Напоминание

Технология развития познавательной активности детей на основе корректурных таблиц


Автор: Манакова Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал №1 МБДОУ №147 г.Пензы
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: методические разработки
Тема: Технология развития познавательной активности детей на основе корректурных таблиц
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технология развития познавательной

активности детей на основе

корректурных таблиц

Выполнила: воспитатель

Манакова Е.В.

« Технология развития познавательной

активности детей на основе

корректурных таблиц»

Задачи:

повышение эффективности образовательного процесса посредством

внедрения информационно-игровых технологий в ДОУ;

организация познавательного поиска детей;

вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной

деятельности;

формирование у детей психологической установки предстоящей

деятельности;

создание проблемно-поисковых ситуаций;

включение занимательности в содержание;

стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения

ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Особенности выбранной технологии:

максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных

условий игры;

позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за

счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня

освоения материала;

активизирует воспитанников;

повышает познавательный интерес;

вызывает эмоциональный подъём;

способствует развитию творчества.

Данная технология может быть использована:

качестве занятия или его части (объяснения, закрепления, упражнения,

контроля);

как часть образовательной программы;

для освоения темы или содержания изучаемого материала.

Описание педагогической технологии

Корректурные таблицы - это информационно-игровое поле с различным

количеством ячеек (от 9 до 30), заполненных предметными картинками

(цифрами или буквами, символами или знаками, геометрическими

фигурами).

Без особых усилий, благодаря регулярному использованию корректурных

таблиц, дети приучаются запоминать, так сказать, «считывать» зрительный

образ напечатанного слова. Картинки должны быть достаточного размера,

реальными, чтобы ребенок мог легко их узнать, желательно однотипными

для более легкого их восприятия детьми и соблюдение эстетических

требований.

Количество картинок в корректурной таблицы для использования в младшей

группе должно составлять от 9 до 12, максимально - 16 картинок; в старшей -

20-30 картинок. Чем меньше дети, тем более очевидными должны быть связи

между предметами как тематическими группировками.

Дидактические игры

и упражнения во время работы с корректурными таблицами

для детей младшего возраста

1 Таблицы «Животные»

Дидактические игры:

1«Отгадай загадки, накрой фишками отгадки»

Загадки:

Не пахарь, не столяр, Не кузнец, не плотник, А первый на селе

работник.( Конь)

Живёт она у нас в хлеву, Жуёт и сено, и траву, И молоко попить даёт.

Так кто её мне назовёт? (Корова)

Без расчески причесался И умылся без воды, В кресло мягкое забрался

И запел на все лады.( Кот)

Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, Важная

походка. Раньше всех встаёт, Голосисто поёт. (Петух)

Спереди — пятачок, сзади — крючок, Посередине спинка, а на ней

щетинка.( Свинья)

Человеку верный друг, Чутко слышу каждый звук. У меня отличный

нюх, Зоркий глаз и острый слух.( Собака)

Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку.

(Кролик)

С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова, (Коза

)

«И-а» с надрывом прокричит, И бодро в горку побежит, Тележку он

толкает, Хвостом мух отгоняет!( Осел)

Хозяин лесной,Просыпается весной,А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.(Медведь)

Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живёт, Кур в деревне крадёт

(Лиса)

На овчарку он похож: Что ни зуб — то острый нож!Он бежит, оскалив

пасть,На овцу готов напасть.(Волк)

Что за зверь такой лесной?В белой шубке он зимой.Всех боится зверь-

трусишка.Как зовут его?(Зайчишка)

В иглах весь он, будто елка,Оттого характер колкий.Ненароком

встретит волка,Вот и выручат иголки (Ёж)

Он в лесу живет один,Большой рогатый господин,Ходит в поисках еды,

Предложи ему коры! (Лось)

Меньше тигра, больше кошки,Над ушами — кисти-рожки.С виду

кроток, но не верь:Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Стройный, быстрый,Рога ветвисты,Носится весь день.Это ….(Олень)

Кто по ёлкам ловко скачетИ взлетает на дубы?Кто в дупле орехи

прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

2«Найди картинку, назови слово :

живет в лесу - …

быстро бегает - …

меняет окрас шубки-….

зимой спит в берлоге-…

живет в дупле-…

3 «Назови соседей»

Кто находится:

справа

от коровы лошади

снизу

от козы свиньи

слева

от овцы собаки

сверху

от кролика кошки

под

медведем ежом

над

рысью белкой

между

оленем и белкой

ежом и лосем

3 «Назови цвет»

Детям предлагается назвать цвет животного.

4«Мы волшебники немного – был один, а стало много»

Предлагаем детям превратиться в волшебников и увеличить количество

животных ( Образование множественного числа существительных);

2 Таблицы « Живое-неживое»

1 «Назови, не ошибись»

Упражнять детей распознавать цвет, форму, величину предмета

(например, назвать цвет какого либо предмета, его форму )

2«Живое – неживое»

Закрепить понятия о живых и неживых предметах

3«Найди животное, назови его детеныша»

Предложить выбрать те картинки , на которых изображеныживотные и

назвать их детенышей.

4«Слушай внимательно»

Предложить детям прослушать стихотворение, закрыть фишками картинки,

названия которых встречались в данном стихотворении:

1 Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут

2 В мир — окно! Все в ярком свете!

Пусть зима, а фильм о лете.

Каждый день привет с экрана,

Поздно ночью, утром рано.

С телевизором встречайся

И живи, не огорчайся!

3 Книжки в нем стоят на полках,

Не валяются без толку.

Строго выстроились в ряд,

Почитать их каждый рад.

Он большой, как батискаф,

Наш любимый книжный шкаф.

4 Появился вдруг несмело

Кот из-за куста:

- Здравствуй, милая корова,

Как ты хороша!

Дай мне молочка парного, Добрая душа!

5 Оса прижалась к сердцу Розы

А сердце Розы уж молчит...

Октябрь в саду, грядут морозы,

Оса прижалась тесно, - спит...

Корректурные таблицы можно использовать в различных форматах детской

деятельности детей:

-в совместной партнерской деятельности со взрослым;

-в начале занятия - как средство активизации психических процессов и

включения детей в учебно-познавательную деятельность;

-в основной части занятия - для уточнения знаний и расширение

информационно-познавательного круга представлений дошкольников,

наглядность процесса установления причинно-следственных связей между

объектами и явлениями окружающей действительности;

-вне организованного обучения - как своеобразную интеллектуальную игру, в

которой дети будут соревноваться в одиночку или командами на скорость

реакции, точность и широту восприятия, богаче словарь и т.д.

Использование игровой технологии позволяет перестроить образовательную

деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной

игровой деятельности.

Включение детей в работу по корректурным таблицам формирует

способность творчески, нешаблонно мыслить, самостоятельно пополнять

свои знания, активизировать уже имеющиеся знания и жизненный опыт. А

также развивать креативность, как способность к творческой деятельности,

проявления фантазии, выдумки воображения.



В раздел образования