Автор: Джиоева Зинаида Зауриевна Должность: педпгог-психолог Учебное заведение: МБДОУ №175 "Непоседы" Населённый пункт: город Владикавказ, республика Северная Осетия - Алания Наименование материала: консультация для педагогов Тема: "Как избежать эмоционального выгорания" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Как избежать эмоционального выгорания»
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического
здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно
острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под
«эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на
фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-
энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате
внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей
«разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается
энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и
усталость. В соответствии с этим, мы полагаем, что психологическая
поддержка воспитателей должна стать одной из приоритетных линий в
работе психолога ДОУ.
На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие
факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной
педагогической деятельности , характеризующейся высокой эмоциональной
загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов,
которые воздействуют на труд воспитателя и могут вызывать сильное
напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия,
нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных
ему детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных
состояний и формированию защитного поведения.
Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется
в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом
коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали
и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции,
а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя,
разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью,
местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное
общественное признание результатов педагогической деятельности
способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной
тревожности воспитателей.
К симптомам эмоционального выгорания относится:
эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
напряженность в отношении к людям;
заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни,
перспектив;
частая раздражительность;
психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы,
желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
снижение активности.
Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, мы советуем
ознакомиться с наиболее известным тестом на выявление эмоционального
выгорания, который позволит определить степень выраженности основных
составляющих синдрома и таким образом установить общий показатель
профессионального выгорания.
«Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»
(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
Просим Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие
варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый
день.
Тест
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь
учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с
предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях,
возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем
работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с
некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в
коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно
ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало
меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще
перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка и интерпретация результата
Варианты ответов оцениваются следующим образом:
«никогда» – 0 баллов;
«очень редко» – 1 балл;
«иногда» – 3 балла;
«часто» – 4 балла;
«очень часто» – 5 баллов;
«каждый день» – 6 баллов.
Ключ к тесту
«Эмоциональное истощение» (снижение эмоционального фона,
равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по
пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
«Деперсонализация» (деформирование отношений с другими людьми
или повышение зависимости от других, появление негативного, даже
циничного отношения к окружающим). Суммируются ответы по
пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений» (тенденция к отрицательному
оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов,
ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к
другим). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21
(максимальная сумма баллов – 48).
Соответственно, чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности,
тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах
по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу
ДОУ, для коррекции существующего состояния.
Чтобы избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания , мы
советуем:
1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим
друзьям обсуждать их вместе с вами.
2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
3. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую
возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
5. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить
первые симптомы усталости.
6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на
спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не
хватало времени.
9. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям.
Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
10. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а
деятельность, которая хороша сама по себе.
Для профилактики эмоционального выгорания , мы предлагаем приемы
саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического
напряжения:
Упражнение «Сосулька»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте,
что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела:
ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения.
Замрите в этой позе. Будто заморозьте себя. Затем представьте, что под
действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте
постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните
ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до
достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Упражнение «Радуга»
Цель: Стабилизация эмоционального состояния.
Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох.
Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а,
выдыхая - съезжаете с нее, как с горки. Повторите несколько раз. Запомните
свои ощущения.
Упражнение «Напряжение – расслабление»
Цель: снятие мышечных зажимов
Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке,
напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение нужно сбросить,
руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой
рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Описание : Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и
голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо
пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза.
Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью
лицевых мышц.
Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести
в радости и гармонии с самим собой.