"Игровые сенсомоторные тренинги в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста"
Автор: Обухова Наталья Александровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МКДОУ ЦРР - детский сад №5 Населённый пункт: г. Лиски Воронежская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Игровые сенсомоторные тренинги в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Игровые сенсомоторные тренинги в работе педагога-психолога
с детьми старшего дошкольного возраста
Сенсомоторный тренинг способствует развитию и стимулированию
активности таких психических процессов, как восприятие и воображение.
Благодаря ему повышается уровень сформированности сенсорных умений,
аналитико-синтетической деятельности, развивается творческое
воображение. Комплекс игр во время такого занятия стимулирует основные
виды чувствительности (зрительную, слуховую, осязательную,
кинестетическую, тактильную), помогает ребенку овладеть системой
перцептивных действий в процессе восприятия таких понятий, как
пространство, время, движение. У детей формируются навыки восприятия
формы, величины, взаимного расположения предметов, обобщенные
ориентировочные действия, глазомер.
Результаты диагностики показывают, что у большинства детей среднего и
низкого уровня развития недостаточно сформированы перцептивные
действия (сравнение, различение, соотнесение, расчленение); особенно явно
это проявляется при решении задач на создание образа и его преобразование.
Слабо развиты приемы обследования. В большинстве случаев дети, решая
игровые задачи, ориентируются на один-два признака, не выделяя других,
более конкретных.
Результативность сенсомоторного тренинга заключается в том, что
приобретенные умения и навыки ребенок сможет использовать на практике в
различных видах деятельности в повседневной жизни. Комплекс игр
составляется таким образом, чтобы в него входили дидактические игры
манипулятивно-инструментального характера (отработка навыков),
использовались проблемные ситуации творческого характера в процессе
лепки, конструирования. Тренинг может иметь сюжетный характер или
состоять из нескольких самостоятельных частей.
Сенсомоторный тренинг
Общая дидактическая цель: развитие произвольного внимания, аналитико-
синтетической деятельности, творческого воображения.
1. «Назови как можно больше»
Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности, зрительной
чувствительности.
Детям предлагают назвать как можно больше предметов, которые находятся в
комнате. Ориентироваться нужно на их количество и величину.
2. «Волшебный мешочек»
Цель: формирование навыков обследования формы и величины, развитие
тактильной чувствительности.
Дети должны определить, какие предметы лежат в мешочке, не заглядывая в
него, а только ощупывая их пальцами.
3. «Выложи фигуру»
Цель: развитие действия соотнесения, расчленения, аналитико-синтетической
деятельности.
Психолог предлагает детям рассмотреть образец , выделить в нем составные
части, сложить из палочек или зарисовать.
4. «Найди отличия»
Цель: развитие произвольного внимания и перцептивных действий
(идентификация, различение).
Педагог-психолог предлагает детям сравнить две сюжетные картинки и найти
в них как можно больше отличий. Вместе с детьми он обыгрывает рисунки.
Например, «Бременские музыканты», «Два друга-музыканта», «Цирковые
артисты».
5. «На что это похоже»
Цель: развитие творческого воображения.
Детям раздают карточки с изображением темных силуэтов предметов .
Нужно определить, на что они похожи. Дети могут переворачивать карточки.
6. «Составим все вместе»
Цель: формирование комбинаторных способностей, стимулирование
аналитико-синтетической деятельности, целостности восприятия.
Дети коллективно складывают сюжетные картинки из кубиков.