Напоминание

Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе


Автор: Овчинникова Любовь Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ №76
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Доклад
Тема: Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе
Дата публикации: 07.10.2021
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Реабилитационно-образовательный центр № 76

Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Духовно-нравственное воспитание в

современном образовательном процессе

Подготовила:

воспитатель ГБОУ РОЦ 76

Овчинникова Л.Г.

Москва, 2021

Слайд 2 «Духовно-нравственное воспитание - это создание условий

для воспитания человека, который старается жить

в согласии со своей совестью».

«Безнравственный человек – значит бессовестный»

(К.Д. Ушинский).

Слайд 3 В буре экономических преобразований, происходящих в

нашей

стране,

общество

всё

чаще

сталкивается

с

циничными

преступлениями человека против природы, против своей истории,

свободы, против самого себя. С экранов телевизора буквально лавиной

несется

на

нас

негативное

отображение

криминального

мира,

беззаботной гламурной жизни. Авторы фильмов и телевизионных

программ не стесняются в выборе выражений. Мы уже сами не замечаем

того, привыкаем к сленговой речи, а вместо классики, читаем лёгкое

чтиво, основной частью которого являются однотипные детективы. Мы

закрылись в свои мирки и практически не общаемся друг с другом. Мы,

отдавая дань моде или ища защиты от нависшего смога рутинной жизни,

идём в церковь к Богу и просим о помощи, но при этом спокойно или с

брезгливостью проходим мимо нищих, а значит мимо человеческой

беды. Вечно спешащие, мы практически не смотрим в глаза друг другу и

не нуждаемся в общении. Пожалуй, это и есть наше современное

общество. Общество взрослых, которое в ответе за себя само.

Слайд 4 «Родной край, его история» – писал академик Дмитрий

Сергеевич

Лихачев,

«основа,

на

которой

только

и

может

осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Во

все

века

люди

высоко

ценили

духовно-нравственную

воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования,

происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о

будущем

России,

о

ее

молодёжи.

В

настоящее

время

смяты

нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в

бездуховности, безверии, агрессивности.

Слайд 5 Духовно-нравственное развитие и воспитание личности,

конечно, начинается в семье. Родители влияют на развитие ребенка,

организовав усвоение моральных норм, которые регулируют поведение

человека в обществе. Эти нормы в виде эталонов усваивается ребенком.

От того, какие эталоны заложат родители в душу ребенка, во многом

зависит его дальнейшая судьба. По этому поводу очень точно говорил

священник Валентин Марков, «... ребенок вырос не сам по себе, он как

веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья -

это целостный организм. И проблемы молодого росточка - это, в первую

очередь, проблемы почвы, на которой он растет».

На

духовно-нравственное

развитие

оказывает

влияние

и

социокультурная среда, которая окружает учащихся.

Следующим

важнейшим

компонентом

в

процессе

духовно-

нравственного

развития

является

самовоспитание. В

одной

из

индейских притч говорится, что когда-то давно старый индеец открыл

своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень

похожая на борьбу двух волков. Один волк олицетворяет зло - зависть,

ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь, а другой волк - добро -

мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец,

тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений

задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый

индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк,

которого ты кормишь»...

Слайд 6

Важнейшая роль в духовно-нравственном развитии и

воспитании личности отводится школе. Задача педагогов заключается

не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными

знаниями, но и сформировать у школьников духовно-нравственные

качества. В соответствии с ФГОС второго поколения и Концепцией

духовно-нравственного

воспитания

и

развития

гражданина

России духовно-нравственное

воспитание в

современном

образовательном процессе должно осуществляться в ходе привлечения

всех уроков и внеурочных занятий. Ведь каждый урок и внеурочная

деятельность

обладает

уникальным,

незаменимым

ценностно-

смысловым потенциалом, который может быть актуализирован и

плодотворно задействован.

Слайд 7

Школа – единственный социальный институт, через

который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе

должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная,

культурная жизнь школьника. Ребенок школьного возраста, особенно в

начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному

развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания

трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в

детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Человек не воспитывается по частям, поэтому очень важна

интеграция

всех

вышеперечисленных

составляющих,

которые

представляют

собой

системный

подход

духовно-нравственного

воспитания.

Слайд 8 Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и

прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее

педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается

протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком.

Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!

Слайд

9 Ещё я думаю, что общение ребенка с прекрасным:

природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является

мощным

источником духовно-нравственного

воспитания.

Дети

по

природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой,

слушание

музыки,

чтение

художественных

произведений

радуют

ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт.

Очень

важно

научить

детей

чувствовать

себя

довольными

и

счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению

все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и

болезней».

Слайд 10 Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим,

привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как

источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от

зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана

добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять

множество. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу. Исчезла

духовность. Не стало доверия друг к другу. А ведь только … добрый

человек из доброго сердца своего выносит доброе, а злой человек из

злого сердца своего выносит злое. Духовно-нравственное воспитание в

настоящее чаще всего понимается как нравственное воспитание в

соответствии с духовными традициями народа.

Слайд 11

Школа, оставаясь светской, пробует через культуру

своего

народа,

осуществлять

влияние

на

духовно-нравственное

воспитание школьников. На сегодняшний день, духовно-нравственное

воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном

процессе.

Это,

скорее

всего обучение

и

воспитание

на

основе

духовности. Во

все

времена

ядром

русской

культуры

были

православные устои и традиции народной жизни. Духовно-нравственное

воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования.

Научить

родителей

и

учеников

только быть

духовными нельзя.

Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее

можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как

взрослых, так и детей.

Слайд

12 Фундаментальными понятиями духовно-нравственного

воспитания являются:

ЗЕМЛЯ - общий дом человечества, земля людей и живой природы;

ОТЕЧЕСТВО - единственная, уникальная для человека Родина,

данная ему судьбой, доставшаяся от его предков;

СЕМЬЯ-

начальная

структурная

единица

общества,

первая

человеческая общность ребенка и естественная среда его развития,

где закладываются основы будущей личности;

ТРУД

-

основа

человеческого

бытия,

вид

деятельности

выделяющий человека из животного мира, адекватный сущности

человека;

ЗНАНИЯ - результат разнообразного и творческого труда, мощное

средство развития личности;

МИР - покой и согласие между людьми, народами и государствами,

главное условие существования Земли и человечества;

ЧЕЛОВЕК - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей»,

цель, объект, субъект и результат воспитательной системы школы.

Слайд

13

Работа

школы

по

вопросам

духовно-нравственного

воспитания реализуется через воспитательную систему, систему бесед,

конференций, развивающих часов, творческих отчетов и конкурсов,

систему дополнительного образования: кружки, клубы и секции;

экскурсии,

поездки,

посещение

театров,

музеев,

проектную

деятельность, коллективные творческие дела; работу библиотеки,

школьного музея.



В раздел образования