Напоминание

"Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Боброва Ксения Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ ППМС ЦДК "Шанс"
Населённый пункт: город Серпухов, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающую действительность, поэтому его можно назвать одним из важных в жизни малыша. В дошкольных учреждениях ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми, адаптируется и социализируется, получает первые элементарные знания. Задача педагога-психолога дошкольного образования заключается в том, чтобы навыки, знания и опыт, ребенок получал в комфортных для него психологических условиях. Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных организациях заставляет задуматься и пересмотреть имеющиеся методы и технологии коррекционно-развивающей работы. Довольно часто дети со сложной структурой дефекта не идут на контакт со специалистом, и установить этот контакт в дальнейшем получается только через методику арт-терапия. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Она позволяет выразить эмоции и чувства ребенка. На данный момент существует множество нетрадиционных методик арт-терапии, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом-психологом. Использование традиционных и нетрадиционных методик, техник и приемов работы с детьми с ОВЗ помогает справиться с проблемами в развитии и поведении, повышает работоспособность, оказывает помощь в коррекционно-развивающей деятельности. Что же такое арт-терапия? Арт-терапия – это технология (методика) развития при помощи творчества. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. Функции арт-терапии: координирующая, познавательная, развивающая, а д ап т а ц и о н н а я , ком м у н и кат и в н а я , с т и м ул и ру ю щ а я , д и а г н о с т и ч е с к а я , психотерапевтическая. Чему способствует арт-терапия: создает положительный эмоциональный настрой, повышает адаптационные способности ребенка, эффективна в коррекции различных
отклонений, способствует творческому самовыражению, развивает чувство внутреннего контроля. Основные виды арт-терапии для детей дошкольного возраста: 1. Песочная терапия 2. Изотерапия 3. Сказкотерапия 4. Игротерапия 5. Мандала терапия 6. Музыкотерапия 7. Акватерапия Остановимся подробнее на некоторых техниках арт-терапии. I. Песочная терапия Песочная терапия - прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит. Игры с песком имеют большое значение для развития познавательных процессов. Цель: не менять и переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой, выразить свои чувства. Пример: задание «Построй свой мир» (выполнила девочка 4 лет).
II. Изотерапия Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов арт- терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование). Изотерапия способствует освоению нетрадиционных способов рисования. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний. Каждый ребенок может раскрыться в процессе рисования и проявить себя. Виды изотерапии: 1. Пальчиковое рисование, рисование ладошками 2. Рисование ватными палочками, губками для посуды
3. Отпечатки листьев деревьев, печать пробками, картофелем 4. Рисование мыльными пузырями
5. Рисование песком 6. Кляксография 7. Рисование мятой бумагой 8. Монотипия 9. Техника марания (разбрызгивание красок) 10. Рисование под музыку 11. Рисование на мокрой бумаге
Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий. Наш девиз такой, друзья, - Жить без творчества нельзя! Рисовать, лепить, играть Вместе петь и танцевать, Это нам поможет Мир вокруг познать!!!


В раздел образования