Напоминание

"История села Секинесь в лицах его жителей."


Автор: Кирина Наталья Степановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Омарская СОШ"
Населённый пункт: село Секинесь, Мамадышский район, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "История села Секинесь в лицах его жителей."
Раздел: среднее образование





Назад





Тема: История села Секинесь в лицах его жителей.

Цель урока:
 Изучение исторического краеведения, как важного средства повышения качества знаний, формирования у учащихся научного мировоззрения и воспитания патриотизма.  Развитие познавательного интереса, осознания молодежью своей причастности к истории, настоящему и будущему своей малой родины.  Изучение и охрана памятников истории и культуры.  Изучение археологического, этнографического и культурного наследия своего края.  Воспитание молодежи гражданами своей малой Родины.
Тип урока
: урок формирования новых знаний, комбинированный урок.
Оборудование
: мультимедийная презентация, компьютер, проектор.
Основные понятия
: археология, краеведение.
План урока:
Введение в историю. 1. Общая характеристика археологического памятника. 2. Архивный материал семьи Альфонцевых. 3. Исследовательская работа семьи Альфонцевых.
Ход урока.
1. Актуализация.
1.

Изучение нового материала.

Археология
– один из основных разделов истории. Эта наука изучает древнейшее прошлое человечества от времени его становления до времени широкого распространения письменности. Древнейшие периоды истории людей археология изучает по материальным следам их деятельности – остаткам древних поселений, крепостей, жилищ, остаткам мастерских и производств, культовым и погребальным сооружениям, древним рисункам, нанесенным на скалы или стены пещер, и по другим следам человеческой деятельности в давние времена. Все они называются
археологическими

памятниками.
Памятники эти изучаются путем археологических разведок и раскопов.
Краеведние
- предмет, по изучению края, который ты живешь или который ты изучаешь.

Дополнительный материал для учителя:

История образования Секинесьской школы
Первое упоминание об обучении и образовании в селе Секинесь относится к XIX веку. В 2013 году Секинесьской ныне начальной школе исполнится 98 лет. Но это не означает, что только 98 лет назад началось обучение в нашем селе. Ещё 31.12.1856 года в селе Троицко-Секинесьском (так в то время называлось село Секинесь) Палатой министерства государственных имуществ, была открыта первая церковно-приходская школа на средства прихода, наставник - Александр Троицкий, и располагалась она в частном доме Мясниковых.
Так выглядит Секинесьская школа сегодня
В 40-х гг. XIX в. стали открываться школы, которые назывались «безмездные» (пожалованные), так как никаких средств на их содержание не отпускалось. Основным учредителем таких школ была Палата министерства государственных имуществ, а наставниками их становились местные священники, имевшие духовное образование и богослужебную практику. Число церковно-приходских школ из года в год возрастало. Однако детально разработанной программы преподавания долгое время не было. Детей прихожан обучали чтению, церковному пению, письму и необходимым молитвам. 13 июня 1884 г. были изданы «Правила о церковноприходских школах». Предусматривалось открытие церковных школ одно классных с двухгодичным и двухклассных - с четырехгодичным курсами обучения. 2
Перед двухклассными ш колами ставилась задача «приготовления учеников для уездных (городских) училищ». В школах преподавались: Закон божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской литературы и письмо, нач альные арифметические сведения. Были обнародованы «Программы учебных предметов для церковноприходских школ, утвержденные святейшим Синодом», по которым вводилась недельная сетка часов по предметам обучения: закон божий - 7, церковное пение - 3, церковнославянская грамматика - 4, русский язык 7, чистописание - 3, счисление - 6.
Рабочая тетрадь ученика церковно-приходской школы
Окончательная организация церковно-приходских школ была узаконена «Правилами об уездных Отделениях епархиального училищного совета» (1888) и «Положением об управлении школами церковно-приходскими и грамоты» (1896). Контроль за деятельностью церковноприходских школ осуществлялся уездными отделениями Казанского епархиального училищного совета через своих наблюдателей и штатных инспекторов. Закон божий и церковное пение были основными предметами церковно-приходских школ. Перед началом учения и его завершением совершалось молебное пение. Дети должны были заучивать молитвы, чтобы хором их исполнять: «Во имя отца и сына и святого духа», «Господи, помилуй», «Господи, благослови», «Царю небесный» (перед началом учения), «Отче наш» (перед обедом и ужином), «Достойно есть» (после учения) и пр. Обязанности законоучителя (преподавателя Закона божьего) исполняли 3
священники или, изредка, учителя под их наблюдениями. Первыми обязанности законоучителя (преподавателя Закона божьего) исполняли: 1. 1884 г. - Ерихирия Троицкая, 2. 1890 г. – София Григорьева, 3. 1884 г. - Ерихирия Троицкая, 4. 1884 г. - Ерихирия Троицкая, 5. 1890 г. – София Григорьева, 6. 1893 г. - Рафаил Дмитревский, 7. 1900 г. - Александpa Октаева, дочь священника из Чистополя 8. 1920 г.- Анна Дмитриевна Лебедева окончила Казанское епархиальное женское училище, и Валентина Васильевна Городецкая окончила Казанское Окружное женское училище духовного общества. В школах существовала палочная дисциплина, и применялись физические наказания в отношении провинившихся учащихся. «Обучение поручалось псаломщикам и пономарям, людям еле грамотным. Кроме того, у духовенства и не было никаких материальных средств для обучения: помещений, учебных пособий... Обучение велось в этих школах по всем правилам старой педагогики, учеников секли, заставляли бессмысленно долбить азы». Детей, которые хотели бы учиться грамоте, было много, но в основном это были мальчики, девочек - же в школу не пускали, они занимались домашним хозяйством: нянчились с младшими, пряли, стирали, готовили и т.д. Вот данные о количестве учащихся по годам: 1. 1870 г. -I м ,7д.; 2. 1875 г.-44м.,3д.; 3. 1884 г.-52м.,8д.; 4. 1886 г.-44м.; 5. 1890 г.-50 м., 6 д.; 6. 1893 г.-42 м, 14 д.; 7. 1895 г.-40 м., 7д.; 8. 1900 г. - 60 м., 4 д.; 9. 1902 г. - 52 м., 6 д.; 10. 1909 г. - 59 м., 16 д.; 11. 1920 г. - 40 м., 16 д. Возникла необходимость в строительстве нового отдельного здания под школу. В 1910 году, по решению общества, на средства прихожан и земства, начали строить данную школу. Лес для строительства готовили местные жители, а закончили строительство военнопленные румыны. Школа начала действовать в 1914 году, как церковно - приходская. Обучение ведёт дочь священника из Чистополя Александра Октаева, да и сам батюшка Лебедев тоже даёт уроки богословия. Спустя некоторое время, приезжают ещё учителя, это: Анна Яковлевна, Анна Тихоновна, Анна Михайловна, к сожалению, их фамилии никто вспомнить не смог. Шло время, и Россия забурлила: революция, начались преобразования, дошли они и до нашего села. Решением Волостного отдела народного 4
образования от 20 августа 1919 года Троицко-Секинесьская церковно- приходская школа преобразована в советскую пятиклассную. Наступили тяжёлые времена для советской власти и для народного хозяйства. Родители запретили своим детям ходить в школу, И вновь сверху поступает специальный указ, в котором говорилось, чтобы сельские советы обязали родителей отпускать детей в школу. В это время, из-за разногласия с советской властью, уезжает учительница Александра Октаева, на её место приезжает Альфонцева (Юнусова) Татьяна Фёдоровна — это первая учительница начальных классов в нашей школе. О ней я хочу рассказать поподробнее, так как у её семьи сохранилось много документов, подтверждающих трудовую деятельность.
СУДЬБА как линия связи - Альфонцева Татьяна Федоровна
Альфонцева Татьяна Федоровна родилась 7 января 1890 года в деревне Омарский Починок. В 1910 году окончила курс Женской Учительской семинарии в звании учительницы городских и сельских начальных училищ (об этом свидетельствует архивная справка за №668 от 5 июля 1936 года Центрального Архивного Управления г. Казани, 5

Архивная справка об окончании семинарии
а также Аттестат за № 191256, выданный 29 июня 1933 года Народным Комиссариатом по Просвещению).
Аттестат Альфонцевой Татьяны Федоровны
По окончании Учительской семинарии была направлена на работу в Мензелинский уезд Ильбахтинское училище, о работе в котором сохранилась запись общего собрания. 6

Письмо члену общества взаимопомощи Мензелинского уезда от19

января 1915 года
С 4 января 1916 году её приглашают работать в Мысово-Челнинское 2-х классное училище, т.к. Татьяна Федоровна является единственной учительницей с семинарским образованием (о чём свидетельствуют письма инспектора народных училищ 2-го района Мензелинского уезда за №11 от 6 сентября 1916года, №38 от 12 января 1916 года, сохранённые семье).
Письмо инспектора народных училищ 2-го района Мензелинского уезда

от 6 сентября 1916года
С 1 сентября 1919 года по 1 сентября 1922 года Татьяна Фёдоровна является учительницей Омарской школы Мамадышского кантона. 7

Справка о работе в Омарской школе
С 1 сентября 1922 года по 1 сентября 1923 года руководительницей Омарского детсада. Здесь же Юнусова Татьяна Фёдоровна выходит замуж за Альфонцева Петра Аристарховича, фельдшера, окончившего курс в фельдшерской школы при Казанском Ветеринарном институте в 1910 году, о чём свидетельствует справка за №12324 от 22 декабря 1915 года.
Справка выдана Мамадышской земской управой 22 декабря 1915 года
После рождения сына Юрия в 1919 году и дочери Надежды в 1924 году делает небольшие перерывы. Время было тяжёлое - НЭП, пришлось выйти на работу. С 1 сентября 1927 года по 1 сентября 1929 года работает 8
заведующей Омарской опорно-инструктивной школы ликбеза Омарской волости, и в тоже время учительницей Покровской начальной школы Мамадышского района.
Справка о работе в Покровской начальной школе
А тут ещё беда - умирает муж в 1926 году. Впоследствии Татьяна Фёдоровна так и не вышла больше замуж, воспитывала сына и дочь одна. С 1 сентября 1930 года по 1 сентября 1931 года, работает учительницей в Омарско-Починовской школе.
Справка о работе в Омаро-Починовской школе
В 1931 году была направлена на работу в Секинесьскую неполную среднюю школу учительницей начальных классов, где и проработала до пенсии. Начав трудовую деятельность с 1910 года, Татьяна Фёдоровна уже в 40 -х 9
годах стала пенсионеркой за выслугу лет, о чем свидетельствует справка за №105 от 26 ноября 1942 года. На годы войны приходятся самые трудные испытания. Сын Юрий ушел на службу в армию 13 сентября 1939 года и сразу же был направлен в действующую армию. С фронта часто писал письма матери и сестре, описывал места, где воевал и спрашивал, как дела дома. За боевые успехи Юрий был награжден пятью орденами: два ордена Красной звезды; Орден Отечественной войны II степени; Орден Славы; медаль за отвагу. Ни в одном письме он не рассказывает матери о боевых сражениях, чтобы не расстраивать её, но все письма заканчиваются словами: крепко целую, обнимаю! Скоро увидимся.
Письма сына с фронта
Сын Юрий погиб, пройдя практически всю Великую Отечественную войну, был убит в январе 1945 года, не дожив до Победы всего лишь три месяца. 10

Похоронка на

сына
Несмотря н а г о р е ч ь утраты, Татьяна Федоровна продолжает трудиться, п о м о г а я и подбадривая односельчан добрым словом. Трудовая деятельность продлилась вплоть до середины 60-х годов. Да и в дальнейшем, когда возникала необходимость, она выходила на работу, в помощи Татьяна Фёдоровна никогда не отказывала. Это чистой души человек, весь свой жизненный путь посвятивший детям. За долголетнюю безупречную работу по воспитанию детей Альфонцева Татьяна Фёдоровна занесена в Книгу почёта, награждена Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Знак Почёта.
Свидетельство о занесении в книгу почета
Хочу выразить благодарность семье, за сохранённые архивные документы.
Вывод
Как жаль, что в свое время, когда были еще живы старые учителя и ученики старшего поколения, которые помнили и общались с первыми учителями, не записывали историю школы и биографии учителей того 11
времени. Как много утеряно документов! Но, несмотря на это, память о школе и учителях хранится в душах бывших учеников. Нас переполняет чувство гордости и уважения к истории села, а как оказалось, она очень богата. До сих пор мы не придавали документальным источникам большого значения. Только сейчас мы стали понимать, насколько важно хранить такие реликвии. Ведь только благодаря этим источникам мы можем узнать, какой путь пройден нашими предками, какой след оставили они в истории нашей страны. Живые могут сами передать историю своей жизни, ушедшие – нет. Но разве не завещали ушедшие нам, кто доброту, кто мужество, кто свой неповторимый подход к жизни, чтобы мы передали это все по цепочке, чтобы не исчезла живая память о них. И в этом нам помогут семейные фотографии и другие документы. Нужно только беречь и сохранять то, что остается нам от матерей и отцов, бабушек и дедушек. Ведь скоро и сегодняшние фотографии станут реликвией, и я уверена, что и наши дети так же будут изучать историю своей страны по семейным альбомам. Наш долг сегодня - сохранить их и передать по наследству как самые дорогие нашему сердцу источники памяти.
3. Закрепление нового материала.
1. Ответить на вопросы и задания. 2. Работа с документами. 12


В раздел образования