Напоминание

"Многоголосие в младшем хоре"


Автор: Шнейдер Тамара Моисеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств г. Зеи
Населённый пункт: Амурская область, город Зея
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Многоголосие в младшем хоре"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Т.М. Шнейдер

преподаватель хорового класса

муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

«Детская школа искусств г.Зеи»

Многоголосие в младшем хоре.

План

1. С чего начать работу над многоголосием.

2. Подготовительный этап и вокальные упражнения.

3. Р.н.п. – благодатный материал для развития ладогармонического слуха.

4. Значение различных методов и приемов в освоении многоголосных

произведений.

Хоровое пение – это прежде всего пение многоголосное. Очень нелегко добиться

даже 2-голосия в младшем хоре. Основной подготовительный этап к пению

двухголосия, это хороший унисон в хоре и выравнивание интонации у всех

учащихся, занимающихся в группе. Это необходимо добиться, научив детей

слушать и слышать. Это возможно когда дети внимательны и старательны на

уроке. Важнейшая задача научить детей петь про себя. Пение вслух и про себя

мобилизует и развивает внутренний слух. Пение без сопровождения высшая

ступень хорового мастерства. Необходимо систематически переходить от пения с

инструментом, к пению без, контролируя себя.

В пении многоголосия надо сосредотачивать внимание не только на

интонировании, на артикуляции, но и на ансамбле. Такое внимание

будет

способствовать правильному интонированию в партии. Необходимо в каждом

упражнении, ставить задачи и систематически повторяя эти упражнения

сформировать навык.

Требовать петь тихо, слушая себя.

Форсированный звук в хоре создает фальшивое пение. необходимо воспитать

умение слышать себя и соседа. Необходимо снять напряженность в работе

дыхательных органов, сняв лишнюю активность. Только освоив кантилену,

ровность звука, спокойное дыхание на опоре, переходить к многоголосию.

Развитие гармонического слуха трудоемкий, долговременный процесс,

поэтому его необходимо развивать параллельно с мелодическим слухом через

певческие

упражнения.

Подготовительные

формы

работы,

их

отдельные

элементы следует вводить на занятиях с самых азов вокального воспитания.

Кроме того, они могут использоваться и на занятиях сольфеджио в ДМШ, ДШИ.

Любой скороговорочный материал удобен для речевых канонов, из которых

могут «вырастать» ритмические, мелодические упражнения с элементами 2-х и 3-

х голосия.

Главная задача подобных упражнений создание прочных музыкально-

слуховых представлений, возможность совершенствовать координацию слуха и

голоса,

формировать

осознанное

восприятие

ансамблевого

звучания.

Это

закладывает основу для формирования внутренних ладогармонических слуховых

представлений, навыков анализа и вокального интонирования многоголосия.

Непосредственное формирование навыков многоголосия начинается с

воспитания у детей внимания к исполнению своему и товарищей с развития

умения воспринимать качество звука на слух.

Маленькие певцы должны владеть навыком,

слышать свой голос и

параллельные партии. Постепенно приучать свой слух, используя игры «Эхо»,

«Перекличка» , «Дразнилка» ,«Угадай-ка». Внимательно на слух определять

движение мелодии, уметь слышать движения голосов.

С чего начать?

Проще всего брать 2-голосные упражнения с унисона «Андрей-воробей» в

терцовом соотношении и в разных интервалах, приучая ухо слышать другую

партию.

Многоголосие можно использовать, как параллельное движение голосов или

самостоятельное движение в партиях.

В песенках, упражнениях целесообразно проучить голоса и начинать со 2 голоса.

1) Использовать как сольфеджирование, так и пение на слоги.

2) Полезно один голос исполнять громко, другой тише.

3) Один голос петь, а другой играть!

Это способствует запоминанию, развитию памяти, формируя навык слушать и

слышать параллельные голоса.

Такой работой надо заниматься систематически по нарастающей сложности.

Тогда учащиеся освоят многоголосие незаметно для себя без трудностей. Можно

использовать упражнения гармонические и полифонические на одном уроке.

Гармоническое двухголосие и каноны можно использовать в одном и том же

упражнении. Развиваясь гармонически, мы осваиваем различные интервалы,

гаммы, аккорды, что приносит большую пользу в развитии гармонического слуха

и закрепляет теоретические знания.

Многоголосие – имеет разные типы.

1) Гетерофонный тип голосоведения (не разделяются голоса на ведущий и

подчиненный).

2) Подголосно - полифоническое голосоведение.

3) Параллельное движение голосов.

4). Аккордово-гармонический тип голосоведения.

В песнях эти типы многоголосия встречаются в чистом виде не всегда, иногда

смешиваются в исполнении одного произведения, а иногда гармонический тип

многоголосия,

смешивается

с полифоническим

в одном произведении. В

канонах

сочетание одной и той же мелодии дают различные интервалы, аккорды и

необходимо

анализировать

и

закреплять

теоретические

связи

и

сольфеджирование. Меж предметные связи на уроке хора, залог успешного

развития гармонического и мелодического слуха у детей.

Подготовительный

этап

и

вокальные

упражнения

для

освоения

многоголосия в младшем хоре. Предлагаю следующее упражнение: мелодические

интервалы в восходящем и нисходящем движении (дублировать по полутонам

вверх и вниз с названием исходной нотации).

Пример№1

В этом упражнении вычленяем скрытое 2-голосие: восходящую и нисходящую

мелодические линии и подголосочное ostinato

на нижнем и верхнем звуках,

формируя две вокальные партии:

- выстраиваем гармонические интервалы от примы до квинты в восходящем

движении

и

в

нисходящем

от

полученной

вершины

с

названием

нот

( дублировать по полутонам вверх –вниз с названием нот До мажора и

постепенным увеличением темпа)

Пример№2

Таким образом, вводим в распевку первые элементы 2-голосия. Предлагаю спеть

на одном звуке скороговорку: Аты баты, шли солдаты. Аты баты, на базар.

Аты баты, что купили ? Аты баты, самовар. Упражнение исполняется на

одном звуке «соль». Ритм: (дублировать от соль» по полутонам вверх – вниз с

постепенным увеличением темпа)

Пример№3

Предлагаю детям разделится на две группы, и каждая по очереди вполголоса

проговорит четверостишие скороговорки Аты баты, шли солдаты. в заданном

темпе. Теперь I группа начинает проговаривать в том же темпе, а 2-я вступит с

опозданием в одно предложение. Такой прием называется речевой канон. Нужно

не потерять ни одного слова и не сбиться. Важно: слышать себя и свою группу.

Группа, начинающая канон, последний слог удерживает и ждет, когда вторая

группа присоединится и завершить одновременно (выявление лидеров, способных

повести группу за собой)

Закрепив результат группам поменяться ролями:

начинает вторая группа, «опаздывает» первая.

Можно экспериментировать с данной скороговоркой: поем 2- голосный канон на

одном звуке - «соль»;

поем скороговорку Ч5 (квинтой) одновременно на 2 голоса – « до -соль»

(аналогично спеть на различных интервалах : м3 , б3, ч4, б6, м6 по усмотрению

педагога

и

готовности

учеников).

В

речевых

канонах

можно

изменять

ритмический рисунок.

Пример№4

Для развития многоголосного пения необходимо использовать различные

каноны. Очень интересные каноны композитора – педагога Елены Попляновой

«Игровые каноны на уроках музыки». Она предлагает мелодические, речевые,

бесконечные, мелодико-ритмические, тембровые каноны, мимические каноны, и

каноны жестов. Желательно использовать необычные каноны в конце урока,

чтобы снять напряжение. «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре» Н.

Добровольской

помогут

в

развитии

гармонического

слуха

у

детей.

На

упражнениях «Коденции» использовать теоретические знания интервалов , а

также игру на инструменте, одновременно оба голоса или один голос играть

другой петь, приучая детей к игре партитуры песен.

Развивать учащихся необходимо не только на упражнениях, но и используя

«русскую народную песню».

Анализируя русские народные песни, мы видим в них параллельное движение

голосов, встречное, расходящиеся движения, подголоски и каноны. Можно

подобрать русские народные песни для того, чтобы освоить разные типы

многоголосия. Всем известна русская народная песня «Во поле береза стояла».

Сначала спеть нужно основную мелодию, затем каноном сложившимися

группами предложить спеть в 2-голосном варианте, а за темв3-голосном варианте.

Пример№5

Ученикам

предлагается

делать

остановку

на

каждом

новом

интервале,

корректируя точность интонирования, закрепляя таким образом гармоническое

звучание и свои слуховые представления.

Упражнение «Выглянуло солнышко»

Прослушать упражнение с вокальным

показом и спеть в унисон всю музыкальную фразу.

Пример№6

Учеников разделить на 3 условных группы:

1 группе спеть мелодию по восходящему пентахорду и остановиться на верхнем

звуке – квинте; 2 группе прийти к терцовому тону ; 3 группа исполняет всю

фразу полностью и приходит к основе аккорда. Поочередно в разных сочетаниях

групп выстроить в 2-голосии терцию, затем квинту, в последнюю очередь

выстраивать аккорд:

Пример№7

В качестве альтернативы мажору в работе следует использовать одноименный

минорный

аккорд

на

слова

«Закатилось

солнышко»,

порядок

отработки

аналогичный, петь последовательно друг за другом, акцентируя внимание певцом

на высоте терциевого тона.

Самым благодатным музыкальным материалом для развития ладогармонического

слуха являются народные песни – кладезь для музыкальной импровизации.

Фрагменты из народной песни должны непременно включаться в распевку для

отработки многоголосия. В качестве опытного варианта возьмем русскую

народную песню «А я по лугу» и разучим ее.

Текст песни:

1. А я по лугу, я по лугу гуляла.

2. Я с комариком, с комариком плясала.

3. Комар ноженьку, комар ноженьку отдавил.

4. А я по лугу, я по лугу гуляла.

Пример№8

Рассматриваем варианты введения второго голоса ( в группу для исполнения

второго голоса выбираются ученики, проявившие устойчивость в интонировании

нижнего голоса в упражнениях). Проучиваем подголоски, определяем группы

участников по наиболее удачному исполнению какого-то варианта.

Пример№9

Остановимся на сочетании темы с каждым из вариантов второго голоса и

сочетание А-Б. На начальном этапе разучивания участники поют партию второго

голоса, а тема исполняется на фортепиано (инструменте). Затем отрабатываются

варианты на два голоса. Проблемные гармонические сочетания вычленяются и

прорабатываются до 5 повторений, необходимых для закрепления слуховой

координации голоса. Проученные варианты соединяем в 3-х голосие, закрепляя

ладогармонические слуховые ощущения, фиксируем остановку на полученных

аккордах, отдельно выстраиваем аккорды – сначала наслаивая звуки мелодически,

затем одновременно – гармонически. Рассмотрим и определим драматургическое

строение песни «А я по лугу»:

1. А я по лугу, я по лугу гуляла. – исполняется тема одноголосно;

2. Я с комариком, с комариком плясала – водится второй голос Б;

3. Комар ноженьку, комар ноженьку отдавил -к двухголосию вводится третий

голос А;

4. А я по лугу, я по лугу гуляла - звучит тема со вторым голосом В.

Пример№10

Определив

порядок

исполнения

каждого

куплета,

закрепим

звучание

вертикального (гармонического) ансамбля.

Гармонический слух базируется на трех составляющих: фоническом, ладо

функциональном и звука высотном параметрах. При восприятии и исполнении

многоголосной музыки они синтезируются и обеспечивают создание прочных

музыкально-слуховых представлений. При использовании методов и приемов,

развитие гармонического слуха протекает более эффективно. Используемые

формы дают возможность совершенствовать координацию слуха и голоса,

формировать осознанное восприятие ансамблевого звучания, что позволяет

обучающимся уже на начальном этапе обучения, исполнять некоторые виды

многоголосия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Л. Бабенко «Методы и приемы формирования интереса и народной музыки у

детей младшего школьного возраста» Музыкальное воспитание в школе № 14

Москва Издательство «Музыка» 1979 г.

2. В. Попов «Русская народная песня в детском хоре» Москва «Музыка» 1985 г.

3. Н. Добровольская «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре» Москва

«Музыка» 1987 г.

4. Е. Поплянова «Игровые каноны на уроках музыки» Москва «Владос» 2002 г.

5. Хоровое пение. Примерная программа к базисному учебному плану для ДШИ

Изд. Композитор «Санкт-Петербург».

6. Вл. Соколов «Работа с хором» Москва «Музыка» 1983 г.

Приложение:



В раздел образования