Автор: Иванова Ирина Ивановна Должность: учитель искусства и мхк Учебное заведение: МБОУ "Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова" Населённый пункт: с. Яр-Сале Ямальский район ЯНАО Наименование материала: статья Тема: Эссе "Я - педагог" Раздел: среднее образование
Я – ПЕДАГОГ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Все в жизни начинается со слова. Вот и слово «педагог» обозначает, согласно
словарю иностранных слов, «специалиста, занимающегося воспитательной и
преподавательской работой; учителя; преподавателя».
Все верно. Как и верно и то, что мы - те, кто приходит сегодня в начале 21-го
века в школу каждый день, и кто входит в наши классы - совсем не те, какими
были, когда мы только начинали свой путь по трудной учительской дороге.
На нем нам встречались всякое и всякие, но мы продолжаем свой путь, ибо от
нас зависит: какими станут следующие поколения в жизни нашей страны.
Cоблазны нынешней цивилизации, ее издержки постоянно тянут нас,
учителей, оглянуться назад и вспоминать о том, КАК БЫЛО. Но нам-то надо
трудиться сейчас и понимать: ЧТО СТАЛО с нашими учениками, и что ждет
их в будущем.
Сейчас, когда действуют новые федеральные образовательные стандарты,
ставшие не отражением современной необходимости, а некоего
«социального заказа» - общественного договора, согласующего требования к
образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, к учителю
предъявляются новые требования. Казавшийся некогда невозможным,
рудиментарным подход к образовательному процессу, когда средняя школа
превращается в систему подготовки ребенка к тестам, когда понятие
«образование» нередко подменяется термином «обучение», сейчас возведен
во главу угла. Безусловно, есть и положительные моменты: рост зарплат,
введение инновационных подходов в образовательную среду - электронные
доски, электронные учебники и дневники. Все это помогает теснее
интегрироваться в образовательный процесс семье, а не только ученику. Но
ведь профессия учителя - это намного больше, чем «педагог» - это
воспитатель - нравственный ориентир, которому следуют дети!
Как это было раньше? Уважение к авторитету педагога, единство взглядов и
целей (хотя бы в основных сферах жизни), а еще четкость понимания задач
относительно того, чему и как мы должны учить тех, кто приходит на урок
русского языка в третьем классе, или на урок физики в восьмом. Тогда в
каждом городе была своя газета с названием «Правда» и три канала
телевидения. А мир представлялся линией движения от точки А к точке Б по
прямой, которая считалась кратчайшим расстоянием на пути к обозначенной
цели. На уроке литературы мне и вовсе приходилось вспоминать классика:
«Будущее светло и прекрасно». И все же некое ощущение важности своей
миссии как человека, который «сеет разумное, доброе, вечное», грело душу и
помогало преодолевать усталость и недуги, тяжелые условия труда и
непоседливость тех, кто вертелся на уроках, пропуская мимо ушей вопросы и
не записывая в тетрадку домашние задания.
Но что толку сейчас ностальгически вздыхать, вспоминая о прошедшем!
Никто пути пройденного у нас не отберет. Это мой, наш опыт, который помог
стать мудрее, опытнее, профессиональнее и – если угодно – человечнее. И он
помогает сегодня выдерживать те испытания и суровость будней, которые мы
обрели вместе со свободой и демократией, оставшись практически один на
один с тотальной глобализацией человеческой жизни и повсеместным
оскудненинем людских душ. «Что же из этого следует?» - как пелось в одной
популярной песне более сорока лет назад.
Жить. Работать. Учить. Воспитывать. Вот те нехитрые глаголы
повелительного наклонения, которые заменили нам кодексы и уставы,
которые мы изучили и обязались исполнять тогда, когда власть называлась
советской. Для отечественной культуры и литературы это всегда были
главные слова – и при самодержавии с народностью, и при социализме со
светлой целью. Сейчас, если угодно, это и есть трудовой, профессиональный
кодекс педагога. В старину говорили: учить и лечить людей будут всегда.
Этим мы и занимаемся. Учим тому, чему равен квадрат разности и тому,
когда началась Великая Отечественная война советского народа против
немецко - фашистских оккупантов. И одновременно лечим от тех изъянов
воспитания, которые буквально вгрызаются не только в тела, но и в души и
умы наших учеников.
Сегодня, когда соблазны информационной доступности порождают в
неокрепшем сознании ребенка, подростка ощущение собственного
могущества и возможностей, самое время научить его соизмерять желаемое с
действительностью и заставлять, заставлять и еще раз – заставлять учить,
зубрить, повторять те понятия и ценности, которые низвергнуты с пьедестала
кумиров массового сознания. Это Доброта, Честность, Порядочность,
Справедливость, Патриотизм. Неплохо было бы напомнить всем, кто
отправляется учиться 1-го сентября, что человек человеку – друг, товарищ и
брат, а вовсе не волк и не хищник. И в этом нам помогут...знания и общение.
Никакой компьютер и айфон не заменят для мальчика или девочки
человеческое слово, уважительно сказанное и произнесенное. Никакие
электронные игры и книги не заменят детям общение с учителем. Я вижу и
понимаю это каждый день, когда встречаюсь с моими учениками на уроках.
Я веду их за собою, но не в сторону всемирной информационной свалки под
названием «Интернет», а туда, где сохранились неоспоримые культурные
ценности и богатства духовной жизни, и память о тех поколениях наших
предков, на чьих плечах стоим сегодня мы сами. В войне всех против всех,
которую нам повсеместно насаждают те, кто очень хочет не видеть нашу
страну могучей и сильной, а ее граждан умными, образованными и
порядочными людьми, знания, полученные в школе, должны остаться в уме и
сердце ученика навсегда.
Педагог только тогда становится учителем, когда понимает ответственность
за тех, кого он научил. А когда ученик поймет и осознает, как вокруг него
устроен мир, общество и по каким законам должны жить и общаться люди,
тогда он и поймет, что смысл жизни, наверное, заключен не в том, чтобы
иметь квартиру, машину, дачу и счет в банке. Хорошо, если они у человека
есть. Но плохо, если у него есть только это и более ничего за душой.
У нас, педагогов, сегодня есть уникальный шанс не дать поколению наших
учеников и воспитанников превратиться в поколение самолюбивых
потерянных бездушных эгоистов и в борьбе с хамски-бесстыдной шоу-
цивилизацией одержать победу. На нашей стороне все то, что было хорошего
и прекрасного ВЧЕРА, но СЕГОДНЯ я, мы, все,кому небезразлична судьба
детей, должны это хорошее превратить в актуальное и востребованное теми,
кого мы учим.
По-гречески «педагог» означает «ведущий дитя». Наша сила в нашей правде
и в том, что мы знаем: куда вести наших детей. И зачем. Поэтому - в путь! Из
ВЧЕРА через СЕГОДНЯ в ЗАВТРА.