Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр
развития ребёнка – детский сад «Классика» г. Нерюнгри
Опытно-экспериментальная деятельность
В старшей группе детского сада
Проект
«Ваше величество -Уголь»
Воспитатель: Суханова Ю.М
2016г.
(слайд 1) В рамках изучения темы «Наш город» в ноябре 2015г. дети моей группы
спросили меня: «Что такое уголь?»… т.к. наш город расположен на угольном разрезе… так
и возникла тема исследовательской работы «Его величество Уголь».
(слайд 2) Вид проекта: опытно-экспериментальный
Продолжительность:краткосрочный, 14 дней (9 – 22 ноября 2015г)
Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители
Форма проведения: групповая
(слайд 3) Актуальность: - позволяет в условиях воспитательно – образовательного
процесса в ДОУ расширить и обогатить представление у детей об угле, его свойствах,
применении и значении.
Обозначив тему, мы задумались над вопросами:
Что такое уголь?
Как добывается уголь?
Применение и значение угля
Польза и вред угля.
Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы провели исследование, выбрав для этого уголь,
как объект исследования
(слайд 4) Цель проекта:узнать как можно больше об угле и его свойствах
В основу проекта вложена гипотеза:Мы предполагаем, что каменный уголь может быть
как полезен, так и вреден для жизнедеятельности человека.
(слайд 5) Для достижения цели были поставлены задачи:
1.
Обеспечить условия развития представлений о полезном ископаемом – каменном
угле
2.
Обеспечить условия развития инициативы и самостоятельной активности детей
3.
Развить у детей познавательный интерес, желание экспериментировать
4.
Обеспечить развитие положительного отношения к природе и родному краю.
(слайд 6) Образовательная область:познавательное развитие
Интеграция:
1.
познавательное и речевое развитие
2.
художественно-эстетическое
3.
социально-коммуникативное
Методы организации опытно-экспериментальной деятельности:
словесные – беседа, чтение худ.литературы
наглядные – рассматривание иллюстраций, фотографий
практические – игры, опыты
Этапы проектной деятельности:
1.
Подготовительный - определение целей, задач, изучение литературы, подбор
оптимальны методов и приемов, составление плана деятельности
2.
Реализация проекта –работа с детьми (беседы с детьми, чтение рассказа,
разучивание физминутки «Матушка-Земля»)
- работа с родителями (Беседа с родителями на тему “Образовательный проект” (помощь,
сотрудничество), изготовление «энциклопедии» о полезном ископаемом - каменном угле)
- опытно-экспериментальная деятельность с углем
3. Итоговый - подведены итоги роботы над проектом, рисование детей с родителями
плакатов на тему «Сохраним наш город от угольной пыли», интеллектуальная игра «Трик-
Трак это так!»
(слайд 7) Была проведена предварительная работа
•
Рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых.
•
Беседа на тему «Профессия мужественных людей» (о шахтерах), рассматривание
иллюстраций, фотографий на тему «Как добывают уголь».
•
Чтение рассказа «Черное золото» С. И. Венецкого «Рассказы о металлах» и
рассматривание иллюстраций к нему.
•
Беседа на тему «Откуда пришло тепло в детский сад? ».
•
Разучивание динамической паузы «Матушка-Земля»
(слайд 8) во время работы над проектом использовалось следующее оборудование, и
была проведена словарная работа.
(слайд 9) Сначала мы узнали, что каменный уголь – это не просто камень, это полезное
ископаемое, которое образуется в недрах Земли из остатков древних растений, которые
росли на болотах.
(слайд 10) В детском саду провели несколько экспериментов, чтобы поближе
познакомится со свойствами угля.
1.
Определили внешние качества угля – что нам рассказали наши глазки: Какой уголь?
- Уголь чёрный и блестящий; рассмотрели через лупу и увидели, что Уголь -
бугристый как дерево.
2.
(слайд 11) Чем пахнет уголь – выяснили - у него нет запаха
3.
Почему уголь называют каменным? Что общего у него с камнем? Крепко сжимали
его в руке. Изменил он форму? Верно, нет. Почему?
4.
(слайд 12) Пока выясняли, почему уголь называют каменным, ребята посмотрели
на свои руки и увидели… Невелик кусок угля, а пачкает. Затем попробовали
кусочками угля рисовать… получились забавные рисунки!
5.
Уголь очень твёрдый, но прочный ли он? Пробовали надавить на него, осторожно
ударяли молоточком по кусочку угля. Что произошло? (Уголь рассыпался на
маленькие кусочки) Что это значит? (уголь не прочный)
6.
(слайд 13) Далее познакомились еще с одним свойством угля. Как вы думаете, что
произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду?- Давайте опустим его в
стакан с водой. Что происходит (появляются пузырьки). Во всех камнях есть
воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею -
появляются пузырьки. Уголь утонул. Почему? (Он тяжёлый). После этого опыта
ребята предположили, что в молоке уголь не утонет,… провели еще один
эксперимент, где выяснили, что каменный уголь не растворяется ни в одной из
жидкостей
7.
(слайд 14) Здесь мы сделали угольный фильтр и наблюдали, как очищает уголь
воду. (растаяли снег – увидели что вода получилась грязная – попробовали очисть с
помощью нашего фильтра
(слайд
15
) Выводы экспериментов:
уголь чёрный, блестящий, слоистый, твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие
куски
уголь оставляет след - угольную пыль (пачкается)
уголь тяжёлый, не растворяется в любой жидкости, очищает воду
(слайд
16
) Затем мы узнали, что из угля получают краску, пластмасс. Используют для
изготовления духов, лекарств, стекла и другого.
(слайд
17
) Так же узнали, что при горении каменный уголь даёт много тепла. В целях
безопасности, этот эксперимент дети - ребята проводили дома с родителями.
(слайд
18
) Инструктор по гигиене нашего д/с рассказала нам о том, что в нашем городе
идет добыча, обогащение и перегрузка угля. В результате чего мелкая угольная пыль,
попадая в воздух, разлетается по всему городу, загрязняя окружающую среду и вредя
здоровью людей.
Добыча угля связана с риском для жизни, и, несмотря на строгие меры безопасности, ежегодно
под землей погибают сотни шахтеров. Да и сжигание угля чревато экологическими
последствиями и приводит ко многим заболеваниям. При взаимодействии с углеводородами
может развиться рак кожи, а дым и газы, выделяемые при сжигании угля, могут стать
причиной рака и эмфиземы легких.
Угольные газы также содержат соединения серы,
вызывающие кислотные дожди. В результате наносится вред растительности, гибнет
рыба и другие представители
водной фауны, разрушаются здания.
(слайд
19
) Вывод исследования:
•
Наша гипотеза подтвердилась.
•
Каменный уголь - полезное ископаемое, нужное человечеству;Но угольная пыль
вредна для всего живого.
(слайд
20
) После беседы с инструктором по гигиене ребята рисовали с родителями
плакаты на тему «Сохраним наш город от угольной пыли»
(слайд
21
) И в саду была проведена интеллектуальная игра «Трик-Трак это так!», где мы
подытожили работу над проектом. Вопросы игры вы видите на слайде
(слайд
22
) Литература и интернет ресурсы, которыми мы пользовались при работе над
проектом
(слайд
23
)