презентация к уроку русского языка на тему "диалектизмы "6 класс
Автор: Данель Алевтина Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "ОШ №"25 г.Иваново Населённый пункт: г.Иваново, Ивановская область Наименование материала: методическая разработка урока 6 класс Тема: презентация к уроку русского языка на тему "диалектизмы "6 класс Раздел: среднее образование
Электронное приложение к уроку русского
языка в 6 классе
диалектизмы
Выполнила учитель русского языка и литературы
Данель Алевтина Васильевна МБОУ»ОШ»№25 г.
Иваново 2016 г.
Прочитайте текст К.Яковлева.
Найдите предложение, в котором выражена
основная мысль.
Простая, милая Средняя Русь
слышится в каждом названии травы – до
удивления точном, красивом, ненаглядном
и звучном. Купальница: когда раскроет она
лепестки, прогреется вода в реке, и люди,
как бы по этому
знаку, начинают купаться. <…> Как
только не названы травы! И по запаху –
душица, душистый колосок; и по цвету –
желтовник, синецвет , белозор; и по
листьям – тысячелистник , медвежье ухо,
сороказуб. И по времени – майник,
подснежник ; и по месту, где выросли, –
нивянка, пустырник, дубравница, ельник.
(К.Яковлев)
1. Выпишите народные названия растений и обозначьте в этих словах корни.
Объясните значение корней.
2. Определите способ образования выделенных слов.
3. Какие из перечисленных автором названий растений употребляются в нашей
местности?
4. Приведите свои примеры народных названий цветов и трав. Запишите рядом с
научным и широко распространенным наименованием растения народное местное
название.
Прочитайте отрывок из книги писателя В.Солоухина «Владимирские проселки».
Обратите внимание на народные названия трав и цветов.
Разнотравье и разноцветье
Удивительно перепутались здесь лесные цветы с луговыми. Еще на опушке можно
было найти розовые кошачьи лапки или белые пирамидки заячьего уха. Лиловые
кисти кукушкиных слезок росли рядом с медвежьим луком, вороний глаз цвел
неподалеку от куриной слепоты. А метелки лисьего хвоста высоко поднимались над
полянами петушиного гребня. И царские кудри, и золотые розги, и ятрышник с
любкой – это российские родственники бразильских орхидей, и яркие связки золотых
ключиков – все это росло, цвело, шумело пчелами и шмелями, скрывая от нас дорогу.
(В.Солоухин)
НАЗОВИТЕ ФАМИЛИЮ УЧЕНОГО
КОТОРЫЙ ПОСВЯТИЛ СВОЮ ЖИЗНЬ
ИЗУЧЕНИЮ ДИАЛЕКТИЗМОВ.