"Приёмы повышения мотивации обучающихся при изучении иностранного языка"
Автор: Букина Любовь Николаевна Должность: преподаватель английского языка Учебное заведение: Астраханское специальное ПУ Населённый пункт: г Астрахань, Астраханская область Наименование материала: статья Тема: "Приёмы повышения мотивации обучающихся при изучении иностранного языка" Раздел: среднее профессиональное
ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Л.Н.Букина
Астраханское специальное ПУ.
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать
одной из центральных проблем современного процесса обучения. Ее роль в
овладении системой знаний, умений и навыков обусловлена характером самой
учебной
деятельности,
обновлением
содержания
образования,
выра
боткой у обучающихся активности, стремления к самосовершенствованию.
Успешность студента в изучении иностранного языка определяется такими
факторами как: наличие базового уровня знаний и умений, сформированность
психических функций и процессов, необходимый уровень развития ценностно –
смысловой,
эмоционально
–
волевой,
мотивационно
–
потребностной
сфер
личности, полной реализации ее интеллектуального потенциала, соблюдения
соответсвующих
условий
протекания
учебного
процесса.
Формирование
мотивации – это не «перекладывание» преподавателем в голову обучающихся
готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения, а создание таких условий,
при
которых
появятся
внутренние
побуждения
(мотивы,
цели,
эмоции)
к
учению; осознание их студентами. Проблема мотивации особенно важна при
изучении языка, т.к. у многих обучающихся нет естественной потребности в
общении
на
иностранном
языке,
нет
англоговорящих
друзей,
книг
на
иностранном языке и т.д. Это значит, что преподаватель английского языка сам
должен максимально заинтересовать студентов.
На формирование мотивации влияет ряд условий: Первое условие - это новизна.
Если
задания
будут
повторяться,
то
обучающиеся
с
достаточным
уровнем
языковой компетенции быстро потеряют интерес. Слабые же довольно охотно
выполняют уже знакомые и ранее проработанные ими задания. Благодаря этому
они приобретают положительные эмоции и их уверенность повышается, а с ней
и
уровень
мотивации.
Второе
условие
-
это
степень
сложности
задания.
Огромное
значение
здесь
имеет
самооценка
обучающегося,
которую
на
протяжении
обучения
помогает
поднять
его
преподаватель.
Это
позволяет
перевести
трудное
задание
в
разряд
более
легких
и
тем
самым
поднять
мотивацию
к
выполнению
данного
задания.
Третье
условие
-
это
время,
отводимое на подготовку задания. При недостатке времени и жестких сроках
студенты попадают в стрессовую ситуацию и практически перестают работать.
Четвертое условие - это участие в дистанционных олимпиадах, что является
эффективным
способом
повышения
образовательного
уровня
студентов,
мотивирует их на подготовку к экзаменам, на самоутверждение, на раскрытие
своего потенциала .Пятое условие -это применение новых информационных
технологий.
Современный
преподаватель
должен
активно
применять
такие
технологии
на
своем
уроке.
Необходимо
использование
презентаций,
компьютерного тестирования, что является довольно нетрадиционной формой
контроля знаний и в связи с этим вызывающий огромный интерес у студентов.
Всё это поможет сделать урок интересным и увлекательным для студентов.
Существует много способов и приёмов стимулирования обучающихся
к изучению английского языка:
1. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры
обучающихся в свои
способности и возможности, в их реализацию.
2.
Использование
креативной
методики
«Шесть
шляп
мышления»
Шесть
шляп
мышления
или
«Six
thinking
hats» —
метод,
позволяющий
помогать обучающимся обсуждать проблемы, выражая разные точки зрения.
3. Работа с газетным материалом.
Во-первых, газетная лексика является актуальной и современной. Во-вторых,
информация,
содержащаяся
в газетных
публикациях,
помогает
студентам
понять современные тенденции в обществе.
4.
Организация внеурочной деятельности
создает благоприятный фон для
достижения
успеха,
что,
в свою
очередь,
положительно
влияет
на учебную
деятельность.
Она
помогает
преодолевать
трудности
в
обучении
5.Использование эвристических методов на уроке иностранного языка может
способствовать
не
только
формированию
и
развитию
творческих
и
коммуникативных
навыков
учащихся,
но
и
активизировать
изученный
лексический и грамматический материал, принимая во внимание требования
современного
ФГОС
.(
Метод
исключения
лишнего,
метод
учета
взглядов
других людей, метод запрещенных слови другие.),
6. Творческие работы повышают интерес к изучению языка, способствует
самореализации , расширяют кругозор обучающихся и соответственно запас
лексических единиц.
7 . .
Игра
является
самым
сильным
мотивирующим
фактором,
который
удовлетворяет
потребность
студентов
в новизне
изучаемого
материала
и разнообразии выполняемых упражнений, овладению иностранным языком.
8. Использование
на уроках следующих приемов: 1. приемы, связанные со
стимулирующим влиянием содержания учебного материала (показ новизны,
историзм,
прием
апперцепции,
сравнительный
анализ
и
культурных
особенностей разных стран, межпредметные связи);2. приемы, связанные с
интерактивными
методами
и
методами
проблемного
обучения
(постановка
проблемных
вопросов,
усиление
аргументации,
«мозговой
штурм»,
нетрадиционные
формы
проведения
уроков);
3.
приемы,
связанные
с
применением наглядных, технических и дидактических средств обучения.
4. приемы, основанные на педагогическом общении учителя и учащихся,
общения
учащихся
между
собой
(оценочные
обращения
учителя,
создание
ситуации успеха, оказание своевременной помощи, поддержка начинаний); 5.
приемы побуждения к учению, учитывающие внутриколлективные отношения в
классе
(планирование,
выполнение,
обсуждение
совместной
деятельности,
опора на общественное мнение)
.
Мотивы учения определяют направленность личности студента, его успехи и
неудачи. Положительными мотивами являются стремление к знаниям, желание
получить хорошую оценку, заслужить благодарность родителей и учителей,
Задача преподавателя состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы.