Автор: Гребенщиков Николай Александрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДП "ЭДЕЛЬВЕЙС"
Населённый пункт: город Серов Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Раздел: дополнительное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ
К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Н. А. Гребенщиков
МБУ ДО ЦДП «ЭДЕЛЬВЕЙС»
г. Серов
Формирование здоровья является актуальной проблемой современности. В России
актуализируют проблему статические данные, отражающие здоровье населения, которые
из года в год все более и более ухудшаются. До недавнего времени в России, задача
формирования культуры здоровья решалась спонтанно, поэтому воспитание осознанного
отношения к своему здоровью шло медленно, а эффект от разных оздоровительных
программ был минимальным. Исследователи выделяют как объективные, так и
субъективные факторы, обуславливающие данную ситуацию. К числу объективных
факторов относят: слабую материальную и экономическую базу развития физкультурно-
оздоровительного движения, несовершенство его структуры, отсутствие у большинства
населения традиций и культуры укрепления и сохранения здоровья. К группе
субъективных факторов причисляют: социально-личностные качества: пассивность,
неумение организовывать активный досуг, недостаточную убежденность, грамотность,
нестабильность мотивации и потребностей в двигательной активности.
В связи с этим, в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию подчеркивается, что стратегическими целями государственной политики в
данной сфере являются: развитие массовой физической культуры и массового спорта;
создание условий для увеличения числа граждан, ведущих здоровый образ жизни;
обеспечение возможностей для занятий физической культурой и спортом всех слоев
населения; а также развитие спортивной инфраструктуры, что, в свою очередь, должно
обеспечить положительный эффект в спорте высших достижений и в подготовке
спортивного резерва.
Основные направления развития физической культуры и спорта в России,
характерные для сегодняшнего этапа развития системы физического воспитания и спорта,
изложены в документе «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до
2020 года» [3].
В своей работе я опираюсь на следующее направление, исходя из стратегии
развития физической культуры и спорта: модернизация физического воспитания в
образовательном учреждении; совершенствование физического воспитания привлечение
детей к занятиям спортом; улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-
массовой работы среди детей.
Развитие интереса к занятиям физической культуры у детей, одна из актуальных
проблем современности. В связи с падением интереса к занятиям физической культурой и
к спорту, дети имеют отклонения в состоянии здоровья, пропускают уроки по причине
болезни, и в основном это простудные заболевания. Образование имеет смысл только
тогда, когда развивает способности каждого ребенка в различных областях знаний и
деятельности и позволяет поверить в свои силы, свои способности.
В настоящее время педагоги получили широкие пути организации учебно-
воспитательного процесса урочных и внеурочных занятий в соответствии с местными
запросами
и
материальной
базой,
региональными
и
климатическими
условиями
проживания, подготовленностью обучающихся, их интересами и другими факторами. Они
выбирают различные средства и методы развития физических качеств, обучения
двигательным навыкам, решения оздоровительных задач. На основе этих слагаемых
базируются программы по физическому воспитанию в образовательных учреждениях.
В своей работе применяю различные технологии обучения, одна из которых
личностно - ориентированная технология, которая позволяет учить каждого обучающего с
учётом его возможностей и способностей.
При проведении занятий со детьми:
-учитываю индивидуальные особенности физического развития ребенка (тип
телосложения, физическая подготовленность, состояние здоровья, психическое развитие)
выстраиваю индивидуальную работу с детьми для
совершенствования физического
развития
- развиваю практические навыки, необходимые в разных физических ситуациях
(такие как сила, ловкость, выносливость, гибкость)
-
разъясняю
важность
регулярных
и
систематических
занятий
физическими
упражнениями
-
использую
самооценку результатов тестирования,
что
позволяет
детям
дать
объективную оценку своих достижений по выполненному заданию.
Далеко не все дети могут выполнить тот или иной норматив. При сдаче нормативов я
опираюсь
на
индивидуальный
уровень
развития
физических
качеств
каждого
занимающихся. Так, при оценке в промежуточной аттестации сравниваю полученный
результат, с индивидуальным результатом, полученным при входном контроле.
Провожу функциональные пробы два раза в год (сентябрь и май) чтобы узнать
исходный уровень тренированности и какие изменения происходят в результате физической
нагрузки. Анализируя эти показатели, выявила: если на начало года 73% обучающихся имеет
низкий показатель, то на конец года только 41%. Из них большинство имеет отклонение в
состоянии здоровья или перенесшие болезни или пропуски занятий. На основании данных
корректирую развитие отдельных показателей через индивидуальные занятия. Данные
результаты
использую
при
анализе
и
планировании
учебной
деятельности
в
краткосрочной (семестр) и долгосрочной (год) перспективах.
В результате к концу 1 года обучения улучшились показатели у 60%. Выросли
показатели среднего и высокого уровня физического развития на 22% и 15%, а низкого
уменьшились на 8,5% .
В целом, у детей, индивидуальный уровень физической подготовленности вырос до
88%.
Очень важно, чтобы дети могли посещать занятия дополнительного образования
по физической культуре в спортивном зале и принимать участие в мероприятиях. С этой
целью мною были реализованы комплексы упражнений по профилактике нарушений
органов зрения, опорно-двигательного аппарата.
Результатом деятельности является
снижение уровня заболеваемости, улучшение общефизического состояния обучающихся.
Среди разнообразия средств и методов проведения образовательного процесса я
использую многие формы, но исходя из опыта, я пришел к выводу, что «круговая
тренировка»
является
важной
организационно-методической
формой
применения
физических упражнений в нашем спортивном зале. Способствует эффективному развитию
двигательных
качеств.
Круговую
тренировку
отличает
высокая
организация
самостоятельной деятельности, обеспечивающая моторную плотность и облегчающая
контроль и учет двигательной активности детей. Такие занятия позволяют развить все
мышечные группы, подобрать нагрузку индивидуально для каждого, а разученные
комплексы в помощь к подготовке в сдаче норм ГТО.
Так же для повышения интереса обучающихся к занятием и в связи с
популярностью, в раздел «Гимнастика» включила новые направления физкультурных
занятий: шейпинг (для девушек) и атлетическую гимнастику, кроссфит (для юношей). Так
же на занятиях гимнастики использую само- и взаимо- оценку. Объяснив требования к
выполнению упражнения, обучающиеся могут проконтролировать себя и оценить других.
Одним из направлений моей профессиональной деятельности является организация
физкультурно-оздоровительной работы в клубе. Данная работа строилась по трем
направлениям: работа с обучающимися, педагогами и родителями.
В связи с оздоровительной направленностью моей работы, я не ставлю цель завоевать
призовые места. Участие в мероприятиях должно приносить положительные эмоции и
удовлетворение от проделанной работы.
Под моим руководством дети принимали участие в городских, окружных,
областных,
всероссийских
соревнованиях
по
легкой
атлетике,
лыжным
гонкам,
спортивным играм.
Организую и провожу внутриклубные спортивные соревнования, турниры, и
месячники по разным видам спорта: футболу, волейболу, настольному теннису, легкой
атлетике, лыжным гонкам, ОФП, ГТО; спортивные праздники и мероприятия: «День
Здоровья», «День защитников отечества».
Процесс физического воспитания многогранен и органически связан с другими
видами воспитания. Только сознательно и целеустремленно обеспечивая всестороннее
педагогическое воздействие, с учетом специфики каждого вида воспитания, можно
воспитать
гармонически
развитого
человека,
сочетающего
в
себе
физическое
совершенство и духовные ценности.
Список источников
1. Антропова М. В. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии / М.В.
Антропова, Г. Г. Манке, Л. М. Кузнецова, Г. В. Бородкина // Педагогика. — 2006.
2. Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Критерии оценки успеваемости учащихся и
эффективности
деятельности
учителя
физической
культуры
(методические
рекомендации), М.: Просвещение, 2006.