Напоминание

"Детские презентации, как часть предметно-развивающей среды в группах общеразвивающей направленности"


Авторы: Симанова Татьяна Николаевна, Татьяна Николаевна Симанова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Детские презентации, как часть предметно-развивающей среды в группах общеразвивающей направленности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детские презентации, как часть предметно-развивающей

среды в группах общеразвивающей направленности

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной

деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает

сомнения. Инновационная деятельность обладает огромными способностями

повышения качества образования.

На современном этапе, в связи с введением в действие Федеральных

государственных образовательных стандартов дошкольного образования,

возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного

образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного

образования нового поколения, направленного на выявление и развитие

творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание

стартовых

возможностей

выпускников

дошкольных

образовательных

учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического

обучения в школе.

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение

для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в

школе. В качестве основных показателей готовности ребенка к школе

рассматриваются учебная мотивация и произвольность поведения. Формы и

методы обучения в первом классе предполагают наличие у ребенка

определенного уровня сформированности умений и личностных качеств,

которые делают его учеником.

У детей с проблемами речевого развития

формирование учебных

навыков часто запаздывает. В результате наступает кризис, порождаемый

сменой преобладающего вида деятельности, увеличением требований к

качеству речи, объему внимания, его устойчивости. Не у всех детей,

поступивших в школу, одинаково быстро формируются навыки чтения и

письма.

Отслеживая адаптацию бывших воспитанников разных групп ДОУ в

школе и беседуя с учителями начальных классов,я пришла к выводу, что

большинство учеников, не посещавших логопедическую группу (логопункт),

слабо успевает по русскому языку.

Установлено, что у детей, которые в дошкольном возрасте имели

проблемы речевого развития, при обучении в школе проявляются остаточные

явления недоразвития речи, выражающиеся:

- в недостаточном понимании и употреблении на письме понятий и правил

русского языка;

- в затруднениях при планировании своей деятельности, в использовании

знаково-символических действий;

- в недостаточном развитии словесно-логического мышления.

Моя задача, как педагога, свести к минимуму проявление этих явлений у

своих воспитанников.

В целях предотвращения нежелательных последствий при обучении в

школе задачу коррекции речи воспитанников реализую с использованием

информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ)

-

это

комплекс

учебно-методических

материалов,

технических

и

инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе,

формах и методах их применения для совершенствования деятельности

специалистов

учреждений

образования

(администрации,

воспитателей,

специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции)

детей.

Основная идея моего опыта заключается в гармоничном соединении

современных технологий с традиционными методами развития и обучения

ребенка.

Главная цель моей работы: повышение уровня коррекции речи

дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий.

Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

изучить нормативные законодательные документы, психологическую и

педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с

дошкольниками;

обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в

коррекционной работе с детьми с нарушениями речи;

использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по

вопросам коррекции речи детей;

создать

банк

компьютерных

дидактических

и

методических

материалов по использованию ИКТ в ДОУ.

Конструирование

образовательной

деятельности

с

детьми

с

использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических

принципов, которые я сегодня наполняю новым содержанием:

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается

одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую

познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к

коррекционно-образовательным

занятиям

за

счет

новизны,

реалистичности

и

динамичности

изображения,

использования

анимационных эффектов.

Руководствуясь принципом научности, я преследую цель – помочь

детям

усвоить

реальные

знания,

правильно

отражающие

действительность.

ИКТ

дают

мне

возможность

представлять

в

мультимедийной

форме

реалистичные,

не

искаженные

информационные

материалы

(репродукции

картин,

фотографии,

видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь

что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в

сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию

принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной

при отборе материала.

Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы

и методы организации образовательной деятельности, чтобы они

соответствовали

уровню

подготовки

детей,

их

возрастным

особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в

том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке,

системе. Мультимедийные презентации я создаю и подбираю в

соответствии с рабочей программой, тематическим планом.

Принцип наглядности Ян Коменский справедливо считал «золотым

правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в

ощущениях».

Именно

дошкольникам,

с

их

наглядно-образным

мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть,

услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с

этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-

шоу, видеофрагменты.

Для реализации поставленных задач я использую средства, которые

можно разделить на:

Аудиовизуальные (слайд - фильмы, видеофильмы, мультимедийные

презентации).

Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные

ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и др.).

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

1.

Подбор

иллюстративного

материала

к

совместной

организованной

деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы

(сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2.

Подбор дополнительного познавательного материала.

3.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4.

Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не

писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем

только вносить изменения.

5.

Создание

презентаций

в

программе

Рower

Рoint

для

повышения

эффективности совместной организованной деятельности

с детьми

и

педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских

собраний. При создании единой базы методических и демонстрационных

материалов у педагога появляется больше свободного времени.

Мною выделены следующие направления использования ИКТ, которые

доступны для работы с дошкольниками:

1.

создание презентаций;

2.

работа с ресурсами Интернет;

3.

использование готовых обучающих программ.

Для

реализации

данных

направлений

деятельности

применяю

оборудование:

• телевизор с DVD приставкой,

• компьютер,

мультимедийный проектор,

магнитофон,

видео- и фотокамеру.

ИКТ

я использую на любом этапе совместной организованной

деятельности:

1.

В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме,

создавая проблемную ситуацию;

2.

Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки,

видеофрагменты и т.д.)

3.

Как информационно-обучающее пособие

4.

Для контроля усвоения материала детьми.

Занятия с использованием ИКТ являются комплексными, сочетают в

себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на

них осуществляется интеграция образовательных областей.

С детьми ИКТ использую в процессе совместной деятельности на

коррекционных и образовательных занятиях в качестве современного

наглядного материала. Из психологии известно, что у дошкольников хорошо

развито

непроизвольное

внимание,

поэтому

учебный

материал,

предъявляемый в ярком и доступном для ребенка виде, вызывает интерес (К.

Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности»).

Применение

компьютерных

технологий

как

раз

и

позволяет

предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только

ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и

долговременным. А поставленные перед ребёнком задачи решаются

с

опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру.

Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его

продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал

устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат.

Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда

соответствует необходимым требованиям к наглядности. Необходимость в

повышении качества

наглядного

материала –

самая

веская причина

задуматься об использовании компьютерных технологий. ИКТ - технологии

представляют для меня большой интерес и являются не частью содержания

коррекционного

обучения,

а

дополнительным

набором

возможностей

коррекции отклонений в развитии речи ребенка.

Чаще всего в деятельности использую мультимедийные презентации.

Мультимедийная

презентация - это программа, которая может

содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое

оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию,

трехмерную графику. Использование презентационных инструментальных

средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает

ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал

быстрее и в полном объеме.

Презентация напоминает детскую книжку, где на каждом листе -

большая яркая картинка с подписью – обозначением, вы только листаете

слайды (электронные страницы). Просматривая презентацию, дети быстрее и

лучше запоминают информацию, учатся объединять изображение и звук в

одно целое. Они подражают звукам, повторяют слова за диктором, а значит,

развивают свою речь. Все упражнения разработаны в программе Microsoft

Office

PowerPoint

с

использованием

анимации

(Flash-картинок

или

анимационных клипов из сети Интернет).

Мультимедийные презентации

облегчают процесс восприятия и

запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе

динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго

удерживают

внимание

ребенка.

Одновременное

воздействие

на

два

важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо

большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я

увидел – и запомнил».

Использование мультимедийных презентаций позволяет представить

обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов,

наполненных

исчерпывающей

структурированной

информацией

в

алгоритмическом порядке.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации -

формирование у детей системы мыслеобразования. Подача материала в виде

мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает

ресурсы здоровья детей. Использование на занятиях мультимедийных

презентаций позволяет построить образовательный

процесс на основе

психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти,

мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических

взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций

целостности.

На занятиях, с использованием компьютерных презентаций большинство

детей

становятся

более

активны,

открыты,

у

них

менее

выражена

тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают

у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге.

Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и

исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведётся речь,

внимание детей удерживается дольше.

Создание занятия-презентации включает три этапа:

1.

Разработка сюжета с учётом методических требований к занятию.

2.

Отбор речевого и наглядного материала.

3.

Техническое исполнение презентации.

Создавая и используя мультимедийные

презентации, я учитываю

своеобразие

и

особенности

образовательной

деятельности

с

детьми:

индивидуальной, подгрупповой или фронтальной. Я могу самостоятельно

скомпоновать наглядный и дидактический материал, исходя из особенностей

конкретной группы, темы, и организовать занятие так, чтобы добиться

максимального обучающего эффекта.

Помимо создания и использования презентаций активно пользуюсь

ресурсами сети Интернет (создала свой мини - сайт, являюсь участником

Всероссийских конкурсов, за что неоднократно награждалась дипломами,

свидетельствами и сертификатами.

Презентация

дает

возможность

рассмотреть

сложный

материал

поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить

предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах,

вызывающих

затруднения.

Использование

анимационных

эффектов

способствует

повышению

интереса

детей

к

изучаемому

материалу.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем

более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает

развить произвольное внимание.

Информационные

технологии

обеспечивают

личностно-

ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить

объём

предлагаемого

для

ознакомления

материала.

Кроме

того,

у

дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться

многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций,

предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную

активность, повышает эффективность работы в целом.

В заключении хочется отметить, что применение информационно-

коммуникационных

технологий

в

непосредственной

образовательной

деятельности с детьми позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность

детей,

дает

возможность

повысить

эффективность

развивающей

деятельности

педагога,

а

также

является

обогащающим

и

преобразовывающим фактором развития предметно - развивающей среды.

В результате

работы по внедрению информационных технологий

мною отмечены

их преимущества перед традиционными средствами

обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств

обучения, так как они передают информацию быстрее.

1.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и

способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая

динамика

занятия

способствует

эффективному

усвоению

материала,

развитию памяти, воображения, творчества детей.

1.

Обеспечивается

наглядность,

которая

способствует

восприятию

и

лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-

образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три

вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4.

Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из

окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например,

рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт

дождь.

5. Компьютер позволяет смоделировать такие жизненные ситуации, которые

нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например,

воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).

6.

Использование

информационных

технологий

побуждает

детей

к

поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети

Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими

ограниченные возможности.

Накопленный мною опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод

что, использование ИКТ в образовательной деятельности с детьми позволяет

оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение

детей с нарушениями речи, а также формирует успешность детей, повышает

их мотивацию, существенно сокращает время на преодоление нарушений

речи.

Подводя итог, постараюсь обосновать основные положения.

Применение ИКТ усиливает:

положительную мотивацию обучения;

активизирует познавательную деятельность детей.

Использование ИКТ позволяет организовывать деятельность с детьми:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии,

анимация, музыка);

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала;

в целом, способствует повышению качества образования.

Мною намечены следующие перспективы педагогической деятельности в

данном направлении:

Дальнейшее оснащение инфосреды группы.

Пополнение медиатеки в соответствии с пятью образовательными

областями ФГОС ДО.

Повышение ИКТ - компетенции педагогов.

Разработка мониторинга воспитательно-образовательного процесса.



В раздел образования