"Технология портфолио как инструмент оценки уровня сформированности общих и профессиональных компетенций"
Автор: Гадомская Татьяна Михайловна Должность: преподаватель экономических дисциплин Учебное заведение: ОГБПОУ "Ивановский промышленно- экономический колледж" Населённый пункт: город Иваново, Ивановская область Наименование материала: статья Тема: "Технология портфолио как инструмент оценки уровня сформированности общих и профессиональных компетенций" Раздел: среднее профессиональное
КОМПЕТЕНЦИЙ
Гадомская Т.М.
Россия, Иваново, ОГБПОУ ''Ивановский промышленно-экономический
колледж''
По
данным
ряда
исследователей,
в
настоящее
время
доля
студентов,
заинтересованных в обучении, которое поможет им в дальнейшем состояться в
профессии, значительно снизилась. Увеличилось количество неопределившихся
студентов. Такая смена контингента студентов обозначила для всех педагогов
проблему
мотивирования
студентов
на
обучение.
Поэтому
одним
из
направлений
моей
работы
как
классного
руководителя является
создание
«портфолио» студентов. Основная цель формирования «портфолио» - накопить
и сохранить документальное подтверждение собственных достижений студента
в
процессе
его
обучения
и
оценить
уровень
сформированности
общих
и
профессиональных компетенций.
Студенты приходят к нам подростками 15-17 лет. У них уже есть система
отношений к себе, окружающему миру. Она лежит в основе комплекса
индивидуально- психологических особенностей, отличающих одну личность от
другой.
В
соответствии
с этими особенностями развитие профессионально-
личностных качеств и освоение общих компетенций может протекать различно.
Для
студентов 3-4 курсов с особой остротой встает вопрос профессионального
саморазвития и самосовершенствования, а также освоение профессиональных
компетенций.
Задача классного руководителя при формировании портфолио
студентов
-
объяснить,
что
с
егодняшний мир нуждается в профессионалах,
которые мобильны, способны к саморазвитию, готовы в процессе овладения
профессией преобразовывать себя; осознают свои потенциальные возможности,
постоянно экспериментируют для своего личностного и профессионального роста;
готовы к выбору и постоянной ответственности за все происходящее.
В
современных конкурентных условиях и работодатели стали сами предъявлять к
выпускнику, как специалисту, явно выраженные требования. Эти требования,
заявляемые работодателями, гораздо шире, чем «знания и подходы к решению
задач, системность и логичность мышления, которое дает образование. От
выпускника требуется владение такими компетенциями, как организационные
(н а в ы к и планирования
работы
коллектива,
у м е н и е ставить
задачи
и
распределять функции,
а
также
ориентировать
сотрудников
на достижение
конкретного
результата) и коммуникативные (умение управлять диалогом,
слушать оппонента и аргументированно высказывать свое мнение закладывает
основу
успешного
трудоустройства).
Для
реализации
этих
компетенций
н е о бход и м о
в ы р а б ат ы в ат ь
т а к и е
л и ч н о с т н ы е
кач е с т в а ,
к а к :
стрессоустойчивость,
амбициозность,
адаптивность
и
гибкость.
Человек
должен быть способен работать в режиме цейтнота и принимать взвешенные
решения, исходя из того объема информации, который имеется на данный
момент.
Даже взрослого эти требования могут поставить в тупик. Это тем более справедливо
для наших студентов выпускников.
Слабая мотивация к обучению у студентов, с
одной
стороны,
и
возросшие
требования
работодателей
к
выпускникам,
с
другой,
приводят
к
необходимости
изменения
методов
обучения.
Поэтому
создание портфолио студентов способствовует формированию познавательной
мотивации студентов и необходимых общих и профессиональных компетенций.
Им крайне важно быть готовыми к разрешению профессиональных и жизненных
проблем. Задача классного руководителя на этом этапе - помочь будущим
профессионалам использовать арсенал знаний, умений и навыков, средств и
методов психологии и педагогики для профессионального и личностного роста.
Наиболее полезной формой работы с группой нового набора являются тематические
классные часы, такие как: «Познай себя», «Я и другие», «Искусство строить
отношения», «Как подготовиться и вести себя на экзамене»,
которые вовлекают
учащихся
в
размышления,
психологическое взаимодействие; формирование
позитивного
отношения
к
себе, другим, учебе, будущей профессиональной
деятельности;
создание положительной установки и формирование активной
жизненной
позиции
в
профессиональной
деятельности
и
жизненном
самоопределении., тем самым способствуют формированию общих компетенций.
Стало
традицией
проведение
на
занятиях «круглых столов» для студентов
выпускных групп с участием специалистов и бывших выпускников колледжа на
тему «Какими качествами надо обладать, чтобы быть принятым на работу и стать
профессионалом». Ребята научились заполнять резюме - как нужно одеваться и
вести себя на собеседовании. Им понравилось заполнять тесты и вопросники, а
также самим проводить опрос среди сверстников, почему и как люди работают.
Результатом
этого
являются
усвоенные
знания
и
освоенные
компетенции.
Студент должен быть готов к самостоятельному решению профессиональных
проблем и задач, следовательно, весь уклад образовательной жизни студента
должен формировать в нем необходимые для этого компетенции.
С самого начала стараюсь объяснить, что с
оздание портфолио – творческий
процесс,
позволяющий
учитывать
результаты,
достигнутые
студентом
в
разнообразных
видах
деятельности
(учебной,
творческой,
социальной,
коммуникативной). Оно создается в течение всего периода обучения студента в
колледже. Портфолио в дальнейшем служит основной для составления резюме
выпускника при поиске работы, при продолжении образования. Портфолио
состоит из двух частей:
перечень индивидуальных достижений;
комплект документов, подтверждающих индивидуальные достижения.
Портфолио можно составлять как в электронном виде, так и на бумажных
носителях.
Индивидуальные
достижения
студента
в
период
обучения
в
колледже условно разделены на следующие виды студенческой деятельности:
достижения
в
освоении
основной
образовательной
программы
(образовательная активность студента);
достижения
в
системе
дополнительного
образования
(образовательная
активность студента);
достижения в исследовательской и творческой деятельности (творческая
активность);
до стижения
в
обще ственной
деятельно сти
(социальная
и
коммуникативная активность).
В
отдельную
папку
(электронный
или
бумажный
вид)
вкладываются
документы,
подтверждающие
уровень
или
факт
достижения.
К
подтверждающим документам относятся:
итоговые документы учебных занятий (рецензии на курсовую работу,
экзаменационные и зачётные ведомости);
итоговые
документы,
выдаваемые
на
курсах
дополнительного
образования (сертификаты, удостоверения, свидетельства, дипломы);
отзывы,
благодарности
от
руководителей
практик,
руководства
организаций, где студент проходил практику;
тезисы докладов на конференциях, семинарах и т. д.;
ксерокопии статей или печатные издания со статьями студента;
грамоты, дипломы и другие виды наград за призовые места в культурных
или спортивных мероприятиях.
В категорию «Дополнительное образование» также включается:
изучение
отдельных
модулей
дисциплин,
отдельных
видов
учебных
продуктов вне основной образовательной программы;
общеобразовательные курсы различной продолжительностью;
профессиональные курсы различной продолжительности;
параллельное освоение образовательных программ различного уровня.
Раздел «Достижения в общественной работе» наиболее разнообразен. В него
включаются и различные виды творчества (самодеятельность, КВН, конкурсы и
др.), участие в различных формах студенческого самоуправления (студенческие
советы,
общества),
спортивные
и
др.
достижения.
При
этом
необходимо
отмечать степень своего участия в мероприятии (участник, призер, победитель),
в общественном движении (исполнитель, руководитель).
Также студент может описать подробно своё хобби, сферу свих интересов, чем
занимается
в
свободное
от
учёбы
время.
Портфолио
позволяет
студенту
сформировать
перед
собой
краткосрочные
и
долгосрочные
цели,
а
также
помогает в их достижении, служит инструментом самоконтроля и контроля со
стороны
преподавателей,
работодателей.
Портфолио
дополняет
основные
контрольно-оценочные
средства
знаний,
принятые
в
колледже,
и
позволяет
учитывать не только уровень профессиональных компетенций студента, но и
уровень
всесторонней
самореализации
студента
в
образовательной
среде.
Портфолио позволяет решить следующие задачи:
- Проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им в
процессе
получения
образования,
причем
вне
прямого
сравнения
с
достижениями других студентов;
- Оценить его образовательные достижения и уровень сформированности
общих и профессиональных компетенций.
В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как
аналог ВКР, документа - допуска к чему- либо, свидетельства о результатах
тестирования (или выступать наряду с ними).
Портфолио носит рекомендательный характер для студентов, в него также
может быть включено резюме.
Основными ошибками при формировании портфолио являются:
-
нарушение
принципа
добровольности
при
сборе
документов
и
формировании портфолио,
-
заформализованность
и
бессодержательное
соревнование
при
сборе
портфолио,
- сбор в портфолио только официальных документов,
-
подмена
портфолио
зачетной
книжкой
и
характеристикой
классного
руководителя,-
- стремление оценить баллами все материалы портфолио
Таким
образом,
портфолио
является
не
только
современной
эффективной
формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента,
но и способствует:
мотивации к образовательным достижениям;
приобретению опыта к деловой конкуренции;
обо снованной
ре а лизации
с амообразования
для
р а з в и т и я
профессиональных компетентностей;
выработке
умения
объективного
оценивать
уровень
с во и х
профессиональных компетентностей;
---повышению конкурентоспособности будущего специалиста.