
1
88
Окончания имен прилагательных
женского рода
1
89
Окончания имен прилагательных
1
среднего рода.
90
Определение родовых окончаний
прилагательных
1
91
Изменение прилагательных по числам
1
92
Род и число прилагательных. Закрепление
полученных знаний.
1
93
Понятие о склонении прилагательных.
1
94
Постановка вопросов к прилагательным в
косвенных падежах.
1
95
Именительный падеж имен
прилагательных мужского и среднего
рода
1
96
Родительный падеж имен прилагательных
мужского и среднего рода
1
97
Дательный падеж имен прилагательных
мужского и среднего рода
1
98
Винительный падеж имён
прилагательных мужского и среднего
рода
1
99
Творительный падеж имен
прилагательных мужского и среднего
рода
1
100
Предложный падеж имен прилагательных
мужского и среднего рода
1
101
Склонение прилагательных мужского и
среднего рода. Закрепление знаний.
1
102
Повторение.
1
103
Контрольная работа (диктант
1
104
Р.Р. Изложение.
1
Глагол (14+1р.р.)
105
Значение глагола в речи.
1
106
Глаголы, противоположные по значению.
1
107
Различение существительных,
прилагательных, глаголов.
1
108
Настоящее время глаголов
1
109
Прошедшее время глаголов
1
110
Будущее время глаголов
1
111
Различение глаголов по временам
1
112
Единственное и множественное число
глаголов настоящего времени
1
113
Единственное и множественное число
глаголов будущего времени
1
114
Единственное и множественное число
глаголов прошедшего времени
1
115
Текст. Связь частей в тексте
1
116
Глагол. Закрепление знаний
1
117
Повторение
1
118
Контрольная работа (диктант)
1
119
Р.Р. Составление рассказа по картине.
1
Предложение. Текст (10 часов+1р.р.)
120
Различение повествовательных,
1
вопросительных и восклицательных
предложений
121
Однородные члены предложения.
Определение однородных членов
предложения
1
122
Однородные члены предложения без
союзов
1
123
Однородные члены предложения с
союзом “И”
1
124
Однородные члены предложения без
союзов и с союзом “И”
1
125
Обращение.
Знакомство с обращением
1
126
Место обращения в предложении
1
127
Предложение. Закрепление знаний
1
128
Повторение
1
129
Контрольная работа (списывание с
заданиями)
1
130
Р.Р. Составление текста письма друзьям
1
Повторение (10 часов)
131
Состав слова
1
132
Правописание гласных и согласных в
корне и приставке
1
133
Имя существительное
1
134
Имя прилагательное
1
135
Глагол
1
136
Текст. Части текста. Красная строка.
1
137-
140
Повторение. Резерв.
4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 класс)
РУССКИЙ ЯЗЫК ОВЗ
№
урока
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
по
плану
Факт
Повторение.
15
1
Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.
1
2
Разделительные Ь
и Ъ знаки в словах.
1
3
Правописание безударных гласных в словах.
1
4
Правописание звонких и глухих согласных в словах.
1
5
Звуки и буквы.
Закрепление знаний.
1
6
Предложения распространённые и
нераспространённые.
1
7
Однородные члены предложения.
1
8
Распространение предложений однородными
членами.
1
9
Составление предложений с однородными членами.
1
10
Текст. Подтверждение основной мысли текста
фактами.
1
11
Обращение. Его место в предложении.
1
12
Употребление обращения в диалоге.
1
13-15
Предложение. Закрепление знаний.
3
Состав слова. Текст.
23
16-17
Корень. Однокоренные слова.
2
18-19
Приставка.
2
20-21
Суффикс.
2
22-23
Окончание.
2
24
Контрольный диктант по теме «Корень.
Однокоренные слова».
1
25
Безударные гласные в корне.
1
26
Звонкие и глухие согласные
в корне.
1
27
Правописание в корне. Закрепление знаний.
1
28
Гласные и согласные в приставках.
1
29
Разделительный твёрдый знак (ъ)после приставок.
1
30
Правописание в корне и приставке.
Закрепление знаний.
1
31
Р.Р. Рассказ по картине Б.М. Кустодиева «Школа
в Московской Руси».
1
32
Работа над ошибками.
1
33
Знакомство со сложными словами.
1
34
Правописание сложных слов.
1
35
Образование сложных слов.
1
36
Состав слова. Закрепление знаний.
1
37
Контрольный диктант по теме «Состав
слова. Текст».
1
38
Работа над ошибками.
1
Части речи. Текст.
Имя существительное.
26
39
Различие частей речи.
1
40
Образование одних частей речи от других.
1
41
Значение существительных в речи.
1
42
Использование существительных для сравнения
одного предмета с другим.
1
43
Род и число существительных.
1
44
Различение существительных мужского и женского
рода с шипящей на конце (ж,ш,ч,щ).
1
45
Правописание существительных с шипящей на
конце.
1
46
Существительные 1-го склонения.
1
47
Определение склонения существительных по
начальной форме.
1
48
Существительные 2-го склонения.
1
49
Существительные 3-го склонения.
1
50
Различение существительных 1, 2 и 3-го склонения.
1
51
Ударные и безударные окончания существительных
1-го склонения.
1
52
Замена существительных с ударными окончаниями
существительных с безударными окончаниями.
1
53
Контрольный диктант по теме
«Существительное».
1
54
Работа над ошибками.
1
55
Правописание безударных падежных окончаний
существительных 1-го склонения.
1
56
Ударные и безударные окончания существительных
2-го склонения.
1
57
Правописание безударных падежных окончаний
существительных 2-го склонения.
1
58
Ударные и безударные существительные 3-го
склонения.
1
59
Правописание безударных падежных окончаний
существительных 3-го склонения.
1
60
Р.Р. Текст. Установление последовательности
фактов в тексте.
1
61
Склонение существительных в единственном числе.
1
62
Существительное. Закрепление знаний.
1
63
Контрольный диктант по теме
«Существительное».
1
64
Работа над ошибками.
1
Части речи. Текст.
Имя прилагательное.
18
65
Значение прилагательного в речи.
1
66-67
Р.Р. Описание предмета и его частей.
2
68
Использование прилагательных для сравнения
предметов.
1
69
Словосочетания с прилагательными.
1
70
Согласование прилагательного с существительным в
1
роде и числе.
71
Различение окончаний прилагательных в
единственном и множественном числе.
1
72
Постановка вопросов от существительного к
прилагательному в разных падежах.
1
73
Наблюдение за окончаниями вопросов и
окончаниями прилагательных.
1
74
Правописание падежных окончаний прилагательных
мужского и среднего рода.
1
75
Изменение прилагательных женского рода по
падежам.
1
76
Постановка вопросов от существительных к
прилагательным в разных падежах.
1
77
Наблюдение за окончаниями вопросов и
окончаниями прилагательных.
1
78
Правописание падежных окончаний прилагательных
женского рода.
1
79
Правописание падежных окончаний прилагательных
в единственном числе.
1
80
Прилагательное.
Закрепление знаний.
1
81-82
Р.Р. Описание картины М.В.Врубеля «Царевна-
лебедь».
1
Части речи. Текст. Глагол.
21
83
Значение глаголов в речи.
1
84
Использование глаголов для сравнения предметов.
1
85
Различие глаголов по временам.
1
86
Изменение глаголов по временам.
1
87
Различение глаголов по числам.
1
88
Изменение глаголов по числам.
1
89
Изменение глаголов в прошедшем времени по
родам.
1
90
Различение окончаний женского и среднего рода у
глаголов в прошедшем времени.
1
91
Время и число глаголов.
Закрепление знаний.
1
92
Р.Р. Текст. Составной план текста.
1
93
Понятие о неопределённой форме глагола.
1
94
Правописание глаголов в неопределённой форме.
1
95
Постановка глаголов в неопределённой форме.
1
96
Контрольный диктант по теме
«Прилагательное».
1
97
Работа над ошибками.
1
98
Использование частицы не в значении отрицания.
1
99
Наблюдение за правописанием частицы не с
глаголами.
1
100
Правописание частицы не с глаголами.
1
101
Глагол.
Закрепление знаний.
1
102
Контрольный диктант по теме «Глагол».
1
103
Работа над ошибками.
1
Части речи. Текст.
Местоимение.
10
104
Личные местоимения.
1
105
Значение личных местоимений в речи.
1
106
Местоимения 1-го лица.
1
107
Местоимения 2-го лица.
1
108
Местоимения 3-го лица.
1
109
Изменение местоимений 3-го лица ед. числа по
родам.
1
110
Различение местоимений по лицам и числам.
1
111
Личные местоимения. Закрепление знаний.
1
112-113
Р.Р. Описание картины Ф.П.Решетова «Опять
двойка».
1
Предложение. Текст.
11
114
Однородные члены предложения без союза и с
союзом и.
1
115
Однородные члены предложения с союзами и, а, но.
1
116
Обращение.
1
117
Знаки препинания при обращении.
1
118
Простое предложение. Закрепление знаний.
1
119
Части сложного предложения.
1
120
Знаки препинания в сложном предложении.
1
121
Составление сложных предложений.
1
122
Простое и сложное предложение. Закрепление
знаний.
1
123
Контрольныйдиктант по теме «Простое и
сложное предложение».
1
124
Работа над ошибками.
1
Повторение.
16
125-126
Состав слова.
1
127-28
Правописание в приставке и корне.
1
129-130
Части речи. Существительное.
1
131-132
Части речи. Прилагательное.
1
133-134
Части речи. Глагол.
1
135-136
Части речи. Местоимения.
1
137-138
Контрольная работа за год.
1
139
Работа над ошибками.
1
140
Повторение. Резерв.
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (8 класс)
РУССКИЙ ЯЗЫК ОВЗ (2021-2022 уч. год)
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
1.
Простые и сложные предложения.
1
2.
Составление сложных предложений.
1
3.
Выделение однородных членов из предложения.
1
4.
Использование однородных членов в предложении.
1
5.
Знаки препинания при обращении.
1
6.
Использование обращений в предложениях.
1
7.
Р.Р.Изложение по плану.
1
8.
Предложение. Закрепление знаний.
1
9.
Контрольное списывание.
1
10.
Корень. Однокоренные слова.
1
11.
Приставка, суффикс, окончание.
1
12.
Разбор слова по составу.
1
13.
Проверка орфограмм в корне.
1
14.
Р.Р.Изложение «Воронёнок Карлуха»
1
15.
Работа над ошибками.
1
16.
Нахождение орфограмм в корне и их проверка.
1
17.
Правописание приставок.
1
18.
Орфограммы в корне и приставке.
1
19.
Текст. Составление плана текста.
1
20.
Сложные слова с соединительными гласными о, е.
1
21.
Сложные слова без соединительной гласной.
1
22.
Сложные слова с соединительной гласной и без нее.
1
23.
Состав слова. Закрепление знаний.
1
24.
Р.Р. Изложение по данному плану.
1
25.
Работа над ошибками.
1
26.
Р.Р. Сочинение «В сельской библиотеке»
1
27.
Работа над ошибками. Словарный диктант.
1
28.
Состав слова. Закрепление знаний.
1
29.
Диктант по теме «Состав слова»
1
30.
Работа над ошибками.
1
31.
Различение частей речи.
1
32.
Значение существительных в речи.
1
33.
Существительные, близкие по значению.
1
34.
Род, число и падеж существительных.
1
35.
Определение склонения существительных.
1
36.
Ударные и безударные окончания существительных.
1
37.
Правописание падежных окончаний существительных 1-го склонения.
1
38.
Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения.
1
39.
Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения.
1
40.
Правописание падежных окончаний существительных в единственном
числе.
1
41.
Изменение по падежам существительных во множественном числе.
1
42.
Постановка падежных вопросов к существительным во множественном
числе.
1
43.
Падежные окончания существительных во множественном числе.
1
44.
Ударные и безударные падежные окончания существительных во
множественном числе.
1
45.
Правописание падежных окончаний существительных во множественном
числе.
1
46.
Окончания родительного падежа существительных во множественном
числе.
1
47.
Р.Р. Изложение по вопросам.
1
48.
Работа над ошибками. Словарный диктант.
1
49.
Склонение существительных Закрепление знаний.
1
50.
Существительное. Закрепление знаний.
1
51.
Диктант по теме «Имя существительное»
1
52.
Работа над ошибками. Тест по теме «Имя существительное»
1
53.
Значение прилагательных в речи.
1
54.
Прилагательные, близкие по значению.
1
55.
Словосочетания с прилагательными.
1
56.
Род и число прилагательных.
1
57.
Изменение окончаний прилагательных по вопросам.
1
58.
Постановка вопросов к прилагательным.
1
59.
Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.
1
60.
Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста.
1
61.
Выделение словосочетаний с прилагательными во множественном числе.
1
62.
Изменение прилагательных во множественном числе по падежам.
1
63.
Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе.
1
64.
Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном
числе.
1
65.
Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном
числе.
1
66.
Р.Р. Изложение по вопросам.
1
67.
Работа над ошибками. Словарный диктант.
1
68.
Склонение прилагательных. Закрепление знаний.
1
69.
Прилагательное. Закрепление знаний. Тест по теме «Имя прилагательное»
1
70.
Диктант по теме ««Имя прилагательное»
1
71.
Работа над ошибками.
1
72.
Значение местоимений в речи.
1
73.
Различение местоимений по лицам и числам.
1
74.
Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица единственного числа.
1
75.
Склонение местоимения 1-го лица единственного числа.
1
76.
Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица множественного числа.
1
77.
Склонение местоимения 1-го лица множественного числа.
1
78.
Склонение местоимений 1-го лица единственного и множественного числа.
1
79.
Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица единственного числа.
1
80.
Склонение местоимения 2-го лица единственного числа.
1
81.
Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица множественного числа.
1
82.
Склонение местоимения 2-го лица множественного числа.
1
83.
Склонение местоимений 2-го лица единственного и множественного числа.
1
84.
Наблюдение за склонением местоимений 3-го лица единственного числа.
1
85.
Склонение местоимений 3-го лица единственного числа.
1
86.
Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица множественного числа.
1
87.
Склонение местоимения 3-го лица множественного числа.
1
88.
Склонение местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.
1
89.
Местоимение. Закрепление знаний. Словарный диктант.
1
90.
Местоимение. Закрепление знаний.
1
91.
Диктант по теме «Части речи. Местоимение»
1
92.
Работа над ошибками. Тест «Местоимение»
1
93.
Значение глаголов в речи.
1
94.
Глаголы, близкие по значению.
1
95.
Частица не с глаголами.
1
96.
Неопределенная форма глагола.
1
97.
Изменение глаголов по временам и числам.
1
98.
Знакомство с глаголами 1-го лица.
1
99.
Постановка вопросов к глаголам 1-го лица.
1
100.
Употребление глаголов в 1-м лице единственного и множественного числа.
1
101.
Знакомство с глаголами 2-го лица.
1
102.
Постановка вопросов к глаголам 2-го лица.
1
103.
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
1
104.
Употребление глаголов во 2-м лице единственного и множественного
числа.
1
105.
Знакомство с глаголами 3-го лица.
1
106.
Постановка вопросов к глаголам 3-го лица.
1
107.
Употребление глаголов в 3-м лице единственного и множественного числа.
1
108.
Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся и –ться.
1
109.
Различение глаголов по лицам и числам.
1
110.
Контрольное списывание.
1
111.
Глагол. Закрепление знаний.
1
112.
Диктант по теме «Глагол»
1
113.
Работа над ошибками. Тест по теме «Глагол»
1
1114.
Наречие как часть речи.
1
115.
Наречие – неизменяемая часть речи.
1
116.
Значение наречий в речи.
1
117.
Образование наречий от прилагательных.
1
118.
Наречия, противоположные и близкие по значению.
1
119.
Наречия, отвечающие на вопрос как?
1
120.
Наречия, отвечающие на вопрос где?
1
121.
Наречия, отвечающие на вопрос когда?
1
122.
Наречия, отвечающие на вопрос куда? Откуда?
1
123.
Постановка вопросов к наречиям.
1
124.
Подбор наречий с опорой на вопросы.
1
125.
Наречие. Закрепление знаний. Словарный диктант.
1
126.
Диктант по теме «Наречие»
1
127.
Работа над ошибками.
1
128.
Простое предложение с однородными членами. Распространение
предложений однородными членами.
1
129.
Сложное предложение без союзов.
1
130.
Сложные предложения с союзами и, а, но. Составление сложных
предложений с союзами и, а, но.
1
131.
Сравнение простых и сложных предложений. Распространение простых и
сложных предложений.
1
132.
Предложение. Закрепление знаний.
1
133.
Итоговый контрольный диктант.
1
134.
Повторение. Состав слова.
1
135.
Повторение. Части слова.
1
136.
Повторение. Предложение.
1
137-
140
Повторение. Резерв.
1
Всего
140
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9 класс)
РУССКИЙ ЯЗЫК ОВЗ
№
урока
Тема урока
Кол-
во
часов
Повторение (8 часов)
1
Вводный урок. Простые предложения.
1
2-3
Сложные предложения.
2
4-5
Распространение предложений.
2
6-7
Составление сложных предложений.
2
8
Урок-практикум по теме «Простые и сложный предложения»
1
Состав слова. Текст (12 часов)
1
Корень и однокоренные слова.
1
2
Образование слов с помощью суффиксов.
1
3
Правописание в корне и приставке.
1
4-5
Сложные слова.
2
6-7
Сложносокращенные слова.
2
8-9
Состав слова.
2
10
Состав слова. Закрепление.
1
11
Контрольная работа.
1
12
Работа над ошибками.
1
Части речи. Текст (86 часов)
1
Существительное.
1
2
Значение существительных в речи. Значение предметности.
1
3
Существительные, близкие и противоположные по значению.
1
4
Существительные, обозначающие черты характера.
1
5
Использование существительных для сравнения одного предмета с другим.
1
6
Склонение существительных в единственном и множественном числе.
1
7
Знакомство с несклоняемыми существительными.
1
8
Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными.
1
9
Употребление глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми
существительными.
1
10
Существительное. Закрепление знаний.
1
11
Контрольная работа.
12
Работа над ошибками.
1
13
Значение признака предмета.
1
14
Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.
1
15
Согласование прилагательных с существительными.
1
16
Правописание падежных окончаний прилагательных.
1
17
Знакомство с прилагательными, обозначающими признак по
принадлежности
1
18
Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на -ий, -ьи.
1
19
Склонение прилагательных в женском роде на -ья
1
20
Склонение прилагательных во множественном числе на -ьи
1
21
Склонение прилагательных. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и
задания.
1
22
Прилагательное. Закрепление знаний.
1
23
Контрольная работа.
1
24
Работа над ошибками.
1
25
Деловое письмо. Объяснительная записка.
1
26
Местоимение. Значение местоимений в речи.
1
27
Употребление местоимений в тексте.
1
28
Лицо и число местоимений.
1
29
Склонение местоимений. Изменение местоимений по падежам.
1
30
Правописание местоимений с предлогами.
1
31
Правописание местоимений 3-го лица.
1
32
Местоимение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
1
33
Контрольная работа.
1
34
Работа над ошибками.
1
35
Деловое письмо. Письмо.
1
36
Сочинение с элементами рассуждения.
1
37
Глагол. Значение глаголов в речи. Значение действия предмета.
1
38
Глаголы, близкие и противоположные по значению.
1
39
Использование глаголов для выражения сравнения.
1
40
Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
1
41
Употребление глаголов со значением отрицания.
1
42
Неопределѐнная форма глагола. Выделение глаголов в неопределѐнной
форме.
1
43
Правописание глаголов в неопределѐнной форме.
1
44
Различение глаголов по лицам и числам.
1
45
Изменение формы лица и числа глаголов.
1
46
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
1
47
Знакомство с повелительной формой глаголов.
1
48
Правописание глаголов в повелительной форме.
1
49
Использование в речи глаголов в повелительной форме.
1
50
Правописание глаголов. Закрепление знаний.
1
51
Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
1
52
Контрольная работа.
1
53
Работа над ошибками.
1
54
Сочинение по данному началу и словосочетаниям.
1
55
Наречие как часть речи.
1
56
Значение наречий в речи. Наречия, противоположные и близкие по
значению.
1
57
Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность.
1
58
Употребление сочетании наречий с глаголами в прямом и переносном
значении.
1
59
Правописание наречий. Наблюдение за правописанием наречий с гласными а
и о на конце.
1
60
Правописание наречий с гласными а и о на конце.
1
61
Различение наречий и прилагательных.
1
62
Наречие. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
1
63
Контрольная работа.
1
64
Работа над ошибками.
1
65
Числительное как часть речи.
1
66
Простые и составные числительные.
1
77
Словосочетания с числительными.
1
78
Правописание числительных от 5 до 20 и 30.
1
79
Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900.
1
80
Числительные с мягким знаком на конце и в середине слова.
1
81
Правописание числительных 90, 200, 300, 400.
1
82
Числительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
1
83
Контрольная работа.
1
84
Работа над ошибками.
1
85-86
Обобщение знаний по теме «Части речи»
2
Предложение. Текст (17 часов)
1
Деловое письмо. Доверенность.
1
2-3
Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных
предложений.
2
4-5
Союз и в простых и сложных предложениях.
2
6-7
Сложные предложения с союзом что.
2
8-9
Сложные предложения с союзом чтобы.
2
10-11
Сложные предложения с союзом потому что.
2
12-13
Сложные предложения с союзом когда.
2
14
Сложные предложения. Закрепление знаний.
1
15
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
1
16
Контрольная работа.
17
Работа над ошибками.
Повторение (13 часов)
1-13
Повторение. Резерв.
13
Всего
136