Напоминание

"Опыт работы с родителями одаренных детей"


Автор: Галимова Лилия Флюровна
Должность: учитель русского языка и литературы, заместитель директора по нмр
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №107"
Населённый пункт: город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт работы с родителями одаренных детей"
Раздел: среднее образование





Назад




Галимова Лилия Флюровна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по НМР МБОУ «Лицей № 107», г. Уфа
Опыт работы с родителями одаренных детей
Новые стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. В этих условиях важно верно выстроить работу с одаренными учащимися. Необходимо, чтобы вектор познавательного развития ребенка был понятен родителям. Тем самым создается режим благоприятствования не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. И это не является откровением нового времени и инновационного подхода в образовании. Отец знаменитого музыканта Никколо Паганини Антонио был простым грузчиком, но любил музыку и сам играл на мандолине. Имея шестерых детей, трудясь от рассвета до заката, он нашел время, силы, желание учить четырёхлетнего Никколо игре на мандолине. А позже нашел возможность оплачивать уроки игры на скрипке. Слышал ли он о системно - деятельностном подходе и универсальных учебных действиях? Вопрос риторический. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим. Родители не всегда готовы понять и принять все «грани» одаренного ребенка. Учитель должен выступать координатором, направлять и деятельность учащегося, и «заботу» родителей. В МБОУ «Лицей № 107» г. Уфы работа с семьями проводится на протяжении целого учебного года и имеет цикличный характер. Так, в
сентябре проводятся классные часы «Таланты моей семьи», где ученики и родители представляют в виде докладов и презентаций свои увлечения и хобби. В октябре-ноябре с родителями одаренных детей, включенных в банк одаренных, работает психолог. Эти беседы проходят по субботам. Родители учатся понимать, почему их ребенок зачастую раздражителен или рассеян. Родители одаренного ребенка зачастую требуют круглых пятерок, но одарённый ребенок редко бывает отличником. Леонтьев А.Н утверждал: «Нельзя говорить об одаренности вообще, а можно говорить об одаренности к какой-нибудь деятельности». Таким образом, если одаренный ребенок прекрасно рисует, но не может решить квадратное уравнение - это норма. Если он будущий Лобачевский, вполне вероятно он может страдать дисграфией и нарушением фонематического слуха. Например, Леонардо да Винчи тоже страдал дисграфией. Одаренный ребенок не может быть идеален во всем. Нужно это понять и принять как принципиальному учителю, так и амбициозному родителю. В течение реализации Программы по работе с одаренными детьми в МБОУ «Лицей № 107» г. Уфы выведена главная «инновационная» методика, но она стара как мир: терпение, такт и внимание к личности каждого одаренного ребенка. В подростковом возрасте дети отдаляются от родителей. Их мнение перестает быть единственно верным. Это путь самоидентификации в обществе и самопознания. Родители тяжелее, чем дети переживают эту внезапно образовавшуюся дистанцию. И тогда совместная исследовательская деятельность родителя и ребенка выстраивают новые связи на почве творчества и создания исследовательского проекта. С ноября по май родители и ученики под руководством учителя ведут исследовательскую деятельность, чтобы представить свои исследования на научно-практических конференциях различных уровней. Были проведены опросы родителей и детей, которые помогали своим детям. 78% процентов отмечают, что взаимоотношения с детьми улучшились. 82 % учащихся отметили, что им стало интереснее с родителями, появились общие интересы.
Специально для родителей проводятся семинары «Родительские университеты», где родители делятся опытом своей работы с детьми. Это дает возможность родителям взглянуть на своего особенного ребенка глазами других родителей, освоить новые приемы « взращивания таланта». Родители меняют стиль общения со своими детьми: Коллегиальный, демократичный стиль общения с ребенком создает именно те условия, которые необходимы для развития творческих способностей. И напротив, жесткий, неоправданно строгий авторитарный стиль общения хорош для воспитания "сознательной" дисциплины, необходимой послушному исполнителю, что на корню душит ростки одаренности. Несомненно, и у школы, и у родителей одна задача: создать условия для развития способностей детей, но важно в погоне за грамотами, дипломами и кубками, не лишить ребенка детства. Одаренный ребенок зачастую испытывает трудности в общении со сверстниками. Учителя и родители пытаются создать условия для общения одаренного ребенка со сверстниками. Основная форма работы: коллективные творческие дела. Это и театральные постановки («Вечер русской драмы», «Чехов на сцене» и т.п.), и походы, и интеллектуальные соревнования. Сверстники перестают смотреть на одаренного ребенка как на ботаника, а победа класса в интеллектуальных соревнованиях помогает одаренному ученику завоевать уважение одноклассников. Я считаю, что самое страшное преступление в педагогике - это равнодушие. Ни учитель, ни родитель не вправе пройти мимо ребенка, остаться безразличным к его интересам. Поэтому искру одаренности можно найти в каждом ребенке. Из искры возгорится пламя?

Использованные источники
Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. М.: Прогресс 1991.—376 с. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002. Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — 181-184с. Леонтьев А.Н.О формировании способностей// Вопросы психологии – 1999- №6 –С.58 А.Г.Двинянинова "Советы родителям одаренных детей"//Журнал "Практика административной работы в школе".- №1, 2012г


В раздел образования