Напоминание

презентация к уроку русского языка на тему "диалектизмы "6 класс


Автор: Данель Алевтина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ОШ №"25 г.Иваново
Населённый пункт: г.Иваново, Ивановская область
Наименование материала: методическая разработка урока 6 класс
Тема: презентация к уроку русского языка на тему "диалектизмы "6 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Электронное приложение к уроку русского языка в 6 классе
диалектизмы
Выполнила учитель русского языка и литературы Данель Алевтина Васильевна МБОУ»ОШ»№25 г. Иваново 2016 г.










Прочитайте текст К.Яковлева. Найдите предложение, в котором выражена основная мысль. Простая, милая Средняя Русь слышится в каждом названии травы – до удивления точном, красивом, ненаглядном и звучном. Купальница: когда раскроет она лепестки, прогреется вода в реке, и люди, как бы по этому знаку, начинают купаться. <…> Как только не названы травы! И по запаху – душица, душистый колосок; и по цвету – желтовник,
синецвет
, белозор; и по листьям –
тысячелистник
, медвежье ухо, сороказуб. И по времени – майник,
подснежник
; и по месту, где выросли, – нивянка, пустырник, дубравница, ельник. (К.Яковлев)
 
1.
Выпишите народные названия растений и обозначьте в этих словах корни. Объясните значение корней. 
2.
Определите способ образования выделенных слов. 
3.
Какие из перечисленных автором названий растений употребляются в нашей местности? 
4.
Приведите свои примеры народных названий цветов и трав. Запишите рядом с научным и широко распространенным наименованием растения народное местное название.   Прочитайте отрывок из книги писателя В.Солоухина «Владимирские проселки». Обратите внимание на народные названия трав и цветов.  
Разнотравье и разноцветье
  Удивительно перепутались здесь лесные цветы с луговыми. Еще на опушке можно было найти розовые кошачьи лапки или белые пирамидки заячьего уха. Лиловые кисти кукушкиных слезок росли рядом с медвежьим луком, вороний глаз цвел неподалеку от куриной слепоты. А метелки лисьего хвоста высоко поднимались над полянами петушиного гребня. И царские кудри, и золотые розги, и ятрышник с любкой – это российские родственники бразильских орхидей, и яркие связки золотых ключиков – все это росло, цвело, шумело пчелами и шмелями, скрывая от нас дорогу.  (В.Солоухин) 


НАЗОВИТЕ ФАМИЛИЮ УЧЕНОГО КОТОРЫЙ ПОСВЯТИЛ СВОЮ ЖИЗНЬ ИЗУЧЕНИЮ ДИАЛЕКТИЗМОВ.


В раздел образования