Напоминание

Урок на тему" Образ матери в лирике Н.А.Некрасова


Автор: Пащенко Ирина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МГРК
Населённый пункт: г.Миасс Челябинская область
Наименование материала: разработка урока
Тема: Урок на тему" Образ матери в лирике Н.А.Некрасова
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Но где-то есть душа одна…

(Образ матери в лирике Н.А. Некрасова).

Цели урока:

- познакомить учащихся с лирикой Некрасова, посвященной матери;

- углубить представление о движении образа матери в лирике Некрасова, о

соотношении лирического героя и биографического автора в стихах;

- развивать умение анализировать поэтический текст;

- воспитывать добрые чувства к своим матерям.

Материалы к уроку: репродукция Рафаэля «Сикстинская мадонна», « Ave

Maria» Ф. Шуберта, сборники стихов Н.А. Некрасова, проекты обучающихся,

предварительные задания.

Эпиграф к уроку: О, МАТЬ МОЯ!

ПОДВИГНУТ Я ТОБОЮ,

ВО МНЕ СПАСЛА

ЖИВУЮ ДУШУ ТЫ…

Н.А. Некрасов

Ход урока.

1. Организационный момент урока.

2.Индукция.

Звучит музыка («Память деревьев», Эния).

Чтение стихотворения о маме.

Мама – самый близкий, самый дорогой человек в жизни каждого из

нас. В жизни Н.А. Некрасова мама сыграла очень важную роль: она научила

его добру и честности, привила ему любовь ко всему живому, научила видеть

прекрасное.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Что

бы вы хотели узнать о жизни и творчестве Н.А. Некрасова?

Запись темы урока

3. Самоконструкция

Кластер (Ребята составляют ассоциативный ряд к слову мама )

4. Социоконструкция.

Учащиеся

дополняют свой ряд словами одноклассников и делают

выбор. В ассоциативном ряду они подчёркивают наиболее значимые для них

слова.

6. Слово учителя:

тайна женской красоты тревожит человечество на

протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник,

который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по –

своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал

материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. Давайте

вместе с вами еще раз проследим путь постижения идеала женской красоты и

обаяния.

Искусство средневековья того времени без широко запечатленного

образа Богоматери. Как изображали Богоматерь? Каким было отношение к

ней на Руси?

Богородицу воспринимали как покровительницу и защитницу родной

земли, заступницу людей перед Богом. Глаза Богоматери полны чувства,

которые в средние века определяли как «радость святой печали». На ее

строгом, полном душевного благородства и немой укоризны лице затаилась

тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется

сознание неизбежной жертвенности.

Воплощением идеала совершенной женщины, прекрасной как

физически, так и духовно, в эпоху Возрождения становится Мадонна, Дева

Мария с младенцем Иисусом Христом. Имена каких художников вы можете

назвать?

Одно из лучших произведений «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. На

картине изображена юная Мария, бережно держащая младенца на руках.

Автору удалось передать свое представление о счастье, земной радости

бытия и святости лучших человеческих чувств. Рафаэль в картине

«Сикстинская мадонна» воплотил идею материнства, реалистично изобразив

женщину – мать. Она сделала первый шаг к людям, слегка привлекая к себе

младенца, словно боясь расстаться с ним.

Совершенно иной образ создает русский художник А.Г.Венецианов.

Каким он был?

Во многом отличен от общепринятых норм. Живописец подчеркивал,

что именно крестьянская женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и

оставалась лучшей хранительницей традиций материнства.

В искусстве XX века по – новому зазвучала извечная тема материнства,

прославляющая самые глубокие человеческие

чувства. Наиболее яркое

художественное воплощение она нашла в творчестве К.С.Петрова – Водкина.

В его работе «Петроградская мадонна» собраны прошлые, настоящие и

будущие времена, она воплощает в себе облики известных мадонн.

В нашей стране нет человека, который не знал бы плаката И.М. Тоидзе

«Родина – мать зовет!». Невозможно забыть прямой и открытый взгляд

женщины. «Родная земля в опасности, она нуждается в вас!» - так был

воспринят современниками этот плакат. Жест поднятой вверх руки многим

напомнил известный образ Богоматери Оранты, молящейся за спасение

человечества

Перед вами лицо Мадонны известной картины Рафаэля. Это своеобразный

символ всех матерей мира. Сколько тревоги в глазах женщины, держащей

младенца на руках! Что ждет его впереди, что уготовила ему судьба, пока он

будет взрослеть? Это чувство объединяет всех матерей.

Ни с чем несравнима роль матери в нашей судьбе, ибо мать не только

рожает, но и рождает. Рождает наше бытие, одухотворяет живой комочек

жизни словом, мыслью, любовью, преданностью. Мать творит неповторимую

человеческую личность.

Образ матери находит отражение в разных видах искусства. Но, пожалуй,

поэзия

умеет

наиболее

тонко

и

эмоционально

уловить

и

выразить

сокровенное движение человеческой души. И стихи о матери – одна из самых

светлых и святых страницах нашей поэзии.

Нам предстоит сегодня обратиться к этой теме в творчестве Н.А.Некрасова,

проследить, какое развитие получает образ матери в лирике поэта.

Проблемная ситуация

Так как относился поэт Николай Некрасов к матери, самому близкому

человеку?

- Какой была Елена Андреевна в жизни?

К сегодняшнему уроку я попросила вас подобрать стихотворения,

отрывки из поэм, воспоминания современников Некрасова к нашей теме.

Хотелось бы услышать, на чём вы остановили свой выбор, что вас не

оставило равнодушными.

Представление проекта о матери Н. Некрасова (история жизни

Елены Андреевны, высказывания современников, письма Некрасова к

матери)

Образ матери в поэзии Н. Некрасова воплощал в себе беспредельную

доброту , высшую справедливость и был возведён в идеал, сродни Божьей

Матери. Великое слово «мать» вызывало у поэта чувство благоговения,

поскольку воплощало в себе высшее проявление человечности.

5. Социализация.

Анализ стихотворений (работа в группах).

1 группа. Анализ стих-я « Мать», «Родина»

2 группа. «Рыцарь на Час»

3 группа. «Баюшки- баю»

4 группа. Поэмы «Мать», «Несчастные».

5 группа. Историческая основа стих-я «Внимая ужасам войны…

Выразительное чтение, анализ по плану.

6 . Афиширование.

Группы представляют свою работу.

Читается отрывок из стихотворения «Родина» (со слов «Вот тёмный, тёмный

сад…» до слов «Предсмертный шепот твой губителю простил!»)

- Из каких строк мы узнаем о непростой жизни матери поэта?

- Можно ли предположить, каков был её характер?

- В каком стихотворении мы можем увидеть детали портрета матери,

черты её внешнего облика? («Рыцарь на час»).

Учащиеся читают отрывки из стихотворения.

-

Какие

выразительные

средства

использует

Некрасов,

чтобы

представить облик матери? Назовите их.

- Какие еще стихотворения помогают понять чувства поэта? («Мать»,

«Баюшки-баю»).

Да, продолжение раскрытия материнского образа, его наполненность мы

находим в стихах «Баюшки-баю», поэме «Мать». Сестра поэта, Анна

Алексеевна, рассказывала: «В поэму «Мать» и «Баюшки-баю» он вложил

всю свою истерзанную душу». Народник П.В.Засодимский рассказывал:

«Вспомнив «Баюшки-баю», я подумал о том, как, должно быть, горячо поэт

любил свою мать,…,вдохновенный воспоминанием о матери, оставил нам

такое чудное стихотворение, полное грусти, нежности и силы – пророческое

стихотворение». (Некр.в воспом.с.476).

Читается стихотворение «Баюшки-баю».

- О чём подсказывает нам название стихотворения?

- Какова роль лирического героя?

Это колыбельная, песня, которую поют матери своим детям, только у

каждой матери она своя, особенная. Поэтому и в этом стихотворении рассказ

ведется от лица лирической героини, но имеет композиционное авторское

обрамление – обращение к музе - и лирический герой получает ответ,

объясняющий трагичный характер колыбельной.

1877год – последний год жизни Некрасова. И, предчувствуя свою кончину,

он создаёт «Последние песни», куда включает отрывки из поэмы «Мать».

Поэма – желание еще раз воспеть дорогой сердцу образ матери, вспомнить

любимого и родного человека.

Таким образом, мы прикоснулись к сокровищнице поэта, рассказавшего о

своей матери.

Чтобы перейти к следующему этапу урока, предлагаю заглянуть в будущее.

Пройдет немного времени, у многих из вас образуются семьи, родятся дети.

И все светлые мысли, надежды, мечты вы будете связывать со своими

детьми.

Проблемная ситуация.

- Чего больше всего желают матери своим детям? Особенно в семьях,

где растут сыновья?

Все мужчины проходят школу жизни под названием «армия». Всё это

время беспокойно бьётся материнское сердце, ночи кажутся длинней. Тем

более, если мальчишка держит в руках оружие, принимает участие в военных

конфликтах. И сейчас мы живём в неспокойном мире. История России знает

много войн. Эпоха жизни и творчества Некрасова тоже была непростой:

падение крепостного права, революционная ситуация, Крымская война…

Чтобы погрузиться в ту атмосферу, нам нужен небольшой экскурс в

историю.

Учащийся выступает с сообщением о характере Крымской войны 1853-

56гг.

Слово учителя. Как истинный патриот Некрасов напряженно воспринимал

развёртывающиеся события, хотел поехать в Севастополь, ставший горячей и

горящей точкой. Будучи больным, летом 1855 он писал И.С.Тургеневу:

«Хочется ехать в Севастополь. Ты над этим не смейся. Это желание во мне

сильно и серьёзно – боюсь, не поздно ли уже будет?»

- Что и откуда мог знать Некрасов об этой войне, ведь он не был

военным, не мог быть её участником? (Из газет, журналов, из уст

очевидцев и участников войны).

- Редактором какого журнала был сам Некрасов?

Некрасов пристально следил за информацией с фронта, анализировал

выходившие из печати публицистические, художественные произведения,

беспокоясь о том, передают ли они «героизм защитников Севастополя»,

величие событий, считая, что время требует от литераторов серьезных

эпических произведений.

Когда русские люди и общественность еще не успели в полной мере

осмыслить последствия, значение Крымской кампании, в февральском

номере журнала «Современник» за 1856г. появилось стихотворение «Внимая

ужасам войны». Оно так взволновало читателей, что передавалось из уст в

уста, переписывалось на отдельные листки, в альбомы, прочитывалось на

дружеских встречах и вечерах.

- Постараемся понять, чем это стихотворение взволновало русских

людей.

Читается стихотворение «Внимая ужасам войны».

Вопросы для аналитической работы над поэтическим текстом:

- Какова тема стихотворения? Чему посвящено?

- В чем особенность композиции стихотворения, его эмоциональный фон?

- Каковы чувства лирического героя? Его отношение к войне?

- Какие образы, символы присутствуют в каждой части?

- С чем сравнивается облик матери?

- Назовите выразительные средства и приёмы.

- Каков идейный замысел стихотворения?

- Какие ассоциации возникают у вас при чтении стихотворения?

Подводятся итоги.

Это стихотворение по-прежнему актуально, хотя рассказывает о далёких для

нас событиях. Ведь время не изгладит тяжёлых потерь, не успокоит

материнские сердца. По-прежнему на нашей планете неспокойно. Где-то

рвутся снаряды, погибают люди, плачут матери. Святыми, искренними

слезами. Каждая из них ждала, носила и растила своё дитя для мира, для

будущего.

Учащийся читает стихотворение Н.Буровой «Я сына родила не для войны».

Хотелось бы, чтобы с сегодняшнего дня вы стали терпеливей, внимательней

относиться к своим мамам. Замечательные слова сказал писатель, режиссёр,

актёр Василий Шукшин: «Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни,

самое родное – вся состоит из жалости. Она любит своё дитя, уважает,

ревнует, хочет добра, но неизменно всю жизнь жалеет. Берегите матерей,

люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто

их заменить не может».

Чтение стих-я «Берегите матерей»

7. Разрыв

Почему же образ матери чаще всего становится для человека

нравственным идеалом? Всегда ли мы проявляем чуткость по отношению к

маме? Хватает ли им нашей заботы, любви, нашего внимания? Чему учат нас

стихотворения Н.А. Некрасова сегодня?

9. Рефлексия.

Что дал вам этот урок?

Понравился ли он? Почему?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Какие трудности вам встретились и как вы с ними справились?

10. Домашнее задание (по выбору):

Выучить одно из стихотворений Н.А. Некрасова наизусть.

Сочинение-миниатюра на тему: «Сердце матери».



В раздел образования