Напоминание

Средства выразительности русской речи


Автор: Боргоякова Евгения Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 10"
Населённый пункт: Республика Хакасия г. Абакан
Наименование материала: Образность русской речи
Тема: Средства выразительности русской речи
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение

Цели: формирование умения анализировать лирическое стихотворение, умения находить тропы в

текстах и определять их художественную функцию, умения самостоятельно создавать тексты с

использованием изобразительных средств.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

коммуникативной задачей для выражения своих чувств, мыслей;

Предметные результаты: владение литературоведческими терминами (эпитет, олицетворение,

метафора), формирование орфографической зоркости;

Личностные результаты: формирование представлений о патриотизме, красоте природы родного

края на литературном материале.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий

Ребята, вы любите праздники? А день рождения это праздник? Давайте мы с вами тоже устроим

праздник. А называться он будет "Образность русской речи".

Ребята, вы любите отгадывать загадки?(карточка 1)

1) Прочитайте и отгадайте загадки.

1. Поле немерено, овцы не считаны, пастух рогат. (небо, звёзды, месяц)

2. Красна девица сидит в темнице, а коса наружу. (Морковь)

3. Сложишь — клин, а разложишь — блин. (зонт)

4. Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас. (антенна)

5. На полянке девчонки в белых рубашонках, в зелёных полушалках. (береза)

6. После дождика подружки поселились на опушке. /(сыроежки) Шляпки разноцветные — самые

заметные.

7. Держусь я только на ходу, / А если стану, упаду (С. Маршак). (велосипед)

8. Растёт она вниз головою, / Не летом растёт, а зимою, / Но солнце её припечёт — / Заплачет она

и умрёт (К. Чуковский) (сосулька)

2) Какие загадки удалось разгадать легко, какие вызвали затруднения, а отгадку пришлось искать в

материале для справок? Как вы думаете, почему?

Материал для справок: небо, звёзды, месяц; берёзы; морковь; сыроежки; велосипед; антенна;

сосулька; зонт.

- Как вы думаете, что означает слово «загадать»?

Слово загадать означает «задумать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения».

Загадка всегда имеет скрытый смысл. Без лица в личине — такое меткое определение загадке дал

народ. То, что загадано, — лицо, которое скрыто под личиной (маской) — иносказанием, намёком на

загаданное. Мать толста, дочь красна, сын-соќл под небеса ушёл — в этой загадке печь уподоблена

матери, огонь — дочери, дым — сыну-соколу. Загаданные предметы описаны посредством других,

имеющих некоторое сходство с теми, о которых умалчивается.

II. Этап мотивации

1) Прочитайте загадки и соотнесите каждую из них с отгадкой. (карточка 2)

Загадка

Отгадка

Три братца пошли купаться, два купаются, третий на берегу

валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли.

Вёдра, коромысло

Чайник

В тёмной темнице красны девицы без нитки, без спицы вяжут

вязеницы.

Улей, пчелы, соты

В брюхе — баня, в носу — решето, на голове — пупок;

всего одна рука и та на спине.

Чайник

Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе

работник.

Лошадь

Не ездок, а со шпорами; не сторож, а всех будит.

Петух

- Ребята, а как создаются загадки?

Человек наблюдает окружающий его мир, внимательно присматривается к отдельным предметам и

замечает сходство между ними. На основе этого сходства строится сравнение. А что такое сравнение?

Сравнение - сопоставление двух предметов на основе общего признака.

2) Какие образы использованы в каждой из загадок для того, чтобы намекнуть на загаданное слово?

Как каждая из загадок «засекречивает» задуманный предмет? С помощью каких языковых выразительных

средств?

Сравнения, но оно скрытое. Скрытое сравнение в литературоведении называется метафорой.

Метафора основана на сравнении предметов, явлений, свойств, действий и т. д. по некоторым

общим признакам. В ней отражаются представления людей об окружающем мире. Думая, например, о

течении времени, мы можем сказать: время идёт, время пришло, время летит, хотя знаем, что идти может

человек, а лететь птица или самолёт. Конечно, здесь речь идёт о многозначности слова и его переносных

значениях.

И в сравнении и в метафоре - сходство.

Чем же отличается метафора от сравнения?

Самое простое отличие продемонстрировано на этом примере:

Лес точно терем расписной.

Лес - терем расписной.

Разновидность художественной метафоры, основанная на переносе свойств человека (лица) на

неодушевлённые предметы, явления природы или животных, называется олицетворением.

III. Этап целеполагания

Какова, по вашему мнению, цель нашего урока?

(Учащиеся указывают на необходимость более подробного изучения метафор, эпитетов,

олицетворений)

IV. Этап осмысливания новых сведений

1) Сравните прямое и переносное (метафорическое) значения слова. Укажите, в чём сходство или

связь предметов и явлений, обозначенных словами в прямом значении, с предметами и явлениями,

обозначенными словами в метафорическом значении.

Лиса (животное) — лиса (о человеке); головка ребёнка — головка сыра; рано проснулся —

проснулась совесть; горячий кофе — горячая встреча; сладкая конфетка — сладкая улыбка; серебряное

кольцо — серебряный иней; крыло птицы — крыло самолёта; ножка ребёнка — ножка стола; лисий

хвост — хвост поезда; женская шляпка — шляпка гриба.

2) Обсудите в паре, какой признак в каждом случае положен в основу переносного значения: форма;

цвет; положение; внутренние свойства предметов и явлений, их ощущения, восприятие, оценка; функции

и действия. Запишите словосочетания со словами с переносным значением, распределив их по группам.

3) Составьте словосочетания с приведёнными словами и запишите их. В прямом или в переносном

(метафорическом) значении будут использованы выделенные слова?

Светлый — ум, человек, улыбка, чувство, воспоминание, мечты;

тёплый — слова, чувства, отношение, письмо, встреча, приём, обстановка;

холодный — слова, чувства, отношение, письмо, встреча, атмосфера;

широкий — сердце, взгляд, душа, кругозор;

острый — слух, язык, необходимость;

железный — характер, расписание, дисциплина.

Объясните прямое значение выделенных слов. В каждом записанном словосочетании попробуйте

заменить имена прилагательные синонимами. В затруднительных случаях воспользуйтесь одним из

толковых словарей (в том числе на портале «Словари.ру»).

V. Этап закрепления новых сведений и отработки способов действия

1) Прочитайте фрагменты стихотворений С. А. Есенина. В каких метафорах свойства человека

перенесены на неодушевлённые предметы? Какие образы создаются с помощью олицетворений?

1. Синий май.

Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черёмуха в белой накидке.

2. Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотистые косы,

И холщовый её сарафан.

3. Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зелёной весны.

Солнце садится за горы лесистые,

Рог золотой выплывает луны.

2) Выпишите имена прилагательные, употреблённые в переносном значении. Какие скрытые

сравнения лежат в основе переносного значения этих слов? Как называется такое языковое выразительное

средство? Какую роль оно выполняет в прочитанных фрагментах?

3) Прочитайте стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина.

Какое впечатление оно на вас произвело?

Какое время года изображено в стихотворении?

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась,

Чтоб вошла рачительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке —

Русская румяная зима!

В чём особенность созданных в стихотворении образов? Обратите внимание на «одежды» каждого

времени года.

Отметьте языковые выразительные средства, с помощью которых поэт рисует картину поздней

осени. 4) Выучите стихотворение наизусть и запишите его по памяти.

VI. Подведение итогов

- Что делает художественную речь красивой и образной?

- Какие существуют виды тропов? Дайте определение каждого из изученных.

Эпитеты - красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными.

Сравнение - это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию

особую образность, наглядность, изобразительность

Метафора - употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или

явлений

Олицетворение - разновидность художественной метафоры, основанная на переносе свойств

человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных

Литература – искусство слова. Но, чтобы овладеть этим искусством, нужно много трудиться,

совершенствовать и обогащать устную и письменную речь. Этому мы можем научиться у

замечательных русских писателей.

VII.Домашнее задание:

(по выбору)

1. Используя метафору, придумать загадку про дождь.

2. Подготовьте небольшое сообщение на тему «Переносные наименования животных и растений и

особенности их употребления в речи». Работайте с толковыми словарями русского языка



В раздел образования