Автор: Попова Марина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 8
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка во 2 классе. Тема. Правописание безударных гласных в корне слова.
Дата публикации: 05.10.2021
Раздел: начальное образование
Урок русского языка во 2 классе.
Тема.
П
равописание безударных гласных в корне слова.
Цели: систематизировать знания детей по теме «Правописание безударных
гласных в корне слова»; закреплять умение выполнять алгоритм действий по
решению орфографической задачи; развивать орфографическую зоркость;
формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль.
Задачи урока: познакомить с понятием «опасное место», «орфограмма»;
изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать
применение изученного правила.
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:
Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность
анализировать полученную информацию, выделять существенные и
несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование
практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное
оценивание правильности выполнения действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение
строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное
мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности (при работе в паре).
Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-
познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать
стремление заботиться о своем здоровье.
Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование,
беседа, взаимопроверка.
Тип урока: урок закрепление изученного материала (урок путешествие).
Вид урока: комбинированный
Ход урока.
1.
Организационный момент.
2.
Актуалицация. Минутка чистописания. На доске запись:
Ва, Вы, Во, Вова, Витя, Волга, Витебск.
Ветер, ветерок, ветреный.
- Записать слова, выделить общую часть, поставить ударение.
- Списать предложение, подчеркнуть безударные гласные:
Ветер срывал с деревьев золотые листья.
- Можно ли допустить ошибки на месте безударных гласных?
- Можно ли проверить какую букву нужно писать?
3. Сообщение темы урока.
Кто догадался, какая сегодня тема урока?
Чему мы должны научиться?
4. Работа над словарными словами.
-Отгадайте загадки, запишите отгадки. Один ученик работает у доски.
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза.)
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)
На дереве сидит, кар-кар кричит. (Ворона.)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-
тык. (Заяц.)
Тоненькое, кругленькое, сердце тёмненькое,
Кто его видит, мысли знает. (Карандаш.)
Толстовата, форсиста, сорочек надела триста, а нога одна. (Капуста.)
Льётся речка — мы лежим,
Лёд на речке — мы бежим. (Коньки.)
Кто пчеле подарит мед?
Кто на солнышке цветет?
И головкою цветной
Нам качает в летний зной? (Цветок)
- Какое слово здесь лишнее? (Цветок)
- Почему? (это не словарное слово)
- Можем ли мы слово цветок написать без раздумий? (нет)
- Почему? (слышится без ударения И, а надо писать Е)
- Кто ни будь может объяснить, почему пишется буква Е?
- Слова, которые помогают нам определить, какую букву нужно писать
называются проверочными.
- Все гласные нужно проверять? (Только те, где сомневаешься (на доске
буквы -а,о,и,е,и,я)
5. Введение в тему урока.
- Над какой темой мы работаем на уроке?
- У всех ли слов мы подберём проверочное слово?
- В какой части слова может находиться безударная гласная?
Чтение правила по учебнику.
Физкультминутка.
6. Закрепление темы.
1.)Работа в парах. На партах лежат карточки со словами, где пропущены
безударные гласные.
Напомнить правила работы в парах.
Вставить безударную гласную, рядом написать проверочное слово.
Е или И А или О И или Я
Б..гуны п..ля т..нуть
М..сты р..са гл..деть
Л..сты тр..ва п..так
Зв..рёк гр..за м..сной
Проверка через 5 минут. Сверка с эталоном.
2.) От значения слова к правильной букве.
- Назовите «лишнее» слово, записанное на доске.
Нос, носильщик, носатый, носик. (носильщик)
- Докажите, почему слово «лишнее»? (имеет другое значение)
- Вы хорошо справились, значит мы легко подберём однокоренные
слова и объясним значение каждого слова. На доске:
л..нивый с..лач, б..гун
ст..рушка гр..знуля ч...стюля
м..лютка х..трец м..ряк
Ленивый – тот, кто ленится
Грязнуля – тот, кто грязный.
Силач – сильный человек.
Чистюля – тот, кто чистый.
Бегун – человек, занимающийся бегом.
Малютка – маленький.
Старушка – старая женщина.
Хитрец – хитрый человек.
Моряк – тот, кто ходит в море на корабле.
- Запишите эти слова: 1 колонка – 1 столбик, 2 колонка – 2 столбик, 3
колонка – 3 столбик. Подчеркните вставленную букву.
3.) Работа над безударными гласными в тексте.
У детей на партах карточки с текстом, где пропущены в словах безударные
гласные.
-Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы, рядом напишите
проверочное слово.
На р…ке (…..) весело и шумно. Р…бята играют в в…де. Они бросают друг
другу м…чи (……). На б…регу (……) малыши строят д…ма (…….) из песка.
6. Итог урока.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что необходимо проверять?
- Как проверить безударную гласную в корне?
7. Домашнее задание.