"Проектная и исследовательская работа как способ реализации ФГОС"
Автор: Беликов Александр Сергеевич Должность: учитель биологии и химии Учебное заведение: МОУ "Левчуновская СШ" Населённый пункт: с. Левчуновка Николаевский район Волгоградская область Наименование материала: статья Тема: "Проектная и исследовательская работа как способ реализации ФГОС" Раздел: среднее образование
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Левчуновская средняя школа»
Николаевского муниципального района Волгоградской области
404042 с. Левчуновка ул. Чайковского,1
тел. 8(84494) 5-61-73; 5-61-41 факс 8(84494) 5-61-73
Электронный адрес: lev_shkola@mail
Статья
Тема: «Проектная и
исследовательская работа как
способ реализации ФГОС».
Выполнил: учитель биологии и химии
МОУ «Левчуновская СШ»
Беликов Александр Сергеевич
с. Левчуновка 2016
Введение
Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в
стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен
этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на
данный вид деятельности. В 5-9 классах предполагают защиту проекта как
один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность
учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это
не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы
над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда
учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю, в
том числе логопеду, более творчески подходить к разработке своих уроков, а
также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и
современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в
современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне
реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время
через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные
учебные действия, прописанные в Стандарте.
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов,
которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные,
предметные и метапредметные результаты);
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные
учебные действия (программы формирования УУД);
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам,
является системно-деятельностный подход;
Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного
подхода является проектная деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично
вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью
соответствует заложенному в нем основному подходу.
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной
деятельности?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие
проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и
задачи.
Проект
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение
уникального результата.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся.
Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих
действий, отслеживание результатов своей работы.
Цель проектной деятельности: понимание и применение учащимися
знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных
предметов.
Задачи проектной деятельности в школе :
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель,
описать основные шаги по достижению поставленной цели,
концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
(учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее
использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять
план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь
понятие о библиографии);
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен
проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в
соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
-повышение мотивации учащихся при решении задач;
-развитие творческих способностей;
-смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к
технологическому;
-формирование чувства ответственности;
-создание условий для отношений сотрудничества между учителем и
учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-
за наличия в проектной деятельности ключевого признака –
самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение
акцента от инструментального подхода к технологическому происходит
благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и
планирования деятельности для достижения лучшего результата.
Формирование чувства ответственности происходит подсознательно:
учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал
правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться
является главным фактором эффективности проектной деятельности. При
решении практических задач естественным образом возникают отношения
сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет
содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному
решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел
сформулировать сам учащийся.
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются
следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
-умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
-умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения
поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
-умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия,
привлекая знания из различных областей;
-умение самостоятельно найти недостающую информацию в
информационном поле;
-умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя,
консультанта, специалиста);
-умение находить несколько вариантов решения проблемы;
-умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
-умение коллективного планирования;
-умение взаимодействовать с любым партнером;
-умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
-навыки делового партнерского общения;
-умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
-умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в
диалог, задавать вопросы и т.д.;
-умение вести дискуссию;
-умение отстаивать свою точку зрения;
-умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
-навыки монологической речи;
-умение уверенно держать себя во время выступления;
-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
-умение отвечать на незапланированные вопросы.
Целью проекта будет являться повышение стимулирования
самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-
дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству
участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов
деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и
умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся,
целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке
ответственного отношения к учению.
Более того, проект даёт возможность опосредованно воздействовать на
развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями,
путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями
предметниками, появляется желание исследовать возможности детей с
проблемами. Тем самым учебный процесс, строится в виде познавательного
диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает
учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к
критике ошибочных утверждений и умозаключений.
Таким образом, у учащихся постепенно формируется умение контролировать
успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники
должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему
научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения
материала.
Научно-исследовательская работа
Применение нового ФГОС в данной работе являются: сохранение
фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское
образование, развитие творческих способностей личности ученика,
внедрение в практику обучения исследовательской деятельности, развитие
интереса к науке через работу над темой, возвращение воспитательной
функции, стимулирование мыслительной деятельности, развитию умения
кратко выделять главное.
Научно-исследовательская работа - работа научного характера, связанная с
научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях
расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных
гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в
обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.
Цели и задачи научно- исследовательской работы:
-развитие навыков самостоятельной научно- исследовательской деятельности
и их применение к решению актуальных практических задач;
-проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке
теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;
-проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;
-демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в
ходе исследования данные;
-привитие интереса к научной деятельности.
Организация выполнения работы
1. Выдвижение проблемы исследования
Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование,
направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы.
В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая
в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки
прежних теоретических положений.
Выдвижение учеником проблемы для научного исследования должно
основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ
взаимодействия человека с природой, техникой, информационными
системами, обществом, другими людьми, а также самопознание может
способствовать открытию школьником для себя проблемной ситуации,
которая требует изучения.
2. Алгоритм работы над научной проблемой
Существует единый алгоритм работы над научно-исследовательской
проблемой специалиста любого уровня:
выбор проблемы;
сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой
проблематике;
анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
разработка концепции и планирование исследования;
подбор методов и методик осуществления исследования;
проведение исследования;
обработка полученных данных;
письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде
целостного текста;
представление работы на рецензирование;
представление к защите и защита работы.
3.Структурные компоненты научно-исследовательской работы
Структура работы должна быть представлена следующим образом:
титульный лист;
содержание;
введение;
главы основной части;
выводы;
заключение;
список литературы;
приложения.
Проектная и исследовательская деятельность это важная составляющая
современного образования в школе. В процессе выполнения работ,
воспитываются личные и социально значимые качества ученика.