Напоминание

Эссе "Я - педагог"


Автор: Иванова Ирина Ивановна
Должность: учитель искусства и мхк
Учебное заведение: МБОУ "Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова"
Населённый пункт: с. Яр-Сале Ямальский район ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Эссе "Я - педагог"
Раздел: среднее образование





Назад




Я – ПЕДАГОГ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ Все в жизни начинается со слова. Вот и слово «педагог» обозначает, согласно словарю иностранных слов, «специалиста, занимающегося воспитательной и преподавательской работой; учителя; преподавателя». Все верно. Как и верно и то, что мы - те, кто приходит сегодня в начале 21-го века в школу каждый день, и кто входит в наши классы - совсем не те, какими были, когда мы только начинали свой путь по трудной учительской дороге. На нем нам встречались всякое и всякие, но мы продолжаем свой путь, ибо от нас зависит: какими станут следующие поколения в жизни нашей страны. Cоблазны нынешней цивилизации, ее издержки постоянно тянут нас, учителей, оглянуться назад и вспоминать о том, КАК БЫЛО. Но нам-то надо трудиться сейчас и понимать: ЧТО СТАЛО с нашими учениками, и что ждет их в будущем. Сейчас, когда действуют новые федеральные образовательные стандарты, ставшие не отражением современной необходимости, а некоего «социального заказа» - общественного договора, согласующего требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, к учителю предъявляются новые требования. Казавшийся некогда невозможным, рудиментарным подход к образовательному процессу, когда средняя школа превращается в систему подготовки ребенка к тестам, когда понятие «образование» нередко подменяется термином «обучение», сейчас возведен во главу угла. Безусловно, есть и положительные моменты: рост зарплат, введение инновационных подходов в образовательную среду - электронные доски, электронные учебники и дневники. Все это помогает теснее интегрироваться в образовательный процесс семье, а не только ученику. Но ведь профессия учителя - это намного больше, чем «педагог» - это воспитатель - нравственный ориентир, которому следуют дети!
Как это было раньше? Уважение к авторитету педагога, единство взглядов и целей (хотя бы в основных сферах жизни), а еще четкость понимания задач относительно того, чему и как мы должны учить тех, кто приходит на урок русского языка в третьем классе, или на урок физики в восьмом. Тогда в каждом городе была своя газета с названием «Правда» и три канала телевидения. А мир представлялся линией движения от точки А к точке Б по прямой, которая считалась кратчайшим расстоянием на пути к обозначенной цели. На уроке литературы мне и вовсе приходилось вспоминать классика: «Будущее светло и прекрасно». И все же некое ощущение важности своей миссии как человека, который «сеет разумное, доброе, вечное», грело душу и помогало преодолевать усталость и недуги, тяжелые условия труда и непоседливость тех, кто вертелся на уроках, пропуская мимо ушей вопросы и не записывая в тетрадку домашние задания. Но что толку сейчас ностальгически вздыхать, вспоминая о прошедшем! Никто пути пройденного у нас не отберет. Это мой, наш опыт, который помог стать мудрее, опытнее, профессиональнее и – если угодно – человечнее. И он помогает сегодня выдерживать те испытания и суровость будней, которые мы обрели вместе со свободой и демократией, оставшись практически один на один с тотальной глобализацией человеческой жизни и повсеместным оскудненинем людских душ. «Что же из этого следует?» - как пелось в одной популярной песне более сорока лет назад. Жить. Работать. Учить. Воспитывать. Вот те нехитрые глаголы повелительного наклонения, которые заменили нам кодексы и уставы, которые мы изучили и обязались исполнять тогда, когда власть называлась советской. Для отечественной культуры и литературы это всегда были главные слова – и при самодержавии с народностью, и при социализме со светлой целью. Сейчас, если угодно, это и есть трудовой, профессиональный кодекс педагога. В старину говорили: учить и лечить людей будут всегда. Этим мы и занимаемся. Учим тому, чему равен квадрат разности и тому,
когда началась Великая Отечественная война советского народа против немецко - фашистских оккупантов. И одновременно лечим от тех изъянов воспитания, которые буквально вгрызаются не только в тела, но и в души и умы наших учеников. Сегодня, когда соблазны информационной доступности порождают в неокрепшем сознании ребенка, подростка ощущение собственного могущества и возможностей, самое время научить его соизмерять желаемое с действительностью и заставлять, заставлять и еще раз – заставлять учить, зубрить, повторять те понятия и ценности, которые низвергнуты с пьедестала кумиров массового сознания. Это Доброта, Честность, Порядочность, Справедливость, Патриотизм. Неплохо было бы напомнить всем, кто отправляется учиться 1-го сентября, что человек человеку – друг, товарищ и брат, а вовсе не волк и не хищник. И в этом нам помогут...знания и общение. Никакой компьютер и айфон не заменят для мальчика или девочки человеческое слово, уважительно сказанное и произнесенное. Никакие электронные игры и книги не заменят детям общение с учителем. Я вижу и понимаю это каждый день, когда встречаюсь с моими учениками на уроках. Я веду их за собою, но не в сторону всемирной информационной свалки под названием «Интернет», а туда, где сохранились неоспоримые культурные ценности и богатства духовной жизни, и память о тех поколениях наших предков, на чьих плечах стоим сегодня мы сами. В войне всех против всех, которую нам повсеместно насаждают те, кто очень хочет не видеть нашу страну могучей и сильной, а ее граждан умными, образованными и порядочными людьми, знания, полученные в школе, должны остаться в уме и сердце ученика навсегда. Педагог только тогда становится учителем, когда понимает ответственность за тех, кого он научил. А когда ученик поймет и осознает, как вокруг него устроен мир, общество и по каким законам должны жить и общаться люди, тогда он и поймет, что смысл жизни, наверное, заключен не в том, чтобы
иметь квартиру, машину, дачу и счет в банке. Хорошо, если они у человека есть. Но плохо, если у него есть только это и более ничего за душой. У нас, педагогов, сегодня есть уникальный шанс не дать поколению наших учеников и воспитанников превратиться в поколение самолюбивых потерянных бездушных эгоистов и в борьбе с хамски-бесстыдной шоу- цивилизацией одержать победу. На нашей стороне все то, что было хорошего и прекрасного ВЧЕРА, но СЕГОДНЯ я, мы, все,кому небезразлична судьба детей, должны это хорошее превратить в актуальное и востребованное теми, кого мы учим. По-гречески «педагог» означает «ведущий дитя». Наша сила в нашей правде и в том, что мы знаем: куда вести наших детей. И зачем. Поэтому - в путь! Из ВЧЕРА через СЕГОДНЯ в ЗАВТРА.


В раздел образования