Автор: Анфилофьева Елена Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ОГКУ СО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Иркутска"
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Комплекс упражнений и игр для успешной адаптации, социализации и сплочения детей, оказавшихся в социальном учреждении временного пребывания"
Раздел: дополнительное образование
ОГКУ
СО
«Социально-реабилитационный
центр
для
несовершеннолетних г. Иркутска»
Воспитатель отделения круглосуточного приема, временного
содержания и перевозки несовершеннолетних
Анфилофьева Елена Геннадьевна
«Комплекс упражнений и игр для успешной адаптации,
социализации и сплочения детей, оказавшихся в социальном
учреждении временного пребывания»
«Приветствие».
Все
участники
встают
в
круг.
Педагог
предлагает
поприветствовать друг друга необычным способом - правым
локтем руки.
Приветствие.
Участники садятся в круг. Педагог предлагает ребятам
поприветствовать друг другу на подростковом сленге. Например:
пис, хай, хаюшки, привки, респект, привет, Бро! и тд.
Приветствие.
Ребята садятся в круг. Педагог предлагает участникам
поприветствовать
другу
друга,
используя
только
мимику.
Например: подмигнуть глазом, улыбнуться, поиграть глазами,
поморщить нос и тд.
Практическая игра «Здравствуйте»
Участники встают в круг и двигаются в хаотичном порядке.
Педагог предлагает ребят поздороваться друг с другом на
французском языке «Бонжур», затем на испанском « ола», на
итальянском «чао», на иранском «салам», на греческом «ясас», на
армянском «барев», на монгольском «байна уу», на украинском
«прывит» или «здрастуйтэ», на белорусском «доброй раницы», на
немецком «хало», «гутен таг», на латышском «лабден», на
румынском «салют» и тд.
Практическая игра «Здравствуйте».
Известно, сто слово «Здравствуйте» может быть произнесено на
все лады. Участникам предлагается выявить свой потенциал
использования приветствия. Каждый участник по кругу произнесет
слово «здравствуйте» по - своему.
Обсуждение: оценка участникам подтекста, который каждый
вкладывал в приветствие.
Практическая игра «Здравствуйте».
Участники встают в круг. Педагог предлагает ребятам
поприветствовать
друг
друга,
пальцами
рук,
поочередно
прикасаясь сначала большими, затем указательными, средними,
безымянными и мизинчиками.
Упражнение «Глаза в глаза».
Участники разбиваются на пары и в течение 3-5 минут
внимательно смотрят в глаза друг другу, пытаясь представить,
каким этот человек был до встречи с вами. Затем все делятся
впечатлениями и проверяют свои догадки.
«3 слова о себе».
Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами.
Имя за слово не считается.
Упражнение «Немного о себе».
Участники садятся в круг. Каждый по очереди мимикой и
жестами показывает, чем он любит заниматься. Остальные
пытаются понять его и сказать вслух.
Упражнение «Свет мой, зеркальце…».
Оборудование: зеркальце.
Педагог предлагает вспомнить строки из «Сказки о мертвой
царевне…» А.С. Пушкина: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю
правду доложи…»
Участникам, поочередно глядя в зеркальце, предлагается дать пять
ответов на вопрос «Кто я?».
Упражнение «Волшебная подушечка».
Цель: познать себя: я – уникальный.
Оборудование: декоративная подушечка.
Педагог поясняет, что есть волшебная подушечка, с
помощью которой исполняется самое заветное желание, надо
только набраться смелости, прижать подушечку к самому
сердцу и произнести вслух свое желание.
После этого педагог спрашивает, «Кто может выполнить твое
желание?», «Что для этого нужно?».
Упражнение «Кто больше?»
В течение одной минуты ребята пожимают как можно больше
рук, каждый раз называя свое имя. Можно пожимать руки одним и
тем же ребятам несколько раз, нельзя только подряд. Каждый
считает про себя, сколько рук он пожал.
В конце упражнения можно определить победителя, пожавшего
больше всего рук.
Упражнение 12 месяцев».
Педагог просит участников сесть в круг по дням своего
рождения,
так
чтобы
с
одного
края
находится
участник,
родившийся ближе всего к первому января, а с другого конца круга
– к тридцать первому декабря.
В теории вероятностей с днями рождения связана известная
задача, называемая «парадокс дней рождения». Данный «парадокс»
гласит, что в любой случайно собранной группе с вероятностью
более 50% у двух и более человек дни рождения совпадают.
Давайте посмотрим, а есть ли совпадения у нас.
Во время проведения упражнения происходит знакомство
участников, самовосприятие, самовыражение, толерантность к себе
и другим.
Упражнение «Свеча по кругу».
Оборудование: восковая свеча.
Ребята сидят в кругу. Педагог зажигает свечу и передает ее по
кругу. Поочередно, каждый из ребят говорит добрые, теплые слова
и пожелания друг другу. Последний участник, задувает свечу.
Упражнение «Волшебный клубочек».
Оборудование: клубок шерстяных ниток.
Ребята усаживаются в круг и передают друг другу клубок
шерстяных ниток, поочередно наматывая нитку на запястье. При
этом каждый говорит: «Меня зовут…», « Я люблю…», «Я не
люблю…», «Я хочу с тобой дружить, потому что…» и тд.
Практическая игра «На льдине».
Оборудование: стулья.
Педагог берет стулья в количестве, соответствующем числу
участников
и
составляет
их
вместе.
На
образовавшуюся
своеобразную «льдину»встают участники и представляют, что
отправляются в путешествие в Антарктиду. Педагог имитирует
раскол «Льдины», постепенно убирая стулья. Задача участников –
продержаться на стульях как можно дольше, стараясь не потерять
никого из членов своей команды.
Практическая игра «Мы с тобой похожи тем, что…»
Участники выстраиваются в два круга – внешний и внутренний,
лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах
одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам
напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи
тем, что…». Например: что живем на планете Земля, учимся в
одном классе, одного возраста, одного цвета глаза, одного пола и
тд. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой
отличаемся тем, что…». Например: разная длина волос, живем в
разных районах, учимся в разных школах и тд. Затем по команде
педагога, участники внутреннего круга передвигаются по часовой
стрелке, меняя партнера. Игра повторяется до тех пор, пока
каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым
участником внешнего.