Напоминание

"Афазия. Причины. Формы. Коррекция".


Автор: Смирнова Анастасия Леонидовна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБУ
Населённый пункт: село Кетово, Курганской области
Наименование материала: статья
Тема: "Афазия. Причины. Формы. Коррекция".
Раздел: высшее образование





Назад




Афазия. Причины. Формы. Коррекция.

Афазия.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная

локальными поражениями головного мозга. У человека (ребёнка или

взрослого) речь изначально присутствовала, но в результате каких-

то причин была утрачена.

Термин, обозначающий это заболевание, содержит в себе

греческие основы: «а» - отрицание, отсутствие и «фазис» - речь.

Дословный перевод этого слова – «отсутствие речи». Впервые этот

термин ввёл французский врач Труссо. Проблемами афазии занимались

многие зарубежные и отечественные неврологи, психологи и

логопеды, особенно интенсивно в последнее время. Изучение этого

заболевания даёт возможность понять основы психических функций

человека, устанавливает связь речи и других высших психических

процессов.

Причины афазии

Основные причины афазии:

- нарушения мозгового кровообращения (ишемический или

геморрагический инсульты);

- травмы головного мозга (открытые и закрытые);

- опухоли головного мозга (доброкачественные и злокачественные);

- инфекционные заболевания головного мозга (менингиты и

энцефалиты различной этиологии).

Многие думают, что афазия – удел пожилых людей, ведь именно

у них чаще всего бывают инсульты. К сожалению у детей дошкольного

возраста диагностировали ишемический инсульт после проведения

прививок или после заболеваний, сопровождавшихся высокой

температурой. Случаи единичные, но они есть, и это очень

печально.

Дети могут утратить речь в результате травм (ранений)

головного мозга. Онкология головного мозга, менингиты, энцефалиты

которые в некоторых районах страны приобретают масштаб эпидемии.

Формы афазии.

Профессор Ф.Р. Лурия в семидесятых годах разработал классификацию

афазий. Он выделил основные формы:

афферентная моторная афазия (поражение задних

постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние

теменные отделы);

эфферентная моторная афазия (поражение заднелобных отделов

коры головного мозга, зона Брока);

акустико-мнестическая афазия (поражение средней височной

извилины);

семантическая афазия (поражение теменно-височно-затылочной

области);

сенсорная афазия (поражение задней трети верхней височной

извилины, - зона Вернике);

динамическая афазия (поражение отделов головного мозга,

располагающихся кпереди от зоны Брока, и дополнительной

речевой «зоны Пенфилда).

В основу данной классификации были положены два основных

принципа:

1. Принцип анализа топически ограниченных поражений мозга;

2. Принцип выделения тех факторов, которые лежат в основе всего

комплекса нарушений, возникающих при локальных поражениях

мозга.

Афферентная моторная афазия

Центральный дефект: нарушение адресации нервных импульсов,

которые в норме обеспечивают силу, амплитуду и направленность

движений артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти).

В речи больного происходит замена одних звуков – другими,

близкими по месту и способу образования. Больной не может быстро

и без напряжения артикулировать отдельные звуки, слова и

предложения, при попытке говорить он долго и безуспешно ищет

нужную артикуляционную позу. Автоматизированные формы речи:

пение, чтение стихов, возгласы («Ах, чёрт возьми»), остаются

более или менее уцелевшими (сохранён непроизвольный уровень

реализации речи). Трудности начинаются, когда нужно осознанно

произнести или повторить звук, слово, фразу. При этой форме

афазии нарушаются все функции речи, её виды и формы.

Степень нарушения письменной речи и чтения зависит от

тяжести апраксии артикуляционного аппарата. Восстановление в

процессе логопедической работы способности правильно

артикулировать звуки приводит и к восстановлению чтения и письма.

В некоторых случаях наблюдается парадокс: полное отсутствие у

больного устной речи, но некоторая сохранность письменной речи,

которая служит средством общения с окружающими.

Восстановительное обучение при афферентной моторной

афазии

I. Стадия грубых расстройств

1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

показ

картинных

и

реальных

изображений

наиболее

употребляемых предметов и простых действий по их названиям,

категориальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол,

чашку, собаку и пр.», «Покажите предметы мебели, одежды,

транспорта и пр.», «Покажите того, кто летает, кто

разговаривает, кто поет, у кого есть хвост и т.п.»;

классификация слов по темам (например: «Одежда», «Мебель» и

т.д.) с опорой на предметную картинку;

ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые

ситуативные вопросы. Например, «Сейчас зима, лето..?»; «Вы

живете в Москве?» и др.

2. Растормаживание произносительной стороны речи:

сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение

автоматизированных речевых рядов (порядковый счет, дни

недели, месяцы по порядку, пение со словами, оканчивание

пословиц и фраз с «жестким» контекстом), моделирование

ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных

местоимений («ах!» «ох!» и т.п.);

сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз;

затормаживание речевого эмбола путем введения его в слово

(та, та. — Тата, так), или во фразу (ма.ма — мама...; это

мама).

3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:

ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном

диалоге;

моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно

значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);

ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с

помощью пиктограммы и жеста с сопряженным проговариванием

простых слов и фраз.

4. Стимулирование глобального чтения и письма:

раскладывание подписей под картинками (предметными и

сюжетными);

письмо наиболее привычных слов — идеограмм, списывание

простых текстов;

сопряженное чтение простых диалогов.

II. Стадия расстройств средней степени выраженности

1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

выделение звука из слова;

автоматизация отдельных артикулем в словах с различной

слогоритмической структурой;

преодоление литеральных парафазии путем подбора сначала

дискретных, а затем постепенно сближающихся по артикуляции

звуков.

2. Восстановление и коррекция фразовой речи:

составление фраз по сюжетной картинке: от простых моделей

(субъект-предикат,

субъект-предикат-объект)—

к

более

сложным, включающим объекты с предлогами, отрицательные

слова и пр.;

составление фраз по вопросам, по опорным словам;

экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката:

«кто?», «зачем?», «когда?», «куда?» т.д.;

заполнение пропусков во фразе с грамматическим изменением

слова;

развернутые ответы на вопросы;

составление рассказов по серии сюжетных картинок;

пересказ текстов с опорой на вопросы.

3. Работа над семантикой слова:

выработка обобщенных понятий;

смысловое обыгрывание слов (предметная и глагольная лексика)

путем включения их в различные смысловые контексты;

заполнение пропусков во фразе;

завершение предложений разными словами, подходящими по

смыслу;

подбор антонимов, синонимов.

4. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:

звуко-буквенный состав слова, его анализ (одно-двух-

трехсложные слова) с опорой на схемы, передающие слоговую и

звуко-буквенную структуру слова, постепенное свертывание

числа внешних опор;

заполнение пропущенных букв и слогов в словах;

списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на

самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок;

чтение и письмо под диктовку слов с постепенно усложняющейся

звуковой структурой, простых фраз, а также отдельных слогов

и букв;

заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов,

отрабатываемых в устной речи.

III. Стадия легких расстройств

1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи: —

уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и

дифтонгов;

дифференциация акустических и кинестатических образов,

близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных

парафазии;

отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом

потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в

скороговорках и т.д.

2. Формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и

синтаксической структуре:

восполнение пропущенного главного, а также подчиненного

предложения или подчинительного союза в сложноподчиненном

предложении;

ответы на вопросы сложноподчиненным предложением;

пересказы текстов без опоры на вопросы;

составление развернутых планов к текстам;

подготовка тематических сообщений (коротких докладов);

речевые импровизации на заданную тему.

3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры

слова:

толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным

значением;

объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.

4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов

речи:

выполнение инструкций, включающих логико-грамматические

обороты;

введение

дополнительных

слов,

рисунков,

вопросов,

облегчающих восприятие сложных речевых структур.

5. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

чтение и пересказ развернутых текстов;

диктанты;

письменное изложение текстов;

составление писем, поздравительных открыток и т.п.;

сочинения на заданную тему.

6. Восстановление связи «артикулема—фонема»:

письмо букв, соответствующих названным в экспрессивной речи

звукам, прочтение этих букв непосредственно после написания;

выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания на

артикуляторном, акустическом, а затем и графическом образе

этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и

письмо их;

письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку;

идентификация букв в разных шрифтах;

нахождение заданных букв в различных текстах (подчеркивание,

выписывание).

7. Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава

слова:

деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой на

различные графические схемы;

выделение любого по счету звука в слове;

пересчет и перечисление слов по буквам (устно);

заполнение пропусков в словах;

письмо слов из букв, данных вразбивку.

8. Восстановление навыка развернутой письменной речи:

письмо слов различной звуковой структуры с опорой на

предметную картинку и без нее: а) под диктовку, б) при

назывании предмета или действия;

письмо предложений: а) по памяти, б) под диктовку, в) в виде

письменного высказывания по сюжетной картинке в целях

коммуникации с окружающими;

письменные изложения и сочинения.

Эфферентная моторная афазия

Центральным механизмом это формы

афазии является патологическая

инертность возникших стереотипов,

появляющихся из-за нарушения смены

иннерваций, обеспечивающих своевременное

переключение с одной серии

артикуляционных движений на другую.

В речи больных – многочисленные персеверации, которые

затрудняют или делают совсем невозможной устную речь.

Произнесение отдельных звуков речи сохранено, речь

нарушается при переходе к серийному произнесению звуков,

слов. Дефекты переключения, персеверации идут на фоне

нарушения ударения, ритмико-мелодической структуры речи,

интонации. У больных плохо модулированный голос, речь

скандированная, равноударная, изобилует штампами,

стереотипами, несентенциональными выражениями, ненормативной

лексикой.

При этой форме афазии сильно нарушается конструкция

фразы, в ней присутствуют грубые аграмматизмы, порой

конструкция фразы носит форму «телеграфного стиля». Бывают

нарушения чтения (алексия) и письма (аграфия). Больные с

эфферентной моторной афазией могут произносить

автоматизированные ряды (прямой порядковый счёт), а вот

обратный счёт (от 10 до 0) им недоступен.

Восстановительное обучение при эфферентной

моторной афазии

I. Стадия грубых расстройств

Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной

афазии.

П. Стадия расстройств средней степени выраженности

1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи: —

выработка артикуляторных переключений в пределах слога: с

контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а» — «у» и

т.п.); с различными гласными, в том числе и мягкими;

выработка артикуляторных переключений в пределах слова:

слияние слогов в слова с простой, а в дальнейшем — со

сложной звуковой структурой (например, рецепт и т.д.);

экстериоризация звуко-ритмической стороны слова, деление

слов на слоги, выделение ударения в слове, воспроизведение

голосом абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-

ритмической структурой, ритмизированное произнесение слов и

фраз с привлечением внешних опор— отстукивание, отхлопывание

и т.д., улавливание различных созвучий, в том числе и подбор

рифмующихся слов.

2. Восстановление фразовой речи:

преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы

фразы: составление «ядерных» фраз моделей типа 8 (субъект) +

Р(предикат); 8+ Р+ О (объект) с привлечением внешних опор —

фишек и их постепенным «сворачиванием»; выделение

предикативного центра фразы; экстериоризация его смысловых

связей;

преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне:

улавливание грамматических искажений— флективных, предложных

и т.д. с целью оживления чувства языка; дифференциация

значений единственного и множественного числа, родовых

значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени

глагола; восполнение в словах пропущенных грамматических

элементов; составление фраз по сюжетным картинкам; ответы на

вопросы простой фразой, оформленной грамматически; пересказ

простого текста; стимуляция к использованию побудительных и

вопросительных

предложений,

различных

предложных

конструкций.

III. Стадия легких расстройств

Программа та же, что и при соответствующей стадии афферентной

моторной афазии.

При восстановлении письменной речи у больных с моторной афазией

эфферентного типа, как правило, не выделяется самостоятельная

задача выработки связи «артикулема — графема».

Акцент делается на:

1. Восстановление способности к анализу звуко-ритмической

стороны слова:

дифференциация слов по длине и слоговому составу;

выделение ударного слога;

подбор слов, идентичных по звуко-ритмической структуре;

выделение идентичных элементов в словах — слогов, морфем и,

в особенности, окончаний (подчеркивание их, выписывание и

т.д.).

2. Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава

слова.

3. Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.

4. Восстановление навыка развернутой письменной речи.

Акустико-мнестическая афазия

При этой форме афазии присутствуют следующие симптомы:

- нарушение понимания речи (обращённой, подтекста, иносказаний,

аллегорий);

- нарушение устной экспрессивной (спонтанной) речи;

- нарушение номинативной функции речи.

При этой форме афазии сохраняется фонематический слух и

процессы звукоразличения, а также способность повторять отдельные

слова. Но больной не может повторить ряда из трёх-четырёх слов,

не связанных между собой по смыслу. Обычно больной повторяет

первое и последнее слово ряда, а в более тяжёлых случаях – лишь

одно слово. Нарушение объёма удержания речевой информации

приводит к трудностям в понимании фраз, состоящих из пяти-семи и

более слов. Больной с трудом ориентируется в беседе с двумя-тремя

собеседниками.

Попытки больного назвать предмет выливаются в поиски именно

нужного слова-наименования, выбор его путём выбора из ряда других

слов того же семантического поля («Это не вилка, не ложка»), или

перечислений его функций («Этим режут, чистят»). При этом у

больного остаются сохранными чтение и письмо, он может написать и

прочесть слово (НОЖ).

Центральным фактором этой форма афазии - нарушение

оперативной памяти. Образы слов в памяти больного фиксируются, но

они «забиваются» последующей информацией, возникает феномен

ретроактивного торможения: свежие следы считываются лучше, чем

прежде полученные. При этом звучащее слово не вызывает в памяти

нужных предметных образов или графического образа слова. Это

говорит о нарушении взаимодействия зрительного и слухового

анализаторов. Присутствует и значительное сужение объёма

акустического восприятия. Отсюда – нарушение понимания обращённой

и повторной речи.

Восстановительное обучение при акустико-

мнестической афазии

Стадия расстройств средней и легкой степени

выраженности

1. Расширение рамок слухового восприятия:

показ предметов (реальных и на картинках) по названиям,

предъявляемым парами, тройками и т.д.;

показ частей тела по тому же принципу;

выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;

ответы

на

развернутые

вопросы,

усложненные

по

синтаксической структуре;

прослушивание текстов, состоящих из нескольких предложений,

и ответы на вопросы по содержанию текстов;

письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз:

чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим

воспроизведением (по памяти) каждого из предложений и всего

набора в целом.

2. Преодоление слабости слухо-речевых следов:

повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с

постепенным увеличением промежутка времени между прочтением

и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо

другим видом деятельности;

заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических

текстов;

повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10

сек., через 1 мин. после первого предъявления;

чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через

10 мин., 30 мин., на следующий день и т.д.);

составление устно предложений по опорным словам,

воспринимаемым зрительно;

перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся

звуковой структурой, и постепенный уход от письменного

образца

этих слов.

3. Преодоление трудностей называния:

анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование

предметов, обозначаемых словами-названиями;

смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов,

обозначающих предметы, действия и разнообразные

признаки

предметов;

классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего

слова;

упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным

и переносным значением.

4. Организация развернутого высказывания:

составление рассказа по серии сюжетных картинок;

пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем — по

свернутому, затем — без плана;

развернутые

диалоги

на

внеситуативные

темы

(профессиональные, общественные и т.д.);

отработка образцов коммуникативной и повествовательной

письменной речи (поздравительные открытки, письма,

изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).

Семантическая афазия

Центральный дефект этой формы афазии: нарушение понимания

логических и грамматических конструкций.

В основе этой формы афазии лежат не речевые дефекты, а

нарушение процессов восприятия. Грубого нарушения экспрессивной

речи при этой форме афазии обычно не бывает. Страдает

распознавание и понимание значений лексико-грамматических

конструкций. Больные могут говорить, используя простые

предложения, они могут понимать просто выстроенную обращённую

речь, но всякое усложнение грамматики речи ведёт к полному

непониманию. Инструкцию: «Дайте тетрадь и ручку» они выполняют

правильно, а фразу «Покажите ручкой тетрадь» - не понимают и не

могут выполнить задания. Больные полностью теряются, когда слышат

фразы типа: «Коля отправился в магазин после того, как мама

сказала, что в доме закончились продукты».

Восприятие отдельных предметов у больных не затруднено, но

пространственные отношения, взаимодействия с другими предметами

больной понять не может. Отсюда – полное непонимание при изучении

географической карты, при определении времени по часам, при

счётных операциях.

У таких больных нет нарушений письма и чтения. Но их

письменная речь бедна, в ней используются стереотипы

синтаксических форм и грамматических конструкций, почти не

присутствуют сложносочиненные и сложноподчинённые предложения, до

минимума сведено употребление прилагательных.

Восстановительное обучение при семантической

афазии

Стадия расстройств средней и легкой степени

выраженности

1. Преодоление пространственной апрактогнозии:

схематическое изображение пространственных взаимоотношений

предметов;

изображение плана пути, комнаты и т.д.;

конструирование по образцу, по словесному заданию;

работа с географической картой, часами.

2. Восстановление способности понимания слов с пространственным

значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения»

и т.д.):

наглядное изображение простых пространственных ситуаций,

обозначаемых предлогами и другими частями речи;

заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове

и фразе;

составление фраз со словами, имеющими пространственное

значение.

3. Конструирование сложноподчиненных предложений:

уточнение значений подчинительных союзов;

заполнение пропущенных главных и придаточных предложений;

составление предложений с заданными союзами.

4. Восстановление способности понимания

логико-грамматических ситуаций:

картинное изображение сюжета конструкции;

введение дополнительных слов, обеспечивающих смысловую

избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой

подруги» и т.д.);

введение логико-грамматических конструкций в развернутый

смысловой контекст;

предъявление конструкций письменно, а затем устно.

5. Работа над развернутым высказыванием: — изложения, сочинения;

импровизация на заданную тему;

толкование сложных по смысловой структуре слов.

Сенсорная афазия

Синдром сенсорной афазии подразумевает:

нарушение всех видов устной экспрессивной речи;

нарушение чтения;

нарушение письма,

нарушение устного счёта;

нарушение оценки и воспроизведения ритма (ритмических

постукиваний);

нарушение эмоциональной сферы (больные тревожны, их

эмоциональные реакции неустойчивы

Центральный дефект этой формы афазии - нарушение

фонематического слуха.

Он выражается в дефектном акустическом восприятии звукового

состава слова, при котором становится невозможным

звукоразличение. В речи – большое количество парафазий (замена

одного звука на другой): стол – стон, огурец – окулет, картина –

гардина и т.д. Речь состоит из набора не связанных между собой

элементов речи или их частей. Грубо нарушена способность

повторения слов: больные не могут правильно повторить звуки,

слова. По тому же принципу нарушается и называние предметов: зная

предмет и его назначение, они не могут найти его правильную

звуковую структуру (форму).

Больные с этой формой афазии общительны, трудности в

произнесении слов они возмещают мимикой, жестами, интонацией, они

отличаются многословием (логорреей). Речь бессвязна по

грамматическому оформлению. Грубо нарушено повторение: больные

практически не могут правильно повторить ни звуки, ни слова.

Очень часто наблюдается логоррея (многословие). Речь таких

больных эмоционально окрашена, богато интонирована.

Восстановительное обучение при сенсорной афазии

I.

Стадия грубых расстройств

1. Накопление обиходного пассивного словаря:

показ картинок с изображением предметов и действий по их

названиям, функциональным, классификационным и другим

признакам;

показ картинок с изображением предметов, относящихся к

определенным категориям («одежда», «посуда», «мебель» и

т.д.);

показ частей тела на картинке и у себя;

выбор правильного названия предмета и действия среди верных

и конфликтных обозначений с опорой на картинку.

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:

ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или

отрицательным жестом;

выполнение простых устных инструкций;

улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу

простых фразах.

3. Подготовка к восстановлению письменной речи:

раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным

картинкам;

ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное

восприятие текста вопроса и ответа;

письмо слов, слогов и букв по памяти;

«озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной

читает «про себя», а педагог вслух);

выработка связи «фонема — графема» путем выбора заданной

буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под

диктовку.

II. Стадия расстройств средней степени

1. Восстановление фонематического слуха:

дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической

структуре;

выделение одинакового 1 -го звука в словах различной длины и

ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;

выделение различных 1-х звуков в словах с одинаковой

ритмической структурой, например, «работа», «забота»,

«ворота» и т.д.;

дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов

с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путем выделения

дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и

фразах; улавливание смысловых искажений во фразе; ответы на

вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами; чтение

текстов с этими словами.

2. Восстановление понимания значения слова:

выработка обобщенных понятий путем классификации слов по

категориям; подбор обобщающего слова к группам слов,

относящихся к той или иной категории;

заполнение пропусков во фразах;

подбор определений к словам.

3. Преодоление расстройств устной речи:

«наложение рамок»

на высказывание путем составления

предложений из заданного количества слов (инструкция:

«Составьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);

уточнение лексического и фонетического состава фразы с

помощью анализа вербальных и литеральных парафазии,

допущенных больным;

устранение элементов аграмматизма с использованием

упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа

допущенных грамматических искажений.

4. Восстановление письменной речи:

закрепление связи «фонема— графема» путем чтения и письма

букв под диктовку;

различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с

постепенным «свертыванием» внешних опор;

письмо под диктовку слов и простых фраз;

чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими

ответами на вопросы;

самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или

письменный диалог.

III. Стадия легких расстройств

1. Восстановление понимания развернутой речи:

ответы на вопросы в развернутом неситуативном диалоге;

прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;

улавливание искажений в деформированных сложносочиненных и

сложноподчиненных предложениях;

осмысление логико-грамматических оборотов речи;

выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических

оборотов речи.

2. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры

слова:

подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и

вне контекста;

работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.

3. Коррекция устной речи:

восстановление функции самоконтроля путем фиксации

внимания больного на своих ошибках;

составление рассказов по серии сюжетных картинок;

пересказ текстов по плану и без плана;

составление планов к текстам;

составление речевых импровизаций на заданную тему;

речевые этюды с элементами «ролевых игр».

4. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

чтение развернутых текстов, различных шрифтов;

диктанты;

письменные изложения;

письменные сочинения;

усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и

т.д.

Динамическая афазия

Центральными дефектами динамической афазии являются:

нарушение активной, продуктивной речи;

нарушение предикативности глагола.

Динамическая афазия - самая загадочная: у больного сохранны

сенсорные и моторные механизмы речи, но при этом отсутствует

способность к разговорной речи. Наблюдается либо полное

отсутствие спонтанной (самостоятельной) речи, либо - неудачные

попытки участия в диалоге. Больные не могут построить сколько-

нибудь понятную и правильно выстроенную фразу. Вместе с тем,

больные с этой формой афазии способны говорить, у них нет

нарушений артикулем и фонем, сохранна речевая память; они отлично

повторяют звуки, слова, предложения, называют предметы.

В двигательной сфере, при отсутствии параличей и парезов, имеется

гипомимия, общая скованность и замедленность движений. У этих

больных отмечается снижение общей активности и «тусклое»

проявление эмоций. Остаются сохранными письмо и чтение.

Нарушения в использовании предиката, - главного организатора

фразы, нарушение программирования внутренней речи, нарушения

общей и речевой активности – это главные признаки динамической

афазии. Кроме этого, наблюдается пропуск субъекта, местоимений,

избыточное употребление вводных слов и союзов. В речи больных

много фраз-шаблонов, высказывания носят «рубленный» характер.

Восстановительное обучение при динамической

афазии

I. Стадия грубых расстройств

1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление

речевой инактивности, организация произвольного внимания;

выполнение

различных

видов

неречевой

деятельности

(рисование, лепка и т.д.);

оценка искаженных изображений, слов, фраз и т.д.;

ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;

прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в

форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да»,

«нет».

2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:

автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых

слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.

д.;

автоматизация

отдельных

штампов

коммуникативной,

побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто

там?», «тише!» и т.д.

3. Преодоление расстройств речевого программирования:

стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением

в ответе слов, заимствованных из вопроса;

конструирование фраз простейших синтаксических моделей с

опорой на фишки и простую сюжетную картинку;

выполнение

простых грамматических трансформаций по

изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в

номинативных формах;

раскладывание серии последовательных картинок соответственно

заключенному в них сюжету.

4. Преодоление расстройств грамматического структурирования

5. Стимулирование письменной речи:

раскладывание подписей под картинками;

чтение идеограммных слов и фраз.

II. Стадия расстройств средней степени выраженности

1. Восстановление коммуникативной фразовой речи:

конструирование простой фразы;

составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек

и постепенное «свертывание» числа внешних опор;

составление рассказа по серии последовательных картинок;

развернутые ответы на вопросы в диалоге;

составление простых диалогов по типу речевых этюдов: «В

магазине» — диалог покупателя и продавца, «В сберкассе», «В

ателье» и т.д.

2. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и

письменном высказывании:

показ предметов на картинках и в комнате, частей тела (в

произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями

названий);

оканчивание фраз различными словами;

подбор слов заданных категорий и в заданных количествах,

например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно

слово, относящееся к теме «Посуда» и т.д.;

письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку);

письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выработке

смысловых и двигательных переключений;

элементы звуко-буквенного анализа состава слова: складывание

простых слов из букв разрезной азбуки;

заполнение пропусков в словах;

письмо простых слов по памяти и под диктовку.

III. Стадия расстройств легкой степени выраженности

1. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:

развернутый диалог на различные темы;

конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным

уменьшением числа внешних опор;

автоматизация фраз определенных синтаксических моделей в

спонтанной речи;

накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых

связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к нему

вопросов);

чтение и пересказ текстов;

«ролевые беседы», обыгрывающие определенную ситуацию;

«речевые импровизации» на заданную тему,

развернутые изложения текстов, сочинения;

составление поздравительных открыток, писем и т.д.

Динамика восстановления речевой функции зависит как от формы

афазии, нейродинамических факторов работы мозга в целом,

интеллектуально-характерологических особенностей больного, так и

от организации восстановительного обучения: контакт с больным,

дозировка логопедической нагрузки, адекватность логопедических

приемов работы и т.д. Коме того, имеет значение этап заболевания.

В настоящих методических рекомендациях приведены описания типовых

результатов восстановления речевой функции у больных с разными

формами афазии на трех этапах восстановительного обучения.



В раздел образования