Напоминание

"Линия как средство изображения. "Сказочный лес"


Автор: Макеева Евгения Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАУ ДО "ДШИ" Аткарского МР Саратовской области
Населённый пункт: Аткарск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Линия как средство изображения. "Сказочный лес"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное Автономное Учреждение

Дополнительного Образования

Детская Школа Искусств

Аткарского Муниципального района

Саратовской области

Методическая разработка

открытого урока

по рисунку в 1-ом классе

на тему «Сказочный лес»

Разработала и провела

Макеева Е.А. – преподаватель

Отделения изобразительного искусства

МАУ ДО ДШИ Аткарского МР

Саратовской области

г. Аткарск

2019 г.

План-конспект открытого урока

по теме «Сказочный лес»

Средний возраст учащихся 1-го класса – 10-11 лет.

Предмет: Рисунок.

Тема: Графические изобразительные средства. «Сказочный лес».

Количество часов по теме: 17.

Продолжительность урока: 45 минут.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: формирование у учащихся художественно-образного мышления на основе

принципа ассоциативности.

Задачи урока:

Познавательные: 1) знакомство с графическими средствами изображения – линией,

штрихом, пятном.

;

2) выявление специфики выразительных средств

линии при выполнении графической композиции;

Обучающая: обучить детей приёмам работы простым карандашом;

Развивающая: развитие навыков ведения работы в

графической технике; развитие чувства пропорций,

равновесия, ритма.

Воспитывающая: Воспитание эстетического вкуса в области

изобразительного искусства.

Знания: знание новых понятий в области рисунка.

Умения: поэтапное, правильное ведение работы над композицией рисунка.

Методы: беседа и показ приёмов работы.

Зрительный ряд: Детские издания : детские книги,

Иллюстрации по теме урока, работы педагога и учащихся.

Оборудование: для учителя: 1 лист А3, карандаши: простой 2В – 4В;

для учащихся: 2 листа А4, простой карандаш 2В.

План урока: 1) Организационный момент-2 минуты;

2) Сообщение учебного материала-10 минут;

3) Практическая работа-25 минут;

4) Подведение итогов урока-8 минут.

Ход урока

1)

Организационный момент.

Готовность детей к занятию: наличие материалов и оборудования, размещение учащихся

за мольбертами.

2)

Сообщение учебного материала.

Продолжаем изучать графические изобразительные средства. Рассмотрим два

типа рисунка, которые отличаются по своим целям. Это вспомогательный рисунок, как

составная часть композиции, первый этап работы над картиной, начинающийся с

карандашных эскизов и композиционных набросков. Рисунок мы можем рассматривать и

как самостоятельную творческую работу, в которой художник решает определенные

задачи. Посмотрим репродукции работ В. Серова к басням Крылова «Квартет» и

«Ворона». Эти замечательные иллюстрации сделаны при помощи простого карандаша

линией, штрихом и пятном, но насколько они выразительны! Сколько в характеристике

каждого

животного

комизма

и

остро

подмеченных

деталей.

Посмотрим на детский рисунок пером Г.Доре «Деревенская школа»- хочется в первую

очередь отметить фантазию юного художника. Не менее очевиден интерес к самому

процессу рисования, и покоряет уверенность, с которой исполнена эта

композиция. Весь рисунок выполнен при помощи линии.

В работе И. Айвазовского тоже используются линии.

Работа К. Кольвица «Прорыв» тоже построена на сочетании динамичных линий , штрихов

и пятен.

.

Мы посмотрели, как разные художники пользовались возможностями графических

изобразительных средств при реализации задуманной композиции.

Тема нашего урока сегодня - «Сказочный лес». Рисовать сказочный лес мы с вами

будем обычным простым карандашом 2В. Простой карандаш, несмотря на то что мы его

называем простым, совсем не прост. Он обладает в умелых руках массой возможностей, с

его помощью можно создать вполне законченную, необычную графическую работу.

Кто мне скажет, при помощи каких изобразительных средств мы будем создавать

наш сказочный лес? Что получится если провести карандашом по бумаге?

Дети: Линия.

Правильно, линия. А какие бывают линии?

Дети: Прямые, кривые, волнистые, ломаные.

Да, молодцы. А по длине?

Дети: длинные и короткие.

Очень хорошо. Короткие линии мы называем штрихами. При помощи коротких

линий – штрихов – мы можем изобразить еловые и сосновые иголки, колючки у ежа, хвою

и палочки из которых муравьи делают муравейник и многое другое.

Графическое изображение таким образом состоит из линий , штрихов и пятен. Все

эти изобразительные средства вы используете в работе над заданием «Сказочный лес».

Кроме перечисленных признаков линии различают по толщине. Линии бывают

тонкие и толстые. Толстые линии мы будем проводить необычным способом. Карандаш

нужен мягкий – В, 2В. В руку его берём со стола сверху, рисовать линию будем боком

карандаша(преподаватель показывает как держать карандаш и проводить линии). Таким

способом, проведя несколько линий рядом, получим ствол дерева с фактурой коры.

Горизонтально нарисованные линии помогут изобразить землю, короткие линии – траву.

При помощи пятна рисуем камни, дупло у дерева, силуэты птиц и животных.

Дальше всё зависит от вашей фантазии, помните только, что композиция называется

«Сказочный лес», и рисовать нужно не одно или два дерева, а больше. Нарисуйте траву,

землю, деревья могут иметь причудливую форму. Также можно изображать пни,

валежник, сухие ветки. В вашем сказочном лесу могут водиться сказочные звери, птицы и

насекомые, туда могут попасть и люди.

Приступаем к рисунку. Помним про композицию листа, деревья рисуем, отступив повыше

от края листа, располагаем их не на одной линии. Деревья первого плана будут самые

толстые, и рисовать их нужно с нажимом на карандаш, они будут темнее деревьев

дальнего плана. Основание дерева переднего плана, должно быть ниже, чем дальнего.

Очень интересных эффектов можно добиться, работая многоцветными

карандашами. Такую работу попробуйте сделать дома.

3)Практическая работа учащихся. Преподаватель работает с каждым учеником

индивидуально.

4) Подведение итогов урока. Законченные работы выставляем на мольбертах в

один ряд.

«Ребята, выберите работу, которая вам нравится больше других. Одно условие-

работа эта не может быть вашей! Давайте проанализируем, что получилось хорошо, а над

чем ещё нужно поработать.» Дети выбирают понравившуюся работу и, по очереди,

говорят почему выбор пал именно на неё. Работы, получившие несколько «голосов»

получают наивысший балл, преподаватель, подводя итоги, объясняет остальным, где и как

нужно доработать рисунок.

Работы детей:

Воротила Арсений, 12 лет.

Сергеева Яна, 8 лет. Вединеева Дарья, 11 лет.

Степанов Кирилл, 8 лет

Емельянова Екатерина, 10 лет.

Рязанцева Ксения, 10 лет. Лозинская София, 9 лет.



В раздел образования